Денежная налоговая политика в 1945-1953 гг.




Реалии послевоенной жизни требовали изменения налоговой политики с первоочередной целью способствовать восстановлению разрушенных хозяйств. Однако согласно указу Президиума ВС СССР от 6 июля 1945 года в первую очередь от уплаты военного налога по зарплате освобождались рабочие и служащие оборонных предприятий[51], в то время как сельское население продолжало его выплачивать до начала 1946 года[52].

Необходимость сокращения денежных платежей в деревне осознавали в государственных ведомствах. В докладной записке начальника управления налогов и сборов Наркомфина РСФСР от 28 октября 1945 года сравниваются актуальные рыночные цены и официальные нормы доходности крестьянских хозяйств[53]. Автор демонстрирует падение средних рыночных цен в несколько раз в 1944-1945 гг. на колхозных рынках, тем самым обосновывая пересчет доходности хозяйств. Сравнение норм доходности и реальной доходности, рассчитанной Наркомфином РСФСР, приведено в Таблице 1.

 

 

  Нормы доходности с гектара или головы (в руб.) Доходность с гектара или головы по расчётам НКФ РСФСР Гр. 3 в % к гр. 2
Зерновые культуры     63,5
Картофель     59,3
Овощи     87,8
Коровы     67,4

 

Таблица 1

*Источник: Попов В.П. Российская деревня после войны (Июнь 1945 – Март 1953). С. 135.

Из расчётов следует, что нормы доходности 1943 года не соответствовали реальным рыночным ценам, которые приносили большую часть дохода крестьянам. Одной из причиной этого был одновременный рост предложения продовольственной продукции в силу утяжеления налогового бремени вместе с падением спроса у городского населения из-за развития собственной продовольственной базы[54]. В 1946 году нормы вмененной доходности были снижены[55]. Однако пересмотр данных норм не успевал за ситуацией на рынке, которая менялась не только каждый год, но и в зависимости от сезона[56]. Засуха и неурожай 1946-1947 годов в некоторых регионах привели к возникшему дефициту товаров, что в совокупности с обременительной налоговой политикой приводило к голоду[57].

В 1947 году была проведена денежная реформа, итогом которой стала деноминация валютного курса. По закону от 14 декабря 1947 года вся денежная наличность у населения подлежала обмену на деньги нового образца по курсу 10 к 1[58]. Вместе с этим отменялись карточки на продовольственные и промышленные товары, устанавливались единые розничные цены. Следствием этой реформы стало обесценивание денежных накоплений, падение уровня цен в среднем в 3 раза и, следовательно, доходов крестьян[59]. Установленные нормы доходности и налоги не отвечали низким доходам крестьянских хозяйств. Разница цен между 1947 и 1948 годами хорошо заметна в письме колхозника И.М. Прянишникова в Минфин СССР от 16 мая 1948 года[60]. Прянишников приводит следующее сравнение цен: 500 и 35 рублей за мешок картофеля, 600 и 96 рублей за пуд хлеба, 70 и 30 рублей за килограмм мяса, 10 и 4 рубля за литр молока.

На фоне проведения денежной реформы были пересмотрены налоговые ставки. По указу Президиума ВС СССР от 13 июля 1948 года устанавливались новые ставки сельскохозяйственного налога, сокращались на 50% льготы трудоспособным ввиду возраста, а также отменялись льготы многодетным семьям[61]. Сравнение налоговых ставок по указам от 1943 и 1948 приведены в Таблице 2.

  Размер налога на хозяйство
Размер облагаемого дохода По указу 3 июня 1943г. По указу 13 июля 1948г.
До 2000р. 8к. с каждого руб. дохода 11к. с каждого руб. дохода
2000-3000р. 160р. + 10к. с каждого руб. дохода свыше 2000р. 220р. + 13к. с каждого руб. дохода свыше 2000р.
3000-4000р. 260р. + 12к. с каждого руб. дохода свыше 3000р. 350р. + 16к. с каждого руб. дохода свыше 3000р.
4000-5000р. 380р. + 16к. с каждого руб. дохода свыше 4000р. 510р. + 21к. с каждого руб. дохода свыше 4000р.
5000-6000р. 540р. + 20к. с каждого руб. дохода свыше 5000р. 720р. + 26к. с каждого руб. дохода свыше 5000р.
6000-8000р. 740р. + 24к. с каждого руб. дохода свыше 6000р. 980р. + 31к. с каждого руб. дохода свыше 6000р.
Свыше 8000р. 1220р. + 30к. с каждого руб. дохода свыше 8000р. 1600р. + 40к. с каждого руб. дохода свыше 8000р.

Таблица 2

*Источник: составлено на основе Статьи 4 Указа Президиума ВС СССР от 3 июня 1943 года “Об изменении статей…” и Статьи 1 Указа Президиума ВС СССР от 13 июля 1948 года “Об изменении статей…” [62].

По данным в таблице виден рост прогрессивной налоговой ставки, которая в зависимости от дохода хозяйства могла составлять от 11-32% вместо 8-20%[63]. Необходимость данного повышения, так же как и в 1943 г., руководством объяснялась ростом доходности личных хозяйств. Но если во время войны в связи с увеличением рыночных цен на продовольствие доходы крестьян действительно выросли, то в результате реформы 1947 года они уменьшались, что вызывало сильную диспропорцию между размером налога и реальным доходом хозяйства, ещё не успевшего полностью оправиться после войны. Общий размер сельскохозяйственного налога составил 10,3 млрд. рублей, что в 4,3 раза больше собранного налога в 1940 году при сопоставимых курсах[64].

Тем же летом по указу Президиума ВС СССР от 11 августа 1948 года для колхозников были повышены ставки подоходного налога[65]. С 4% до 6% с доходов от продажи в порядке государственных закупок и с 8% до 13% с доходов от продажи в порядке колхозной торговли на рынке. Таким образом, доля налогов, сборов, займов в денежном доходе крестьянского колхозного двора РСФСР в 1948 году в среднем составляла 17%[66].

Вместе с повышением налоговых ставок продолжилось повышение норм доходности. Так, если в 1948 году в Новосибирской области доходность с гектара зерновых культур оценивалась в 1500 рублей, то в 1951 она уже составляла 4500 рублей[67]. В.П. Попов приводит следующие показатели норм доходности для СССР на 1951 год, указанные в Таблице 3.

Нормы доходности в 1951 г.
Источник дохода Доходность с гектара или головы скота в рублях
Зерновые культуры От 3000 до 8000
Картофель От 5000 до 13000
Огороды От 11200 до 23000
Коровы От 1800 до 2540

Таблица 3

*Источник: Попов В.П. Крестьянские налоги в 40-е годы. с. 104.

Следует сказать, что при политике снижения уровня цен новые нормы доходности по размеру превосходят нормы 1943 года, которые учитывали военную инфляцию до денежной реформы. В соответствии с данными нормами в Приложении 2 приведена диаграмма группировки хозяйств колхозников по размерам облагаемого дохода. По диаграмме видно, что более половины всех хозяйств колхозников имело доход ниже 4000 рублей. Однако вместе с этим необходимо отметить, что доход довольно крупной части (23,6%) всех хозяйств составлял от 4000 до 5000 рублей.

Вместе с увеличение норм вмененной доходности Указом Президиума ВС СССР от 1 августа 1951 года была введена новая шкала налоговых ставок, имевшая самые высокие ставки налога в период 1945-1953 гг. В Таблице 4 видно, что новые налоговые ставки в зависимости от доходности хозяйства составляли 12%-38,8%[68].

Размер налога на хозяйство по Указу от 1 августа 1951
Размер облагаемого дохода Размер налога на хозяйство
До 2000р. 12к. с каждого руб. дохода
2000-3000р. 240р. + 14к. с каждого руб. дохода свыше 2000р.
3000-4000р. 380р. + 18к. с каждого руб. дохода свыше 3000р.
4000-5000р. 560р. + 26к. с каждого руб. дохода свыше 4000р.
5000-6000р. 820р. + 33к. с каждого руб. дохода свыше 5000р.
6000-8000р. 1150р. + 40к. с каждого руб. дохода свыше 6000р.
Свыше 8000р. 1950р. + 48к. с каждого руб. дохода свыше 8000р.

Таблица 4

*Источник: Ильиных В.А. Указ. cоч. С. 76.

Также в 1951 году вновь был пересмотрен подоходный налог: ставки обложения на доходы от государственных закупок повышались до 9%, а на доходы от торговли на рынке – до 15%[69].

Следуя официальной статистике о бюджете колхозников, представленной в докладной записке И.В. Сталину 2 июля 1951 года, при росте денежного дохода колхозников на душу наличного населения с 727 рублей в 1940 году до 1133 рублей доходов в 1950 году произошёл рост налогов и сборов с 22 рублей до 119 рублей в сопоставимых единицах[70]. При этом необходимо учитывать, возможно, завышенный размер дохода и налога на душу населения.

О диспропорции между ростом сельскохозяйственного налога и понижении доходов говорится в докладной записке Г.М. Маленкову, составленной в марте 1953 года Наркомфином СССР[71]. Данные из записки демонстрируют, что за период 1949-1952 годов общая сумма налога составила 8.6, 8.8, 8,8 и 10 млрд. рублей в год соответственно, что увеличивало средний размер налога на 1 колхозный двор с 419 до 528 рублей. Вместе с ростом налога увеличивалось количество недоимок. Так, для оплаты налога колхозы Смоленской области вынуждены были пользоваться государственными кредитами, что привело к росту задолженности банкам с 32,3 млн. рублей в 1949 году до 257 млн. рублей в 1953 году[72]. Сумма недоимок Смоленской области по сельскохозяйственному налогу на 1 января 1953 года составила 20,2 млн. рублей. Такая ситуация представляется повсеместной, учитывая общность налоговой системы. В общей сумме недоимки прошлых лет к июлю 1953 года по сельхозналогу составили 528 млн. рублей[73].

Показательным примером, демонстрирующим механизмы налогового обложения личных подсобных хозяйств, являются расчёты исчисления дохода с коровы, приведённые В.П. Поповым[74]. В 1950 году средняя годовая удойность крестьянской коровы областными финансовыми отделами определялась приблизительно 1204 литрами молока (в то время как удойность колхозной коровы определялась 900 литрами), из которых 280 литров должно было быть продано в обязательном порядке по цене 25 копеек за литр, расход на выпойку теленка в 250 литров оплачивался государством по той же цене. Доход от продажи на рынке 240 литров молока по цене 1.16 рублей за литр – 278.4 рублей, личное потребление: 304 литра молока рассчитывалось по государственной цене 2.7 рублей за литр – 820.8 рублей, потребление масла 5,2 кг (130 литров) по цене 32.9 рублей – 171.08 рублей. Также учитывался приплод в весе 80 кг, из которых 40 кг сдавалось государству по цене 14 коп. за кг, а личное потребление и продажа мяса на рынке (17 кг) считалось по цене 11.4 рублей за кг – 193.8 рублей. Тем не менее, при подсчитанной доходности от коровы за год приблизительно в 1600 рублей норма доходности в 1950 году составила 2700 рублей. Разрыв между реальной нормой доходности и установленной компенсировался за счёт отказа населения от употребления мясомолочной продукции и продажи её на колхозных рынках, из чего следовало, что власть “дважды доила крестьянскую корову”.

Таким образом, в денежной налоговой политике в отношении членов коллективных хозяйств в период 1945-1953 годов мы можем наблюдать следующие тенденции: увеличение налоговых ставок, рост норм вмененной доходности, не сопоставимый с уровнем цен и реальным доходом, повышение подоходного налога и сокращение льготных условий для населения. Общий рост денежного налогового бремени в отношении коллективных хозяйств, не учитывающий их реальное состояние в послевоенный период, можно объяснить стремлением правительства стимулировать продажи сельскохозяйственной продукции на колхозных рынках и рост государственных поставок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: