Йога и Тантра - это практические науки о человеке. Тантра со-
держит философские, теоретические обоснования, а йога - мето-
дику, с помощью которой можно опытным путем утвердить эту
философию и достичь высшего знания. Таким образом, тантри-
ческая йога является живой философией, а не бесплодным умс-
твованием, которое больше ставит вопросов, чем дает ответов на
них. При помощи такого сплава теории с практикой мы можем
осуществить свое предназначение, осознать Великое Единство и
добиться окончательного освобождения от всех оков.
Тантре суждено внести величайший вклад в судьбы мира, ибо
Тантра предлагает технику познания тела и ума при помощи про-
буждения кундалини. Современная медицина и психология мо-
гут извлечь огромную пользу из фундаментального учения о
пингале, иде и сушумне - рычагах развития тела, ума и духа. По
существу, эти три потока энергии исчерпывают сущность челове-
ка. Пытаясь понять природу этих энергий или стремясь показать
материальное существование этих каналов (нади), мы должны
прежде всего осознать, что они не являются физическими струк-
турами, которые можно увидеть и измерить, хотя именно они по-
буждают жизнь и сознание к действию.
Важно понять, что нади существуют независимо от того, пы-
таемся ли мы доказать или опровергнуть их существование. Ког-
да мы достигаем определенных состояний сознания, мы можем
убедиться в том, что нади существуют так, как их описали йоги,
т.е. как потоки энергий, которые мы можем прочувствовать на
психическом уровне, ощущая свет, цвет, звук и другие характе-
ристики. Эти нади составляют основу, которая отражена в телес-
ных функциях и процессах. Нет разницы между нади, телом и
|
умом - это одно и то же.
Двойственность жизни
Во многих восточных философиях вся вселенная представля-
ется разделенной на две великие полярные силы, Шиву и Шакти,
которые независимы и противоположны, но взаимно дополняют
друг друга. Вселенная висит, как своего рода сплетение взаимо-
действующих энергий, подвешенных и функционирующих внут-
ри структуры напряжения, развиваемого фундаментальной по-
лярностью. Карл Юнг утверждал: "Естественные процессы - это
проявленные энергии, возникающие из малоправдоподобных
состояний"1. Эта очевидная двойственность является унифици-
рованной холистической копией другого уровня сознания, но, на-
ходясь на своем собственном уровне, мы видим лишь отрывочную
ограниченную и частичную перспективу.
Полярность окружает нас повсюду - она и в природе, и внут-
ри нас, и в макрокосмосе, и в микрокосмосе: свет и тьма, позитив-
ное и негативное, мужское и женское. Все силы происходят из
этой двойственности. Кажется удивительным, что природа вещей
так проста и тем не менее так основательна. Однако просветлен-
ный ум ясно видит, что есть разительное сходство между вселен-
ной и человеком.
Таким образом, вся человеческая жизнь, все наши восприя-
тия, деятельность и опыт основаны на двух аспектах единой
двойственности. Наш ум и наше тело возникли из двух форм или
моделей энергии. Так, например, мы имеем правую и левую поло-
вины мозга, парасимпатическую и симпатическую нервную сис-
темы, анаболический и катаболический метаболизм, сознание и
|
подсознание. Мы балансируем между жизнью и смертью, и все
наше существование есть борьба за то, чтобы остаться в равнове-
сии между этими двумя силами.
Ида и пингала
Йоги осознали существование этих сил и их взаимосвязи. Они
понимают, что в человеке протекают три главных энергетических
потока (или нади) - ида, пингала и сушумна, которые приблизи-
тельно переводятся, как тело, ум и дух. В обычном человеке фун-
кционируют только два потока - ида и пингала (тело и ум), тре-
тий же аспект, сущумна, находится в дремлющем состоянии, по-
ка он не стимулируется йогой или какой-либо другой дисципли-
ной. Важно знать, что нади - не структуры, а функциональные
связи, а ида и пингала - лишь две стороны одной и той же моне-
ты. Недаром йоги описали нади не в терминах структур (хотя
структура и существует для управления ими), а в терминах энер-
гии, праны, жизненной силы. Свойства нади сводятся к следую-
щему:
Пингала может быть определена как динамическая, активная,
мужская, позитивная янь-энергия. Она обладает как психичес-
1 Yung C.G. Mystcrium Coniunclionis // Collected Works, Bollingen Series,
Princeton University Press. - 14:XVI-XVII.
кой, так и физической природой. Если аргументировать с точки
зрения 3. Фрейда, то психические свойства пингалы - это Эрос,
принцип наслаждения, а по теории К.Юнга - это самосознание,
рационализм, способность к различению. Физические свойства
пингалы - свет, жар, энергия накопления, созидания, центростре-
мительность, сжимание. Таким образом, пингала - психосомати-
ческая энергия, направленная наружу, когда ум воздействует на
тело, пробуждая органы действия (кармендрийи). Это - основная
|
энергия жизни.
Ида - внутренняя энергия личности, пассивная, воспринима-
ющая, женская, негативная, инь. На физическом плане это - мрак,
холод, лунный свет, энергия рассеивания, дезорганизующая, энт-
ропическая, экспансивная, центробежная, расслабляющая. Фрейд
назвал бы ее Танатос, инстинктом смерти, а Юнг - Анима, бессоз-
нательно-внутренней, эмоционально-женской, чувственно-инту-
итивной, непроницаемо-скрытой. Это - сомопсихический аспект
человека, когда его энергия направляется вовнутрь и тело воздей-
ствует на ум. Ида контролирует органы чувств (гьянендрийи) и
формирует наше представление о мире, в котором мы живем.
Третья сила
В природе, однако, существует еще третья сила, которая порой
мало кому известна и чаще всего игнорируется той формой жиз-
ни, которая как раз и предназначена для этой силы. Давно извес-
тно, что когда противоположные силы уравновешены, возникает
третья сила. Чиркните спичкой по спичечному коробку, и воз-
никнет огонь, подключите к электрической машине отрицатель-
ные и положительные потоки энергий, и ваша машина заработа-
ет, совместите тело и ум, и возникнет третья сила, сушумна, ду-
ховная энергия. Именно в этом и заключается цель йоги, которая
пробуждает сушумну, чтобы духовная энергия смогла подняться
к своему генератору и трансформировать сознание в космичес-
кое. Сушумна - это линия высокого напряжения, а ида и пингала -
линии, отсасывающие эту энергию для внутренних нужд.
Карл Юнг обрисовал тантрическую точку зрения как путь со-
вершенствования личности, достижения абсолютного равнове-
сия и союза противоположностей, как новый способ восприятия
и познания жизни в состоянии парадоксального покоя.
Кое-кто осознает эту третью силу, но большинство довольст-
вуется чувствами и рассудком. Каждые 90-180 минут ида и пинга-
ла чередуют свое преобладающее влияние, и только на несколько
секунд или минут сушумна выходит в потенциальное бытие.
Цель всех йогических психотехник - уравновесить, сбалансиро-
вать иду и нингалу (жизненную силу и самосознание) и соеди-
нить их в аджна чакре, чтобы вспыхнул свет знания, вечности и
блаженства.
Для того чтобы сбалансировать потоки энергии, йога предпи-
сывает различные техники, асаны, пранаямы, шаткарму и медита-
цию, которые активизируют либо иду и пингалу, либо сушумну.
Это, однако, не означает, что мы обычно активизируем одну
структуру, а йоги способны активизировать все.
Функциональные методы
Нади являются потоками энергии, которые проникают в каж-
дую часть тела, как, например, нервная энергия или кровь. Тыся-
чи таких потоков исходят из иды и пингалы, которые расположе-
ны спиралевидно вокруг позвоночного столба. Ида и пингала
представляют основу двух функциональных моделей, которые
воздействуют на все наши телесные и ментальные процессы, но
сушумна - это королевский путь, ведущий к высшему сознанию
и преобразующий функции иды и пингалы.
Каждая клетка нашего тела, каждый орган, мозг и ум - все по-
ляризовано и взаимосвязанно как на физическом, так и на тон-
ких уровнях, что позволяет нам думать, говорить и действовать
согласованным и сбалансированным образом, причем каждая
часть работает так, что помогает другой. В теле лишь две системы
контролируют эту взаимосвязь (т.е. ида и пингала), и если мы
стимулируем какой-либо компонент одной системы, включается
и другая. Именно таким образом воздействуют асаны, пранаямы,
медитация и весь арсенал йогических техник.
Артур Дейкман из отделения психиатрии (Центр медицины в
университете штата Колорадо, США) описывает эти две главные
модели, обусловливающие жизнь человека, с точки зрения совре-
менной психологии: "Давайте рассмотрим человеческое существо
как организм, укомплектованный двумя измерениями - биологи-
ческим (форма действия) и психологическим (форма восприя-
тия). Форма действия - это состояние приспособления к окружа-
ющей среде. Мышечная и симпатическая системы являются
главными физиологическими средствами воздействия. ЭЭГ фик-
сирует бета-волны и увеличение линейного мышечного напря-
жения. Основные психологические проявления этого состояния -
фокусное внимание, формальная логика, повышенная граница
восприятия и преобладание внешних характеристик над сенсор-
ными. Форма и смысл преобладают над цветом и структурой.
Форма действия - это состояние стремления, ориентированного
на достижение личных целей, которые колеблются от питания до
самообороны, до достижения общественных вознаграждений,
плюс разнообразные символические и чувственные удовольст-
вия так же, как и стремление избежать страданий".1
Таково описание Дейкманом пингалы,или "формы действия".
Иду, или "форму восприятия", Дейкман описывает скорее как
принятие окружающей среды, чем как манипуляцию ею. Здесь
уже сенсорно-воспринимающая система является доминирую-
щей и преобладает парасимпатическое функционирование. ЭЭГ
имеет тенденцию к альфа-волнам, мышечное напряжение - по-
ниженное, внимание - рассеянное, границы - размытые и т.д. Та-
ково состояние "недеяния".
Иными словами, "форма действия" - это такое состояние тела
и ума, которое похоже на действия водителя такси во время дви-
жения в часы пик, а "форма восприятия" - это глубокое расслаб-
ление в йога нидре. Истинным же медитативным состоянием, ко-
торое постигают далеко не все ученые исследователи, но которое
является основной целью йоги, - это третья форма, т.е. актив-
ность сушумны, когда действие и восприятие полностью сбалан-
сированы. Если человек погружается в это состояние, он сосредо-
точен одновременно и на внешнем, и на внутреннем. Например,
в таком состоянии человек может управлять такси и в то же самое
время находиться в состоянии общей релаксации, или "недеяни-
я". Йог в этом состоянии абсолютно неподвижен и насыщен ди-
намической энергией шакти, так что он полностью бодрствует и
внутренне активен. Подобное состояние трудно поддается описа-
нию. Нам известно, что наша активность обеспечивает наше вы-
живание, а пассивность - отдых и восстановление сил в бесконеч-
ной борьбе за жизнь и существование. В этом контексте телепа-
тический и психический феномены также можно отнести к фак-
тору выживания. Например, известно, что в условиях максималь-
ного стресса и крайней необходимости люди посылали телепати-
ческие призывы о помощи близким друзьям и родственникам.
Острая ситуация мобилизует паши силы и пробуждает прежде
скрытую способность. Многие "примитивные" люди также ис-
пользуют эти энергии и удивляются, почему "цивилизованный"
человек попусту волнуется из-за них.
Йоги тоже уверяют нас в том, что у практикующего йогу очи-
щаются пади, человек становится более выносливым и сознаю-
1 Deikman AJ. Bimodal Consciousness // Archives of Gen. Psichiat. - Dec.
1971,25:481-9.
щим и начинают проявляться сиддхи (сверхспособности) как по-
бочные продукты общего духовного развития. Это, говорят они,
происходит вследствие того, что йога синхронизирует функцио-
нирование всех составляющих нашего тела и ума, пробуждая
сферу, прежде дремавшую.