Налогообложение колхозников во время войны




Великая Отечественная война оставила колоссальный след на всех общественных сферах Советского Союза. СССР вышел из войны безоговорочным победителем. Однако победа досталась дорогой ценой: промышленные и аграрные центры в европейской части страны были частично или полностью разрушены, напряжение населения было направлено на военную мобилизацию ресурсов, финансовая система была расстроена и страна понесла большие людские потери. Необходимым условием для дальнейшего развития стал переход от военно-мобилизационной к мирной хозяйственной модели. Важным механизмом формирования военного бюджета и перераспределения ресурсов во время войны стала налоговая политика, которая тяжелым бременем ложилась на советскую деревню.

По характеристикам налогообложения деревенское население можно разделить на две основные группы – членов коллективных хозяйств (колхозников) и владельцев единоличных хозяйств (единоличники). В данной главе мы постараемся выявить характерные черты и изменение государственной налоговой политики в отношении членов коллективных хозяйств и их личных подсобных хозяйств.

Для начала необходимо охарактеризовать положение коллективных хозяйств на момент окончания войны. В военные годы основные повинности колхозниками выплачивались в натуральном и денежном виде. К натуральным налогам относятся обязательные поставки сельскохозяйственной продукции. Основными налогами взымаемые деньгами были сельскохозяйственный налог, установленный законом от 1 сентября 1939 года[28], подоходный налог, установленный законом от 1 марта 1941[29], также введенный 29 декабря 1941 года военный налог[30] и добровольные платежи (займы, лотереи). Помимо них также существовали различные местные налоги, налог на холостяков, налог со зрелищ, но они интересуют нас в меньшей степени, поскольку затрагивали ограниченную группу людей[31]. Основной доход колхозников заключался в распределении дохода от государственных поставок между членами артели в соответствии с количеством выработанных ими трудодней, а также в выручке от реализации продукции на внутренних рынках. Причём разница между ценами на сельскохозяйственную продукцию, установленными государством и рыночными, была внушительной.

Осознавая размеры торговли сельскохозяйственной продукцией на рынках, государство для увеличения налогооблагаемой базы с 1 марта 1941 года вводит подоходный налог на доходы колхозов, который составлял 4% с госзакупок и 8% с остальных доходов, который впоследствии станет одним из важных инструментов налоговой политики и источником пополнения бюджета[32].

Согласно закону “О сельскохозяйственном налоге” он исчислялся следующим образом. По нормам вмененной доходности, определяемыми статьёй 3, рассчитывается облагаемый доход хозяйства от сельскохозяйственных источников, далее в зависимости от уровня этого дохода для него устанавливается прогрессивный налог согласно статье 8. Начавшаяся война, а вместе с ней рост инфляции и, соответственно, средний рост цен на сельскохозяйственную продукцию на рынках в 8,86 раз привели к пересмотру основных статей закона о сельскохозяйственном налоге в 1943 году[33]. Рост норм доходности на различные источники дохода составил 400-1000%[34]. Если по закону от 1939 года налоговая ставка находилась в районе 7,14% - 14%[35] от общего дохода, то в изменённой 8 статье в 1943 году она составляла 8% - 24%[36], в зависимости от величины дохода[37]. Это позволило увеличить поступления в бюджет в несколько раз.

В качестве чрезвычайной меры в первый год войны был введён военный налог на каждого члена коллективного хозяйства в размере от 150 до 600 рублей, что в зависимости от местности составляло в среднем 5-11% от общего дохода колхозного хозяйства и приблизительно соответствовало размеру сельскохозяйственного налога[38]. Также в качество одного из налогов военного времени стоит выделить введенный 21 ноября 1941 года налог на холостяков[39], по нему одинокие и бездетные члены колхоза – мужчины от 20 до 50 лет и женщины от 20 до 45 лет облагаются ежегодным налогом в 100 рублей. В 1944 году к этому налогу добавится малосемейная группа с 1-2 ребенком, причём семья с двумя детьми должна будет платить 15 рублей, с одним – 30 рублей, без детей – 150 рублей[40]. Помимо обязательных налогов государство активно использовала механизмы добровольных займов и лотерей. На долю крестьян в 1941-1944 гг. приходило от 23% до 38% всех займовых сумм[41]. По подсчётам В.П. Попова средние добровольные платежи составляли от 4% до 12% от общего дохода колхозного двора[42].

Колхозный двор должен был платить государству натуральный налог в виде обязательных поставок зерна, риса, мяса, молока, шерсти, яиц, картофеля и других сельхозпродуктов по установленным региональным нормам. Важно отметить, что мясо, шерсть и яйца сдавались независимо от наличия в хозяйствах скота и птицы, однако зачастую по причине отсутствия в хозяйстве поголовья скота и птицы крестьяне сдавали другую продукцию взамен установленной[43]. Необходимо сказать, что за время войны личные подсобные хозяйства колхозников заметно увеличились. Невозможность прокормиться с выплат по трудодням, сильно сократившимся в войну, заставляла колхозников изымать из коллективного в личное пользование сельскохозяйственные территории. Такая мера позволяла обеспечивать плановые продовольственные поставки, ввиду чего правительство закрывало глаза на крестьянское самоуправство. Однако после окончания войны 19 сентября 1946 года Совмин СССР и ЦК ВКП(б) издают постановление “О мерах по ликвидации нарушений устава сельскохозяйственной артели в колхозах”[44]. В нём говорится о массовом характере расхищения общественных земель колхозов по линии увеличения приусадебных участков путём самовольных захватов с согласия правления и председателей. Данным документом постановляется местным руководителям провести проверку каждого колхоза и ликвидировать выявленные нарушения.

В условиях войны произошло увеличение натурального обложения растениеводства и кормопроизводства – введение сдачи соломы, рост нормативных размеров сдачи сена, овощей, картофеля, обязательные хлебопоставки в хлебный фонд Красной Армии, натуроплата машинно-тракторным станциям, взимание гарнцевого сбора за переработку сельскохозяйственный культур[45]. 13 апреля 1942 года под предлогом того, что минимум трудодней, установленный для колхозников в 1939 году, выполняется и перевыполняется, были введены новые нормы, составившие 100-150 дней для каждого трудоспособного колхозника в зависимости от района, такое количество дней было сопоставимо с сельскохозяйственным сезоном[46]. Нехватка семян, техники и рабочей силы приводила к снижению посевных площадей и, как следствие, невыполнению плановых показателей, что приводило к росту недоимок, который продолжали включаться в заготовительные задания на следующий год[47].

Однако при растущем налогово-податном прессе в ходе войны следует отметить наличие целого ряда льготных категорий граждан. Закон о сельхозналоге 1939 года позволял платить 50% от суммы для хозяйств колхозников и единоличников, в состав которых входят инвалиды войны и труда 1 и 2 групп (статьи 22). Также скидка в 15% предназначалась для семей, если на одного трудоспособного приходится трое и более детей, или при наличии двух трудоспособных членов семьи имеются трое и более детей до 12 лет (статья 25). Не привлекались к обязательным поставкам следующие категории хозяйств: хозяйства нетрудоспособных по возрасту; хозяйства престарелых, сыновья которых находились на действительной военной службе, а в семьях оставались жёны с детьми до 7 лет; хозяйства красноармейцев, если глава семьи находился на действительной военной службе, а в семье оставалась его жена с детьми до 7-летнего возраста; хозяйства инвалидов войны и труда[48]. В 1943 году от уплаты большинства налогов и податей были освобождены семьи военнослужащих, которые погибли или пропали без вести, при условии отсутствия в них других трудоспособных, кроме вдовы погибшего или пропавшего без вести с ребёнком до 8 лет[49].

Таким образом, мы можем видеть, что в период 1939-1945 гг. сельскохозяйственные ресурсы были мобилизованы в целях обеспечения государственных нужд. Для повышения объёмов продовольственных заготовок повышались плановые показатели без учёта реальных возможностей, для стимулирования продажи крестьянами продукции увеличивались налоговые ставки. Если пересчёт сельскохозяйственного налога в 1943 году был следствием военной инфляции, то в 1944-1945 наблюдается падение рыночных и заготовительных цен, что приводило к несоответствию реальных и фактических норм доходности, а, следовательно, росту налоговых недоимок[50]. Мобилизационная политика военного периода была оправдана насущной необходимостью, поэтому после окончания войны население ожидало от власти изменение и реформирование податно-налоговой системы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: