Глава 6 - НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ ЧАКР




Природу чакр можно изучать с различных точек зрения: с фи-

зической, психической, этической, символической, мифической,

религиозной, научной, эволюционной, духовной и др. При этом

можно акцентировать как микрокосмический аспект (внутриче-

ловеческая структура), так и макрокосмический (объем нашего

восприятия и жизненный опыт). Однако, какой бы уровень мы

ни избрали, мы будем иметь дело с иерархической серией мандал,

которые при наложении одна на другую представят общую кар-

тину человеческой личности.

Каждый из нас занимает определенный уровень на линии эво-

люции, по которой восходят чакры, и именно это обусловливает

наше отношение к миру. Так, например, кто находится в плену

сил свадхистаны, стремится максимально удовлетворить свои

вожделения; связанный с манипурой - удовлетворяет свои мощ-

ные инстинкты; с анахатой - охвачен состраданием и любовью ко

всему человечеству. Наша чакровая эволюция в значительной

степени зависит от активности нервной системы и состояния

сознания. Тот, кто находится на низком уровне, не может понять

того, кто находится на высоком, но тот, кто находится на высо-

ком, способен понять более низкие уровни, ибо у него есть опыт

этих уровней.

Даже внутри одной и той же чакры существуют различные

степени развития, равновесия и активности, так что два "мани-

пурных" человека могут действовать различно: один - конструк-

тивно, а другой - деструктивно. Каждая чакра имеет свой набор

физических, эмоциональных, психических и рациональных эле-

ментов, свое собственное нервное сплетение и эндокринную же-

лезу, и все это связано с различными органами и частями тела, ко-

торые также связаны с управляющими центрами мозга, контро-

лирующими физические, эмоциональные, психические и рацио-

нальние особенности личности. Таким образом, чакра является

своеобразным конвертирующим преобразователем, который

связывает различные уровни нашего существа, распределяя

энергию по отдельным каналам. Так, например, аджна чакра как

наиболее сложный центр связи контролирует интуитивные и ра-

циональные способности человека, распределенные в обоих по-

лушариях мозга. И действительно, аджна чакра символически

представлена двухлепестковым лотосом, что отражает две доли

мозга с шишковидной железой - основным центром сосредото-

чения. Муладхара, напротив, управляет глубокими, мощными, но

примитивными побуждениями и инстинктами, которые невро-

логически связаны с участками, расположенными в основании

мозга, как у животных, рептилий и птиц.

Чакры - внутри мозга

Последние открытия в нейрофизиологии и фантастический

всплеск новых технологий, а также удивительные исследования и

новаторская проницательность ученых обещают в ближайшее

время перевернуть наши представленная о человеке и переориен-

тировать людей на передовую медицину, психогигиену и подлин-

но сознательную жизнь. Подобно тому, как элитарная теория от-

носительности Эйнштейна ныне стала достоянием всех, так и

блестящие открытия ученых в области нейрофизиологии вскоре

просочатся в массовое сознание для общей пользы.

Из всех объектов исследований головной мозг - наиболее

сложный объект: используя свой мозг, человек пытается изучить

его же. Не похоже ли это на то, как человек стремится схватить

руку той же самой рукой или увидеть глаз тем же глазом? Как мо-

жет исследователь при помощи внешних средств изучить сокро-

венную внутреннюю сферу? Да и кто разрешит врачам открыть

черепную коробку и заглянуть внутрь? В этом контексте нейро-

хирурги и йоги занимаются одним и тем же, но подход к реше-

нию проблемы у них различный: ученые стремятся понять рабо-

ту мозга, рассекая его ножами, вставляя в него электроды, иссле-

дуя Х-лучами, стимулируя его лекарствами, в то время как йоги

познают его непосредственно, через медитацию, и при этом их

открытия совпадают с открытиями ученых. Прежде чем ученые

смогли зафиксировать наци и чакры, йоги тысячи лет назад уже

знали об их существовании, не пользуясь микроскопами. Они уз-

нали также и о том, что при помощи особых поз и особой систе-

мы дыхания человек может усовершенствовать свои внимание,

разум, эмоции, дух. Недавние открытия в нейрофизиологии и

анатомии подтвердили, что жизненно важные нервные сплете-

ния и эндокринные железы, расположенные внутри позвоночно-

го столба и головного мозга, соответствуют тому, что описано йо-

гами. Так ученые постепенно начинают понимать, что система

йогов - это нечто большее, чем простые упражнения и расслабле-

ния. Скорее всего, йоги предлагают уникальный метод психофи-

зического оздоровления и совершенствования всей личности че-

ловека...

