Учебный модуль 3. Оценка эффективности проекта и управление рисками. 68




Тема 8. Управление рисками. 68

Вопросы 8: 73

Тема 9. Оценка экономической эффективности проекта. 73

Вопросы 9: 78

ТЕСТИРОВАНИЕ 3. 78

 


 

Учебный модуль 1. Сущность и содержание бизнес-планирования

Тема 1. Сущность и содержание бизнес-планирования.

Бизнес-планирование в системе планов предприятия. Цели и задачи бизнес-планирования. Классификация бизнес-планов.

 

Внутрифирменное планирование — необходимое условие успешного управления предпринимательской деятельностью организации. Предприниматели, осознающие роль планирования в обеспечении конкурентоспособности своего бизнеса и активно использующие его в практической деятельности, оказываются более успешными и надежными участниками рынка.

Профессионально организованное планирование позволяет менеджерам:

· подготовиться к оперативному использованию благоприятных условий и противостоянию возможным вызовам и угрозам внешней среды;

· координировать работу внутрифирменных структур, объединять их усилия для достижения целей, стоящих перед организацией;

· активизировать работу менеджеров;

· расширять их представление о законах рынка, его требованиях и запросах;

· улучшать информационное обеспечение организации, повышать качество принимаемых управленческих решений.

В условиях рынка планирование имеет свои пределы. К наиболее значимым ограничителям планирования относятся: неопределенность, непредсказуемость рыночной среды; издержки планирования; масштабы деятельности организации.

Неопределенность рыночной среды ведет к тому, что организация не в состоянии однозначно оценить свои позиции на рынке продаж продукции (работ, услуг). Она не располагает необходимой надежной информацией о текущих экономических процессах и не может достаточно точно определить направления и интенсивность их развития в перспективе. Неопределенность рыночной среды порождается разнообразием несовпадающих интересов и решений многочисленных субъектов рынка.

Потребность в планировании малого бизнеса объясняется более агрессивной внешней средой, более высокой уязвимостью и незащищенностью перед крупными конкурирующими компаниями. У малых и средних предприятий есть и свои преимущества в отношении организации планирования. Они имеют более четкую и простую внутреннюю среду, более предсказуемую и управляемую. На таких предприятиях легче организовать людей, нацелив их на выполнение плановых заданий, легче контролировать усилия каждого конкретного работника и оценить его личный вклад в результаты работы коллектива в целом.

Принципы планирования впервые определил А. Файоль:

1) принцип единства (холизма);

2) принцип участия;

3) принцип непрерывности;

4) принцип гибкости;

5) принцип точности.

Система планирования на предприятии включает несколько элементов, среди которых можно выделить виды планов, которые различают по периоду, объекту планирования и процессу.

· По времени различают перспективное, среднесрочное, краткосрочное планирование

· По объекту - планирование деятельности фирмы, планирование отдельного бизнеса, планирование ресурсов (например, численности персонала, материальных ресурсов и др.).

· По процессу можно выделить планирование инвестиционной деятельности, разработки исследовательских и проектных работ (включает разработку продуктов, технологических процессов и т.д.);

Перспективное планирование может реализовываться по одной из двух методологий (подходов) - стратегическое или долгосрочное планирование. Объектом планирования выступает фирма в целом и (или) бизнес фирмы. Период планирования бывает от трех лет и выше и зависит от большого количества факторов, среди которых: продукт фирмы, динамика рынка, состояние экономики и др.

Используемые для разработки плана методы разделяют на количественные (в основном для долгосрочного планирования) и качественные (экспертные).

По своему содержанию среднесрочный план является этапом реализации перспективного плана. Для разработки плана используются количественные методы.

Краткосрочное планирование - разработка плана на период от смены (полусмены) до одного квартала. Данный вид плана реализуется в виде оперативно-календарного плана (оперативно-производственного плана). Объектом планирования выступает рабочее место и производственное подразделение. Применяемые методы - количественные.

Особым видом плана выступает бизнес-план - технико-экономическое обоснование разрабатываемых и реализуемых мероприятий.

 

 

Рис. 1. Бизнес-планирование в системе планов предприятия

 

 

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен 1 или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь своих целей и задач, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

• конкретный проект производства определенного товара (услуг) - создание нового

типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

• всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности

организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

• изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных

механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

БП может быть использован в следующих ситуациях:

1. Фирме требуется капитал для дальнейшего развития.

2. Создание новой фирмы или смена собственника, при этом должна быть разработана стратегия развития.

3. Во время значительных структурных изменений (реконструкция, переход на выпуск новой продукции).

4. Для реализации инновационного замысла или бизнес-идеи.

5. Для финансового оздоровления предприятия, находящегося в состоянии неплатежеспособности, с целью вывода его из кризисного состояния.

6. При проведении конкурсов инвестиционных проектов.

Практика планирования выделяет несколько типов бизнес-планов. Каждый тип бизнес-плана имеет свои особенности.

В России выделяют четыре типа бизнес-планов.

1. Внутренний бизнес-план фирмы.

2. Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств

(коммерческого кредита).

3. Инвестиционный бизнес-план.

4. Бизнес-план финансового оздоровления.

Внутренний бизнес-план не имеет особых внешних требований. Напротив, внутренний бизнес-план должен быть адаптирован к внутренней системе учета и планирования. В состав плановых показателей должны включаться только те показатели, которыми можно и целесообразно управлять. Следует помнить, что громоздкость системы планирования снижает ее эффективность.

Системность планирования предусматривает охват всего цикла от заготовки материальных ресурсов, производства до реализации продукции и получения прибыли. Структуру внутреннего бизнес-плана необходимо адаптировать к системе контроллинга.

Примерная структура внутреннего бизнес-плана.

1. Резюме.

Изложение предпринимательской идеи. Обоснование идеи, ее перспективность. Оценка исходной ситуации. Факторы успеха. Продукция. Клиенты. Анализ рынка, главных конкурентов. Требования к месторасположению, помещениям.

2. Учредители. Фирма.

3. Концепции.

Анализ составляющих концепции. Обоснование организационно-правовой формы. Принципы управления предприятием. Квалификация, количество функций сотрудников. Концепция менеджмента, маркетинга. Логистика, организация производственного процесса. Система внутреннего учета. Учетная политика фирмы. Организация финансового менеджмента на предприятии. Система контроллинга.

4. Планирование.

Первоначальные вложения. Структура капитала. Планирование показателей, обеспечивающих готовность к производству (план инвестиций, план амортизационных отчислений, план издержек, план постоянных издержек). Планирование показателей, предполагающих производственную деятельность (план издержек на персонал, план переменных издержек, план выручки, план прибыли и убытков, план ликвидности).

5. Стратегия управления и планирования.

В разделе «Стратегия управления и планирования» целесообразно подробно остановиться на выделении глобальных и локальных целей и соответствующих стратегий, с помощью которых возможно их достижение. Целесообразно уделить внимание альтернативным стратегиям, оценке риска, прогнозированию качественных показателей.

6. Приложение.

В приложении следует поместить результаты маркетинговых исследований, аналитические записки, возможное изменение структуры управления, планирования, учета и другие материалы, раскрывающие содержание основного документа.

Следует особо отметить, что внутренний бизнес-план – это сугубо внутренний документ и используется для реализации программы фирмы. Фирма самостоятельно принимает решение о структуре и объеме бизнес-плана; о формировании таблиц. Поэтому приведенная выше примерная структура внутреннего бизнес-плана может служить только ориентиром, но не стандартом.

Следует также обратить внимание на структуру плана финансового оздоровления предприятия. По нашему мнению, многие разделы и рекомендации по их выполнению в значительной степени отвечают требованиям внутреннего бизнес-плана.

Для бизнес-плана под получение кредитов с целью пополнения оборотных средств (коммерческого кредита) существуют определенные международные стандарты. Объем бизнес-плана не должен превышать 25 страниц текста. Это объективное требование принято во многих странах мира. Принятая структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы:

1. Резюме.

2. Компания и отрасль, в которой она работает.

3. Продукция (услуги).

4. Производство.

5. Маркетинг.

6. Менеджмент.

7. Финансовый план.

8. Приложения.

Приведенная выше структура является примерной, рекомендуемой и не может быть абсолютной догмой. Следует заметить, что многие банки, инвестиционные структуры разработали собственные стандарты, формы бизнес-планов. В этой ситуации необходимо ознакомиться с требованиями кредитора и постараться их выполнить.

Чаще всего под каждого кредитора целесообразно готовить самостоятельный вариант бизнес-плана. Несмотря на возможное наличие особых требований к структуре и содержанию бизнес-плана, существует целый ряд общих рекомендаций.

Составляя бизнес-план рассматриваемого типа, необходимо максимально сократить использование информации, составляющей коммерческую тайну Вашей фирмы, проекта.

По мере «продвижения» бизнес-плана к реальному кредитору можно расширить диапазон представления информации, соблюдая при этом все же принцип коммерческой тайны.

Очень часто фирмы, чтобы убедить кредитора в бизнес-плане, показывают сверхрентабельность проекта. Такой подход может привести к изменению условий предоставления кредита не в пользу фирмы. Лучше сосредоточиться на обеспечении выполнения условий кредитного договора, доказать способность фирмы их реализовать.

Необходимо помнить, что фирма обеспечивает возврат коммерческого кредита за счет получения выручки, а не из прибыли. Особое внимание необходимо уделить порядку уплаты процентов по кредиту.

Классификация инвестиционных бизнес-планов (БП):

1. Тип БП:

- технический;

- экономический;

- организационный;

- социальный;

- коммерческий;

- смешанный.

2. Класс БП (по составу и структуре проекта):

- монопроект;

- мультипроект;

- мегапроект - при разработке программ целевого развития региона, области.

3. Масштаб БП:

- мелкий;

- средний;

- крупный;

- очень крупный;

4. Длительность:

- краткосрочный – до 3 лет;

- среднесрочный – от 3 до 5 лет;

- долгосрочный - более 5 лет.

5. Сложность проекта:

- простой;

- сложный;

- очень сложный.

6. Вид проекта (предметная область):

- инновационный;

- научно-исследовательский;

- организационный;

- учебно-образовательный;

- смешанный.

Для привлечения иностранных инвестиций нужно учитывать 12 основных

критериев:

1. Характеристики местного рынка (размеры, ёмкость рынка, покупательная способность фирм и населения, природные ресурсы и географическое положение).

2. Доступность рынка, т.е. законы, нормативные положения, обеспечивающие доступ на местный рынок.

3. Рабочая сила (уровень заработной платы, качество обучения, уровень образования, уровень полезности труда).

4. Валютный риск - отношение местной валюты к основным твердым валютам.

5. Защита прав интеллектуальной собственности (право на технологию, результаты маркетинговых исследований и т.д.).

6. Возможность возврата капитала.

7. Торговая политика (обменный курс, таможенные пошлины).

8. Налоговая политика (ставки и стимулы).

9. Государственное регулирование.

10. Политическая стабильность, т.е. сохранение «условий игры» достаточно

длительное время (связь, услуги страховых компаний, банковские услуги и т.д.).

11. Макроэкономическая политика (уровень инфляции).

12. Инфраструктура и услуги (телекоммуникации, транспорт и т.д.)

В малом бизнесе источниками финансирования могут быть личные средства, средства других индивидуальных инвесторов, средства от поставщиков ресурсов, от потенциальных заказчиков и др.

Типы инвесторов

1. Консервативный: Надежность вложений, минимальная угроза риска.

2. Умеренно – агрессивный: Защита инвестиций, обеспечение их безопасности, высокая доходность, склонность к риску.

3. Агрессивный: Высокая доходность вложений, ориентация на ценные бумаги, склонность к риску, высоко ликвидные ценные бумаги.

4. Опытный: Профессиональные знания, опыт, стабильный рост вложений, капитала, высокая ликвидность.

5. Изощренный игрок: Стремление к максимальному доходу даже при угрозе потери капитала.

План финансового оздоровления имеет особый статус. Во-первых, этот бизнес-план заполняется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия, его санацию. План должен пройти достаточно сложный путь согласования и утверждения. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его составления утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

Необходимо выделить особо и структуру плана финансового оздоровления

предприятия:

1. Общая характеристика предприятия.

2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

3. Анализ финансового состояния предприятия.

4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной

хозяйственной деятельности.

5. Рынок и конкуренция.

6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия.

7. План производства.

8. Финансовый план.

План финансового оздоровления направлен на восстановление платежеспособности и

поддержку эффективной деятельности предприятия с учетом предоставления государственной финансовой поддержки для проведения санационных мероприятий.

Как видим, из структуры вышеприведенного бизнес-плана можно сделать вывод, что бизнес-план финансового оздоровления четко формализован и конкретизирован. Данный тип бизнес-плана самый большой, но и самый сложный. На практике многие внешние управляющие испытывают большие сложности по его составлению. В качестве методической помощи можно рекомендовать приложение № 2 к распоряжению Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 05.12.94 г. № 98-р «Методические рекомендации по составлению планов финансового оздоровления» (бизнес-планов).

 

Вопросы 1:

1. Раскройте содержание основных принципов планирования

2. Основные разделы бизнес-плана финансового оздоровления. Система антикризисных мероприятий

3. Методы внутрифирменного планирования

4. Отличие бизнес-планирования от других видов внутрифирменного планирования. Отличие бизнес-плана от функциональных планов (например, инвестиционный план, финансовый план и др.) и технико-экономического обоснования

5. Кто разрабатывает бизнес-план организации?

6. Каким требованиям должен отвечать внутрифирменный план? Что означает гибкость?

7. Информационное обеспечение бизнес-планирования. Источники получения релевантной информации

8. Методы получения первичной информации

9. В чем отличие бизнес-плана и бюджета фирмы? Ключевые требования к бизнес-планированию

10. Проблемы бизнес-планирования в российской среде

 

 

Тема 2. Современные стандарты бизнес-плана.

Современные зарубежные и отечественные стандарты бизнес-плана. Ключевые аспекты формирования бизнес-плана

 

В РФ в настоящее время нет единой методики разработки бизнес-плана. Для разработки бизнес-плана используются методики или пособия, выбор которых для инициаторов проекта сейчас достаточно широк. Имеются различные типовые иностранные методики. Выбор конкретной разновидности методики разработки бизнес-плана, глубина и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений, объем, наличие прилагаемых документов и справок зависят от различных факторов. Среди них можно отметить величину предполагаемых инвестиций по конкретному проекту и специфику потенциального инвестора. На какой разновидности методики остановить свой выбор не принципиально. Важно, чтобы разработанный документ содержал ряд обязательных разделов, в которых анализируются конкретные аспекты, исходная и итоговая информация (показатели) была достоверна, обоснована и базировалась на документальных источниках и расчетах.

Ознакомьтесь с наиболее популярными стандартами бизнес-плана в рамках данной лекции.

 

1.Стандарт бизнес-плана Европейского Банка Реконструкции и развития (EBRD)

Титульный лист



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: