Такое необычайное явление, как кундалини, весьма трудно,
почти невозможно, исследовать в лабораторных условиях либо
потому, что действительно продвинутые не любят распростра-
няться, а тем более афишировать свой мистический опыт, либо
потому, что окружающая лабораторная обстановка не располага-
ет к откровенности, не говоря уже о том, что приборы не являют-
1 Banquet J.P. Spectral Analysis of the BEG in Meditation // EEG and Clio.
Neurophys. - 1973, 35. -P.150. 2 Levine H. Herbert ].R., Haynes СТ., Strobcr U. EEG Coherence During
the TM Technique Sci. Res. on the T.M. Program, Collected Papers - Vol. I. (Ed)
D.W. Orme. Johnson and l.T. Farrow - P. 187-207.
3 Corby J.C., Roth W.T., Zarcone V.P., Korell B.S. Psychophysiological
Correlates of the Practice of Tantric Yoga Meditation // Arch.Gen.Psychiatry. -
May, 1978, 35:571-577.
4 Corby J.C., Reply to Dr Elson // Arch. Gen. Psychiatry.- 36:606, 1979.
ся абсолютно совершенным критерием. И все же имеющиеся ре-
зультаты исследований свидетельствуют о тенденции поддержать
модель Бентова, объясняющую природу кундалини.
Собранный научный материал был тщательно проанализиро-
ван, в результате чего выявилась органичная связь между активи-
зацией нервной системы, синхронизацией биотоков мозга и экс-
татическим состоянием. Наблюдения за поведением пробужден-
ной Шакти показали, что ее движения вполне согласуются с йоги-
ческой теорией о том, что Шакти начинает свое восхождение в
муладхара чакре, постепенно продвигаясь к аджна чакре и воз-
действует на глубинное, животное подсознание, подпитывая
энергией замкнутый контур, лимбическую систему мозга; затем,
подбираясь к таламусу, стимулирует все зоны церебральной коры
что в конечном счете обнажает ранее скрытые и невостребован-
ные возможности, закодированные до поры до времени в различ-
ных зонах мозга. Весь мозг начинает пульсировать как единое це-
|
лое, и энергетический ливень обрушивается на аджна чакру...
Понятно, что Шакти проявляет себя через нади, чакры и мозг,
если мы действительно прогрессируем в медитации. Вспышка
возникает лишь после того, как мы достигаем порога, необходи-
мого для достаточного возбуждения. Когда это происходит, осво-
божденная энергия воздействует па прежде дремавшие центры
мозга, формируя трансцендентальное сознание, которое переме-
щает человека на качественно более высокий энергетический
уровень. Шакти пробуждается подобно воспрянувшей пружине.
Развивается внутреннее чувство частоты и силы, укореняясь все
больше в наше бытие, пока не произойдет окончательное про-
буждение кундалини.
Глава 9 - ОЧЕВИДНОЕ СМЫКАНИЕ КУЛЬТУР
Итак, кундалини - явление трансцендентальное, вне времени
и пространства, и мы не можем в абсолютной мере понять масш-
табы мощи переживаемого мистического опыта. Однако мы мо-
жем видеть, как эта мощь воздействует на нашу жизнь, как-она
влияет и формирует сознание и культуру народа в целом. Как йо-
ги, так и многие серьезные исследователи уверены, например, в
том, что в основе мистического опыта Христа, Будды, Кришны,
Рамы и многих других духовных пастырей человечества, лежит
именно пробужденная кундалини.
В то время как одни ученые изучают природу этого явления,
его структуру, формы воздействия и прочее другие ученые расс-
матривают кундалини с точки зрения социальной и антрополо-
гической. Поскольку природа кундалини универсальна, она про-
является повсюду, в каждой культуре и во все времена.
|
Джон Уайт писал: "Хотя слово "кундалини" йогического
происхождения, аналогичное явление под разными названия-
ми всегда воплощалось во всех религиях мира, духовных пу-
тях, оккультных традициях как показатель божественности.
Само слово "кундалини" может не упоминаться на разу, но
смысл описываемого явления совершенно идентичен природе
кундалини"1.
Измененные состояния
Известно, что кундалини побуждает сознание изменяться, и
это измененное состояние сознания (ИСС) вовлекает нас в сферу
внутреннего, трансцендентального опыта к опыту внешнему. Ар-
нольд М.Людвиг замечает: "Под тонким внешним слоем челове-
ческого сознания лежит относительно незамеченная сфера мен-
тальной активности, природа и функция которой не была ни сис-
тематически изучена, ни концептуализирована"2.
Людвиг и другие ученые, исследовавшие ИСС, ссылаются на
грезы, сон, сновидения, гипноз, потерю чувств, психозы, истери-
ки, утрату своего "я", бессонницу, пост,медитацию как на приме-
ры ИСС. Но к ИСС может привести все, что угодно, любое место
и любое событие, и мы вынуждены тогда как-то маневрировать,
чтобы избежать подобного "нормального" состояния сознания.
Обычно нормальным мы называем то состояние сознания, в ко-
тором пребываем большую часть нашей сознательной жизни.
Многие считают, что большинство людей находятся в ущем-
ленном депрессивном состоянии ума, который боится перемен,
страдает от неврозов и болезней. Мы похожи на тех блох под
стеклом, которые резво прыгают и ударяются о поверхность
|
стекла сотни раз, пока наконец прыжки совершаются все реже и
реже, словно блоха забывает о своих врожденных способностях
подпрыгивать высоко. Йоги утверждают, что многие люди по-
добны таким блохам: и мы, как блохи, тоже утратили свои, чело-
1 White J.(Ed.) Kundalini, evolution and Enlightenment. - New York:
Archer, 1979.-P. 17.
2 Ludwig A.M. Altered States of Consciousness // Altered States of
Consciousness, Tart, C.T. (Ed.), Doubieday Anchor. - New York, 1972,-
P. 11-22.
веческие, возможности, наш дух и память опутаны страхом и
обольщениями, мы забыли, что можем гораздо больше того, что
сами себе внушили...
А между тем, опыт кундалини - это вершина человеческой
эволюции, в которой окончательно обнажается великолепие че-
ловека, последнее ИСС Все другие ИСС являются всего лишь
камнями преткновения на пути к этому блистательному финишу.
Истинные йоги или Свами являются подлинными хозяевами
всех сфер сознания и могут по своей воле вызывать или нейтра-
лизовывать любое состояние. Различные культуры обладают сво-
им набором средств, помогающих достичь те или иные формы
сознания.
Антрополог из университета в штате Огайо Эрик Боргиньон
утверждал, что 90% человечества следует определенным ритуа-
лам и правилам, которые в той или иной степени приводят к
И С С Таковы воины-отшельники из племени Сиу, галлюцино-
генные полеты южноамериканских шаманов, предсказания во
сне у народа сеной в Малайзии, племенные танцы народа само в
Новой Гвинее и кружение в танцах суфийских дервишей, не гово-
ря уже о более известных нам религиозных сообществах.
На Западе мы, представители гак называемого цивилизован-
ного общества, также используем алкоголь и наркотики, азарт-
ные игры и рок-концерты, дискотеки и пр., чтобы ошеломить
свой ум, парализовать логику, войти в экстаз от изощренной му-
зыки и "племенных" танцев. "Так ли уж мы далеки от "примитив-
ных" обществ?"- спрашивает Боргиньон и отвечает: "По сущест-
ву, эти явления носят массовый характер и означают лишь одно:
они необходимы людям". Тоска по возвышенному состоянию
сознания так же естественна, как побуждение ко сну и еде.
Мы забыли, что кроме нашего трезвого обычного взгляда на
вещи, в каждом из нас живет существо с огромным потенциалом
и мы можем благодаря ему испытать блаженство, которое не
сравнимо с нашим монотонным, скучным существованием. Мы
интуитивно, из сокровенных глубин нашего подсознания, ощу-
щаем, что нам чего-то не хватает, и это терзает нас. Мы пытаемся
избежать этих терзаний, обеспечить себе постоянный праздник
души и стремимся к различным стимуляторам, но чаще всего нас
постигает жестокое разочарование. Мы разрушаем себя и оболь-
щаемся вновь и вновь. Ритуал приема алкогольных напитков -
один из таких примеров саморазрушения и деструктивной по-
пытки достичь истинной радости и блаженства.
1 Hooper J. Mind Tripping // Omni.-- 1482, Oct.
Разве не ясно, что подобные методы стимулирования пагуб-
ны? Мы утратили возможность выйти из этого заколдованного
адского круга и не верим, что существует возвышенный и транс-
цендентальный путь, предназначенный именно для нас. Мы изг-
наны из садов Эдема. Вот почему люди так мучительно пробива-
ются навстречу к йоге, медитации и трансцендентальным наукам.
Они не могут без проникновения в себя наслаждаться полнотой
бытия.
Кундалини - вездесуща
Со всех концов света стекается информация о таинственном
психофизическом феномене, который не зависит от социальных,
культурных, религиозных, географических и временных ограни-
чений и который явно соответствует тому, что в Индии называют
кундалини.
На северо-западе Африки, в Ботсване, на территории пустыни
Калахари, обитает народ!Канг, который в течение многих часов
пляшет до изнеможения, чтобы вызвать н/ам для достижения
состояния!Кья. Они входят, по существу, в трансцендентальное
состояние сознания и созерцают вечность, как это происходит и
с йогами.
Один из соплеменников так описывает это состояние: "Вы
танцуете, танцуете, танцуете, танцуете и вдруг вы чувствуете, что
у вас в животе поднимается и/ам, потом н/ам поднимается в спи-
не, потом вы дрожите, становится жарко... Ваши глаза открыты,
но вы ничего не видите, взгляд неподвижный и устремлен вперед.
Когда же вы впадаете в!Кья, вы смотрите вокруг и видите все"'...
Джудит Купер пишет о народе!Канг: "В закоулках Черного
континента народ!Канг из Калахари общается с богами. Две-три
ночи в неделю мужчины танцуют вокруг огня, грациозные, как
леопарды, под звонкое гудение женского пения. Вскоре всех охва-
тывает вдохновение и ночь заполняется присутствием невиди-
мых сил. Пот ручьем стекает по телам танцующих, подобно слад-
кому дождю, когда просыпается н/ам, - великая лечебная сила, из-
гоняющая болезни. Внутренний огонь скользит вверх по позво-
ночнику, танцующие трясутся и падают в изнеможении, как под-
кошенные. Другие прыгают в огонь и из огня, не обжигая ступ-
ней. Только теперь они видят суть всех вещей, даже души людей,
страдающих от злых духов, которые питаются больной печенью
' Katz R. Education for Transcendence: Lessons from the!Kung Zhu Jwasi.-
F.Transp.Psychol.- 1973,Nov.2.
или препятствуют зачатию сыновей. Положив свои исцеляющие
руки на больного, они приказывают н/ам изгнать злых духов"1.
В китайской таоистской традиции также считается, что энер-
гия ци (или прана) является источником жизни и накапливается
в животе. Затем она взрывается и поднимается по психическим
каналам вверх, вызывая невольные движения и ощущения, такие,
как боль, зуд, холод, жар, чувство невесомости, тяжесть, жест-
кость или мягкость, внутреннее свечение и звучание... Ин Ши Тсу
сообщал, что ощущал жар, поднимающийся от основания позво-
ночника к макушке головы, а затем он опускался вниз через лицо,
горло к желудку2.
Все подобные примеры полностью соответствуют йогичес-
ким описаниям движения кундалини вверх по позвоночнику, с
жаром и свечением, которые исходят из энергетической змеи, го-
товой к нападению. Классическое описание поднимающейся кун-
далини мы находим у Свами Нарайянанды: "Словно жар пронза-
ет спину и все тело, когда кундалини пытается проникнуть в су-
шумну. Возникает назойливое ощущение чего-то ползущего от
пальцев ног и все тело содрогается. Кажется, будто муравей мед-
ленно ползет вверх к голове. Восхождение кундалини можно так-
же сравнить с извивающейся змеей или птицей, прыгающей с
места на место". Это описание весьма созвучно тому, что испыты-
вают во время ритуального танца "примитивные" племена!Канг
в африканской пустыне Калахари.
Во времена средневековой Испании Святая Тереза из Авилы
описала свои духовные ощущения, которые йоги охарактеризо-
вали бы, как пробуждение пада (трансцендентального звука): "В
моей голове усиливаются звуки, похожие на шум реки и свист
птиц. И все это звучит в верхней части головы, где, как считают,
находится душа. Я чувствую, что мой дух продвигается вверх не-
удержимо"3.
Заключение
Вышеперечисленные примеры со всей очевидностью доказы-
вают, что пробуждение кундалини возможно всюду, независимо
от места, времени и народа. Разница заключается лишь в том, что
у некоторых народов, например, у индусов, природа кундалини
1 Hooper.op.cit.
2 Luk С. The Secrets of Chinese Meditation.- New York: Samuel Weiser
Ins., 1972.
3 Interior Castle, tr. and ed. E. Allison Peers, Doubleday and Co., New York,
1961,pp.77-78.
изучена и описана подробно и основательно. Благодаря йогичес-
кому наследию культура Индии созрела и сохранилась до наших
дней, и мы сегодня можем познакомиться с ее возвышенной фи-
лософией, запечатленной в таких бессмертных творениях, как
Бхагавад-гита, Йога Васиштхи, Хатха Йога Прадипика, Упаниша-
ды, Веданта. Тысячелетия мистического опыта мужчин и женщин
нашей планеты вошли в духовную сокровищницу некогда сущес-
твовавшей высокой духовной культуры. Сохранились многочис-
ленные свидетельства медитативных переживаний, известно нес-
метное количество психотехник и методов, которые способны
возродить наше былое духовное могущество. Пожалуй, лишь од-
на страна в мире, Индия, сохраняла так бережно духовные тради-
ции и донесла их до наших дней во всем их великолепии и разно-
образии.
Свами Вивекананда подводит итог всем явлениям, в основе
которых лежит душа самосовершенствования - вечная сила кун-
далини: "Длительная медитация конденсирует огромную энер-
гию, которая просачивается в сушумну и взрывается в чакрах с
такой силой, которая несопоставима с аффектами чувственных
восприятий. Где бы и как бы ни возникла сверхъествественная
сила или то, что мы называем гениальностью, эта сила всегда про-
никает в сушумну."
Таким образом, природа, воздействующая на судьбу отдельно-
го индивидуума и целого общества, едина и универсальна, хотя
формулируется везде по-разному. Йоги называют эту природу
пробуждением Шакти, или кундалини, и разработали обширную,
сложную, систематическую и конструктивную науку, которая
возрождает универсальную силу, дремлющую в каждом из нас и
способную изменить к лучшему пашу культуру.