Триединый мозг

Доктор Поль Маклейн, нейрофизиолог и руководитель Лабо-

ратории эволюции мозга и поведения при Национальном инсти-

туте психического здоровья (США), наглядно продемонстриро-

вал, что мозг человека функционально подразделяется на три

главные сферы, три взаимосвязанные биологические ЭВМ, каж-

дая из которых имеет свой интеллектуальный потенциал, свою

индивидуальность, свои пространственно-временные связи,

свою память и другие различные функции1. Каждый мозг соот-

ветствует отдельному эволюционному шагу и отличается как

нейроанатомически, так и функционально, включая в себя такие

удивительно разные но соотношению соединения, как допамин и

серотонин.

Характерно, что и ученые, и йоги говорят о трех уровнях: реп-

тилий, млекопитающих и человека.

1 Maclean P. A. Triune Concept of the Brain and Behavior. - Toronto:

Toronto Press, 1973.

1. Комплекс рептилий включает верхнюю часть позвоночного

мозга, нижнюю часть головного мозга, продолговатый мозг и

часть активизирующей ретикулярной системы, контролирующей

сознание в состоянии бодрствования. Данная сфера представляет

основной нервный механизм самосохранения, воспроизводства,

регулирования работы сердца, кровообращения и дыхания. Кро-

ме того, данный комплекс контролирует общение, социальную

иерархию, склонность к порядку, поклонение старшим, соблюде-

ние ритуалов, рабскую зависимость от прихотей моды. Маклейн

считает.что комплекс рептилий ответственен за агрессивное

поведение, конфликт из-за жизненного пространства, ритуала,

господства. Мнение ученого соответствует точке зрения йогов,

которые описывают муладхару и свадхистану как центры, под-

держивающие самые основные и примитивные животные по-

буждения и инстинкты: самосохранение, питание, сон и воспро-

изводство в круговороте рождений и смертей, - монотонный и

примитивный поток жизни, без вдохновения, любви и самосоз-

нания. Такова пропасть бессознательной сферы и подсознатель-

ных инстинктов.

Маклейн и его коллеги пришли к тому же печальному выводу,

что и йоги: жизнь большинства людей обусловлена активностью

муладхары и свадхистаны, несмотря на то, что иногда функции

этих низших центров облагораживаются влиянием на них более

высоких центров. Увы, большая часть нашего времени уходит на

то, чтобы угодить низшим чакрам в нашей трагической повсед-

невности, в то время как более возвышенные чакры мозга как бы

отсечены от нашего существа...

Опыты, проводимые Маклейном над хомяками, еще раз убе-

дили в этом: через депь-два после рождения у хомяков сняли ко-

ру головного мозга и оставили только комплекс рептилий. Хомя-

ки, однако, росли нормально и давали потомство. То же наблюда-

лось и у птиц. Эти научные наблюдения, по существу, доказыва-

ют, что для решения "основных" проблем жизни мы не нуждаем-

ся в большом количестве мозга, в котором остаются невостребо-

ванными девять десятых (!) наших способностей... Йоги предла-

гают нам пробуждать именно эти девять десятых.

Современная психологическая наука также разъясняет нам,

что за внешним обликом человека скрывается примитивно-инс-

тинктивное иррациональное существо, нашпигованное живот-

ными инстинктами и запретами. З.Фрейд называл этот феномен

ИД, сферой бессознательного, из недр которого выплескиваются

желания, страсти, различные энергии, характеризующие наши

эмоции и пас самих. Йоги называют этот феномен муладхарой и

свадхистаной. Но как психологи, так и йоги согласны с тем, что

большинство из нас большую часть жизни затрачивают на то,

чтобы выжить и насладиться. Искусство " делать деньги" обеспе-

чивает нам кров, пищу, одежду и удовольствия. Немногие из нас

понимают, что в жизни есть нечто, гораздо более важное.

Практикуя йогу, мы учимся уравновешивать и контролиро-

вать эту энергию, постепенно высвобождая ее из-под гнета инс-

тинктов и вожделений и направляя вверх по сушумне, к высшим

центрам, для пробуждения нашего подлинного предназначения.

2. Структура млекопитающих контролируется так называе-

мой лимбической системой, ответственной: за эмоции, память,

игривое поведение, радостное настроение, благоговение, удивле-

ние, любовь, испуг, страх, беспокойство, боль, сексуальность. Йо-

гическая традиция относит эту сферу к манипуре и анахате. Если

мы стимулируем области спинного мозга за пупком и сердцем,

соответственно связанные с манипурой и анахатой, мы сигнали-

зируем в мозг и активизируем физические, рациональные и пове-

денческие характеристики, связанные с этими чакрами.

3. Собственно человеческая область мозга - сравнительно не-

давно развившаяся кора - обитель интеллекта и рациональных

манипуляций. Именно здесь концентрируются и уравновешива-

ются различные способности. Благодаря коре головного мозга

возможны такие процессы, как мышление, расчет, анализ, прони-

цательность, интуиция, творчество, понимание символики, пла-

нирование, художественная и научная выразительность и др.

Причем, особо важную роль в этих процессах играет именно

передняя доля мозга, ответственная за сознание и самосознание,

ибо человек - не только знает, но и знает, что он знает.

Известно, что пациенты с тяжелым поражением лобной доли

или страдаюшие лоботомией, неспособны планировать будущее

и испытывают ущербное чувство самосознания; как правило, они

тупы, медлительны, не контролируют ни своих слов, ни поступ-

ков. Ведя растительное существование, они неспособны забо-

титься о себе сами, у них нет интереса к жизни, их порог чувстви-

тельности бывает порой настолько низкий, что они не ощущают

сильной боли. Отсюда ясно, что передняя доля мозга контролиру-

ет самосохранение и самовыживапие человеческого рода, без че-

го немыслимы ни цельность семьи, ни здоровье общества. Более

того, установление законов, экономические и политические прог-

нозы, развитие наук и искусств, формирование религиозных

представлений, мораль и философия - вся человеческая культура -

зависит от степени развития передней, лобной части мозга.

Инстинкт неизбежной физической смерти и связанные с этим

тревожные мысли подгоняют нас, и мы спешим защититься с по-

мощью религии или мистики от неумолимого приближения

смерти. А между тем йогические науки способны избавить нас от

этих страхов и наполнить ощущением бессмертия...

Давид Лойе, однако, полагает, что способность предвидения и

анализирования распространяется па весь мозг, а не только на

переднюю его часть1. Он утверждает, что когда автомобиль быст-

ро приближается к нам, передний мозг сигнализирует об этом в

оба полушария мозга, которые, в свою очередь, принимают опти-

мальное решение. Ученый установил, что люди, способные ис-

пользовать оба полушария мозга в момент опасности, имели

больше шансов на выживание, чем те, у которых была развита

правая или левая сторона. Что ж, данное исследование Д.Лойе

еще раз подтвердило правоту йогов, давно утверждавших, что

оба полушария мозга должны быть сбалансированы и их актив-

ность следует уравновешивать, если мы стремимся к более гармо-

ничной жизни и к развитию наших внутренних энергетических

потенциалов.

Аджна чакра

Йогическая ____________традиция и практика считает, что все вышепере-

численные функции мозга (интеллектуальные, интуитивные,

творческие) зависят от состояния наших аджна и вишуддха чакр.

Йоги особенно стимулируют аджна чакру, расположенную в

шишковидной железе, между полушариями, именно аджна и ее

физический аналог - шишковидная железа - являются главным

контролирующим фактором, гуру чакрой. Из физиологии мы мо-

жем узнать, что перед шишковидной железой, как раз на гребне

лимбической системы расположен таламус. Наука подтвердила,

что таламус действительно является важнейшим центром регу-

лирования и взаимодействия сенсорной и двигательной систем

(ида и пингала), предфронтальной корой, которая стимулирует

как левую, так и правую стороны мозга (ида и пингала). Далее, ни-

же, следует гипоталамус, интегрирующий центр, стимулирующий

наши эмоции и АНС (автономную нервную систему), а также эн-

докринные железы и мозжечок, управляющий движением. Таким

образом, область таламуса ответственна за управление и баланси-

рование чувствами, мышлением, эмоциями, действиями, ощуще-

ниями боли, температуры, определение форм, размеров и качеств

объектов, контактирующих с нашими чувствами и т.д. Итак, мы

видим, что участок шишковидной железы и таламуса соответст-

вует описанию аджна чакры, в которой, как заявляют йоги, встре-

чаются функции иды (чувства и эмоции) и функции пингалы

(интеллект и побуждение к действию). Суть науки йоги и заклю-

1 Lope D. Foresight Saga // Omni. - Sept 1982.

чается в том, чтобы соединить иду и пингалу в аджне. Когда это

происходит, в нервной системе будто что-то вспыхивает, и оба

полушария мозга словно получают мощную подзарядку, подклю-

чаясь к режиму высокого напряжения, которое йоги называют

сушумной.

Если сфера таламуса управляет восприятием и двигательной

активностью, благодаря которым мы способны испытывать тон-

кие переживания, то йогическая практика еще больше разовьет в

нас эту способность, пульсирующую из источника, в котором

встретились все чувства в таламусе.

Чакры в перспективе

Йоги говорят, что чакры расположены вдоль спинного мозга,

что муладхара находится в промежности, а другие локализованы

выше, последовательно приближаясь к сахасраре - высшему пре-

делу человеческой эволюции и сознания. Среди всех чакр, аджна

- единственная, которая способна пробудить в человеке самосоз-

нание, в то время как сверхсознание, или космическое сознание,

закодировано в сахасраре. Аджна - центр управления.

Нейрофизиология обнаружила, что от продолговатого мозга к

таламусу (шишковидной железе) простираются нервные сплете-

ния, соответствующие классическим описаниям чакр у йогов.

Совершенно ясно, что внутри мозга они попадают под контроль

аджны, представляя различные эволюционные напластования.

Иными словами, когда происходит пробуждение той или иной

чакры в позвоночнике, это "телеграфируется" в аджну. Сейчас

можно с уверенностью сказать, что область шишковидной желе-

зы (таламуса) - это та часть мозга, которая получает наиболее

мощную активацию и пробуждение при открытии аджна чакры.

Это могло бы объяснить тесную связь между муладхарой и адж-

ной, а именно - что пробуждение одной последовательно про-

буждает другую.

К сожалению, у большинства людей аджна чакра (т.е. область

таламуса/шишковидной железы) дремлет. Концентрация жизни

на уровне муладхары и свадхистаны означает, что аджни подпи-

тывается от продолговатого мозга, являющегося мозгом репти-

лии. Лишь йогическая практика способна действительно разбу-

дить психические центры сознания, повысить уровень функцио-

нирования нервной системы, основательно простимулировать

область таламуса и соединить в аджне силы иды и пингалы, пере-

качивая энергетические ресурсы из муладхары в аджну.

Для этой цели существуют такие мощные психотехники, как

шамбхави мудра, тратака, мантра-джапа, нади шодхана, бхрамари

пранаяма и др. Мы должны поднять наше сознание из продолго-

ватого мозга рептилий вверх, к аджне, чтобы уравновесить ком-

плекс мозг/ум, иду/пингалу для дальнейшего пробуждения кун-

далини.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: