М У Л А Д Х А Р А И С В А Д Х И С Т А Н А




Свами Шанкардевананда: Не могли бы вы рассказать о нерв-

ных сплетениях, которые связаны с муладхарой и свадхистаной?

Свами Вивекананда: Этим чакрам соответствуют определен-

ные нервные сплетения, которые связаны с вовлечением чувств и

произвольными движениями.

Но существует также нервная система, подразделяемая на

симпатическую и парасимпатическую. Каждому нервному спле-

тению соответствует свой центр: шишковидная железа, гипофиз,

щитовидная железа. Исключение составляет нервное сплетение

муладхары. Наука не обнаружила эндокринной железы, которая

была бы связана с ней. Это, конечно, не означает, что эта железа

не будет открыта в будущем.

Какова физиологическая картина муладхары? У мужчин она

расположена в основании пениса, а у женщин - в шейке матки.

Отсюда ее сексуальный потенциал.

Если повторять мантру муладхары и концентрировать внима-

ние на ней, можно ощутить определенные вибрации. Что же со-

вершает мантра? Быть может, она возбуждает сексуальный ор-

ган? Или это - оккультная стимуляция? А что, если мантра кон-

денсирует энергию в определенном месте, которое называется

чакрой? Я полагаю, что это именно так.

Свами Шанкардевананда: Я думаю, что точка возбуждения му-

ладхары и область переживания этого возбуждения не всегда сов-

падают, хотя муладхара, несомненно, локализована в промежнос-

ти, и это ощущается отчетливо. Но если нечто ощущается повы-

ше, то это уже свадхистана, несмотря па то что воздействовали,

предположим, на муладхару. Видимо, либо мантра произноси-

лась неправильно, либо вибрация мантры стимулирует что-то

еще.

Свами Вивекананда: Какова физиологическая основа данного

явления? Вполне вероятно, что повторение мантры стимулирует

спинной мозг. Это можно ощутить не только там, но и в любой

части тела. Дело не в том, какая чакра стимулируется, так как ни-

ти муладхары - всюду: они и в свадхистапе, и в манипуре.

Свами Шанкардевананда: Давайте обсудим природу сексуаль-

ной энергии муладхары и трансформации этой энергии.

Свами Вивекананда: Природа этой энергии была описана Гони

Кришной как саттвическая тонкая сущность, которая может вос-

приниматься только соответствующим тонким сознанием. По

существу, речь идет о пробуждении кундалини, конденсации сек-

суальной энергии, которая являемся основой жизненной силы,

источником развития, воспроизводства и вырождения. Гопи

Кришна знал, что сперму можно трансформировать в энергию,

распределенную по всему телу. Он обладал энергетическим ясно-

видением и отождествлял энергию со спермой, как это видно из

Священных Писаний. Я не знаю, что об этом думали женщины,

об этом Гопи Кришна не писал, и Священные Писания также не

упоминают. У.меня иногда возникает забавное чувство, что жен-

щин тогда вообще не было.

Свами Нисчалананда: Хатха Йога Прадипика и некоторые тан-

трические тексты упоминают о женщинах, но с отрицательной

стороны. Согласно йоге, сублимация сексуальной энергии как у

мужчин, так и у женщин ведет к пробуждению кундалини. Стар-

товой точкой является муладхара. Однако буддисты утверждают,

что подъем кундалини начинается с манипуры, а не с муладхары.

Как это могло случиться, что Будда перескочил через две нижние

чакры? Я полагаю, что только личный опыт каждого убеждает, где

действительно дремлет кундалини. Я не уверен, что Будда дейст-

вительно сказал о том, что кундалини расположена в манипуре;

скорее всего он дал понять, что подлинная духовная эволюция

начинается с манипуры. Свамиджи неоднократно говорил о том,

что когда кундалини достигает манипуры, она обретает устойчи-

вость.

Я полагаю, что странное мнение буддистов сформировалось

иод влиянием философии Будды, который был гьяни и потому не

стремился к совершенству в кундалини йоге. С другой стороны,

ваджраяна, более позднее ответвление буддизма, уже в значитель-

ной мере связана с муладхарой. Но давайте вернемся к обсужде-

нию функций этой чакры.

Свами Шанкардевананда: Муладхара чакра имеет две функ-

ции: истощаемую и наполняемую, и в соответствии с этим она

может быть больной иди здоровой, что означает, что человек здо-

ров или болен, уравновешен или неуравновешен. Если вы боль-

ны, у вас преобладает или подавлена активность иды либо пинга-

лы; появляются психофизические симптомы страха, навязчивых

идей. Фрейд говорил, что тот, кто пренебрегает муладхарой, стра-

дает от запоров и скупости. Иногда эти симптомы обостряются и

тогда могут либо разорвать вас па части, либо устремить вашу

энергию к высшему сознанию. Итак, какое же качество является

главным для хорошо функционирующей муладхары?

Свами Вивекананда: Самоотречение.

Свами Шанкардевананда: Мы можем добавить, что надеж-

ность и самоотречение для муладхары одинаково важны, причем,

надежность и уверенность - основные принципы муладхары. Са-

моотречение, разумеется, связано с надежностью, ибо если вы

действительно нашли опору внутри себя, вы не нуждаетесь во

внешней опоре.

Свами Сатъядхарма: Когда пробуждается муладхара, неуве-

ренность исчезает.

Свами Вивекананда: Да, конечно, подобное состояние созна-

ния свидетельствует о пробужденной муладхаре. Низкий порог

возбудимости муладхары означает низкую жизнеспособность,

эмоциональную неуверенность, с трах перед будущим. По сущес-

тву, это неуважение к самому себе, синдром депрессии, но это еще

не означает,что ВЫпревратились в пессимиста при низкой возбу-

димости свадхистана чакры. Если муладхара не развита, но имеет

высокое к тому побуждение, мы имеем амбициозную личность,

которая занята бесконечным процессом накопительства. Это мо-

жет быть мультимиллионер, который все еще неуверен, что нако-

пил достаточно. Подлинная уверенность - это состояние созна-

ния, а не физическая реальность. Когда муладхара действительно

начинает развиваться, человек обретает уверенность, которая во-

обще не зависит от обстоятельств.

Вы можете увидеть разные степени отреченности не только

между саньясинами и общиной, но и среди саньясинов.

Свами Сатьядхарма: Когда энергии накапливаются в муладха-

ре, ухудшают или стимулируют они работу чакр? Какое отличие

между застоем энергии и активизацией чакры?

Свами Вивекананда: У многих людей муладхара возбуждается

с трудом, ибо эта область имеет низкий энергетический потенци-

ал. Кроме того, различия между людьми, как и постоянная измен-

чивость внутри нас, зависят от влияния космических сил, распо-

ложения планет, погоды и других обстоятельств, включая такие

психологические факторы, как разочарования, обиды, угрозы. В

этом различие. У некоторых муладхара развита основательно, и,

попавшись на сексуальный крючок, они все время делают деньги,

умножая свое имущество. Если же у них муладхара развита слабо,

они все равно мечтают об этом же,не имея возможности осущес-

твить мечту.

Я считаю, что определенное количество возбуждения необхо-

димо для продуцирования энергии каждой чакрой: для свадхис-

таны - сексуальный импульс, для манипуры - импульс господст-

ва, для анахаты - импульс воспитания. Необходимо помнить, что

существуют два незыблемых параметра: количество энергии в

каждой чакре и степень развития.

Йога уравновешивает энергии в цепях каждой чакры и совер-

шенствует каждую чакру посредством добродетели, устраняя

психические блоки (самскары). Если у нас есть благосклонность

гуру - вы на верном пути.

Снами Сатьядхарма: Если муладхара заблокирована накоплен-

ной энергией, то можно ли ее направить па пробуждение чакры?

Свами Вивекананда: Можно, если предварительно устранены

психические блоки.

Свами Шаикардевананда: Я считаю, что между накоплением

энергии и блоком есть отличие. Ксли накопление и сохранение

энергии происходит сознательно, то возникновение психических

блоков происходит бессознательно или па подсознательном

уровне и действует подавляюще.

Свами Вивеканаида: А подавление высоковозбудимой чакры

может привести к таким физическим симптомам, как мышечное

перенапряжение, нарушения в работе внутренних органов, не го-

воря уже о проблемах в эмоциональной сфере.

Свами Шанкардевананда: В чем заключается психический эф-

фект пробужденной муладхары?

Свами Вивекананда: Я уже сказал - в самоотречении.

Снами Шанкардевананда: В чувстве разобщения, в индивиду-

альном самосознании, в пробуждении истины, что вы отделены

от чего-то цельного...

Свами Нисчалананда: В первобытном отчуждении или в чем-

то в этом роде...

Свами Шаикардевананда: Вы считаете, что основная энергия

муладхары - это страх, беспокойство и безнадежность?

Свами Вивекананда: Основная эмоция? Все зависит от возбу-

димости цепи. Если у муладхары мало энергии, наблюдается тен-

денция к депрессии и безнадежности, по если энергии много, то

исход зависит от степени развития чакры. Если чакра развита сла-

бо, чувство безнадежности и депрессия увеличиваются еще боль-

ше, но если чакра высокоразвита, возникает ощущение единства,

уверенности, полной безопасности. И все же у большинства людей

муладхара заблокирована и мышцы перенапряжены вследствие

психических блоков (самскар), которые тормозят качественное

развитие сознания. Я думаю, что низкое развитие чакр, мышеч-

ные спазмы, а также неспособность организма приспособиться к

окружающей среде обусловлены психической перегрузкой.

Свами Шанкардевананда: Эти перегрузки возникают от воз-

действия окружающей среды.

Свами Вивекананда: Правильно. Внутренние неосознанные

конфликты вступают в противоречия с событиями, происходя-

щими в окружающей среде. Например, если человек не уверен в

себе и кто-то крадет у него нечто цепное, он может впасть в неис-

товство, которое не знакомо тому, кто уверен в себе и не страдает

комплексом неполноценности.

Если человек не способен выразить чувство, накопившееся в

муладхаре, это чувство само выразит себя в спазмах мышц, в по-

вышении кровяного давления, запорах, циститах, колитах и пр.

П С И Х О З Ы

Свами Шанкардевананда: Связываете ли вы большое количес-

тво накопленной в муладхаре энергии и низкий уровень развития

этой чакры с возникновением маниакальной депрессии?

Свами Вивекананда: Я полагаю, что маниакальная депрессия -

это вопрос соотношения иды и пингалы, другое измерение, так

как маниакальная личность будет подвержена атакам сильно воз-

бужденной и контролируемой чакры. Маньяк может поставить в

азарте игры все свои деньги, чтобы сорвать куш побольше, точно

так же он может очертя голову окунуться в пучину сексуальных

подвигов, бесстрашно оттесняя своих соперников. Здесь аспект

раджаса.

Свами Самбудхананда: Вы хотите сказать, что шизофрения и

паранойя связаны с расстройством иды и иингалы?

Свами Вивекананда: Да, есть люди, живущие с постоянным пе-

рекосом иды. Ида очень активна. Исследования подтверждают,

что восприятие негативных воздействий окружающей среды

правым полушарием (ида) приводит к паранойе. Паранойя всю-

ду. Многие из так называемых высокоразвитых людей, приспосо-

бившихся жить с идой, несколько параноидальны. Ида обнару-

живает во всем негативное. Даже если вы достигли высокого

уровня сознания, у вас есть тяга к негативному. Если вы действи-

тельно собираетесь разбудить свои чакры, вы должны сбаланси-

ровать иду и пингалу.

Свами Шанкардевананда: Но маниакальная депрессия, психо-

зы и другие ментальные проблемы имеют прямое отношение ли-

бо к муладхаре, либо к аджне, потому что только в этих двух точ-

ках происходит слияние иды и пингалы. Следовательно, психозы

связаны с системой муладхара/аджпа. Если ида и пипгала выходят из

муладхары, как они могут влиять па формирование психозов?

Свами Вивекананда: Я думаю, что они влияют на деятельность

обоих полушарий мозга.

Свами Шанкардевананда: Но полушариями контролируется

все тело и все тело снабжается энергиями. Артерии, вены, сенсор-

ные и импульсные нервы, правое и левое полушария мозга - всю-

ду отражается воздействие иды и пингалы.

Свами Вивекананда: Ида и питала анатомически локализова-

ны в верхнем мозге и не пересекаются в нижней части позвоноч-

ника. Я думаю, что пересечение иды и пингалы следует понимать

как символ и понятие переживания.

Свами Сатьядхарма: Мне кажется, что пробуждение муладха-

ры - это первый этап психического сознания. Вот почему люди

впадают в беспокойство.

Свами Вивекананда: Да, и они могут попасть в ловушку этого

психического сознания, в котором пробуждаются галлюцинации

и пр.

Свами Сатьядхарма: Но из всех испытаний, которые люди пе-

реживали раньше, это - самое интенсивное.

Свами Вивекананда: Так или иначе каждый из нас дважды в

день переходит из одного состояния в другое, даже если мы не за-

нимаемся какими-то особыми техниками, такими, как медитация

с закрытыми глазами. Я полагаю, что если вы удерживаете созна-

ние на психическом уровне с помощью йога пидры, вы прочувс-

твуете состояние блокированного мышления: возникает одна

мысль, за ней другая, не связанная с первой и т.д., и вся эта вере-

ница уходит вдаль. Таков процесс парадоксального мышления,

которое галлюцинирует: вы слышите голоса, вы видите несущес-

твующие предметы и т.д.

Снами Шанкардевананда: Итак, мы пришли к выводу, что пин-

гала блокируется, а ида протекает свободно. Все, что нас наполня-

ет, выходит при помощи иды из муладхары, сферы подсознания.

Свами Вивекананда: Да, но есть обратная связь.

Свами Шанкардевананда: Что имеется в виду?

Свами Вивекананда: Несмотря на то что мы связаны с внеш-

ним миром, с психической точки зрения мы всегда внутри, а не

снаружи. Парадоксальное мышление, мнительность, голоса и все

прочее - все это приходит из психического, внутреннего, плана.

Ф И З И Ч Е С К И Е Б О Л Е З Н И

Свами Шанкардевананда: Какие физическое болезни исходят

из муладхары? Мы уже говорили о запорах, которые часто приво-

дят к геморрою.

Свами Вивекананда: Есть и другой вид запоров, связанных с

энергией, эмоциями, информацией, - с любым типом накопле-

ний в муладхаре.

Свами Гауришанкар: Какие болезни?

Свами Вивекананда: Статистика болезней в этой области так-

же имеет тенденцию связывать сферы манипуры и анахаты с ги-

пертонией, сердечными недугами, язвой желудка и 12-перстной

кишки и т.д. Я бы сказал, что все болезни нижних выделительных

и воспроизводящих органов связаны с больной муладхарой.

Свами Шанкардевананда: Рак?

Свами Вивекананда: Да, прямой кишки и мочевого пузыря.

Свами Шанкардевананда: Чувство беспомощности также свя-

зано с этим?

Свами Вивекананда: Я не знаю, имеет ли все, о чем мы говори-

ли выше, какое-то отношение к раку...

Свами Парамананда: Как далеко вы можете проследить связь

между чакрами и физическими органами, такими, как сердце? Ес-

ли сердце, к примеру, плохо функционирует и воздействует па

анахата чакру, обитель любви, означает ли это, что человек испы-

тывает и недостаток любви, так как сердце деструктивно влияет

на анахату?

Свами Вивекананда: Да, возможно и то, и другое. Если человек

нуждается в любви извне, а она вес не приходит, могут возник-

нуть проблемы в аиахате в форме сердечных проблем таких, как

ангина, сильное сердцебиение и т.д.

Свами Парамананда: Как вы думаете, можно ли подобную ана-

логию применить к любой чакре? Иными словами, если вы обна-

ружили, что у больного плохо функционирует какой-то орган, не

означает ли это неполноценность чакры, тесно связанной с этим

органом?

Свами Вивекананда: Как правило - да, по можно обнаружить и

другую особенность, например, ту, что при чрезмерно активной

мапипуре, которая возбуждает симпа-тическую нервную систе-

му, происходит сужение коронарной артерии.

Все чакры взаимосвязаны, и г, этом прелесть обучения йоге,

которая уравновешивает энергетическую активность всего орга-

низма, в то время как медицина, в отличие от йога-терапии, име-

ет дело с тем или иным органом.

Снами Муктибодхананда: Как физические органы связаны с

чакрами и духовным развитием?

Снами Вивекананда: Предположим, у больной вырезали часть

органа с массой нервных волокон. Атрофия нервов будет разрас-

таться и воздействовать на соответствующие нервные мозговые

центры. Усеченный неполноценный орган уподобляет себе моз-

говой центр. Разве это не осложнит работу соответствующей чак-

ры, связанной с мозговым центром?

Свами Шанкардевананда: Вс е зависит от того, что потеряно.

Если, к примеру, оперировали только матку, а не яичники, все

гормональные секреции будут сохранены.

Снами Вивекананда: Подведем итог. Мы функционируем па

физическом, чувственном, умственном, психическом и духовном

уровнях. Цель йоги и Тантры заключается в том, чтобы прости-

мулировать чакры на всех этих уровнях. Лишь после этого мы

можем стать здоровыми человеческими существами.

Д У Ш Е В Н ЫЕ Б О Л Е З Н И

Свами Самбудхананда: Какова причина депрессии?

Совами Вивекананда: Основная причина - низкая активность

цепи свадхистапы.

Свами Шанкардевананда: Я думаю, что причина скорее кроет-

ся в низкой активности муладхары.

Свами Вивекананда: Эти чакры родственны в качественном

отношении.

Свами Шанкардевананда: Чем же они тогда отличаются?

Свами Вивекананда: Эти различия можно отследить, наблюдая

различные симптомы одного и того же явления. В психиатрии,

например, беспокойство имеет множество причин и симптомов.

Люди с низкой энергетикой муладхары не просто беспокоятся о

будущем, но их гложет неуверенность и в настоящем. Весь окру-

жающий их мир полон опасности.

Есть беспокойство иного свойства. Я помню женщину 45 лет,

которую муж оставил, когда ей было 35. Она родилась иод созвез-

дием Рыбы и вела спокойную, уравновешенную жизнь, как подо-

бает Рыбам. И все же она испытывала некое беспокойство в об-

ласти таза на уровне свадхистапы.

Я предложил ей совершать упражнения для свадхистаны, та-

кие, как шалабхасапа, и ей стало легче. Я думаю, что у нее было

простое сексуальное напряжение, которое удалось снять стиму-

ляцией свадхистапы.

Вот еще один случай беспокойства, которое известно как спаз-

мы в желудке, сопровождаемые сильным сердцебиением и дро-

жью, что свидетельствует об активности симпатической нервной

системы. Речь идет об одном шофере такси, который пережил не-

большую аварию, после чего у него развился невроз, появилось

чувство страха и каждый раз, когда он садился в такси, в желудке

у него возникал спазм. Этот водитель такси родился под знаком

Овна.

Я научил его совершать кундал, чтоб извлечь энергию из ма-

нипуры. Обычно он совершал это упражнение один раз в ашра-

ме, после чего уходил к своему такси с активной манипурой.

Наконец, существуют беспокойства типа: "Не ужасно ли, если

случится то-то и то-то, а если случится оно, то, возможно, случит-

ся что-то еще, а если..." - и т.д. Подобпые мнительные люди дума-

ют-думают-думают-думают, и наконец это "что-то" случается и

страх парализует их. Здесь пригодится практика бхрамари прана-

ямы. Итак, форм беспокойств много.

Сломи Нисчалананда: Бывает заикание, утрата голоса и другое,

относящееся к вишуддхе. Это излечивается симхасаиой.

Снами Вивекананда: Точно. Сжатием горла. Эти симптомы

имеют отношение скорее к недостатку уверенности, чем к беспо-

койству. Да, конечно, симхасапа творит чудеса.

Когда я занимался обычной практикой, я сконструировал сис-

тему, корректирующую функционирование позвоночника. Ко

мне в группу приходили люди, страдавшие от болей в шее, мигре-

ни, хронических искривлений позвоночника, и я обратил внима-

ние на интересное обстоятельство: в полнолуние меня посещали

люди, у которых были проблемы с верхней частью шеи, а в ново-

луние приходили те, у кого были пояспичпо-крестцовые недуги.

В промежутках между этими фазами Луны - приходили осталь-

ные. Я обнаружил, таким образом, что Лупа в зависимости от фа-

зы влияет на состояние чакр.

Свами Шанкардевананда: Это означает, что необходимо ис-

пользовать весь набор асан, воздействующих на все части позво-

ночника.

Свами Вивекананда: Да, такой набор существует. Например -

сурья намаскар. В Австралии мы практиковали позу замка ногой

для муладхары, а шалабхасану и бхуджангасану - для свадхиста-

ны. И хотя эти асаны скорее предназначены для манипуры, но у

людей такие негибкие спины, что асаны воздействуют на свадхис-

тану. Для манипуры мы использовали пашимоттанасану и дхану-

расану, для анахаты - супта ваджрасану и матьясану, для вишудд-

хи - сарвапгасану, а для аджны - сиршасану и ашва санчаланаса-

ну. Халасана также полезна, по далеко не все могут совершать эти

упражнения из-за негибкости позвоночника и связок.

Свами Нисчалананда: Весьма хороша для верхней части поз-

воночника кхандхарасана, потому что большая часть веса пере-

мещается не на шейные позвонки, а на ступни.

Свами Гaypuшанкар: Но давайте все-таки вернемся к теме деп-

рессии.

Свами Вивекананда: Все зависит от того, что мы называем деп-

рессией. Страх перед будущим - один из симптомов депрессии, и

я считаю, что он исходит из муладхары, в то время как подавлен-

ное настроение, пессимизм, потеря чувства юмора проистекают

из слабой энергетики свадхистапы, а утрата аппетита и низкий

порог эмоциональной активности проявляются вследствие не-

достаточно развитой манипуры.

В депрессии есть некий порочный круг; весь норадреналино-

вый допинговый механизм заторможен, гормоны заблокирова-

ны, а большая часть антидепрессаптов блокирует саму норадре-

налиновую допинговую систему.

Свами Шанкардевананда: Я думаю, что дефицит тестостерона,

злоупотребление сексом, большое выделение адреналина, чрез-

мерный страх, беспокойство, навязчивые идеи и прочее неизбеж-

но ведут к депрессии.

Свами Вивекананда: Совершенно верно, Я заметил, что в этом

повинна и Луна. Например, в новолуние люди, как правило, дейс-

твуют за счет энергии нижних чакр, и хотя другие чакры также

функционируют, но это происходит скорее вследствие активнос-

ти именно нижних центров. В этот период люди и погружаются

порой в угнетенное состояние духа на несколько дней, пока длит-

ся эта фаза Луны. Впоследствии, по мере возрастания Луны, в ра-

боту включаются и другие чакры - человек постепенно высво-

бождается из депрессивного состояния.

Свами Нисчалананда: Замечено, что полная Луна также отри-

цательно воздействует на человека, сводя его с ума вследствие то-

го, что лунная энергия оттягивает энергию человека вверх, к ад-

жне, отчего возрастает нервное напряжение в голове.

Свами Вивекананда: Странно, что врачи продолжают отрицать

негативное воздействие па человека полнолуния и новолуния.

Статистические данные из психиатрических больниц подтверж-

дают, что именно в новолуние и полнолуние зарегистрировано

максимальное количество случаев со смертельным исходом.

Свами Шанкардевананда: Всему медицинскому персоналу в

больницах давно известно, что г, полнолуние у них будет масса

проблем, так как па дорогах учащаются аварии, многие сходят с

ума или теряют сознание.

Свами Муктибодхананда: Чем отличаются между собой страх,

беспокойство и фобия?

Свами Вивекананда: Страх - обычная реакция на угрожаю-

щую ситуацию. Так, например, если в эту комнату войдет тигр, де-

вять человек испугаются. Это - естественная реакция. Беспокой-

ство - совокупность сими томов, которые длятся долго и являют-

ся реакцией скорее на внутреннее состояние. Фобия - это мгно-

венная реакция, похожая па страх, v, неугрожающей ситуации:

например, мышь в сотне ярдов мелькнула в коридоре. Человек,

склонный к фобии, может поднять панику.

Свами Шанкардевананда: Фобия - это смешение сознания с

объекта на иную ситуацию.

Свами Вивеканаида: То есть - эгозащитный механизм, о кото-

ром говорил Фрейд, когда имел в виду беспокойство и всякого

рода психическую закомплексованность. Мне кажется, что фобия

возникает скорее в чувствительный момент, чем у чувствительно-

го человека. Фобия - это развитие небольшого беспокойства в

большее, некий порочный круг. Стоит этот круг разорвать - и все

звенья рассыпаются.

Свами Шаикардевананда: Чем дольше сохраняется этот круг,

тем труднее его разорвать.

Свами Вивекананда: Каждая чакра выполняет свойственную

ей работу, и если один центр блокируется или заболевает, другой

центр приходит на помощь, выполняя две работы - свою и чу-

жую. Так, например, если свадхистана подавлена, манипура вы-

полняет часть ее работы и в этом случае сексуальная активность

есть не что иное, как игра, извращение. Аналогичная ситуация

происходит, если манипура дублирует анахату: мы можем видеть

так называемых "благодетелей", которые почти штурмом застав-

ляют нас позволить им помогать нам,

Свами Шанкардевананда: Это можно проиллюстрировать так-

же примером, когда некоторые стремятся организовать "центр

анахаты", а в действительности организовывают сексуальные

встречи...

Совами Вивекананда: Итак, подведем итог. Цель йоги - сбалан-

сировать работу всех чакр, одновременно пробуждая соответст-

вующие энергии. Тогда и только тогда мы возродимся как дети

природы, непосредственные и радостные, не знакомые с психоза-

ми, депрессиями и различными болезнями. Когда все чакры отк-

рыты и энергии уравновешены, жизнь наполняется смыслом.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЧАКРА

муладхара

свадхистана

манипура

анахата

вишуддха

аджна

сахасрара

СУЩНОСТЬ

корневой

лотос

свое жилище

город

сокровищ

источник

несокруши-

мости

обитель

нектара

центр

управления

1000-

лепестковый

лотос

КОЛ-ВО

ЛЕПЕСТКОВ

четыре

шесть

десять

двенадцать

шестнадцать

два

тысяча

(бесконеч-

ность)

ЦВЕТ

красный

оранжево-

красный

желтый

голубой

пурпурный

прозрачно-

серый

многоцвет-

ный

МЕСТО

РАСПОЛОЖЕ-

НИЯ

промежность,

матка

копчик

за пупком

за сердцем

за горлом

центр

головы

макушка

головы

КШЕТРАМ

промежность,

матка

лобковая

пупок

центр груди

горловая

впадина

центр

межбровья

макушка

головы

АНАТОМО-

ФИЗИОЛО-

ГИЧЕСКИЙ

АНАЛОГ

крестец

тазовое

солнечное

сплетение

сердечное

сплетение

фарингитно-

ларингитное

сплетение

пещерное

сплетение

гипоталамо-

гипофизная

ось

ЭНДО-

КРИННАЯ

СВЯЗЬ

промежность

семенники,

адреналиновые

железы

вилочковая

железа

щитовидная

железа

шишковидная

железа

гипофиз

ДХАТУ

кость

жир

плоть

кровь

кожа

костный

мозг

сперма

(сущность

всего)

ЧАКРА

муладхара

свадхистана

манипура

анахата

вишуддха

аджна

сахасрара

ПРАНА ВАЙЮ

апана

вьяна

самана

прана

удана

все пять

вне пран

КОША

аннамайя

пранамайя

пранамайя

маномайя

вигьянамайя

вигьянамайя

анандамайи

ТАТТВА

притхиви

(земля)

апас

(вода)

агни (огонь)

вайю (воздух)

акаша (эфир)

манас (ум)

вне

ЯНТРА

желтый

квадрат

серебряный или

белый

полумесяц

красный

перевернутый

треугольник

дымчатая

шестиконечная

звезда

белый круг

светлый или

серый круг

вне

ТАНМАТРА

обоняние

вкус

зрение

осязание

слух

ум

вне

ГЬЯНЕНДРИЙЯ

нос

язык

глаза

кожа

уши

ум

вне

КАРМЕНДРИЙЯ

анус

половые

органы,

мочевая система

ступни

кисти рук

голосовые

связки

ум

вне

ЧАКРА БИДЖА

муладхара

свадхистана

манипура

анахата

вишуддха

аджна

сахасрара

лам

вам

рам

йам

хам

ом

ЛОКА

бху

бхувар

аваха

маха

джанаха

тапаха

сатьм

БОГИНЯ

Савитри или

Дакини

Сарасвати

или Ракини

Лакшми или

Лакини

Кали или

Какини

Шакини

Хакини

Шакти

БОГ

Ганеша

Вишну

Рудра

Иша

Садашива

Парамашива

Шива

ЖИВОТНОЕ

Слон

(Айравата)

крокодил

(макара)

баран

антилопа

белый слон

ЙОНИ

трипура

трикона

трикона

ЛИНГАМ

сваямбху

дхумра

бана

итаракхья

джотир

ГРАНТХИ

брахма

вишну,

рудра

ЧАКРА

муладхара

свадхистана

манипура

анахата

вишуддха

аджна

сахасрара

ПСИХИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ

Перевернутый красный

треугольник с обвившейся

змеей

Мрак, бесознательность

Яркий желтый лотос

Голубой лотос на неподвижной

глади озера, золотое пламя в

черной пещере

Ощущение прохлады и капель

нектара

Позолоченное яйцо и

спонтанный транс (унмани)

Светящийся лингам,

окруженный ярко-красным или

многоцветным лотосом с

бесконечным числом лепестков

СВЕРХСПОСОБНОСТИ

Окончательное постижение кундалини и ее энергий, левитация, господство над

телом, дыханием и умом, способность вызывать любой запах для себя и для

других, свобода от болезней, бодрость и радость

Отсутствие водобоязни, интуитивное знание, постижение астральных

сущностей, способность ощущать желаемый вкус как самому, так и внушать его

другим

Способность отыскивать скрытые сокровища, отсутствие страха перед огнем,

искусство владеть своим телом, отсутствие болезней, устремление энергий к

сахасраре

Искусство управления праной и способность лечить других, космическая

любовь, вдохновенная речь, поэтический дар, слова соответсвуют делам,

интенсивная концентрация и совершенное господство над чувствами

Нетленность; полное знание Вед; знание прошлого, настоящего и будущего,

способность жить без еды, чтение чужих мыслей

Способность проникнуть в тело другого существа, всезнание и всевидение,

обладание всеми сверхспособностями, слияние с Бразманом (сверхсознание)

Самадхи, полное пробуждение, абсолютное совершенство

СЛОВАРЬ

А

АВАТАРА - божественное воплощение.

АВИДЬЯ - невежество.

АГНИ - огонь.

АДВАЙТА - недвойственный; концепция единства.

АДЖАПА ДЖАПА - медитативная практика, в которой мантра

повторяется в соответствии с выдохом и вдохом.

АДЖНА ЧАКРА - управляющий психический центр, располо-

женный в середине мозга.

АКАША - эфирное пространство; чидакаша - внутреннее эфир-

ное пространство в межбровье; хридакаша - внутреннее

эфирное пространство в области сердца; махакаша - на-

ружное эфирное пространство.

АМАРОЛИ - йогическая тантрическая практика, в которой ис-

пользуется моча внутрь, либо наружно для умственного и

физического здоровья.

АМИГДАЛА - небольшая зона серого вещества в височной доле,

часть лимбической системы.

АМРИТА - психический нектар, выделяемый из бинду и стекаю-

щий из лалана чакры на вишуддху, вызывая чувство бла-

женства.

АНАХАТА ЧАКРА - психический центр, связанный с областью

сердца.

АНАНДАМАЙЯ КОША - трансцендентальная величина, инди-

видуальное и коллективное сверхсознание.

АННАМАЙЯ КОША - физическое тело, уровень бытия, аспект

сознания.

АОРТА - самая большая артерия тела, в которой накапливается

кровь, насыщенная кислородом, и распределяется по всему

телу.

АПАНА - жизненная энергия в нижней части тела, ниже пупка.

АСАНА - устойчивое, удобное положение тела.

АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО - тонкое психическое тело, тоньше физи-

ческого.

АТМАН - чистое я, вне тела и ума.

АТМА ШАКТИ - духовная сила.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА - психотерапия тела и ума.

АУШАДИ - пробуждение духовной энергии растительными

средствами.

АШРАМ - йогическое сообщество, в котором все живут и рабо-

тают под руководством гуру.

Б

БАЛЛИСТОКАРДИОГРАФ - машина, измеряющая малейшие

вибрации тела, которые возникают при движении крови в

сосудах.

БАНДХА - психомышечный энергетический замок, который

направляет поток психической энергии в теле.

БИДЖА МАНТРА - изначальный звук, основная мантра или виб-

рация, возникающая в трансе сознания.

БИНДУ - психический центр, расположенный вверху затылка;

точка или капля, являющаяся субстратом Космоса; источ-

ник творения.

БОЖЕСТВО - форма божественности, божественное существо,

имеющее вспомогательные функции.

БРАМИН - представитель высшей индусской касты священни-

ков.

БРАХМА - божественный дух; индусский бог, творец вселенной.

БРАХМА ГРАНТХИ - узел мироздания, психомышечный узел в

промежности, который должен быть расслаблен, чтобы

кундалини смогла проникнуть в сушумна нади. Этот узел

символизирует препятствие, блок, возникший из-за клуб-

ка материально-чувственных привязанностей.

БРАХМАМУХУРТА - время между 4 и 6 часами утра, саттвичес-

кий период, наиболее благоприятный для йогической сад-

ханы.

БРАХМАН - абсолютная реальность.

БРАХМА НАДИ - самый тонкий пранический поток внутри су-

шумна нади.

БРАХМАЧАРЬЯ - контролирование и направление сексуальной

энергии, вовлеченной в духовное пробуждение.

БХАДЖАН - песня преданности.

БХАКТА - тот, кто следует путем бхакти йоги.

БХАКТИ ЙОГА - йога преданности.

БХРУМАДХЬЯ - центр межбровья, кшетрам или контактная точ-

ка аджны.

БУДДХИ - высший интеллект, подлинная мудрость, способность

оценивать предметы и явления в диа-лектической связи с

жизнью, осознание сознания.

В

ВАДЖРА НАДИ - нади, которая соединяет сублимированную

сексуальную энергию с мозгом при помощи потока оджа-

са, высшей формы человеческой энергии, сконцен-триро-

ванной в сперме.

ВАДЖРОЛИ МУДРА - сжатие ваджра нади.

ВАЙРАГЬЯ - непривязанность, умиротворенное сост<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: