Упражнения индивидуальные с мячом




РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ПОМОЩИ УПРАЖНЕНИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Учебно-методическое пособие

ВОЛОГДА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра физвоспитания

 

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ПОМОЩИ УПРАЖНЕНИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Учебно-методическое пособие

 

ВОЛОГДА

 

УДК

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ

 

Рецензенты:

 

Развитие координационных способностей при помощи упражнений с предметами: учебно-методическое пособие / сост. Марина И.В., Орехова И.В; М-во образ. И науки РФ, Вологод. Гос. Ун-т. – Вологда: ВоГУ, 2018.- 64 с.

 

В работе содержится подборка физических упражнений с предметами с красочными иллюстрациями. Они направлены на развитие координационных способностей занимающихся.

Пособие ориентированно для специалистов-практиков по физической культуре, студентов, желающих заниматься самостоятельно.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Упражнения с мячом

1.1.Упражненияиндивидуальные с мячом

1.1.1. Упражнения индивидуальные на месте с одним мячом

1.1.2. Упражнения индивидуальные на месте с двумя мячами

1.1.3. Упражнения индивидуальныев движении с одним мячом

1.1.4. Упражнения индивидуальныев движении с двумя мячами

1.2. Упражнения в парах с мячом

1.2.1. Упражнения в парах на месте с одним мячом

1.2.2. Упражнения в парах на месте с двумя мячами

1.2.3. Упражнения в парах в движении с одним мячом

1.2.4. Упражнения в парах в движении с двумя мячами

Упражнения с фризби (летающий диск)

2.1. Индивидуальные упражнения с фризби (летающим диском)

2.1.1. Упражнения на месте с одним предметом – фризби

2.1.2. Упражнения на месте с двумя предметами – фризби

2.1.3. Упражнения в движении с одним предметом – фризби

2.1.4. Упражнения в движении с двумя предметами - фризби

2.2. Упражнения в парах с фризби (летающим диском)

2.2.1. Упражнения на месте с одним предметом – фризби

2.2.2. Упражнения на месте с двумя предметами – фризби

2.2.3. Упражнения в движении с одним предметом – фризби

2.2.4. Упражнения в движении с двумя предметами – фризби

Упражнения со скакалкой

3.1. Прыжки на месте

3.2. Прыжки с перемещением

3.3. Упражнения с партнером и в группе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное учебное пособие соответствует образовательным стандартам высшего профессионально образования для высших учебных заведений по дисциплинам «Физическая культура и спорт», «Элективная физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культура».

Каждая глава пособия отражает отдельные комплексы упражнений с определенными предметами. Логическая последовательность изложения и доступность материала позволяют использовать учебное пособия не только преподавателям на занятиях и в тренировочном процессе, а также студентам, занимающимся самостоятельно.

Для создание учебного пособия было проанализировано множество литературных источников, но за основу был взят личный многолетний опыт авторов.

Это издание предназначено студентам не физкультурных вузов, учителям и преподавателям физической культуры в школах и вузах для проведения учебно-тренировочных занятий.

Текст пособия подготовлен старшими преподавателями кафедры физвоспитания Вологодского государственного университета Мариной И.В. и Ореховой И.В. с учетом многолетнего опыта работы в вузе и своего личного педагогического опыта.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях жизни значительно увеличивается объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость – способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Начиная с середины 70-х г. г. вместо термина «ловкость» используют термин «координационные способности» [4].

В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. coordination – согласование, сочетание, приведение в порядок).

Развитие координационных способностей основывается на обогащении занимающихся новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Чем больше запас двигательных навыков и умений, тем богаче двигательный опыт и тем шире база для приобретения новых форм двигательной деятельности. Богатый двигательный опыт – необходимое условие успешного овладения будущей профессией. Эффективное воздействие на функциональное совершенствование двигательного анализатора и, следовательно, на развитие координации могут оказать упражнения, содержащие элементы новизны и представляющие для занимающихся определенную координационную трудность. Для этого широко используются различные упражнения с предметами.

Использование предметов на учебных и тренировочных занятиях обогащает возможности общеразвивающих упражнений. Во-первых, применение предметов вносит разнообразие в занятия, что повышает интерес и эмоциональную вовлеченность занимающихся. Во-вторых, каждый из предметов имеет свои преимущества для направленного воздействия на различные двигательные функции. В нашей работе рассматриваются упражнения с тремя предметами: мяч: (баскетбольный, волейбольный, футбольный, большой теннис, малый теннис), фризби (летающий диск) и скакалка.

Актуальность пособия заключается в том, что авторы систематизировали материал по данной теме и постарались доступно изложить его для студентов используя не только описания упражнений, а и рисунки.

Упражнения с мячом

Мяч – упругий предмет сферической формы, при ударе отскакивающий от твердой поверхности, используемый в играх и спортивных играх, таких как футбол, баскетбол, волейбол, теннис. [Ожегов].

Упражнения с мячом создают положительный эмоциональный фон на занятии со студентами, что помогает избежать однообразия работы над техникой выполнения упражнения. При этом мячи могут использоваться разные по весу, размеру и даже цвету. В зависимости от степени владения мячом можно менять силу отскока и передачи мяча, быстроту перемещения. Упражнения с мячом могут проводиться как на занятиях в залах, так и во время занятий на стадионе. Выполняя упражнения с мячами, следует помнить о высокой концентрации внимания занимающихся. Это поможет избежать множества травм на занятии.

Упражнения индивидуальные с мячом

1.1.1. Упражнения индивидуальныена месте с одним мячом

1) И. п. - стойка ноги врозь, мяч в правой руке, держим снизу.

Подбрасывать мяч вверх и ловить правой рукой снизу.

Варианты: держим мяч (теннисный) сверху. (Рис. 1)

2) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке, держим снизу.

Подбрасывать мяч вверх и ловить левой рукой снизу.

Варианты: держим мяч (теннисный) сверху. (Рис. 2)

3) И. п. - стойка ноги врозь, мяч (теннисный) в правой руке, держим сверху.

Ударяем мяч в пол, и ловить правой рукой снизу. (Рис. 3)

 

 

Рис. 2
Рис. 1
Рис. 3

4) И. п. – стойка ноги врозь, мяч (теннисный) в левой руке, держим сверху.

Ударяем мяч в пол, и ловить левой рукой снизу. (Рис. 4)

5) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке, держим снизу.

Подбрасывать мяч вверх и ловить другой рукой (перебрасывать из руки в руку). Варианты: держать мяч (теннисный) сверху, менять захваты по ходу упражнения. (Рис. 5)

Рис. 4
Рис. 5

6) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.

Ударяем мяч в пол, выполняем ловлю другой рукой, выполняя переводы перед собой.

Варианты: выполнять переводы (удары мяча в пол) за спиной, под ногами. (Рис. 6)

7) И. п.– стойка ноги врозь, мяч в правой руке.

Подбросить мяч вверх, три хлопка в ладоши, поймать мяч двумя руками.

Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 7)

8) И. п.– стойка ноги врозь, мяч в правой руке.

Ударить мяч в пол, три хлопка в ладоши, поймать мяч двумя руками.

Варианты: количество хлопков и способ ловли теннисного мяча могут меняться. (Рис. 8)

9) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.

Подбросить мяч вверх, три хлопка в ладоши, поймать мяч двумя руками.

Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 9)

Рис. 8
Рис. 9
Рис. 7
Рис. 6

10) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.

Ударить мяч в пол, три хлопка в ладоши, поймать мяч двумя руками.

Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 10)

11) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.

Подбросить мяч вверх, хлопок за спиной, хлопок перед собой, поймать мяч двумя руками.

Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 11)

12) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.

Ударить мяч в пол, хлопок за спиной, хлопок перед собой, поймать мяч двумя руками.

Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 12)

Рис. 11
Рис. 10

Рис. 12

 


13) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.

Подбросить мяч вверх, хлопок за спиной, хлопок перед собой, поймать мяч двумя руками.

Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 13)

14) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.

Ударить мяч в пол, хлопок за спиной, хлопок перед собой, поймать мяч двумя руками.

Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 14)

Рис. 14
Рис. 13

15) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.

Подбросить мяч вверх, присесть, коснуться пола ладошками, встать, поймать мяч.

Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 15)

16) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.

Ударить мяч в пол, присесть, коснуться пола ладошками, встать, поймать мяч.

Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 16)

17) И. п. – сойка ноги врозь, мяч в левой руке.

Подбросить мяч вверх, присесть, коснуться пола ладошками, встать, поймать мяч.

Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 17)

Рис. 17
Рис. 16
Рис. 15

18) И. п. – сойка ноги врозь, мяч в левой руке.

Ударить мяч в пол, присесть, коснуться пола ладошками, встать поймать мяч.

Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 18)

19) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.

Подбросить мяч вверх, выполнить хлопок и одновременно поворот на 90º, поймать мяч правой рукой.

Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 19)

20) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.

Ударить мяч в пол, выполнить хлопок и одновременно поворот на 90º, поймать мяч правой рукой.

Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 20)

21) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.

Подбросить мяч вверх, выполнить хлопок и одновременно поворот на 90º, поймать мяч левой рукой.

Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 21)

Рис. 21
Рис. 20
Рис. 19
Рис. 18

22) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.

Ударить мяч в пол, выполнить хлопок и одновременно поворот на 90º, поймать мяч левой рукой.

Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 22)

23) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.

Подбросить мяч высоко вверх, сделать поворот на 360º, поймать мяч двумя руками.

Варианты: угол поворота и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 23)

Рис. 23
Рис. 22

24) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.

Ударить мяч в пол, сделать поворот на 360º, поймать мяч двумя руками.

Варианты: угол поворота и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 24)

25) И. п. - стойка ноги врозь, мяч в левой руке.

Подбросить мяч высоко вверх, сделать поворот на 360º, поймать мяч двумя руками.

Варианты: угол поворота и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 25)

26) И. п. - стойка ноги врозь, мяч в левой руке.

Ударить мяч в пол, сделать поворот на 360º, поймать мяч двумя руками.

Варианты: угол поворота и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 26)

27) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.

Мяч заводим за спину, перебрасываем через левое плечо и ловим правой рукой.

Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 27)

Рис. 27
Рис. 26
Рис. 25
Рис. 24

28) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.

Мяч заводим за спину, перебрасываем через правое плечо и ловим левой рукой.

Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 28)

29) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.

Подбросить мяч вверх, сесть на пол, поймать мяч. Подбросить мяч вверх, встать, поймать мяч правой рукой.

Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 29)

30) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.

Ударить мяч в пол, сесть на пол, поймать мяч. Подбросить мяч вверх, встать, поймать мяч правой рукой.

Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 30)

Рис. 30
Рис. 29
Рис. 28

31) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.

Подбросить мяч вверх, сесть на пол, поймать мяч. Подбросить мяч вверх, встать, поймать мяч левой рукой.

Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 31)

32) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.

Ударить мяч в пол, сесть на пол, поймать мяч. Подбросить мяч вверх, встать, поймать мяч левой рукой.

Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 32)

33) И. п. – стоя правая нога впереди левая сзади, мяч в правой руке.

Выполняя прыжок со сменой ног, подбрасываем мяч вверх и ловим его левой рукой (перебрасываем из руки в руку).

Варианты: способ прыжка может меняться. (Рис. 33)

34) И. п. – стоя правая нога впереди левая сзади, мяч в правой руке.

Выполняя прыжок со сменой ног, ударяем мяч в пол, и ловим его левой рукой (выполняем переводы перед собой).

Варианты: способ прыжка и способ перевода мяча могут меняться. (Рис. 34)

Рис. 34
Рис. 33
Рис. 32
Рис. 31

35) И. п. – основная стойка, мяч в правой руке.

Выполняя прыжок на месте на двух ногах, подбрасываем мяч вверх, делаем хлопок руками, ловим мяч правой рукой.

Варианты: способ прыжка и количество хлопков могут меняться. (Рис. 35)

36) И. п. – основная стойка, мяч в левой руке.

Выполняя прыжки ноги врозь ноги вместе, подбрасываем мяч вверх, делаем хлопок руками, ловим мяч левой рукой.

Варианты: способ прыжка и количество хлопков могут меняться. (Рис. 36)

Рис. 36
Рис. 35

1.1.2. Упражнения индивидуальные на месте с двумя мячами

1) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке, держим снизу.

Подбрасываем мячи вверх одновременно и ловим теми же руками.

Варианты: можно подбрасывать мячи попеременно. (Рис. 37)

2) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке, держим снизу.

Ударяем мячи в пол одновременно и ловим теми же руками.

Варианты: можно ударять мячами в пол попеременно. (Рис. 38)

3) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке.

Подбрасываем мячи вверх, выполняем хлопок и ловим теми же руками.

Варианты: количество хлопков может меняться. (Рис. 39)

4) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке.

Ударяем мячами в пол, выполняем хлопок и ловим теми же руками.

Варианты: количество хлопков может меняться. (Рис. 40)

Рис. 40
Рис. 39
Рис. 38
Рис. 37

5) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке.

Подбрасываем мячи вверх, выполняем хлопок за спиной, перед собой и ловим мячи теми же руками. (Рис. 41)

6) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке.

Ударяем мячами в пол, выполняем хлопок за спиной, перед собой и ловим мячи теми же руками. (Рис. 42)

Рис. 42
Рис. 41

7) И. п. – основная стойка, мячи в правой и левой руке.

Подбрасываем мячи вверх, выполняем поворот 180º, ловим их теми же руками. (Рис. 43)

8) И. п. – основная стойка, мячи в правой и левой руке.

Ударяем мячами в пол, выполняем поворот 180º, ловим их теми же руками. (Рис. 44)

9) И. п. – основная стойка, мячи в правой и левой руке.

Подбрасываем мячи вверх, выполняем поворот на 360º, ловим их теми же руками.

Варианты: повороты можно выполнять в разные стороны. (Рис. 45)

Рис. 45
Рис. 44
Рис. 43

10) И. п. – основная стойка, мячи в правой и левой руке.

Ударяем мячами в пол, выполняем поворот на 360º, ловим мячи теми же руками.

Варианты: повороты можно выполнять в разные стороны. (Рис. 46)

11) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке.

Подбрасываем мячи вверх, приседаем, касаемся руками пола, встаем и ловим мячи теми же руками. (Рис. 47)

12) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке.

Ударяем мячами в пол, приседаем, касаемся руками пола, встаем и ловим мячи теми же руками. (Рис. 48)

Рис. 48
Рис. 47
Рис. 46

13) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке.

Подбрасываем мячи вверх, садимся на пол и ловим их теми же руками. Подбрасываем опять вверх, встаем и ловим. (Рис. 49)

14) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке.

Ударяем мячи в пол, садимся на пол и ловим их теми же руками. Подбрасываем вверх, встаем и ловим. (Рис. 50)

Рис. 50
Рис. 49

15) И. п. – основная стойка, мяч в правой и левой руке.

Выполняя прыжки на месте на двух ногах, подбрасываем мячи вверх и ловим теми же руками одновременно.

Варианты: способ прыжков может меняться, мячи можно подбрасывать и ловить попеременно. (Рис. 51)

16) И. п. – основная стойка, мяч в правой и левой руке.

Выполняя прыжки на месте на двух ногах, ударяем мячами в пол и ловим теми же руками одновременно.

Варианты: способ прыжков может меняться, мячи можно подбрасывать и ловить попеременно. (Рис. 52)

17) И. п. – стоя, одна нога впереди, вторая сзади, мячи в правой и левой руке.

Выполняя прыжок со сменой ног, подбрасываем мячи вверх, делаем хлопок руками и ловим мячи.

Варианты: способ прыжков и количество хлопков могут меняться. (Рис. 53)

18) И. п. – стоя, одна нога впереди, вторая сзади, мячи в правой и левой руке.

Выполняя прыжок со сменой ног, ударяем мячами в пол, делаем хлопок руками и ловим мячи.

Варианты: способ прыжков и количество хлопков могут меняться. (Рис. 54)

Рис. 54
Рис. 53
Рис. 52
Рис. 51

 

1.1.3. Упражнения индивидуальныев движении с одним мячом

 

1) И. п. – стоя, мяч в правой руке.

Перемещаемся медленно бегом, подбрасывая и ловя мяч правой рукой.

Варианты: способ перемещения может меняться.

2) И. п. – стоя, мяч в правой руке. (Рис. 55)

Перемещаемся медленно бегом, ударяем в пол и ловя мяч правой рукой.

Варианты: способ перемещения может меняться. (Рис. 56)

3) И. п. – стоя, мяч в левой руке.

Перемещаемся медленно бегом, подбрасывая и ловя мяч левой рукой.

Варианты: способ перемещения может меняться. (Рис. 57)

4) И. п. – стоя, мяч в левой руке.

Перемещаемся медленно бегом, подбрасывая и ловя мяч левой рукой.

Варианты: способ перемещения может меняться. (Рис. 58)

Рис. 58
Рис. 57
Рис. 56
Рис. 55

5) И. п. – стоя, мяч в левой руке.

Перемещаемся медленно бегом, ударять в пол и ловя мяч левой рукой.

Варианты: способ перемещения может меняться. (Рис. 59)

6) И. п. – стоя, мяч в правой руке.

Перемещаясь медленно бегом, перебрасываем мяч из руки в руку.

Варианты: способ перемещения может меняться. (Рис. 60)

7) И. п. – стоя, мяч в правой руке.

Перемещаясь медленно бегом, подбрасываем мяч вверх, выполняем хлопок и ловим его правой рукой.

Варианты: способ перемещения и количество хлопков могут меняться. (Рис. 61)

8) И. п. – стоя, мяч в левой руке.

Перемещаясь медленно бегом, подбрасываем мяч вверх, выполняем хлопок и ловим его левой рукой.

Варианты: способ перемещения и количество хлопков могут меняться. (Рис. 62)

Рис. 59
Рис. 62
Рис. 61
Рис. 60

 

1.1.4. Упражнения индивидуальныев движении с двумя мячами

1) И. п. – стоя, мячи в правой и левой руке.

Перемещаясь медленно бегом, подбрасываем одновременно мячи вверх и ловим теми же руками.

Варианты: способ перемещения может меняться, мячи можно подбрасывать и ловить попеременно. (Рис. 63)

2) И. п. – стоя, мячи в правой и левой руке.

Перемещаясь медленно бегом, ударяем одновременно мячи в пол и ловим теми же руками.

Варианты: способ перемещения может меняться, мячи можно подбрасывать и ловить попеременно. (Рис. 64)

3) И. п. – стоя, мячи в правой и левой руке.

Перемещаясь медленно бегом, подбрасываем мячи вверх, делаем хлопок, ловим их теми же руками.

Варианты: способ перемещения может меняться. (Рис. 65)

4) И. п. – стоя, мячи в правой и левой руке.

Перемещаясь медленно бегом, ударяем мячами в пол, делаем хлопок, ловим их теми же руками.

Варианты: способ перемещения может меняться. (Рис. 66)

Рис. 66
Рис. 65
Рис. 64
Рис. 63



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: