Глава 10 - АНАЛИЗ ЧАКР С ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ




ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

(Беседа Свами Бихарской школы Йоги в Мангере)

П С И Х О Ф И З И О Л О Г И Я

Свами Шанкардевшшнда: Что такое психодинамика чакр?

Свами Вивекаианда: С физиологической точки зрения разли-

чаются аспекты, влияющие на ум и настроение, на духовные эмо-

ции, на физическую и ментальную энергию.

Каждая область мозга связана с соответствующей чакрой, ко-

торая формирует эмоции и качество сознания. Я думаю, что с

точки зрения анатомии и физиологии чакры исчерпывают об-

щую сумму включений и выключений различных частей тела.

Так, например, область горла (вишуддха) имеет отношение к вос-

приятию того, что связано прежде всего с голосом, и потому пси-

хическая природа этой чакры связана с телепатией как средством

общения; грудная клетка (анахата) имеет отношение к проявле-

нию любви; верхняя часть живота (манипура) - обнажает уро-

вень настойчивости и напористости, а нижняя часть живота

(свадхистана) контролирует наслаждение; основание позвоноч-

ника, по уверению Фрейда и йогов, отвечает за надежность, чувс-

тво собственности и привязанность к материальным вещам.

Рассмотрим манипура чакру. Она связана с центром голода в

гипоталамусе. Кроме того, эта чакра неразрывно связана со свад-

хистаной, которая также имеет спой центр наслаждения. Любо-

пытно, что центры голода и наслаждения примыкают друг к дру-

гу в задней части гипоталамуса. Они так близки, что переплета-

ются, и трудно отличить, где кончается одно и начинается второе.

Интересно, что сексуальное перенапряжение или неудовлетво-

ренность пробуждают тягу к сладкому, от чего люди прибавляют

в весе. Такова тесная взаимосвязь двух чакр.

Однако можно говорить также об энергетических циклах

внутри этих взаимосвязей. Энергии могут направляться как

вверх, так и вниз. Если инстинкт или желания человека не удов-

летворяются, то энергия вначале накапливается. Это хорошо

просматривается при неудовлетворенном сексуальном импульсе,

который связан, главным образом, со свадхистаной, но частично -

с муладхарой и манипурой. Вот почему неосуществленная сексу-

альная жизнь в свадхистане выталкивает энергию либо в мани-

пуру, возбуждая жажду и силы господства, либо в муладхару, раз-

жигая страсть обладания сексуальной собственностью.

Энергия воплощена и системе чакр в их взаимосвязи с гипо-

таламусом и лимбической сферой, которая продуцирует эмоции,

а за ними следуют действия. К примеру, во время состязаний воз-

буждаются солнечное сплетение, сфера желудка, адреналиновые

железы и другие органы. Надпочечники также стимулируют че-

ловека на борьбу за территорию или пищу. Адреналин увеличи-

вает содержание сахара и крови путем расщепления гликогена в

печени, что дает возможность животному активно двигаться, да-

же когда оно голодное. При острой необходимости адреналин

вытолкнет в кровяной ноток достаточное количество сахара, так

что животное может победить в борьбе за существование.

Я полагаю, что именно чакры стимулируют подъем энергии,

например, в манипуре, после чего нервные импульсы задержива-

ют в крови глюкозу, отчего возбуждаются желудок и центры го-

лода в гипоталамусе.

Свами Шанкардевананда: Стало быть,вы не верите, что специ-

фическая энергия может быть локализована, но верите в общее

физическое функционирование внутри данного цикла, который

может быть активным или пассивным.

Снами Вивекананда: Именно. Эта активность или пассивность

формирует природу личности. Часто встречаешь людей, у кото-

рых манипура развита больше, чем остальные чакры: они напо-

ристы, амбициозны и требовательны. Сексуальный аспект, одна-

ко, у них приглушен, пассивен, т.е. свадхистана подавлена. Я знаю

многих деловых людей, которые мечутся туда-сюда ради забавы и

конкуренции. Иногда они говорят своим женам: "Женитьба - за-

мечательная вещь!" А жены в отпет вздыхают: "Ох..." У этих му-

жей свадхистапа работает слабо, как и анахата. Они - плохие му-

жья, но хорошие кормильцы, т.е. манипура развита неплохо.

Свами Шанкардевананда: Наблюдая за бесстрашными людьми

и психопатами, ученые приходят к выводу, что между ними мно-

го общего. Испытатели реактивных самолетов и ракет, отважные

альпинисты, поднимающиеся в горы без страховки и другие в

этом роде имеют те же характерные черты, что и психопаты.

Свами Вивекананда: Если подобное поведение обществом

признается, мы называем человека героем, если же нет - он пси-

хопат. Это похоже на то, что вы имеете право убить кого-то, если

это убийство санкционирует правительство. Однако феномен по-

добного поведения указывает на то, что этими людьми управляет

манипура чакра.

Каждая чакра имеет свою сферу влияния: муладхара внушает

уверенность, свадхистана - побуждает к наслаждению, манипура -

насыщает отвагой, настойчивостью, силой, анахата - наполняет

любовью, вишуддха - зовет к общению и нейтрализует негатив-

ные эмоции, аджна - развивает интеллект, интуицию, психичес-

кую силу, такую, например, как телепатия.

Однако, наряду с этим, в каждой чакре есть и другие характе-

ристики, указывающие на степень эволюционного развития лич-

ности. В каждом из нас функционируют циклы, органически воз-

буждаемые в различной степени. Кто-то испытывает постоянное

возбуждение свадхистана чакры, изощряясь в наслаждении, от-

чего манипура и анахата развиваются слабо или спят.

Саами Шанкардевананда: Это, видимо связано с сильным гор-

моном, который подпиливается импульсами из гипоталамуса.

Саами Вивекананда: Вероятно. Я не задумывался над тем, что

управляет всем этим. Каждый из нас возбуждается соответствую-

щими чакрами, как бы пощипывая свою струну. У каждой чакры

своя частота колебаний, и каждый человек - индивидуален в со-

ответствии со степенью эволюционного развития чакр. У психо-

пата, прогуливающегося среди старых дам, чтобы украсть их су-

мочки, как и у космонавта, могут быть одни и те же излюбленные

струны, т.е. одни и те же чакры одинаково активны, но парень, ус-

тремленный в космос, несомненно, располагает и другими, более

развитыми, чем у его "собрата", чакрами. Именно этот фактор и

определяет характер личности.

Саами Шанкардеванавда: Вы говорили о том, что одни чакры

отдают энергию, а другие - всасывают...

Саами Вивеканавда: Нет, я говорил о том, что существуют как

бы определенные цепи, которые существуют в аналитическом

смысле. Есть целые области в нижней части тела, которые не

только переключают что-то в мозге, но и сами управляются чем-

то. Я говорил о том, что в гипоталамусе расположены центры го-

лода и сладострастия и они органично связаны с соответствую-

щими частями тела. Когда возникает чувство голода, в психичес-

ких центрах развивается активность и продуцируется энергия,

которая заставляет человека или иное существо совершать ак-

тивные движения, чтобы добыть средства к пропитанию. Это оз-

начает, что данный энергетический цикл насыщен нервной ак-

тивностью.

Обычно люди называют эту активность просто энергией. Но

какова природа этой активности? Можно ли ее сравнить с энер-

гией электрического тока, бегущего по проводам? Или, быть мо-

жет, это скорее энергия информации, бегущей по телефонному

проводу? Видимо, все-таки дрожь в мышцах возникает потому,

что мышцы принимают эту информацию и реагируют в унисон

с этой ней.

Я предпочитаю физиологическую точку зрения, в соответст-

вии с которой - это активность нейронов. Иными словами, нер-

вы и энергетические циклы являются проводниками импульсов,

которые создают дрожь и энергию в мышцах.

Свами Шанкардевананда: Но нервная активность невозможна

без энергии.

Свами Вивекананда: Правильно, но в нервной активности

производство энергии вторично. Главное - передача импульса.

Информация использует энергию так же, как телефон. Вы не мо-

жете при помощи телефонного провода передать энергию в 100

ватт, так как эти провода рассчитаны па 2 вольта. Суть - не в пе-

редаче энергии, а в передаче информации. Энергия - вторична и

идет из другого источника.

У некоторых людей развит один тип энергии, у других - иной.

У одних больше развита манипура: они много едят, у них могучие

мышцы. Есть, так сказать, "анахатпые люди", которые с отеческой

нежностью относятся к людям, они очень чутки и любвеобиль-

ны. Легко распознать, какая из чакр у человека развита больше

остальных, когда вы наблюдаете за ним в компании. Кто-то более

эмоционален, кто-то сдержан и интеллектуально сосредоточен, а

кто-то напорист и энергичен. Наконец, может быть, найдутся и

такие, которые всюду, как у себя дома: они раскованы и чувствуют се-

бя свободно и легко со всеми, с кем они общаются. Это - йоги.

Я полагаю, однако, что не все можно объяснить одной физио-

логией, хотя в наши дни научные исследования позволяют сле-

дить за физической природой чакр.

Свами Шанкардевананда: В энергетическом смысле одни чакры,

как, например, муладхара и аджиа, носят скорее пассивный харак-

тер, а другие - особенно свадхистана и манипура - активный.

Свами Вивекананда: Вероятно, это можно объяснить их свя-

зью с гьянендриями (сенсорные центры) и кармендриями (дви-

гательные центры).

Свами Шанкардевананда: Я думаю, что все чакры имеют двой-

ную функцию: и пассивную, и активную. Так, например, аджна,

казалось бы, предназначена для психической и интуитивной

энергии, но вместе с тем она способна передавать телепатический

сигнал. Или, например, вишуддха, может передать интуитивный

сигнал при помощи слов, но может выразить сострадание через

анахату, а также те или иные состояния через манипуру и свад-

хистану. Известно, что все чакры пронизаны двумя каналами -

идой и пингалой.

Свами Вивекананда: Я думаю, что если вишуддха и выражает

качества других чакр, то скорее как агент их качеств, потому что

другие чакры способны выразить себя и проявить по-разному.

Если вы находитесь рядом с человеком, который вас очень любит,

вы можете чувствовать, что эта любовь изливается на вас. Так вы-

ражает себя анахата, но эта же чакра может использовать вишуд-

дху, чтобы выразить любовь в словах.

Свами Шанкардевананда: Да, энергия протекает через другие

чакры, т.е. когда активизируется одна чакра, она воздействует на

остальные и заставляет их вибрировать в соответствии с главным

гармоническим настроем. Поэтому, когда анахата становится ак-

тивной, в манипуре и в свадхистане преобладает любовь, а ос-

тальные чакры подстраиваются к этому ряду.

Свами Вивекананда: Я согласен с вами, что манипура - актив-

ная чакра, и когда ее интенсивность возрастает, возникает стрем-

ление излить больше любви, чем при ощущении любви в анаха-

те. Вообще сфера любви весьма размыта, и тут я не специалист.

Свами Шанкардевананда: Между чакрами действительно су-

ществует определенная связь. Связаны муладхара с аджной, свад-

хистана - с вишуддхой, с лаланой и бинду, манипура - с анахатой.

Эту тесную связь между чакрами можно символически предста-

вить в виде древнееврейского семисвечпика (менорах), но в дейс-

твительности, конечно, их взаимосвязь гораздо более сложна. По

крайней мере, мы можем классифицировать чакры по гунам: му-

ладхара и свадхистана - тамасические чакры, манипура и анахата -

раджасические, а вишуддха и аджпа - саттвические. Эти пары

функционируют вместе. Вишуддха и аджна, к примеру, связаны с

восприятием и выражают единство двух уровней: одна - экстра-

в е р т а, другая - интраверта.

Свами Вивекананда: Но я вижу качества раджаса и тамаса в

каждой чакре и склонен думать, что чакры в этом смысле имеют

и горизонтальную структуру, которая пронизывает вертикаль-

ную ось от раджаса до тамаса.

Свами Шанкардевананда: Это тоже верно. Некоторые полагают,

что слово "тамас" имеет дополнительный оттенок нравственности.

Свами Вивекананда: Тантрическое блаженство йога, я думаю,

отличается от обычного оргазма более высоким уровнем. А, с

другой стороны, является ли эгоистичная любовь матери к ре-

бенку, исключающая всех других детей, чем-то большим, чем

низкий уровень трансцендентальной любви?

Свами Шанкардевананда: Карл Юнг в своей статье, посвящен-

ной кундалини, писал о том, что диафрагма, лежащая на уровне

манипуры, разделяет две сферы бытия - земную и небесную, ког-

да любовь земная трансформируется в божественную в анахате.

Свами Вивекананда: Похоже, что все мнения имеют нечто ра-

циональное. Гору можно воспринимать с различных сторон, и

лишь сверху гора видна в целом. Проблема возникает тогда, ког-

да вы опускаетесь вниз, к людям, и начинаете им рассказывать,

как выглядит гора в целом. Вот почему па свете так много мне-

ний, философий и вероучений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: