ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
(Беседа Свами Бихарской школы Йоги в Мангере)
П С И Х О Ф И З И О Л О Г И Я
Свами Шанкардевшшнда: Что такое психодинамика чакр?
Свами Вивекаианда: С физиологической точки зрения разли-
чаются аспекты, влияющие на ум и настроение, на духовные эмо-
ции, на физическую и ментальную энергию.
Каждая область мозга связана с соответствующей чакрой, ко-
торая формирует эмоции и качество сознания. Я думаю, что с
точки зрения анатомии и физиологии чакры исчерпывают об-
щую сумму включений и выключений различных частей тела.
Так, например, область горла (вишуддха) имеет отношение к вос-
приятию того, что связано прежде всего с голосом, и потому пси-
хическая природа этой чакры связана с телепатией как средством
общения; грудная клетка (анахата) имеет отношение к проявле-
нию любви; верхняя часть живота (манипура) - обнажает уро-
вень настойчивости и напористости, а нижняя часть живота
(свадхистана) контролирует наслаждение; основание позвоноч-
ника, по уверению Фрейда и йогов, отвечает за надежность, чувс-
тво собственности и привязанность к материальным вещам.
Рассмотрим манипура чакру. Она связана с центром голода в
гипоталамусе. Кроме того, эта чакра неразрывно связана со свад-
хистаной, которая также имеет спой центр наслаждения. Любо-
пытно, что центры голода и наслаждения примыкают друг к дру-
гу в задней части гипоталамуса. Они так близки, что переплета-
ются, и трудно отличить, где кончается одно и начинается второе.
Интересно, что сексуальное перенапряжение или неудовлетво-
ренность пробуждают тягу к сладкому, от чего люди прибавляют
в весе. Такова тесная взаимосвязь двух чакр.
Однако можно говорить также об энергетических циклах
|
внутри этих взаимосвязей. Энергии могут направляться как
вверх, так и вниз. Если инстинкт или желания человека не удов-
летворяются, то энергия вначале накапливается. Это хорошо
просматривается при неудовлетворенном сексуальном импульсе,
который связан, главным образом, со свадхистаной, но частично -
с муладхарой и манипурой. Вот почему неосуществленная сексу-
альная жизнь в свадхистане выталкивает энергию либо в мани-
пуру, возбуждая жажду и силы господства, либо в муладхару, раз-
жигая страсть обладания сексуальной собственностью.
Энергия воплощена и системе чакр в их взаимосвязи с гипо-
таламусом и лимбической сферой, которая продуцирует эмоции,
а за ними следуют действия. К примеру, во время состязаний воз-
буждаются солнечное сплетение, сфера желудка, адреналиновые
железы и другие органы. Надпочечники также стимулируют че-
ловека на борьбу за территорию или пищу. Адреналин увеличи-
вает содержание сахара и крови путем расщепления гликогена в
печени, что дает возможность животному активно двигаться, да-
же когда оно голодное. При острой необходимости адреналин
вытолкнет в кровяной ноток достаточное количество сахара, так
что животное может победить в борьбе за существование.
Я полагаю, что именно чакры стимулируют подъем энергии,
например, в манипуре, после чего нервные импульсы задержива-
ют в крови глюкозу, отчего возбуждаются желудок и центры го-
лода в гипоталамусе.
Свами Шанкардевананда: Стало быть,вы не верите, что специ-
фическая энергия может быть локализована, но верите в общее
|
физическое функционирование внутри данного цикла, который
может быть активным или пассивным.
Снами Вивекананда: Именно. Эта активность или пассивность
формирует природу личности. Часто встречаешь людей, у кото-
рых манипура развита больше, чем остальные чакры: они напо-
ристы, амбициозны и требовательны. Сексуальный аспект, одна-
ко, у них приглушен, пассивен, т.е. свадхистана подавлена. Я знаю
многих деловых людей, которые мечутся туда-сюда ради забавы и
конкуренции. Иногда они говорят своим женам: "Женитьба - за-
мечательная вещь!" А жены в отпет вздыхают: "Ох..." У этих му-
жей свадхистапа работает слабо, как и анахата. Они - плохие му-
жья, но хорошие кормильцы, т.е. манипура развита неплохо.
Свами Шанкардевананда: Наблюдая за бесстрашными людьми
и психопатами, ученые приходят к выводу, что между ними мно-
го общего. Испытатели реактивных самолетов и ракет, отважные
альпинисты, поднимающиеся в горы без страховки и другие в
этом роде имеют те же характерные черты, что и психопаты.
Свами Вивекананда: Если подобное поведение обществом
признается, мы называем человека героем, если же нет - он пси-
хопат. Это похоже на то, что вы имеете право убить кого-то, если
это убийство санкционирует правительство. Однако феномен по-
добного поведения указывает на то, что этими людьми управляет
манипура чакра.
Каждая чакра имеет свою сферу влияния: муладхара внушает
уверенность, свадхистана - побуждает к наслаждению, манипура -
насыщает отвагой, настойчивостью, силой, анахата - наполняет
|
любовью, вишуддха - зовет к общению и нейтрализует негатив-
ные эмоции, аджна - развивает интеллект, интуицию, психичес-
кую силу, такую, например, как телепатия.
Однако, наряду с этим, в каждой чакре есть и другие характе-
ристики, указывающие на степень эволюционного развития лич-
ности. В каждом из нас функционируют циклы, органически воз-
буждаемые в различной степени. Кто-то испытывает постоянное
возбуждение свадхистана чакры, изощряясь в наслаждении, от-
чего манипура и анахата развиваются слабо или спят.
Саами Шанкардевананда: Это, видимо связано с сильным гор-
моном, который подпиливается импульсами из гипоталамуса.
Саами Вивекананда: Вероятно. Я не задумывался над тем, что
управляет всем этим. Каждый из нас возбуждается соответствую-
щими чакрами, как бы пощипывая свою струну. У каждой чакры
своя частота колебаний, и каждый человек - индивидуален в со-
ответствии со степенью эволюционного развития чакр. У психо-
пата, прогуливающегося среди старых дам, чтобы украсть их су-
мочки, как и у космонавта, могут быть одни и те же излюбленные
струны, т.е. одни и те же чакры одинаково активны, но парень, ус-
тремленный в космос, несомненно, располагает и другими, более
развитыми, чем у его "собрата", чакрами. Именно этот фактор и
определяет характер личности.
Саами Шанкардеванавда: Вы говорили о том, что одни чакры
отдают энергию, а другие - всасывают...
Саами Вивеканавда: Нет, я говорил о том, что существуют как
бы определенные цепи, которые существуют в аналитическом
смысле. Есть целые области в нижней части тела, которые не
только переключают что-то в мозге, но и сами управляются чем-
то. Я говорил о том, что в гипоталамусе расположены центры го-
лода и сладострастия и они органично связаны с соответствую-
щими частями тела. Когда возникает чувство голода, в психичес-
ких центрах развивается активность и продуцируется энергия,
которая заставляет человека или иное существо совершать ак-
тивные движения, чтобы добыть средства к пропитанию. Это оз-
начает, что данный энергетический цикл насыщен нервной ак-
тивностью.
Обычно люди называют эту активность просто энергией. Но
какова природа этой активности? Можно ли ее сравнить с энер-
гией электрического тока, бегущего по проводам? Или, быть мо-
жет, это скорее энергия информации, бегущей по телефонному
проводу? Видимо, все-таки дрожь в мышцах возникает потому,
что мышцы принимают эту информацию и реагируют в унисон
с этой ней.
Я предпочитаю физиологическую точку зрения, в соответст-
вии с которой - это активность нейронов. Иными словами, нер-
вы и энергетические циклы являются проводниками импульсов,
которые создают дрожь и энергию в мышцах.
Свами Шанкардевананда: Но нервная активность невозможна
без энергии.
Свами Вивекананда: Правильно, но в нервной активности
производство энергии вторично. Главное - передача импульса.
Информация использует энергию так же, как телефон. Вы не мо-
жете при помощи телефонного провода передать энергию в 100
ватт, так как эти провода рассчитаны па 2 вольта. Суть - не в пе-
редаче энергии, а в передаче информации. Энергия - вторична и
идет из другого источника.
У некоторых людей развит один тип энергии, у других - иной.
У одних больше развита манипура: они много едят, у них могучие
мышцы. Есть, так сказать, "анахатпые люди", которые с отеческой
нежностью относятся к людям, они очень чутки и любвеобиль-
ны. Легко распознать, какая из чакр у человека развита больше
остальных, когда вы наблюдаете за ним в компании. Кто-то более
эмоционален, кто-то сдержан и интеллектуально сосредоточен, а
кто-то напорист и энергичен. Наконец, может быть, найдутся и
такие, которые всюду, как у себя дома: они раскованы и чувствуют се-
бя свободно и легко со всеми, с кем они общаются. Это - йоги.
Я полагаю, однако, что не все можно объяснить одной физио-
логией, хотя в наши дни научные исследования позволяют сле-
дить за физической природой чакр.
Свами Шанкардевананда: В энергетическом смысле одни чакры,
как, например, муладхара и аджиа, носят скорее пассивный харак-
тер, а другие - особенно свадхистана и манипура - активный.
Свами Вивекананда: Вероятно, это можно объяснить их свя-
зью с гьянендриями (сенсорные центры) и кармендриями (дви-
гательные центры).
Свами Шанкардевананда: Я думаю, что все чакры имеют двой-
ную функцию: и пассивную, и активную. Так, например, аджна,
казалось бы, предназначена для психической и интуитивной
энергии, но вместе с тем она способна передавать телепатический
сигнал. Или, например, вишуддха, может передать интуитивный
сигнал при помощи слов, но может выразить сострадание через
анахату, а также те или иные состояния через манипуру и свад-
хистану. Известно, что все чакры пронизаны двумя каналами -
идой и пингалой.
Свами Вивекананда: Я думаю, что если вишуддха и выражает
качества других чакр, то скорее как агент их качеств, потому что
другие чакры способны выразить себя и проявить по-разному.
Если вы находитесь рядом с человеком, который вас очень любит,
вы можете чувствовать, что эта любовь изливается на вас. Так вы-
ражает себя анахата, но эта же чакра может использовать вишуд-
дху, чтобы выразить любовь в словах.
Свами Шанкардевананда: Да, энергия протекает через другие
чакры, т.е. когда активизируется одна чакра, она воздействует на
остальные и заставляет их вибрировать в соответствии с главным
гармоническим настроем. Поэтому, когда анахата становится ак-
тивной, в манипуре и в свадхистане преобладает любовь, а ос-
тальные чакры подстраиваются к этому ряду.
Свами Вивекананда: Я согласен с вами, что манипура - актив-
ная чакра, и когда ее интенсивность возрастает, возникает стрем-
ление излить больше любви, чем при ощущении любви в анаха-
те. Вообще сфера любви весьма размыта, и тут я не специалист.
Свами Шанкардевананда: Между чакрами действительно су-
ществует определенная связь. Связаны муладхара с аджной, свад-
хистана - с вишуддхой, с лаланой и бинду, манипура - с анахатой.
Эту тесную связь между чакрами можно символически предста-
вить в виде древнееврейского семисвечпика (менорах), но в дейс-
твительности, конечно, их взаимосвязь гораздо более сложна. По
крайней мере, мы можем классифицировать чакры по гунам: му-
ладхара и свадхистана - тамасические чакры, манипура и анахата -
раджасические, а вишуддха и аджпа - саттвические. Эти пары
функционируют вместе. Вишуддха и аджна, к примеру, связаны с
восприятием и выражают единство двух уровней: одна - экстра-
в е р т а, другая - интраверта.
Свами Вивекананда: Но я вижу качества раджаса и тамаса в
каждой чакре и склонен думать, что чакры в этом смысле имеют
и горизонтальную структуру, которая пронизывает вертикаль-
ную ось от раджаса до тамаса.
Свами Шанкардевананда: Это тоже верно. Некоторые полагают,
что слово "тамас" имеет дополнительный оттенок нравственности.
Свами Вивекананда: Тантрическое блаженство йога, я думаю,
отличается от обычного оргазма более высоким уровнем. А, с
другой стороны, является ли эгоистичная любовь матери к ре-
бенку, исключающая всех других детей, чем-то большим, чем
низкий уровень трансцендентальной любви?
Свами Шанкардевананда: Карл Юнг в своей статье, посвящен-
ной кундалини, писал о том, что диафрагма, лежащая на уровне
манипуры, разделяет две сферы бытия - земную и небесную, ког-
да любовь земная трансформируется в божественную в анахате.
Свами Вивекананда: Похоже, что все мнения имеют нечто ра-
циональное. Гору можно воспринимать с различных сторон, и
лишь сверху гора видна в целом. Проблема возникает тогда, ког-
да вы опускаетесь вниз, к людям, и начинаете им рассказывать,
как выглядит гора в целом. Вот почему па свете так много мне-
ний, философий и вероучений.