Приступая к занятиям медитацией, мы испытываем приятное
спокойствие и расслабление, по более продолжительная практика
уносит нас далеко за пределы этих первоначальных перемен, ко-
торые многие исследователи принимают за основную цель и эф-
фект медитации. Однако, через определенное время, после углуб-
ленной медитации наступают действительные психофизиологи-
ческие изменения в форме функционирования нервной системы.
Для измерения этих изменений Бентов применил модифициро-
ванный баллистокардиограф, который записывал малейшие ко-
1 Bcntov I. Stalking the Wild Pendulum // Great Britain, ftmtana, 1979, p.174.
яебания тела от прохождения крови но кровеносным сосудам1.
"Субъект сидит на стуле между двумя металлическими пластина-
ми - одна выше головы, а другая иод сидением, в 5-10 сантимет-
рах от тела. Обе пластины являются частью настраиваемой элек-
трической цепи. Мельчайшие колебания тела модулируют поле
между пластинами, сигнал обрабатывается, и производится за-
пись в одноканалыюе устройство, которое регистрирует как дви-
жение грудной клетки во время дыхания, так и движение тела,
возникающее в результате пульсации крови в системе "сердце-
аорта"2.
Бентов утверждал, что спинной мозг похож на пружину, кото-
рая чутко реагирует на продвижение крови в различных частях
тела во время медитации. Когда сердце выталкивает кровь в боль-
шой кровеносный сосуд, называемый аортой, аорта изгибается
вверху, пропуская кровь к голове, отчего тело сотрясается от вер-
хнего толчка. Затем кровь движется вниз, натыкаясь на разветв-
ления аорты, и в нижней части живота мягко толкает тело вниз.
Это микродвижение записывается баллистокардиографом и сос-
|
тавляет 0,003 до 0,009 миллиметров в минуту. Эти слабые движе-
ния тела вверх-вниз раскачивают также и позвоночник, и череп.
Естественный ритм такого колебания равен 7 циклам в секунду (7
герц). Находясь в обычном состоянии, мы, разумеется, не ощуща-
ем этих колебаний, но при погружении в глубокую медитацию
самые ничтожные ритмы создают рябь в недрах нервной систе-
мы, а при самососредоточении эти вибрации становятся весьма
ощутимы.
Недаром в йогической практике акцентируется внимание на
прямой и сильный позвоночник, натренированный с помощью
асан, а также неподвижность тела, чувств и ума, развитые с помо-
щью пранаямы. С помощью модели Бентова, мы можем понять,
как при неподвижности тела, дыхания и ума возникают ритми-
ческие волны внутри позвоночника, черепа и спинно-мозговой
жидкости.
Когда человек погружается в глубокое медитативное состоя-
ние, приборы Бентова начинают выписывать четкую, повторяю-
щуюся синусоидную волну S-образиой формы с большой ампли-
тудой со скоростью 7 циклоп в секунду. Эта запись не соответст-
вует той, которая фиксирует наше состояние во время отдыха,
1 Bentov I. Micromotion of [he Body as a Factor in the Development of the
Nervous System. Appendix Л in Kundalini - Psychosis or Transcendence? by
Lee Sannella. San Francisco, 1976. P.71 -92.
2 Ibid, p.73.
бодрствования, сна, до или после медитации. С нами происходит
что-то особенное при глубокой медитации: наше дыхание почти
прекращается, потребность тканей в кислороде максимально
уменьшается, и наступает гипометаболическое состояние. Инте-
ресно, что такую же синусоидальную волну на баллистокардиог-
|
рафе мы можем вызвать при помощи задержки дыхания, но при
этом у нас быстро развивается кислородная недостаточность, и
мы начинаем усиленно дышать, чтобы сбалансировать дыхание.
При погружении в глубокую медитацию этого не происходит, и
уравновешенность на всех уровнях не покидает нас.
Вибрирующие цепи
Движение тела вверх и вниз, производимое сердцем во время
медитации, воздействует на мозг, плавающий в защитной обо-
лочке из черепномозговой жидкости и черепа. Бентов считает, что
данное микродвижение вверх и вниз производит акустические и
электрические волны, осциллирующие в черепе. Иными словами,
механическая вибрация трансформируется в электрическую.
Звуковые волны возникают в глубинах мозга, внутри третьего
и бокового желудочков, которые представляют небольшие пеще-
роподобные структуры, заполненные спинно-мозговой жидкос-
тью. Пока тело пребывает в медитативном состоянии, частота
волн внутри желудочков мозга локализована от вибраций систе-
мы "сердце-аорта". Бентов понимал, что внутренние вибрации
мозга соответствуют тем звукам, которые слышат йоги в медита-
ции и которая называется нада-йогой. Эти звуки являются пред-
вестниками пробуждения кундалипи.
Защитный контур
Согласно Бентову, стоячие волны, локализованные в желудоч-
ках, являются колебаниями звукового и ультразвукового диапа-
зонов. Они механически стимулируют кору головного мозга, при
этом импульс распространяется по замкнутому контуру вокруг
каждого полушария мозга. Боковой желудочек расположен сразу
|
же под твердым сводом и связывает оба полушария. Верхнее пок-
рытие бокового желудочка функционирует как натянутая на ба-
рабане кожа, которая вибрирует вверх-вниз, создавая механичес-
кие волны, стимулирующие кору головного мозга.
Если мы рассмотрим поперечное сечение мозга (см. рисунок),
нам легче будет понять механизм этой стимуляции.
Волны начинаются от номера 1 и, достигая номера 22, возвра-
щаются опять к номеру 1, образуя круговую петлю. Когда поток
возвращается к начальной точке, он стимулирует центры наслаж-
дения в различных областях мозга, которые окружают боковой
желудочек (латеральный гипоталамус, вся лимбическая система и
др.). Вследствие этого возникает чувство блаженства, экстаза, о
котором сообщают все медитирующие, чьи шакти проснулись.
Сенсорный поток перемещается вокруг коры головного мозга
за 7 циклов в секунду.
Поперечное сечение мозга обнажает его сенсорную область и
указывает на участки тела, которые располагаются вдоль цент-
ральной борозды. Это называется чувственный человек (sensory
homunculus) - символический человек внутри мозга (см. труд
Пенфильд и Рассмусен "Человеческая кора головного мозга",
Макмиллан, Нью-Йорк, 1950).
СТИМУЛИРУЕМЫЕ УЧАСТКИ ТЕЛА:
1. большие пальцы ног
2. лодыжки
3. колено
4. бедро
5. туловище
6. плечо
12. средний палец
13. указательный палец
14. большой палец руки
15. шея
16. бровь
17. веко и глазное яблоко
7. локоть
8. запястье
9. кисть руки
10. мизинец
11. безымянный палец
18. лицо
19. губы
20. челюсть
21. язык
22. гортань
Далее Бентов размышляет о том,что возбуждение верхнего
покрова мозга действует, по-видимому, стимулирующе на сен-
сорную область, вызывая ощущение чего-то движущегося от
ступней вверх по позвоночнику, через голову и опять вниз, к жи-
воту и тазобедренной области. Возможно, говорит он, именно эти
ощущения люди связывают с пробуждением кундалини.
Об этих ощущениях действительно сообщают многие источ-
ники из различных регионов планеты (Индия и Китай, Африка и
Америка). И всюду говорится о таинственной энергии, которая
поднимается вверх. Кто же поднимает ее? Это постепенное и пос-
ледовательное восхождение предполагает некое управление, лока-
лизованное в сенсорной коре головного мозга. К размышлениям
Бентова можно добавить, что если сидеть в падмасане или сидд-
хасане, ощущения в стопах блокируются и мы испытываем некое
движение, начинающееся с уровня муладхары.
В обычных повседневных ситуациях сенсорно-двигательные
импульсы проскальзывают либо в мозг, либо из мозга сквозь та-
ламус, но в состоянии медитации мы отсекаем внешние раздра-
жители (пратьяхара), что способствует образованию замкнутого
контура.
Напомним, что сенсорные сигналы приходят в кору головно-
го мозга через таламус, т.е. тог участок, который расположен пе-
ред шишковидной железой и ассоциируется йогами с аджна чак-
рой, которую подпитывает поднимающаяся из недр муладхары
кундалини.
Бентов чувствовал, что перемещение вибраций сквозь кору
имеет прямое отношение к природе кундалини. Мы, однако, дол-
жны сказать, что здесь еще рано говорить о пробуждении кунда-
лини, что соответствовало бы пробуждению ирана шакти, кото-
рая в конечном счете приводит к пробуждению кундалини. Пос-
тепенное развитие мозга может занять много лет, прежде чем ра-
зовьется замкнутый контур и различные ассоциации, которые
смогут выработать достаточное количество энергии, необходи-
мой для стимулирования определенных зон.
Психические зоны
Бентов утверждал, что в результате круговых биотоков мозга
возникает пульсирующее магнитное поле в каждом полушарии
порядка 10-9 Гаусса, причем в правом полушарии магнитные си-
ловые потоки поля направлены спереди назад (с севера на юг), а
В левом - наоборот. Это направление энергий соответствует Ло-
гическим знаниям об иде и пингале. Далее Бентов рассуждал о
том, что внутреннее магнитное поле взаимодействует с внешним
магнитным полем Земли, в результате чего возникают те ощуще-
ния, которые в Логических текстах называются побочными след-
ствиями регулярной и глубокой садхапы. "Это магнитное иоле, -
писал Бентов, - излучается из головы, которая играет роль антен-
ны, и в дальнейшем это поле начинает взаимодействовать с элек-
трическими и магнитными полями окружающей среды. Голова -
это одновременно передающая и принимающая антенна, которая
настраивается на одну из резонансных частот мозга. Внешние
магнитные поля могут быть обратной связью для мозга, модули-
руя, таким образом, эту звуковую частоту. И мозг интерпретиру-
ет данную модуляцию как полезную информацию"'.
Любопытно, что ритм магнитной пульсации мозга в состоя-
нии медитации, равный 7 циклам в секунду, соответствует маг-
нитной пульсации Земли, тороидальное поле которой имеет ве-
личину 0,5 Гаусс. Эти волны имеют крайне низкую частоту в 7,5
циклов в секунду и называются "резонансом Шумана ".
И еще одна интересная особенность: частота волн мозга в 7
колебаний в секунду находится в интервале между альфа и тета
частотами и является пограничным между бодрствованием и
сном, т.е. соответствует наибольшему расслаблению. Если мы
способны оставаться бодрствующими в медитации, мозг воспря-
нет для творчества и интуиции. 11ри гаком состоянии сознания
возрастает наша психическая восприимчивость. Профессор лау-
рентского университета из лаборатории психофизиологии Майкл
Персингер полагает, что волны сверхнизкой частоты являются
носителями информации о психических феноменах, что согласу-
ется с теорией Бентова2.
1 Bentov I. Micromotion of (he Body as a Factor in the Development of the
Nervous System. Appendix A in Kundalini - Psychosis or Transcendence? by
Let1 Sannella. San Francisco, 1976. P.73.
2 Satyamurti S. Prank Mind Field // Yoga,15{6). - 1977, 29-37, June.