Пять колебательных систем




Бентов сообщает о пяти колебательных системах, взаимно

связанных и обусловливающих друг друга:

1. Система "сердце-аорта" вызывает вибрацию в позвоночни-

ке и черепной коробке в 7 циклов в секунду, что способствует ус-

корению -

2. микродвижений черепа и мозга вверх-вниз, что способству-

ет возникновению звуковых волн, которые формируют -

3. локализованные волны внутри желудочков мозга, которые

стимулируют -

4. замкнутый контур в сенсорной коре с вибрацией в 7 циклов

в секунду, что приводит к -

5. магнитному полю противоположной полярности, пульси-

рующему в 7 циклов в секунду и взаимодействующему с полями

окружающей среды сверхнизкой частоты с резонансом на часто-

те в 7,5 циклов в секунду.

Продолжительная медитация постепенно блокирует эти сис-

темы, заставляя их работать синхронно, вследствие чего пробуж-

дается дремлющий потенциал и происходит квантовый скачок в

мир иной жизни, которую йоги называют экстатическим танцем

кундалини. В Тантрах сказано, что если человек способен в тече-

ние трех часов сидеть совершенно неподвижно, сохраняя созна-

ние бодрствующим, начинают пробуждаться внутренние энер-

гии и приближается самадхи. Модель Бентова сопрягается с тан-

трической точкой зрения.

Еще одна интересная деталь. Бептов полагает, что качествен-

ные преобразования, по всей вероятности, начинаются с правого

полушария мозга, так как многие медитативные практики разви-

вают интуитивную, чувственную правую долю мозга, чтобы урав-

новесить ее с непомерно развитой рациональной, логической,

прямолинейно мыслящей левой частью. Бентов пришел к этому

заключению после того, как обратил внимание на то, что многие

медитирующие, отвечая на его вопросы, отмечали, что чувство-

вали пробуждение энергии в левой стороне тела, которая управ-

ляется правым полушарием мозга1. Эта весьма интересная под-

робность согласуется с исследованиями Д'Аквилль, который при-

шел к выводу, что духовный опыт контролируется правой частью

мозга2.

1 BentovI.Op.cil.// р. 180.

2 Black M. Brain Flash: The Physiology of Inspiration/ - Science Digest. -

1982, August.

Воспламенение кундалини

Из опыта мы знаем, что бревно, долго лежащее на тлеющих

углях, может внезапно вспыхнуть, несмотря па отсутствие огня.

Приблизительно те же механизмы действуют и в нервной системе,

подготавливая и приближая ситуацию, подобную вспышке хоро-

шо подсушенного дерева. Эту же модель используют ученые, ин-

терпретируя такие явления, как память, эпилепсия, динамические

колебания настроений при депрессиях и пробуждении кундалини.

Возбуждение подобного феномена было засвидетельствовано

в 1969 году в Канаде в университете им. Ватерлоо Ч.В.Годдардом и

его коллегами1. Они установили, что периодически повторяемая

низкочастотная электростимуляция мозга животных усиливает

его активность особенно в той части, которая управляет эмоция-

ми, возбуждается и лимбическая система. Так, например, стиму-

ляция амигдалы (часть лимбической системы) раз в день в тече-

ние полусекунды поначалу не имела воздействия, но спустя две-

три недели начались конвульсии. Годдард обнаружил, что подоб-

ные стимулы могут вызвать постоянные изменения возбудимос-

ти мозга. Бывало, что у животных наблюдались приступы в тече-

ние года после первоначального периода возбуждения. Другой

исследователь, Джон Гайто из Йоркского университета, определил,

что подобные вспышки электрической активности возбуждают

прилегающие области мозга, при этом порог чувствительности

снижается так, что уже меньшие дозы электрического сигнала

вызывают конвульсии2.

Однако слабая постоянная электростимуляция не вызывает

возбуждения, скорее она приводит к адаптации и терпимости.

Стимуляция должна быть прерывистой, предпочтительно каж-

дые 24 часа, чтобы быть эффективной. Роберт Пост обнаружил,

что воспламенение кундалини может быть вызвано кокаином и

другими средствами, стимулирующими лимбическую систему3.

При этом возрастает агрессивность.

Эпилепсия также способна вызвать преждевременное воспла-

менение кундалини в одной из чакр и проявиться как феномен

мистической проницательности; подобное явление может насту-

пить и вследствие воздействия медитации на психику. По этому

поводу Мерилин Фергюссон писала: "Весьма интересно сопоста-

вить эпилептическое возбуждение с медитативным эффектом.

1 Post R.M. Kindling: A Useful Analogy for Brain Reactions // Psychology

Today. -1980, August, - P.92.

2 Gaito J. Psychological Bulletin. - 83:1097-1109.

' Post, op.cit.

24 5

После медитативного эффекта пациенты не испытывали патоло-

гических переживаний, а погружались в состояние расслабления.

Эпилептические приступы отступали, и отслеживалось постепен-

ное конструктивное восстановление нервной системы"1.

Бернард Глюк из Хартвордского института жизни размышля-

ет о том, что мантра-медитация пробуждает эффект резонанса в

лимбической сфере мозга2. Повторение мантры - самая очевид-

ная форма медитации, способная вызвать возбуждение кундали-

ни, но, согласно модели Бентова, любая форма, предполагающая

неподвижность и самоуглубленность, приводит к одному и тому

же результату.

По Бентову, замкнутый контур в сенсорной коре головного

мозга поднитывается неподвижным сидением в медитации, сти-

мулирует центры наслаждения в амигдала (область мозга) и явля-

ется причиной возбуждения. Спустя некоторое время в нервной

системе наступают устойчивые изменения. Недаром все учителя

йоги, как и специалисты в области наук и искусств, говорят об од-

ном и том же: для достижения успеха необходимы регулярная

практика и настойчивость. При этом не столь важно, что мы ис-

пытываем в медитации, - все эти детали являются лишь вехами

на пути к более существенному, т.е. к пробуждению кундалини.

Важно другое: подъем кундалини обеспечивает стабильность

измененного состояния сознания и значительно увеличивает ак-

тивность мозга, ускоряя энергетические процессы. Таким обра-

зом, медитация настолько совершенствует нади, что энергия мо-

жет перетекать к различным центрам, пробуждая в них высшие

функции.

Медитация и мозг

Тот, кто изучал пауку кундалини, должен знать, что существу-

ет столько методов пробуждения кундалини, сколько людей, пос-

тигающих эту науку, и даже, быть может, больше. Однако выделя-

ются четыре основных метода: раджа йога, крийя йога, дзадзен и

трансцендентальная медитация. И все эти психотехники исполь-

зуют одно и то же: сидение, контроль за дыханием и мантру. Йо-

ги различают два типа медитации: релаксация и концентрация.

Однако, какой бы психотехникой мы пи занимались, следует пом-

нить, что вначале мы должны расслабиться, чтобы дать возмож-

ность проявиться внутренним процессам.

1 Ferguson M. Kindling and Kundalini Effects // Brain Mind Bulletin 2(7).

- 1977, Feb, 21.

2 Ibid.

Ученые, исследующие состояние мозга при медитации, обна-

руживают определенные биотоки, которые они подразделяют на

четыре группы:

1. Бета - сосредоточенность на внешних предметах, концент-

рация, логическое мышление, беспокойство, напряженность.

2. Альфа - релаксация, расслабленность, дремотное состояние.

3. Тета - воображение, творчество.

4. Дельта - глубокий сон.

Изучение медитативных техник привело ученых к выводу, что

расслабление наступает тогда, когда преобладают альфа волны,

реже - тета волны, но у более продвинутых медитирующих появ-

ляются дельта волны, которые характерны для глубокого сна'.

Погружение в глубокую медитацию применяется при таких пси-

хосоматических болезнях, как высокое кровяное давление.

Но однажды, неожиданно для ученых, произошло непредви-

денное: в лаборатории совершенно случайно было зафиксирова-

но, что медитация может, оказывается, не только расслаблять, но

и возбуждать. Сперва медитирующий погружается в релаксацию,

как об этом свидетельствуют волны альфа и тета, но уже на сле-

дующей стадии происходит нечто удивительное: опять активизи-

руются бета волны, хотя медитирующий сосредоточен на внут-

реннем мире. Более того, волны эти - ритмичны, с высокой амп-

литудой, не похожи на обычные, малоамплитудные волны, регис-

трируемые при исследовании биотоков у рядовых людей.

Подобный феномен был впервые обнаружен в 1955 году Да-

сом и Гастантом, которые исследовали природу крийя йоги2, а

позднее Бэнквайт, изучавший природу трансцендентальной ме-

дитации, также подтвердил, что после тета волн продуцировались

ритмические бета волны, которые улавливались по всему скаль-

пу, но "наиболее поразительным было го, что наблюдалась синх-

ронизация между тета и бета волнами"3. Весь мозг пульсировал

синхронно, ритмично и слаженно, что в субъективном смысле оз-

1 Wallasc R.K., Benson H. The Physiology of Meditation // Scient.Am. -

Feb., 1972, 226(2):84-90.

Anand B.K., Chhina G.S., Singh B. Some Aspecls of EEG Studies in Yoga //

EEG and Clin. Neurophys. - 1961, 13:452-456.

Kasamatsu A., Hirai T. An EEG Study of the Zen Meditation // Folia

Psychiat. et Neurologica Japonica. -1966, 20(4):315-336).

2 Das N., Gastaut H. Variations de I.'activile eleclrique du cerveau, du

coeur, et des muscles sque lettiques au course de la meditation et de L'extase

yoguie // EEG and Clin. Neurophys. - 1955, Sup. 6. - 211-219. 3 Banquet J.P. Spectral Analysis of the BEG in Meditation // EEG and Clin.

Neurophys. - 1973, 35. -P. 143-151.

начает вхождение в глубокую медитацию, или трансценденталь-

ное состояние.

Бэнквайт писал: "Мы должны признать, таким образом, что

изменения на ЭЭГ во время медитации не зависят от взаимодей-

ствия между субъектом и внешним миром, и продуцируются спе-

цифической умственной активностью практикующего... Образо-

вание контура между кортексом, таламо-кортикальной коорди-

нирующей системой и подкорковыми структурами... может объ-

яснить различные изменения состояния мозга"1. Эта точка зре-

ния Бэнквайта согласуется с теорией Бентова о замкнутом конту-

ре, которая имеет прямое отношение к пробуждению кундалини.

Левин, также исследовавший трансцендентальную медита-

цию, подтвердил обнаруженную Бэнквайтом связь и синхрониза-

цию мозговых волн, как внутри каждой церебральной полусфе-

ры спереди назад, так и между обеими полусферами2. Кроме то-

го, Корби и его коллеги еще раз подтвердили, что при тантричес-

кой медитации происходило скорее возбуждение нервной систе-

мы, чем ее расслабление3. Этот феномен был охарактеризован как

приближение йогического экстатического состояния интенсив-

ной концентрации. Испытуемые переживали: внезапное пробуж-

дение энергии, озноб, смех, сменяющие друг друга эмоции, ост-

рое желание слиться с воображаемым объектом, экстаз, вспоми-

нали эпизоды своей жизни4. Люди, за которыми наблюдал Корби,

медитировали около трех часов в день, используя более изощрен-

ные психотехники, чем те, которые обычно исследуются в лабора-

торных условиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: