РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ПОМОЩИ УПРАЖНЕНИЙ С ПРЕДМЕТАМИ
Учебно-методическое пособие
ВОЛОГДА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра физвоспитания
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ПОМОЩИ УПРАЖНЕНИЙ С ПРЕДМЕТАМИ
Учебно-методическое пособие
ВОЛОГДА
УДК
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ
Рецензенты:
Развитие координационных способностей при помощи упражнений с предметами: учебно-методическое пособие / сост. Марина И.В., Орехова И.В; М-во образ. И науки РФ, Вологод. Гос. Ун-т. – Вологда: ВоГУ, 2018.- 64 с.
В работе содержится подборка физических упражнений с предметами с красочными иллюстрациями. Они направлены на развитие координационных способностей занимающихся.
Пособие ориентированно для специалистов-практиков по физической культуре, студентов, желающих заниматься самостоятельно.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Упражнения с мячом
1.1.Упражненияиндивидуальные с мячом
1.1.1. Упражнения индивидуальные на месте с одним мячом
1.1.2. Упражнения индивидуальные на месте с двумя мячами
1.1.3. Упражнения индивидуальныев движении с одним мячом
1.1.4. Упражнения индивидуальныев движении с двумя мячами
1.2. Упражнения в парах с мячом
1.2.1. Упражнения в парах на месте с одним мячом
1.2.2. Упражнения в парах на месте с двумя мячами
1.2.3. Упражнения в парах в движении с одним мячом
1.2.4. Упражнения в парах в движении с двумя мячами
Упражнения с фризби (летающий диск)
2.1. Индивидуальные упражнения с фризби (летающим диском)
2.1.1. Упражнения на месте с одним предметом – фризби
2.1.2. Упражнения на месте с двумя предметами – фризби
2.1.3. Упражнения в движении с одним предметом – фризби
2.1.4. Упражнения в движении с двумя предметами - фризби
2.2. Упражнения в парах с фризби (летающим диском)
2.2.1. Упражнения на месте с одним предметом – фризби
2.2.2. Упражнения на месте с двумя предметами – фризби
2.2.3. Упражнения в движении с одним предметом – фризби
2.2.4. Упражнения в движении с двумя предметами – фризби
Упражнения со скакалкой
3.1. Прыжки на месте
3.2. Прыжки с перемещением
3.3. Упражнения с партнером и в группе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное учебное пособие соответствует образовательным стандартам высшего профессионально образования для высших учебных заведений по дисциплинам «Физическая культура и спорт», «Элективная физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культура».
Каждая глава пособия отражает отдельные комплексы упражнений с определенными предметами. Логическая последовательность изложения и доступность материала позволяют использовать учебное пособия не только преподавателям на занятиях и в тренировочном процессе, а также студентам, занимающимся самостоятельно.
Для создание учебного пособия было проанализировано множество литературных источников, но за основу был взят личный многолетний опыт авторов.
Это издание предназначено студентам не физкультурных вузов, учителям и преподавателям физической культуры в школах и вузах для проведения учебно-тренировочных занятий.
Текст пособия подготовлен старшими преподавателями кафедры физвоспитания Вологодского государственного университета Мариной И.В. и Ореховой И.В. с учетом многолетнего опыта работы в вузе и своего личного педагогического опыта.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях жизни значительно увеличивается объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость – способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Начиная с середины 70-х г. г. вместо термина «ловкость» используют термин «координационные способности» [4].
В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. coordination – согласование, сочетание, приведение в порядок).
Развитие координационных способностей основывается на обогащении занимающихся новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Чем больше запас двигательных навыков и умений, тем богаче двигательный опыт и тем шире база для приобретения новых форм двигательной деятельности. Богатый двигательный опыт – необходимое условие успешного овладения будущей профессией. Эффективное воздействие на функциональное совершенствование двигательного анализатора и, следовательно, на развитие координации могут оказать упражнения, содержащие элементы новизны и представляющие для занимающихся определенную координационную трудность. Для этого широко используются различные упражнения с предметами.
Использование предметов на учебных и тренировочных занятиях обогащает возможности общеразвивающих упражнений. Во-первых, применение предметов вносит разнообразие в занятия, что повышает интерес и эмоциональную вовлеченность занимающихся. Во-вторых, каждый из предметов имеет свои преимущества для направленного воздействия на различные двигательные функции. В нашей работе рассматриваются упражнения с тремя предметами: мяч: (баскетбольный, волейбольный, футбольный, большой теннис, малый теннис), фризби (летающий диск) и скакалка.
Актуальность пособия заключается в том, что авторы систематизировали материал по данной теме и постарались доступно изложить его для студентов используя не только описания упражнений, а и рисунки.
Упражнения с мячом
Мяч – упругий предмет сферической формы, при ударе отскакивающий от твердой поверхности, используемый в играх и спортивных играх, таких как футбол, баскетбол, волейбол, теннис. [Ожегов].
Упражнения с мячом создают положительный эмоциональный фон на занятии со студентами, что помогает избежать однообразия работы над техникой выполнения упражнения. При этом мячи могут использоваться разные по весу, размеру и даже цвету. В зависимости от степени владения мячом можно менять силу отскока и передачи мяча, быстроту перемещения. Упражнения с мячом могут проводиться как на занятиях в залах, так и во время занятий на стадионе. Выполняя упражнения с мячами, следует помнить о высокой концентрации внимания занимающихся. Это поможет избежать множества травм на занятии.
Упражнения индивидуальные с мячом
1.1.1. Упражнения индивидуальныена месте с одним мячом
1) И. п. - стойка ноги врозь, мяч в правой руке, держим снизу.
Подбрасывать мяч вверх и ловить правой рукой снизу.
Варианты: держим мяч (теннисный) сверху. (Рис. 1)
2) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке, держим снизу.
Подбрасывать мяч вверх и ловить левой рукой снизу.
Варианты: держим мяч (теннисный) сверху. (Рис. 2)
3) И. п. - стойка ноги врозь, мяч (теннисный) в правой руке, держим сверху.
Ударяем мяч в пол, и ловить правой рукой снизу. (Рис. 3)
Рис. 2 |
Рис. 1 |
Рис. 3 |
4) И. п. – стойка ноги врозь, мяч (теннисный) в левой руке, держим сверху.
Ударяем мяч в пол, и ловить левой рукой снизу. (Рис. 4)
5) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке, держим снизу.
Подбрасывать мяч вверх и ловить другой рукой (перебрасывать из руки в руку). Варианты: держать мяч (теннисный) сверху, менять захваты по ходу упражнения. (Рис. 5)
Рис. 4 |
Рис. 5 |


6) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
Ударяем мяч в пол, выполняем ловлю другой рукой, выполняя переводы перед собой.
Варианты: выполнять переводы (удары мяча в пол) за спиной, под ногами. (Рис. 6)
7) И. п.– стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
Подбросить мяч вверх, три хлопка в ладоши, поймать мяч двумя руками.
Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 7)
8) И. п.– стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
Ударить мяч в пол, три хлопка в ладоши, поймать мяч двумя руками.
Варианты: количество хлопков и способ ловли теннисного мяча могут меняться. (Рис. 8)
9) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.
Подбросить мяч вверх, три хлопка в ладоши, поймать мяч двумя руками.
Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 9)
Рис. 8 |
Рис. 9 |
Рис. 7 |
Рис. 6 |




10) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.
Ударить мяч в пол, три хлопка в ладоши, поймать мяч двумя руками.
Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 10)
11) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
Подбросить мяч вверх, хлопок за спиной, хлопок перед собой, поймать мяч двумя руками.
Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 11)
12) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
Ударить мяч в пол, хлопок за спиной, хлопок перед собой, поймать мяч двумя руками.
Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 12)
Рис. 11 |
Рис. 10 |



Рис. 12 |
13) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.
Подбросить мяч вверх, хлопок за спиной, хлопок перед собой, поймать мяч двумя руками.
Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 13)
14) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.
Ударить мяч в пол, хлопок за спиной, хлопок перед собой, поймать мяч двумя руками.
Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 14)
Рис. 14 |
Рис. 13 |


15) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
Подбросить мяч вверх, присесть, коснуться пола ладошками, встать, поймать мяч.
Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 15)
16) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
Ударить мяч в пол, присесть, коснуться пола ладошками, встать, поймать мяч.
Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 16)
17) И. п. – сойка ноги врозь, мяч в левой руке.
Подбросить мяч вверх, присесть, коснуться пола ладошками, встать, поймать мяч.
Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 17)
Рис. 17 |
Рис. 16 |
Рис. 15 |



18) И. п. – сойка ноги врозь, мяч в левой руке.
Ударить мяч в пол, присесть, коснуться пола ладошками, встать поймать мяч.
Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 18)
19) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
Подбросить мяч вверх, выполнить хлопок и одновременно поворот на 90º, поймать мяч правой рукой.
Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 19)
20) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
Ударить мяч в пол, выполнить хлопок и одновременно поворот на 90º, поймать мяч правой рукой.
Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 20)
21) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.
Подбросить мяч вверх, выполнить хлопок и одновременно поворот на 90º, поймать мяч левой рукой.
Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 21)
Рис. 21 |
Рис. 20 |
Рис. 19 |
Рис. 18 |




22) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.
Ударить мяч в пол, выполнить хлопок и одновременно поворот на 90º, поймать мяч левой рукой.
Варианты: количество хлопков и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 22)
23) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
Подбросить мяч высоко вверх, сделать поворот на 360º, поймать мяч двумя руками.
Варианты: угол поворота и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 23)
Рис. 23 |
Рис. 22 |


24) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
Ударить мяч в пол, сделать поворот на 360º, поймать мяч двумя руками.
Варианты: угол поворота и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 24)
25) И. п. - стойка ноги врозь, мяч в левой руке.
Подбросить мяч высоко вверх, сделать поворот на 360º, поймать мяч двумя руками.
Варианты: угол поворота и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 25)
26) И. п. - стойка ноги врозь, мяч в левой руке.
Ударить мяч в пол, сделать поворот на 360º, поймать мяч двумя руками.
Варианты: угол поворота и способ ловли мяча могут меняться. (Рис. 26)
27) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
Мяч заводим за спину, перебрасываем через левое плечо и ловим правой рукой.
Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 27)
Рис. 27 |
Рис. 26 |
Рис. 25 |
Рис. 24 |




28) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.
Мяч заводим за спину, перебрасываем через правое плечо и ловим левой рукой.
Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 28)
29) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
Подбросить мяч вверх, сесть на пол, поймать мяч. Подбросить мяч вверх, встать, поймать мяч правой рукой.
Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 29)
30) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
Ударить мяч в пол, сесть на пол, поймать мяч. Подбросить мяч вверх, встать, поймать мяч правой рукой.
Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 30)
Рис. 30 |
Рис. 29 |
Рис. 28 |



31) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.
Подбросить мяч вверх, сесть на пол, поймать мяч. Подбросить мяч вверх, встать, поймать мяч левой рукой.
Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 31)
32) И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.
Ударить мяч в пол, сесть на пол, поймать мяч. Подбросить мяч вверх, встать, поймать мяч левой рукой.
Варианты: способ ловли мяча может меняться. (Рис. 32)
33) И. п. – стоя правая нога впереди левая сзади, мяч в правой руке.
Выполняя прыжок со сменой ног, подбрасываем мяч вверх и ловим его левой рукой (перебрасываем из руки в руку).
Варианты: способ прыжка может меняться. (Рис. 33)
34) И. п. – стоя правая нога впереди левая сзади, мяч в правой руке.
Выполняя прыжок со сменой ног, ударяем мяч в пол, и ловим его левой рукой (выполняем переводы перед собой).
Варианты: способ прыжка и способ перевода мяча могут меняться. (Рис. 34)
Рис. 34 |
Рис. 33 |
Рис. 32 |
Рис. 31 |




35) И. п. – основная стойка, мяч в правой руке.
Выполняя прыжок на месте на двух ногах, подбрасываем мяч вверх, делаем хлопок руками, ловим мяч правой рукой.
Варианты: способ прыжка и количество хлопков могут меняться. (Рис. 35)
36) И. п. – основная стойка, мяч в левой руке.
Выполняя прыжки ноги врозь ноги вместе, подбрасываем мяч вверх, делаем хлопок руками, ловим мяч левой рукой.
Варианты: способ прыжка и количество хлопков могут меняться. (Рис. 36)
Рис. 36 |
Рис. 35 |


1.1.2. Упражнения индивидуальные на месте с двумя мячами
1) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке, держим снизу.
Подбрасываем мячи вверх одновременно и ловим теми же руками.
Варианты: можно подбрасывать мячи попеременно. (Рис. 37)
2) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке, держим снизу.
Ударяем мячи в пол одновременно и ловим теми же руками.
Варианты: можно ударять мячами в пол попеременно. (Рис. 38)
3) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке.
Подбрасываем мячи вверх, выполняем хлопок и ловим теми же руками.
Варианты: количество хлопков может меняться. (Рис. 39)
4) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке.
Ударяем мячами в пол, выполняем хлопок и ловим теми же руками.
Варианты: количество хлопков может меняться. (Рис. 40)
Рис. 40 |
Рис. 39 |
Рис. 38 |
Рис. 37 |




5) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке.
Подбрасываем мячи вверх, выполняем хлопок за спиной, перед собой и ловим мячи теми же руками. (Рис. 41)
6) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке.
Ударяем мячами в пол, выполняем хлопок за спиной, перед собой и ловим мячи теми же руками. (Рис. 42)
Рис. 42 |
Рис. 41 |


7) И. п. – основная стойка, мячи в правой и левой руке.
Подбрасываем мячи вверх, выполняем поворот 180º, ловим их теми же руками. (Рис. 43)
8) И. п. – основная стойка, мячи в правой и левой руке.
Ударяем мячами в пол, выполняем поворот 180º, ловим их теми же руками. (Рис. 44)
9) И. п. – основная стойка, мячи в правой и левой руке.
Подбрасываем мячи вверх, выполняем поворот на 360º, ловим их теми же руками.
Варианты: повороты можно выполнять в разные стороны. (Рис. 45)
Рис. 45 |
Рис. 44 |
Рис. 43 |



10) И. п. – основная стойка, мячи в правой и левой руке.
Ударяем мячами в пол, выполняем поворот на 360º, ловим мячи теми же руками.
Варианты: повороты можно выполнять в разные стороны. (Рис. 46)
11) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке.
Подбрасываем мячи вверх, приседаем, касаемся руками пола, встаем и ловим мячи теми же руками. (Рис. 47)
12) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке.
Ударяем мячами в пол, приседаем, касаемся руками пола, встаем и ловим мячи теми же руками. (Рис. 48)
Рис. 48 |
Рис. 47 |
Рис. 46 |



13) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке.
Подбрасываем мячи вверх, садимся на пол и ловим их теми же руками. Подбрасываем опять вверх, встаем и ловим. (Рис. 49)
14) И. п. – стойка ноги врозь, мячи в правой и левой руке.
Ударяем мячи в пол, садимся на пол и ловим их теми же руками. Подбрасываем вверх, встаем и ловим. (Рис. 50)
Рис. 50 |
Рис. 49 |


15) И. п. – основная стойка, мяч в правой и левой руке.
Выполняя прыжки на месте на двух ногах, подбрасываем мячи вверх и ловим теми же руками одновременно.
Варианты: способ прыжков может меняться, мячи можно подбрасывать и ловить попеременно. (Рис. 51)
16) И. п. – основная стойка, мяч в правой и левой руке.
Выполняя прыжки на месте на двух ногах, ударяем мячами в пол и ловим теми же руками одновременно.
Варианты: способ прыжков может меняться, мячи можно подбрасывать и ловить попеременно. (Рис. 52)
17) И. п. – стоя, одна нога впереди, вторая сзади, мячи в правой и левой руке.
Выполняя прыжок со сменой ног, подбрасываем мячи вверх, делаем хлопок руками и ловим мячи.
Варианты: способ прыжков и количество хлопков могут меняться. (Рис. 53)
18) И. п. – стоя, одна нога впереди, вторая сзади, мячи в правой и левой руке.
Выполняя прыжок со сменой ног, ударяем мячами в пол, делаем хлопок руками и ловим мячи.
Варианты: способ прыжков и количество хлопков могут меняться. (Рис. 54)
Рис. 54 |
Рис. 53 |
Рис. 52 |
Рис. 51 |




1.1.3. Упражнения индивидуальныев движении с одним мячом
1) И. п. – стоя, мяч в правой руке.
Перемещаемся медленно бегом, подбрасывая и ловя мяч правой рукой.
Варианты: способ перемещения может меняться.
2) И. п. – стоя, мяч в правой руке. (Рис. 55)
Перемещаемся медленно бегом, ударяем в пол и ловя мяч правой рукой.
Варианты: способ перемещения может меняться. (Рис. 56)
3) И. п. – стоя, мяч в левой руке.
Перемещаемся медленно бегом, подбрасывая и ловя мяч левой рукой.
Варианты: способ перемещения может меняться. (Рис. 57)
4) И. п. – стоя, мяч в левой руке.
Перемещаемся медленно бегом, подбрасывая и ловя мяч левой рукой.
Варианты: способ перемещения может меняться. (Рис. 58)
Рис. 58 |
Рис. 57 |
Рис. 56 |
Рис. 55 |




5) И. п. – стоя, мяч в левой руке.
Перемещаемся медленно бегом, ударять в пол и ловя мяч левой рукой.
Варианты: способ перемещения может меняться. (Рис. 59)
6) И. п. – стоя, мяч в правой руке.
Перемещаясь медленно бегом, перебрасываем мяч из руки в руку.
Варианты: способ перемещения может меняться. (Рис. 60)
7) И. п. – стоя, мяч в правой руке.
Перемещаясь медленно бегом, подбрасываем мяч вверх, выполняем хлопок и ловим его правой рукой.
Варианты: способ перемещения и количество хлопков могут меняться. (Рис. 61)
8) И. п. – стоя, мяч в левой руке.
Перемещаясь медленно бегом, подбрасываем мяч вверх, выполняем хлопок и ловим его левой рукой.
Варианты: способ перемещения и количество хлопков могут меняться. (Рис. 62)
Рис. 59 |
Рис. 62 |
Рис. 61 |
Рис. 60 |




1.1.4. Упражнения индивидуальныев движении с двумя мячами
1) И. п. – стоя, мячи в правой и левой руке.
Перемещаясь медленно бегом, подбрасываем одновременно мячи вверх и ловим теми же руками.
Варианты: способ перемещения может меняться, мячи можно подбрасывать и ловить попеременно. (Рис. 63)
2) И. п. – стоя, мячи в правой и левой руке.
Перемещаясь медленно бегом, ударяем одновременно мячи в пол и ловим теми же руками.
Варианты: способ перемещения может меняться, мячи можно подбрасывать и ловить попеременно. (Рис. 64)
3) И. п. – стоя, мячи в правой и левой руке.
Перемещаясь медленно бегом, подбрасываем мячи вверх, делаем хлопок, ловим их теми же руками.
Варианты: способ перемещения может меняться. (Рис. 65)
4) И. п. – стоя, мячи в правой и левой руке.
Перемещаясь медленно бегом, ударяем мячами в пол, делаем хлопок, ловим их теми же руками.
Варианты: способ перемещения может меняться. (Рис. 66)
Рис. 66 |
Рис. 65 |
Рис. 64 |
Рис. 63 |



