Массовая фасцинация – лучший способ управления массами посредством формирования наркотически блаженного состояния психики, массового удовлетворенного настроения, каким бывает настроение болельщиков после успешного для их команды футбольного матча или после массовых гуляний с пивом, салютами и фейерверками...
Массовая фасцинация невозможна без экстремальности сигналов-Образов (зрелищ) и аффектов. На стадионах от накала страстей иногда умирают.
В. М. Литвинский справедливо, на мой взгляд, полагает, что «феномен зрелища представляет, без сомнения, универсальную константу человеческою существования, имеющую кросскультурный характер. Священный ритуал, шествие, танец, театр, карнавал, публичная казнь, спортивное состязание, эротическое шоу, наконец, массовое спортивное представление или спортивный театр образуют сложное явление культуры со своей структурой и динамикой. …Очевидно, что само зрелище предстает как нечто происходящее в перцептивном поле наблюдателя, как нечто, обладающее статусом событийности, которая придает зрелищу яркий, впечатляющий характер, делает его предметом незабываемого переживания».
Зрелище – то, что опирается на зрение и без зрения невозможно. Человеческая цивилизация – это зрелищная цивилизация. Массовое со-зрение необходимо для массовой суггестии-объединения в единое настроение. Зрелище, объединяя некое множество людей срежиссированной и срепетированной картиной, поднимает участников до смысла этой картины. В этом великое социальное значение ритуала как формы массового активного зрелища-действия и заложенной в нем фасцинации символов и смысла. Но зрелище, внушая единство, с таким же успехом может и опускать его участников до уровня разъяренной толпы, которой режиссер задал доминантную эмоцию и направление разрушительного действия.
|
В массовых зрелищах заключена замечательная энергетика и психотехника единения людей. Зрелище-театр рассчитано на массовую радость и в этом смысле тоже имеет в своих глубинах социальное назначение. Жажда зрелищ должна учитываться любой властью, это знал уже Перикл и римские императоры. Нерон устраивал зрелища небывалого масштаба и смысла: он поджег Рим, а затем устроил массовую казнь христиан на арене Колизея с распятыми на крестах и львами, разрывающими тела христиан. Так он перевел гнев на невинных, да еще и закрепил римлян соучастием в зрелищной расправе, придав ей смысл справедливого наказания.
Не зрелище как таковое создает единство социума, но оно является внутренней функциональной единицей режиссуры формирования этого единства и этносов. Этнос скрепляется ритуалами-зрелищами. Невозможна без зрелищного ритуала и религия этноса. С возникновением общества возникает и группа людей – руководителей, режиссеров и лидеров зрелищ. Прежде всего это вожди, колдуны и шаманы, а позже – касты жрецов и церимониемейстеры.
В. Пикуль приводит в романе «Фаворит» такой забавный пример срежиссированного зрелища: «Поезд императрицы, выехав из Петербурга, растянулся на 14 верст, дорога до Царского Села была обставлена красочными транспарантами, дачи богатеев-вельмож соперничали меж собою в искусстве иллюминации, горящие пирамиды освещали путь. Неожиданно впереди поезда раздался ужасающий грохот, из вечерней тьмы возник конус гигантской горы, кратер которой с гулом выплескивал бурную лаву. Екатерина любезно объяснила Генриху:
|
– Я давно хотела посмотреть на извержение Везувия...
Это «заговорила» Пулковская гора, которую русские пиротехники за одну ночь превратили в итальянский вулкан, выбрасывающий к небу потоки суматошного огня. Было уже совсем темно, когда двор прибыл в Царское Село, где сразу же начался маскарад. Екатерина явилась в костюме голландской кофейницы, с маскою на лице».
Древние греки настолько наркотически любили зрелища, что в зрелище превращали даже войну, во всяком случае подготовку к войне и проводы своих воинов в военные походы. Исторические события, связанные с походом на Сицилию в 416–414 гг. до н.э., показывают это во всей красе. Страстное увлечение большинства народа сицилийским походом было настолько велико, что даже тот, кому эта затея была не по душе, молчал из опасения прослыть неблагонамеренным гражданином. Выделяя этот штрих в огромной истории Древней Греции, хочу обратить внимание на эту любопытную особенность психологии афинян (а возможно и всех греков той поры): на их стремление покрасоваться, продемонстрировать и мощь, и великолепие одновременно. Фукидид пишет по этому поводу в своей знаменитой «Истории», что на проводы эскадры в поход «в Пирей спустилось, можно сказать, все население города – граждане и иностранцы… В этот момент разлуки и предвидения опасностей афинян охватила куда более сильная тревога за исход экспедиции, чем во время решающего голосования в народном собрании. Но все же созерцание всех мощных приготовлений, находящихся перед их глазами, внушало гражданам и некоторую бодрость. Чужеземцы же и остальной народ собрались ради этого величественного зрелища, понимая, что дело идет о предприятии замечательном и превосходящем всякое воображение. Действительно, столь дорогостоящий и великолепный флот никогда еще до того времени не снаряжало и не спускало на воду ни одно эллинское государство… Триерархи (капитаны триер. – В. С.)… снабдили корабли разрисованными носовыми значками и украсили дорогой внутренней отделкой, причем каждый триерарх стремился сделать свой корабль самым красивым и быстроходным. Сухопутное войско состояло из отборных людей, которые всячески старались превзойти друг друга своим снаряжением и доспехами… все это казалось скорее демонстрацией мощи и богатства афинян, чем сборами в поход на врага… Этот поход стал знаменитым и возбуждал не меньше удивления смелостью предприятия и великолепием являемого зрелища, чем превосходством боевой мощи над врагом, против которого он шел». Зрелища, театральность представляли собой одну из частей души древнего грека. Военный поход для них наряду с прочим должен был быть обставлен, оформлен по законам красоты, он обязан был быть красивым походом. Мысли о тяготах, опасностях, жертвах и крови отступали перед желанием видеть величественное зрелище грандиозности предприятия. Что ж, и в этом греки преуспели. Кстати, поход на Сиракузы закончился более чем плачевно, по сути поражение в Сицилии приблизило крах и закат Афин. Такова оказалась цена необузданного влияния массовой фасцинации величия и гордости Афин, которая отключила на время рациональный разум афинян.
|
Не так ли собирались и отправлялись в авантюрные военные походы в гораздо более поздние времена крестоносцы, являя собой тоже по-своему грандиозные по великолепию и театральности зрелища?
Внешний вид, облик военных приготовлений всегда, видимо, очаровывал человека и помогал ему обрести эйфорию победоносности, столь важную для настроя на победу. Позже страшный лик военной мясорубки приводил людей в чувство и отрезвление, но было уже поздно – машина была запущена и обязана была совершить свое убийственное действие. До следующей человеческой бойни с дьявольским красочно-возбуждающим зрелищем приготовлений.
Древнегреческий театр