Одним из стратегических для созданной империи направлений «национализации нации» Гитлер со все тем же циничным и точным расчетом выбрал зомбирование молодого поколения немцев. Задача эта была приоритетной по двум важным для его целей причинам. Первая заключена была в том, чтобы внедрить в сознание и подсознание молодежи идею и психологию арийского величия, при котором молодой немец чувствовал бы себя уверенным и властным хозяином над другими людьми низкого сорта. Выполнение этого замысла обеспечивало «национализацию нации» самым оптимальным образом, создавая новое поколение зомби, о чем и мечтал Гитлер.
Идея арийского превосходства оказалась столь остро фасцинативной по простой, в общем-то, причине. Человек как биологический вид носит в своей психофизиологической архитектуре неприятие «непохожих на него». Эта биологическая по своей природе программа заложена во всех биологических видах, помогая близким видам и подвидам не смешиваться, легко распознавать «своих» и отвергать «чужих». У человека эта программа приводит к тому, что многие до сих пор, с одной стороны, «не хотят быть похожими на обезъян» и отвергают учение Ч. Дарвина, легко и с готовностью принимая какую-либо «приятную во всех отношениях» теорию своего высокого происхождения, а с другой стороны, с той же готовностью и легкостью объясняя себе, что МЫлучше, чем «всякие там ОНИ», которые нелепо выглядят, не умеют держать вилку в руке, произносят смешно звуки речи и едят гадкую пищу (к примеру, свинину или лягушек), да еще и отвратительно пахнут.
Превосходство же арийца над евреем было достаточно легко внедрить в подсознание немца, веками испытывавшее неприязнь к этому народу, подогреваемую немецкими философами и религиозными лидерами. Так, еще в 1-й половине XVI века отец Реформации Мартин Лютер требовал, чтобы Германия избавилась от евреев. При этом у них надлежало отбирать по его страстному призыву «все наличные деньги, драгоценные камни, серебро и золото... предавать огню их синагоги и школы, разрушать их жилища... сгонять их, как цыган, в шатры или хлева... и пусть они погрязнут в нищете и неволе, непрестанно стеная и жалуясь на нас господу богу». И это писал совсем неглупый человек, реформатор общественного сознания. Не Гитлер изобрел неприязнь к евреям, он только умело воспользовался психологией масс, разжег костер, соединив неудовольствие к евреям с неудовольствием от экономического кризиса и неудовольствием от страха коммунизма. Объединив все эти неудовольствия, он создал единого врага, направив на него энергию масс. Молодое поколение ее выражало наилучшим образом.
|
Вторая составляющая переделки молодого поколения на «националистический лад», включала формирование арийского тела как вещного, осязаемого, впечатляющего образца величия арийца. Арийское тренированное тело было необходимо Гитлеру для вполне практического предприятия – захвата жизненного пространства для арийцев, захвата, разумеется, посредством грубого насилия и уничтожения сопротивляющихся народов.
Гитлер понимал отлично, что нацистская идеология должна основываться на энтузиазме молодого поколения и сконцентрировали свои усилия на конструировании «фашистской психики» и «фашистского тела». На первомайском празднике (1 мая в фашистской Германии тоже был национальным праздником Труда!) в Берлине в 1937 году провозгласил: «Мы начали прежде всего с молодежи. Со старыми идиотами ничего сделать не удастся. Мы забираем у них детей. Мы воспитываем немцев нового рода... Мы забираем их в коллектив, а после восемнадцати лет они вступают в партию, в СА и СС, идут на заводы...»
|
А в 1928 году Гитлер раздраженно сетовал: «Если бы вопрос о красивом теле не был сейчас благодаря дурацким модам отодвинут на самое последнее место, то кривоногие истасканные еврейчики (выделено мной – В. С.) не могли бы свести с правильного пути сотни тысяч наших немецких девушек. Нам нужно, чтобы наши девушки хорошо знали своих рыцарей. Нация заинтересована в том, чтобы в брак вступали люди с красивыми телами, ибо только это способно обеспечить нашему народу действительно красивое потомство».
Это еще один лихой зомбирующий выверт Гитлера: создаваемое рейхом и НСДАП здоровое, эстетичное, мужественное тело гражданина (разве не высокая задача и цель для любого социально ориентированного государства?), наделяется качеством арийской исключительности (еще одна доза в манию величия и гордыню для немца!) и при этом резко, до карикатурности противопоставляется не-арийским телам других рас, а еврейское тело объявляется ярким антиподом арийского тела и наглядным доказательством его расовой ущербности. Такая пропагандистская эквилибристика сочленения высокого и низкого расшатывала психику молодого поколения, отравляя ее этим противопоставлением. Подсознательная потенция быть выше, лучше, краше срабатывала безотказно.
|
Считая, что существование тысячелетнего рейха можно обеспечить лишь путем соответствующего воспитания молодого поколения, Гитлер заявлял: «Необычайно активная, властная, жестокая молодежь – вот что я оставлю после себя. В наших рыцарских замках мы вырастим молодежь, перед которой содрогнется мир... Молодежь должна быть равнодушна к боли. В ней не должно быть ни слабости, ни нежности. Я хочу видеть в ее взоре блеск хищного зверя...» В 1935 году, на партийном съезде в Нюрнберге он сформулировал воспитательные критерии нацизма не менее цинично: «Нам не нужны интеллектуальные упражнения. Знание разрушительно для моей молодежи... По нашему мнению, молодой немец будущего должен быть стройным и ловким, резвым как борзая, гибким как кожа и твердым как крупповская сталь».
Это прекрасно помогла выполнить Гитлеру в том числе и талантливейшая Лени Рифеншталь, создавшая фильм «Олимпия» с классическим изображением на экране пленительной пластики красивого, мужественного, тренированного тела – немецкого тела.
Как и во всем, захват психики молодого поколения осуществлялся не стихийно и эпизодично, а по четкой системе с приоритетами опять же фасцинирующих, воодушевляющих молодежь, поднимающих ввысь и радующих воздействий.
Прежде всего приоритетом в системе таких воздействий, выполняющих к тому же и задачу формирования здорового красивого арийского тела стал массовый спорт.
Как и во всем у Гитлера высокая идея была цинично поставлена на службу дьявольской цели: здоровое и красивое телом поколение нужно было не для радостей жизни, а как надежное, лучшее в мире тело-средство военной бойни.
Этому и служила молодежная организация «Гитлерюгенд».
Система подготовки слабомыслящего, но крепкого, «как крупповская сталь», пушечного мяса с помощью «Гитлерюгенда» осуществляла свою эффективную работу. Все существовавшие ранее в Германии молодежные клубы и союзы вошли в состав «Гитлерюгенд». Организация охватывала немецкую молодежь в возрасте от 10 до 18 лет и делилась по возрастным категориям. Младшая группа: мальчики от 10 до 14 лет - «Дойче юнгфольк» («Немецкая молодежь»); с 14 до 18 лет – собственно «Гитлерюгенд». Женская организация в составе «Гитлерюгенд»: девочки в возрасте от 10 до 14 лет – «Юнгмедельбунде» («Союз девочек»); от 14 до 18 лет – «Бунд дойчер медель» («Союз немецких девушек»).
До вступления в «Гитлерюгенд» мальчики в возрасте от 6 до 10 лет проходили что-то вроде курса ученичества в «Пимпфе». На каждого подростка заводилась «книга деятельности», в которой делались записи о его успехах, включая идеологический рост в течение всего периода пребывания в рядах нацистского молодежного движения. В десять лет после сдачи соответствующих зачетов по физкультуре, навыкам жизни в полевых условиях и по истории, препарированной в нацистском духе, он вступал в «Юнгфольк», предварительно приняв следующую присягу: «Перед лицом этого стяга цвета крови, который олицетворяет нашего фюрера, я клянусь посвятить всю свою энергию и все мои силы спасителю нашей страны Адольфу Гитлеру. Я стремлюсь и готов отдать мою жизнь за него. Да поможет мне бог!»
В 14 лет юноша вступал в «Гитлерюгенд» и оставался ее членом до 18 лет, когда призывался для отбывания трудовой или воинской повинности. По сути «Гитлерюгенд» представляла собой организацию военизированного типа. Подростки вплоть до совершеннолетия получали здесь систематизированную подготовку – овладевали навыками жизни в полевых условиях, занимались спортом, приобщались к нацистской идеологии в преддверии военной службы. Уильям Ширер, автор основательного, богато документированного труда «Взлет и падение третьего рейха» пишет: «Не раз в выходные дни мой отдых на природе в окрестностях Берлина прерывали шумные подростки из «Гитлерюгенд», пробиравшиеся сквозь заросли или перебегавшие через пустошь с винтовками наперевес и с тяжеленными армейскими ранцами за спиной»
К концу 1938 года в «Гитлерюгенд» насчитывалось 7 728 259 человек. А в марте 1939 года Гитлер издал закон о призыве всей молодежи в «Гитлерюгенд» на тех же основаниях, что и в армию. Родителей, противившихся этой мере, предупредили, что если их дети не вступят в «Гитлерюгенд», то они будут направлены в сиротские или другие дома. Пряник и кнут были эффективным методом манипулирования немцами в руках Гитлера!
«Гитлерюгенд» никогда не выполнил бы возложенной на него функции зомбирования молодого поколения Германии, если бы не использовал широко и всеохватно все то, что любят дети и что создает им радостное восприятие мира и оптимистическое насыщение их психики. Руководство «Гитлерюгенд» старалось любыми способами привлечь молодежь, организуя спортивные соревнования, туристические походы, молодежные слеты, международные встречи с членами молодежных фашистских объединений Италии и других стран. Проводились регулярные паломничества в Браунау, на родину Гитлера. Любой юноша мог найти в деятельности «Гитлерюгенд» что-нибудь увлекательное для себя, захватывающее его интересы: занятия искусством или народными промыслами, авиамоделирование, журналистику, музыку. И в первую очередь игры, спорт.
Во все это вплеталось идейное, нацистское воздействие, в первую очередь, разумеется, арийская идея. Поскольку тело молодого немца обязано было быть арийским, оно было противопоставлено неарийским телам, и в лучшую, разумеется, сторону. Раньше других (и принципиально) было объявлено «дурным», то есть изнеженным, феминизированным, порочным, «еврейское тело». Довели молодежь до того, что она над «еврейским телом» стала похабно насмехаться. На рисунке 18-летней школьницы Евы Бауер из «Книги картинок для больших и маленьких» (Нюрнберг, 1936) изображены стройный мускулистый немец и толстый невзрачный еврей. Текст под картинкой: «Немец – гордый мужчина, который умеет работать и сражаться. За его красоту и смелость еврей ненавидит его. Что это еврей, видно невооруженным глазом, это величайший негодяй в Германском рейхе. Он думает, что он красавец, а на самом деле он так уродлив!»
Фашисты противопоставили тело германца-арийца сначала еврейскому телу, затем после «ночи длинных ножей» (30 июня 1930 г.), в которой жертвами стали бывшие сторонники Гитлера, штурмовики Рема, многие из которых были гомосексуалами (и сам Рем тоже), – телу гомосексуалистов, потом – цыган. 18 декабря 1938 года рейхсфюрер СС Гиммлер приказал «зарегистрировать в полиции всех лиц, ведущих цыганский кочевой образ жизни, и проверить их по расово-биологическим признакам». В сентябре следующего года их было решено депортировать в концлагеря. Расизм – это всегда унижение не только психолого-идеологическое, но в первую очередь телесное. Каждое «особое» тело имело и «особую» метку-фасцинацию: в концлагерях гомосексуалы должны были носить на одежде в качестве опознавательного знака розовый треугольник.
Гитлер говорил: «Я всегда придерживался того взгляда, что бокс и джиу-джитсу имеют гораздо большее значение, чем плохенькие стрелковые курсы, ибо все равно добровольческие общества в состоянии были давать своим членам только полуобразование, а не полное военное образование. Дайте немецкой нации 6 миллионов безукоризненно вытренированных спортсменов, добейтесь того, чтобы эти 6 миллионов были полны фанатической любви к родине и закалены в той мысли, что наступление является лучшей тактикой – и подлинно национальное государство сумеет в течение каких-нибудь двух лет создать из них, если нужно будет, настоящую армию.»
И такая армия была создана!
Журналист У. Шилер, своими глазами видевший успехи гитлеровской обработки молодежи, соединявшей высокое и низменное, пишет: «Все, кто в те дни путешествовал по Германии, беседовал с молодежью, наблюдал, как она трудится и веселится в своих лагерях, не мог не заметить, что, несмотря на зловещий характер нацистского воспитания, в стране существовало необычайно активное молодежное движение. Молодое поколение третьего рейха росло сильным и здоровым, исполненным веры в будущее своей страны и в самих себя, в дружбу и товарищество, способным сокрушить все классовые, экономические и социальные барьеры. Я не раз задумывался об этом позднее, в майские дни 1940 года, когда на дороге между Ахеном и Брюсселем встречал немецких солдат, бронзовых от загара, хорошо сложенных и закаленных благодаря тому, что в юности они много времени проводили на солнце и хорошо питались. Я сравнивал их с первыми английскими военнопленными, сутулыми, бледными, со впалой грудью и плохими зубами, – трагический пример того, как в период между двумя мировыми войнами правители Англии безответственно пренебрегали молодежью».
Я затронул всего лишь несколько аспектов огромной и актуальной проблемы массового зомбирования населения средствами массовой фасцинации на примере созданного и осуществленного Гитлером социально-инженерного проекта. Но и они показывают, насколько массовая фасцинация особенно в субформах может быть опасной при ее циничном применении политиками и государствами.
Массовое зомбирование – это безусловно насилие над личностью. Инструменты массовой фасцинации – искрообразующие средства массового зомбирования, разжигающие костры аномального поведения, в том числе и преступного. Мечта великого мистика Г. Гурджиева, знавшего всю подноготную коммунистического и особенно фашистского массового зомбирования, была очень высокой и одновременно прозаично практической: создать массовую технологию разрушения внушаемости человечества или, в предложенной мной терминологии, технологии массового контрзомбирования. Ему этого не удалось сделать.
Ближе всех к решению проблемы противодействия цинизму массового зомбирования стоял, как мне представляется, Сергей Чахотин, тот самый наш соотечественник, которого в Германии называли «красным Геббельсом» за его организацию мастерского сопротивления фашизму. Он видел, как искусно фашисты используют рефлекс страха и как играют на низменных человеческих инстинктах. Об этом он и написал книгу «Насилие над массами путем политической пропаганды» (La Viol Des Foules Par La Propagande Politique). Книга эта была настольной у де Голля, ее знали все государственные деятели Европы. У нас она, к великому сожалению, не переведена и не издана до сих пор.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