Древняя наука кундалини йога предлагает комплексы упраж-
нений, которые благотворно гармонизируют взаимодействие ума
с нервной системой на каждом уровне нашего существования.
Эта расширенная концепция человека представляет метод разви-
тия творческого сознания и - более того - знание, основанное на
практике, опытное знание. Мы можем по-новому взглянуть на
мир и на себя. Взаимодействие чакр внутри нашей личности
между идой и пингалой могут быть уравновешены в сушумне, и
тогда пред нами раскроются новые горизонты разума.
В арсенал кундалини йоги входят различные крийи, комбина-
ции асан, пранаям, бандх, комплекс периодического дыхания, ко-
торое вместе с психическим вниманием скользит в каналах и тон-
ких пространствах, а также повторение мантры, которая прони-
зывает психические центры, расширяя энергетический потенци-
ал. Все это предназначено для нашего очищения, активизации
всех чакр при мягком выделении одной-двух из них. Определен-
ные упражнения (как, например, аджапа джапа) создают "психи-
ческое трение", воспламеняющее высшее сознание, но эта вспыш-
ка наступает лишь тогда, когда внутри тела и ума устанавливает-
ся определенная температура и давление. Здесь нет ничего симво-
лического и надуманного, все происходит реально: разогретая
энергия высвобождается и начинает подниматься вверх, последо-
вательно преобразуя личность человека. Причем, энергию эту
можно измерить как физически, так и ментально, если мы соблю-
даем определенные условия, осознаем явление и имеем соответс-
твующее оборудование. Многие исследователи в этом отношении
значительно продвинулись вперед, в область неизведанных глу-
|
бин человеческой психики, изобретая все новые и более чувстви-
тельные приборы, чтобы оценить, измерить и научно доказать
существование чакр как рубежей, которые контролируют различ-
ные уровни нашего бытия/сознания.
Измерение чакр
Один из тех, кто помог проложить путь научному исследова-
нию в области йоги, кундалини и чакр, был доктор Хироши Мо-
тояма. Он писал: "В плену очарования... 15 лет назад я приступил
к физиологическим экспериментам, надеясь определить, дейст-
вительно ли чакры существуют, и если - да, то установить, как
они связаны с автономной нервной системой и различными ор-
ганами. Наши исследования показали, что существует объектив-
ная связь между изменением функций органа и пробужденной
чакрой. Так было доказано существование чакр"1.
Для исследования природы чакр Мотояма изобрел особую ап-
паратуру. Одно из его открытий - "чакровая машина", приспособ-
ленная для измерения электромагнитного поля стимулируемой
чакры. "Чакровая машина" - это подобие телефонной будки, ко-
торая заключена в светонепроницаемую, экранированную ком-
нату управления. Машина обнаруживала энергии, возникающие
в теле, замеряла их потенциал, записывала электрические, маг-
нитные и оптические заряды. Над испытуемым в клетке машины
и под ним размещались медные электроды, а слева, справа, спере-
ди и сзади - скользящие квадратные панели с электродами на че-
тырех сторонах свободно перемещались вверх и вниз, чтобы уло-
вить сигналы, исходящие из всех частей тела. Так как между элек-
|
тродами возникало электромагнитное поле, любая жизненная
энергия воздействовала на эту чувствительную среду. Медный
электрод и фотоэлектрическая камера размещались соответст-
венно в 12 и 20 сантиметрах впереди субъекта, на уровне класси-
ческого положения для данной чакры. Место исследования опре-
делял сам прибор, когда человек концентрировал свою менталь-
ную энергию в точке чакры; замеры совершались в течение 3-5
минут до, в продолжение и после концентрации на чакре. Мощ-
ный усилитель давал возможность зафиксировать малейшие
выбросы энергии даже при максимальном сопротивлении. Запи-
санная информация усиливалась приборами, анализировалась
компьютерами, пропускалась через осциллоскопы и вновь запи-
сывалась на высокочувствительную пластинку. При этом парал-
лельно использовались приборы, контролирующие дыхание, сос-
тояние нервной системы (посредством измерения гальваничес-
кого сопротивления кожи), изменения в кровотоке (плетисмог-
раф), в сердце (электрокардиограф), еле уловимую кожную дрожь
(микротремор) и другие измерения.
1 Motoyama H. A Psychophysiological Study of Yoga. - Tokyo: Instit. for
Religious Psychol., 1976, 6.
Оборудование Мотоямы широко используется для выявления
болезней1. Так, например, однажды ученый обнаружил у женщи-
ны внутриматочную опухоль, которую через неделю удалили.
Когда "чакровая машина" Мотоямы измеряла АМИ (см. 5 главу
IV раздела "Доказательство существования нади"), была зафикси-
рована дисгармония в меридианах. Мотояма доказал, что сущес-
твует определенное соответствие между физической болезнью и
|
расстройством в работе чакры. Йоги предлагают в таких случаях
научиться контролировать эти части тела.
Активность в чакрах
Мотояма провел сравнительные исследования активности
чакр у людей, практикующих йогу и не занимающихся ею2. Он
обнаружил, что у вторых приборы ничего не показали, несмотря
на их концентрацию на аджне, в то время как у первых приборы
сразу зафиксировали активность чакр. Волны большей амплиту-
ды до, в продолжение и после концентрации указывали на подъ-
ем энергии в чакрах.
"Чакровая машина" Мотоямы продиагностировала несколько
йогов3. Кроме того, при помощи АМИ (см. IV часть, 5 гл.) и "чак-
ровой машины" был подвергнут тестированию бывший профес-
сор университета В Канберре (Австралия) доктор А.К. Тебекис,
многие годы изучавший йогу в различных регионах Азии и ут-
верждавший, что у него есть опыт выхода в астрал. Страдая хро-
ническим расстройством пищеварения, доктор Тебекис во время
медитации концентрировался на анахата чакре. АМИ зафиксиро-
вала нарушения в пищеварительных нади, в манипура чакре и в
сфере свадхистаны, а во время концентрации доктора на анахате
"чакровая машина" записала всплеск энергии в этой чакре.
Доктор Мотояма сделал еще два важных открытия. Когда ди-
агностировали одного субъекта но время его концентрации на
манипуре, он сказал, что у пего было такое ощущение, будто из
манииуры исходила энергия наружу. Приборы действительно за-
фиксировали исчезновение положительных электрических заря-
дов в период его субъективных ощущений и появление их опять
лишь тогда, когда чувство исхода энергии у субъекта прошло. В
связи с этим экспериментом Мотояма сказал: "Я полагаю, что
1 Motoyama H. The Mechanism Through Which Paranormal Phenomena
Take Place.- Tokyo: Instil, for Religion and Parapsych., 1975, 2.
2 Motoyama H. An Electrophysiological Study of Pram (Ki) // Res. for
Religion and Parapsych. - 1978 - 4(1).
* Motoyama H. Theories of the Chakras: Bridge to Higher Consciousness.
- Illinois, Quest. - 1981. - P.271-279.
здесь мы имеем дело с феноменом выделения из манипуры пси-
хической энергии с отрицательным потенциалом, который нейт-
рализовал положительные заряды окружающей физической
энергии"1.
Второй эксперимент, проводимый с женщиной, показал, что
во время ее концентрации на анахате, приборы фиксировали ис-
течение энергии и небольшое свечение. Мотояма заявил, что пси-
хическая энергия, истекающая из анахата чакры, трансформиро-
валась в физическую в форме света или электрозарядов, что
опять-таки подтверждает йогический взгляд на природу чакр, как
преобразователей, превращающих психическую энергию в физи-
ческую и обратно. Японский ученый отметил, что если дальней-
шие исследования подтвердят его предположение, то придется
пересмотреть известный закон сохранения энергии, который уже
не будет являться краеугольным камнем современной физики.
Йоги всегда утверждали, что психическая энергия способна
воздействовать и преобразовывать материальную энергию, и что
именно этот фактор лежит в основе большинства методов исце-
ления, когда сила ума используется как главное средство излече-
ния. Йоги, однако, пошли дальше. Они говорят, что весь мир яв-
ляется лишь модификацией ума. Современные физики, особенно
те, которые исследуют природу субатомных частиц, все больше
склоняются к такому же мнению. Они определили, что субатом-
ные частицы - уже не материя, но еще не энергия (прана).
"Я предвижу, - говорил Мотояма, - что научные поиски в ко-
нечном счете заставят пересмотреть наши взгляды на материю,
ум, тело, на сущность человека и всего мира"2.
Психический уровень
Явное существование чакр подтвердили также исследования
кинесиолога Валерии Хаит и ее коллег из UCLA в Америке3. Вмес-
те с Розалией Брайер, которая способна созерцать ауры пациен-
тов, В.Хаит провела ряд экспериментов по изучению энергии, ис-
текающей из тела, стимулируемого глубоким мышечным масса-
жем (рольфинг). Для измерений использовались электро-миог-
рафическое оборудование (ЭМО) и другая аппаратура, которая
фиксировала малейшее напряжение мышц. Электроды присое-
динялись к восьми участкам, включая макушку головы (сахасра-
1 Motoyama H. Theories of the Chakras: Bridge to Higher Consciousness. -
Illinois, Quest. - 1981.-p.275.
2 Ibid, p.279.
3 Electronic Evidence of Auras, Chakras in UCLA Study // Brain Mind
Bulletin: 1978, March 20, 3 (9).
pa), центр межбровья (аджна), горло (вишуддха), сердце (анаха-
та), основание позвоночника (муладхара) и акупунктурные точки
на стопах и коленях. Электроды к тому же прикреплялись к мес-
там минимальной мышечной активности и особенно там, куда
указывала "видящая ауру". Пациенту был сделан глубокий мы-
шечный массаж, который должен был снять более глубокие под-
сознательные напряжения, воздействующие на состояние чакры.
Результаты массажа записывала ЭМО на одну дорожку двухдоро-
жечной магнитной ленты, в то время как на другую дорожку ни-
чего не знавшая о записях ЭМО Брайер записывала свои наблю-
дения за меняющейся аурой в чакрах. Хант могла задавать вопро-
сы через отдельную аудиосистему "видящей ауру", в то время как
второй микрофон стоял перед пациентом, который рассказывал
о своих ощущениях. Вся информация тут же обрабатывалась и
выявлялось сходство между переживаниями испытуемого, симп-
томами активности чакр и записью ЭМО. В центральном пункте
управления, где находилась Хант, прояснялась вся картина соот-
ветствий параллельных измерений. Исследования позволяют сде-
лать вывод, что на протяжении всех записей в каждом отдельном
случае наблюдалось прямое соответствие между характерной
волновой формой и психическим описанием цветового излуче-
ния из чакры. Например, сообщение о голубой ауре всегда сопро-
вождалось острым преломлением с одним или двумя пиками на
вершине; при красной ауре возникали большие очаги возбужде-
ния, рассыпанные там и здесь, вспыхивающие и угасающие; жел-
тая аура сопровождалась широкой волной, похожей на неровную
синусоиду.
Было установлено, что существует неразрывная связь между
эмоцией, образным представлением, физиологическим состоя-
нием, упругостью и пластичностью мышечных связок и цветом
ауры, которую созерцала медиум.
Интересно, что на первых стадиях занятий рольфингом чакры
проявлялись, как размытые темные пятна, низкие по частоте и
амплитуде. В дальнейшем чакры становились больше, цвет прос-
ветлялся, частота и амплитуда повышались. Некоторые чакры,
которые раньше были закрыты, начинали раскрываться, выпус-
кая из себя калейдоскопически цветовые эффекты синего, желто-
го, красно-оранжевого и оливково-зеленого цветов. После пяти
часов занятий рольфингом все испытуемые уже имели чистую
голубую ауру, а через семь-восемь часов аура обретала легкие,
воздушные оттенки персикового, розового, бледно-голубого и
кремового цветов, причем, приятным ощущениям соответство-
вали весьма высокие частоты и амплитуды.