Глава 3 - ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАДИ




Йога и Тантра - это практические науки о человеке. Тантра со-

держит философские, теоретические обоснования, а йога - мето-

дику, с помощью которой можно опытным путем утвердить эту

философию и достичь высшего знания. Таким образом, тантри-

ческая йога является живой философией, а не бесплодным умс-

твованием, которое больше ставит вопросов, чем дает ответов на

них. При помощи такого сплава теории с практикой мы можем

осуществить свое предназначение, осознать Великое Единство и

добиться окончательного освобождения от всех оков.

Тантре суждено внести величайший вклад в судьбы мира, ибо

Тантра предлагает технику познания тела и ума при помощи про-

буждения кундалини. Современная медицина и психология мо-

гут извлечь огромную пользу из фундаментального учения о

пингале, иде и сушумне - рычагах развития тела, ума и духа. По

существу, эти три потока энергии исчерпывают сущность челове-

ка. Пытаясь понять природу этих энергий или стремясь показать

материальное существование этих каналов (нади), мы должны

прежде всего осознать, что они не являются физическими струк-

турами, которые можно увидеть и измерить, хотя именно они по-

буждают жизнь и сознание к действию.

Важно понять, что нади существуют независимо от того, пы-

таемся ли мы доказать или опровергнуть их существование. Ког-

да мы достигаем определенных состояний сознания, мы можем

убедиться в том, что нади существуют так, как их описали йоги,

т.е. как потоки энергий, которые мы можем прочувствовать на

психическом уровне, ощущая свет, цвет, звук и другие характе-

ристики. Эти нади составляют основу, которая отражена в телес-

ных функциях и процессах. Нет разницы между нади, телом и

умом - это одно и то же.

Двойственность жизни

Во многих восточных философиях вся вселенная представля-

ется разделенной на две великие полярные силы, Шиву и Шакти,

которые независимы и противоположны, но взаимно дополняют

друг друга. Вселенная висит, как своего рода сплетение взаимо-

действующих энергий, подвешенных и функционирующих внут-

ри структуры напряжения, развиваемого фундаментальной по-

лярностью. Карл Юнг утверждал: "Естественные процессы - это

проявленные энергии, возникающие из малоправдоподобных

состояний"1. Эта очевидная двойственность является унифици-

рованной холистической копией другого уровня сознания, но, на-

ходясь на своем собственном уровне, мы видим лишь отрывочную

ограниченную и частичную перспективу.

Полярность окружает нас повсюду - она и в природе, и внут-

ри нас, и в макрокосмосе, и в микрокосмосе: свет и тьма, позитив-

ное и негативное, мужское и женское. Все силы происходят из

этой двойственности. Кажется удивительным, что природа вещей

так проста и тем не менее так основательна. Однако просветлен-

ный ум ясно видит, что есть разительное сходство между вселен-

ной и человеком.

Таким образом, вся человеческая жизнь, все наши восприя-

тия, деятельность и опыт основаны на двух аспектах единой

двойственности. Наш ум и наше тело возникли из двух форм или

моделей энергии. Так, например, мы имеем правую и левую поло-

вины мозга, парасимпатическую и симпатическую нервную сис-

темы, анаболический и катаболический метаболизм, сознание и

подсознание. Мы балансируем между жизнью и смертью, и все

наше существование есть борьба за то, чтобы остаться в равнове-

сии между этими двумя силами.

Ида и пингала

Йоги осознали существование этих сил и их взаимосвязи. Они

понимают, что в человеке протекают три главных энергетических

потока (или нади) - ида, пингала и сушумна, которые приблизи-

тельно переводятся, как тело, ум и дух. В обычном человеке фун-

кционируют только два потока - ида и пингала (тело и ум), тре-

тий же аспект, сущумна, находится в дремлющем состоянии, по-

ка он не стимулируется йогой или какой-либо другой дисципли-

ной. Важно знать, что нади - не структуры, а функциональные

связи, а ида и пингала - лишь две стороны одной и той же моне-

ты. Недаром йоги описали нади не в терминах структур (хотя

структура и существует для управления ими), а в терминах энер-

гии, праны, жизненной силы. Свойства нади сводятся к следую-

щему:

Пингала может быть определена как динамическая, активная,

мужская, позитивная янь-энергия. Она обладает как психичес-

1 Yung C.G. Mystcrium Coniunclionis // Collected Works, Bollingen Series,

Princeton University Press. - 14:XVI-XVII.

кой, так и физической природой. Если аргументировать с точки

зрения 3. Фрейда, то психические свойства пингалы - это Эрос,

принцип наслаждения, а по теории К.Юнга - это самосознание,

рационализм, способность к различению. Физические свойства

пингалы - свет, жар, энергия накопления, созидания, центростре-

мительность, сжимание. Таким образом, пингала - психосомати-

ческая энергия, направленная наружу, когда ум воздействует на

тело, пробуждая органы действия (кармендрийи). Это - основная

энергия жизни.

Ида - внутренняя энергия личности, пассивная, воспринима-

ющая, женская, негативная, инь. На физическом плане это - мрак,

холод, лунный свет, энергия рассеивания, дезорганизующая, энт-

ропическая, экспансивная, центробежная, расслабляющая. Фрейд

назвал бы ее Танатос, инстинктом смерти, а Юнг - Анима, бессоз-

нательно-внутренней, эмоционально-женской, чувственно-инту-

итивной, непроницаемо-скрытой. Это - сомопсихический аспект

человека, когда его энергия направляется вовнутрь и тело воздей-

ствует на ум. Ида контролирует органы чувств (гьянендрийи) и

формирует наше представление о мире, в котором мы живем.

Третья сила

В природе, однако, существует еще третья сила, которая порой

мало кому известна и чаще всего игнорируется той формой жиз-

ни, которая как раз и предназначена для этой силы. Давно извес-

тно, что когда противоположные силы уравновешены, возникает

третья сила. Чиркните спичкой по спичечному коробку, и воз-

никнет огонь, подключите к электрической машине отрицатель-

ные и положительные потоки энергий, и ваша машина заработа-

ет, совместите тело и ум, и возникнет третья сила, сушумна, ду-

ховная энергия. Именно в этом и заключается цель йоги, которая

пробуждает сушумну, чтобы духовная энергия смогла подняться

к своему генератору и трансформировать сознание в космичес-

кое. Сушумна - это линия высокого напряжения, а ида и пингала -

линии, отсасывающие эту энергию для внутренних нужд.

Карл Юнг обрисовал тантрическую точку зрения как путь со-

вершенствования личности, достижения абсолютного равнове-

сия и союза противоположностей, как новый способ восприятия

и познания жизни в состоянии парадоксального покоя.

Кое-кто осознает эту третью силу, но большинство довольст-

вуется чувствами и рассудком. Каждые 90-180 минут ида и пинга-

ла чередуют свое преобладающее влияние, и только на несколько

секунд или минут сушумна выходит в потенциальное бытие.

Цель всех йогических психотехник - уравновесить, сбалансиро-

вать иду и нингалу (жизненную силу и самосознание) и соеди-

нить их в аджна чакре, чтобы вспыхнул свет знания, вечности и

блаженства.

Для того чтобы сбалансировать потоки энергии, йога предпи-

сывает различные техники, асаны, пранаямы, шаткарму и медита-

цию, которые активизируют либо иду и пингалу, либо сушумну.

Это, однако, не означает, что мы обычно активизируем одну

структуру, а йоги способны активизировать все.

Функциональные методы

Нади являются потоками энергии, которые проникают в каж-

дую часть тела, как, например, нервная энергия или кровь. Тыся-

чи таких потоков исходят из иды и пингалы, которые расположе-

ны спиралевидно вокруг позвоночного столба. Ида и пингала

представляют основу двух функциональных моделей, которые

воздействуют на все наши телесные и ментальные процессы, но

сушумна - это королевский путь, ведущий к высшему сознанию

и преобразующий функции иды и пингалы.

Каждая клетка нашего тела, каждый орган, мозг и ум - все по-

ляризовано и взаимосвязанно как на физическом, так и на тон-

ких уровнях, что позволяет нам думать, говорить и действовать

согласованным и сбалансированным образом, причем каждая

часть работает так, что помогает другой. В теле лишь две системы

контролируют эту взаимосвязь (т.е. ида и пингала), и если мы

стимулируем какой-либо компонент одной системы, включается

и другая. Именно таким образом воздействуют асаны, пранаямы,

медитация и весь арсенал йогических техник.

Артур Дейкман из отделения психиатрии (Центр медицины в

университете штата Колорадо, США) описывает эти две главные

модели, обусловливающие жизнь человека, с точки зрения совре-

менной психологии: "Давайте рассмотрим человеческое существо

как организм, укомплектованный двумя измерениями - биологи-

ческим (форма действия) и психологическим (форма восприя-

тия). Форма действия - это состояние приспособления к окружа-

ющей среде. Мышечная и симпатическая системы являются

главными физиологическими средствами воздействия. ЭЭГ фик-

сирует бета-волны и увеличение линейного мышечного напря-

жения. Основные психологические проявления этого состояния -

фокусное внимание, формальная логика, повышенная граница

восприятия и преобладание внешних характеристик над сенсор-

ными. Форма и смысл преобладают над цветом и структурой.

Форма действия - это состояние стремления, ориентированного

на достижение личных целей, которые колеблются от питания до

самообороны, до достижения общественных вознаграждений,

плюс разнообразные символические и чувственные удовольст-

вия так же, как и стремление избежать страданий".1

Таково описание Дейкманом пингалы,или "формы действия".

Иду, или "форму восприятия", Дейкман описывает скорее как

принятие окружающей среды, чем как манипуляцию ею. Здесь

уже сенсорно-воспринимающая система является доминирую-

щей и преобладает парасимпатическое функционирование. ЭЭГ

имеет тенденцию к альфа-волнам, мышечное напряжение - по-

ниженное, внимание - рассеянное, границы - размытые и т.д. Та-

ково состояние "недеяния".

Иными словами, "форма действия" - это такое состояние тела

и ума, которое похоже на действия водителя такси во время дви-

жения в часы пик, а "форма восприятия" - это глубокое расслаб-

ление в йога нидре. Истинным же медитативным состоянием, ко-

торое постигают далеко не все ученые исследователи, но которое

является основной целью йоги, - это третья форма, т.е. актив-

ность сушумны, когда действие и восприятие полностью сбалан-

сированы. Если человек погружается в это состояние, он сосредо-

точен одновременно и на внешнем, и на внутреннем. Например,

в таком состоянии человек может управлять такси и в то же самое

время находиться в состоянии общей релаксации, или "недеяни-

я". Йог в этом состоянии абсолютно неподвижен и насыщен ди-

намической энергией шакти, так что он полностью бодрствует и

внутренне активен. Подобное состояние трудно поддается описа-

нию. Нам известно, что наша активность обеспечивает наше вы-

живание, а пассивность - отдых и восстановление сил в бесконеч-

ной борьбе за жизнь и существование. В этом контексте телепа-

тический и психический феномены также можно отнести к фак-

тору выживания. Например, известно, что в условиях максималь-

ного стресса и крайней необходимости люди посылали телепати-

ческие призывы о помощи близким друзьям и родственникам.

Острая ситуация мобилизует паши силы и пробуждает прежде

скрытую способность. Многие "примитивные" люди также ис-

пользуют эти энергии и удивляются, почему "цивилизованный"

человек попусту волнуется из-за них.

Йоги тоже уверяют нас в том, что у практикующего йогу очи-

щаются пади, человек становится более выносливым и сознаю-

1 Deikman AJ. Bimodal Consciousness // Archives of Gen. Psichiat. - Dec.

1971,25:481-9.

щим и начинают проявляться сиддхи (сверхспособности) как по-

бочные продукты общего духовного развития. Это, говорят они,

происходит вследствие того, что йога синхронизирует функцио-

нирование всех составляющих нашего тела и ума, пробуждая

сферу, прежде дремавшую.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: