Анализ «Майн кампф» и образцов фашистской пропаганды в третьем рейхе, развернутой службами Геббельса, показывает, что Гитлер годами и последовательно, опираясь на опыт Ленина и большевиков, немецких коммунистов, англичан, католической церкви, создал системную технологию тотального идейно-психологического захвата сознания немецкого (именно немецкого!) населения Германии. Система его включила по сути все способы влияния на психику – от высокого до низкого (и даже низменного): от благородных идей долга и служения нации и отечеству до виртуозного использования визуальных и акустических средств. И эта продуманная и отлаженная система заслуживает того, чтобы ее анализировать уже хотя бы потому, что она достигла грандиозного результата, пусть этот результат и оказался жутким. Более того, именно потому, что результат оказался страшным и десятки миллионов немцев погрузились в идеологический и психологический кошмар арийства, мании величия, паранойи тотальной агрессивности и зомби-послушного исполнения воли вождя, технология массового зомбирования, созданная Гитлером, обязана быть изучена.
Задачи, которые Гитлер поставил перед собой, выпестованной им национал-социалистической рабочей партией (НСДАП) и соратниками была сформулирована им как всегда четко и афористично: надо «национализировать нацию», «национализировать сознание немцев», «воспитать немца для нашего государства». Как говорится, яснее не скажешь. В идейно-технологическом ключе это означало: перехватить народные массы, в первую очередь массы трудящиеся, самые многочисленные и деятельные, то есть рабочих, крестьян и мелких предпринимателей, оторвать их из-под влияния коммунистов и демократов, внедрить в их сознание идеи национал-социализма и психологию ненависти к марксизму, коммунистам и евреям, одурманить идеей и настроением арийского превосходства немцев над всем миром, и, придя на этой волне к власти, перейти к расширению способом военного кулака жизненного пространства для арийской нации за счет неарийских народов. Все это содержалось уже в ключевом произведении Адольфа Гитлера «Майн кампф», написанном в 1924 году, когда по его собственному признанию ни о нем, ни о НСДАП никто в Германии и слухом не слыхивал. А в этом своем предельно откровенном произведении, написанном им самим (!), содержится ни больше ни меньше как продуманная, системная социальная технология манипулирования массовым сознанием. или, другими словами. технология массового зомбирования нации, если под зомбированием понимать такое изменение психики людей, при котором они превращаются в слабомыслящие существа с послушным поводырю вождю поведением. И самое удивительное, что произошло в истории человечества, это то, что изобретенная Гитлером в начале двадцатых годов XX столетия технология оболванивания-одурманивания целой нации сработала, была осуществлена и привела к потрясающему до сих пор умы всех мыслящих людей успеху. Быть может точнее других этот исторический феномен выразил генерал де Голль, который в своих «Военных мемуарах» написал: «Германия, завороженная им до самых глубин своей души, служила своему Фюреру всеми силами. Она сохранила ему верность до самого конца, отдав ему столько сил, как ни один народ никогда не отдавал в распоряжение своего вождя».
|
Главный вывод, к которому я пришел, анализируя текст этого произведения с подключением к анализу пропагандистской практики Гитлера, Геббельса и НСДАП, заключается в том, что основными средствами «национализации нации» являлись средства и приемы массовой фасцинации. Терминами «очарование» «зачарованность» «колдовство» «магия» наполнены труды всех, кто писал о Гитлере и третьем рейхе, будь то мемуаристы или ученые-историки. Германия погрузилась под воздействием личности Гитлера и его системной пропаганды в магию очарования идеями национал-социализма и мессии вождя нации.
|
Как это смогло произойти? Подчинить своей воле десятки миллионов людей невозможно одним только страстным желанием, логическим каким угодно умным убеждением, и уж тем более угрозами или посулами. Необходимо было какое-то иное туманящее разум средство. И таким средством стало, на мой взгляд, системное, выстроенное на массовой фасцинации/субфасцинации целенаправленное массовое манипулирование, превращающее обывателя в послушного зомби, восторженно орущего в экстазе любви к вождю «Хайль!» и идущего за ним в огонь и в воду. Миллионы зомби – таков результат фашистской зомбификации.
Что подобное вполне реально Гитлер был абсолютно уверен, говоря еще в 1923 году в камере тюрьмы: «Широкие массы слепы и глупы, они не ведают, что творят» и «умная и хорошо поставленная пропаганда может превратить в представлении народа самый ад в рай и наоборот». Он считал, что его режиссерские находки и демагогические фразы «языка чувств», в которых, «учтены все человеческие слабости», с «математической точностью» обречены на успех. Только взбудораженное, находящееся в постоянном волнении сознание можно было подчинить себе, взять под свой контроль и он, придерживаясь этой технологии, заявлял: «Я могу вести массу, только вырвав ее из состояния апатии. Управлению поддается только фанатизированная масса. Апатичная, тупая масса – величайшая опасность для всякого общества».
|
Геббельс формулировал зомбирующее влияние словами, что в век политизации масс народами нельзя править, «вводя чрезвычайное положение и комендантский час с девяти часов вечера»: или даешь им идеал, предмет для их фантазии и привязанности, или они пойдут своей дорогой». Идеалами стали спасение от марксизма и коммунизма, арийская идея, величие нации, возрождение национального духа, завоевание жизненного пространства для страждущих в тесноте немцев... Но инструментами стали также террор, нагнетание страха, марши, митинги и сбор средств для нуждающихся, культ фюрера, короче говоря, изобретательно скомпонованное сочетание обманных демагогических софизмов, мистики и страха стало техникой обработки нации в духе единой схемы мыслей и чувств. Геббельс подытожил то, что Гитлер и НСДАП осуществили за годы власти: «Пусть сколько угодно говорят о том, что наша пропаганда — крикливая, грязная, скотская, что она нарушает все приличия – плевать! Важно, что она вела к успеху — вот и все!»
В самом обобщенном и кратком выражении «язык чувств» Гитлера-Геббельса в основе своей соединял две черты: игру на инстинктах и запредельный, если так можно выразиться, цинизм по отношению к тем, с кем этим языком надо было говорить, то есть к «национализируемой нации».
Но, как это ни парадоксально, именно цинизм и превращает средства массовой фасцинации в оболванивающие технологии. Тому есть две причины, заложенные в саму природу фасцинирующего «языка чувств». Первая – фасцинация в огромной, подавляющей степени завязана в своем фундаменте на древних структурах мозга, на лимбической системе, называемой «эмоциональным мозгом». Там все ее корни. Это сигналы и воздействия базовых потребностей, инстинктов, первичных, мощных чувств и эмоций (ужаса, ярости, вожделений и др.). Цинично, не оглядываясь на нравственность, нажимая на клавиши этого древнего ансамбля, особенно возбуждая активность амигдалы и инстинктов власти (доминирования) и сексуального вожделения, можно превращать ад в рай и наоборот для кого угодно.
Вторая – это связка фасцинации с массовыми, стадно-стайными рефлексами групповой радости, разжигаемой, как костер, подражанием и внушением, и групповой же ярости, которая тысячелетиями сталкивала этносы и социальные общности друг с другом, те рефлексы, которые будучи растревоженными бросают друг на друга в припадках ярости и ненависти людей до сих пор. Информация, убеждение, логика всего этого не могут создавать. Гитлер это рано понял и всю мощь своей воли и мастерства психологического воздействия направил на завоевание любви нации способами массовой фасцинации в ее главным образом экстремальных и субфасцинативных формах, всего того, что он по-своему назвал «языком чувств».