Универсальным преимуществом йоги, быть может, является
ее удивительная способность предложить нам целостную карти-
ну подлинной природы человека, не расчлененного на отдельные
разделы знания, порой противоречащие друг другу. Йогическое
знание о человеке плодотворно и весьма перспективно: йога учит,
что все сущее пронизано единой жизненной силой, которую, од-
нако, не могут обнаружить самые изощренные приборы, способ-
ные тем не менее измерить энергетический потенциал различных
форм энергий, которые проявляют себя в физической сфере, в
природе нервной системы, в химических и внутриклеточных
процессах. Хотя сущность этой универсальной энергии до сих
пор научно не определена, она вновь и вновь проявляется в са-
мом существе жизни, в дыхании, в мышлении, в бесчисленных
формах бытия.
Благодаря йогической садхане мы можем прочувствовать эту
энергию, которая является прародительницей материи и называ-
ется праной, или кундалини. Йогический метод обнаружения
тонкой энергии убеждает, что прана несомненно более реальна,
чем материя и вся вселенная... Этот метод воздействует па созна-
ние, изменяет угол зрения, а следовательно, саму перспективу вос-
приятия, значительно расширяя духовные горизонты индивиду-
альной сущности, которая является квинтэссенцией вечности,
знания и блаженства (Сат-Чит-Ананда).
Сам факт существования такого опыта в корне изменяет нап-
равление наших усилий и саму цель. Мы начинаем понимать, что
смысл нашего бытия не может ограничиваться только чувствен-
ным удовлетворением, что за ним скрывается более высокая и ве-
ликая цель. Об этой конечной цели йоги всегда надо помнить,
|
когда мы изучаем ее. Йога, конечно, поможет нам расслабиться,
оздоровиться, улучшить ментальное состояние, повысить физио-
логический комфорт, углубить память, сделать нас более общи-
тельными и веселыми, но хотя все эти вещи важны сами по себе,
они все-таки не являются конечной целью йоги, а скорее побоч-
ными эффектами наших стремлений к более высокому сознанию
и постижению подлинной истины бытия, именно эти побочные
эффекты и являются, по существу, ловушками, самообольщени-
ем, так как отвлекают нас от движения к основной цели. Йогичес-
кий процесс общего развития тела, ума и духа (ида, пингала и су-
шумна) - это тщательно отслеженный путь продвижения к глав-
ному, путь, усеянный побочными эффектами...
Йога - это не наука о здоровье, и она не озабочена только по-
исками устранения негативных процессов. Йоги говорят: "Учи-
тесь в себе акцептировать хорошее, позитивное и здоровое, и вы
автоматически станете хорошими, позитивными и здоровыми".
Это не трудно понять. Ведь если мы практикуем умеренность,
сбалансированный образ жизни, расслабление, медитацию и са-
модисциплину, то наверняка достигнем чего-то важного в жизни.
Йогический опыт убеждает в том, что релаксация, медитация,
асана и пранаяма вызывают действительные позитивные измене-
ния как в нашем теле, так и в нашем уме, если выполняются пра-
вильно и под надлежащим руководством. И все-таки мы должны
помнить о том, что все наши достижения бесполезны, если мы в
конечном счете не преобразовали свое сознание.
Йога постоянно рекомендует нам высвободить энергию ума,
|
чтобы достигнуть более полного и всеобъемлющего бытия. На-
копленная научная информация подтверждает, что есть немало
фактов трансформации ментальной энергии в физическую, что
объем знания и природа сознания не зависят от тела, но скорее
наоборот. Современная физика, исследующая природу энергий,
подтверждает эту мысль.
Цель исследования
В этом разделе больше внимания уделяется проблеме исследо-
вания природы энергии, чем самого сознания. Предполагается,
что сознание всегда существует; йоги утверждают, что физичес-
кая энергия имеет еще и психическое измерение, что отражается
в описаниях праны, максимальным выражением которой явля-
ется кундалини.
Слушая рассказы о йогах и снятых или изучая Священные
Писания, мы невольно восхищаемся их современным и актуаль-
ным звучанием. Каким образом эти существа смогли проникнуть
в сокровенную суть вещей без тщательных исследований и при-
боров? По всей вероятности, они владели мистическим опытом,
который лежит по ту сторону познания и превосходит способ-
ности обычного человека, не знакомого с йогической практикой.
Свами Сатьянанда Сарасвати - один из тех, кто достиг транс-
цендентальных высот и вернулся к нам, чтобы расссказать о при-
роде кундалини с научных позиций. Свами часто разъяснял нам
феномен кундалини, и в действительности именно он впервые
систематизировал основы кундалини йоги и изложил их в сжа-
той, четкой и популярной форме в данной книге. Именно от не-
го мы узнали, что правая ноздря связана с левым полушарием
мозга, а левая - с правым. Это обстоятельство было научно подт-
|
верждено лишь сравнительно недавно, в 1983 году, в американс-
ком Солк Институте (см. гл. 4). Исследуя собственный мистичес-
кий опыт, Свами пришел к выводу, что резервы человеческого
мозга используются не в полной мере, и мощный энергетический
потенциал остается невостребованным. Он ощутил возможнос-
ти мозга изнутри, сам в себе. Чтобы наш генератор, мозг, зарабо-
тал в своем режиме, говорил Свами, необходимо пробудить кун-
далини.
Свами часто обращается к научной информации, чтобы ис-
пользовать привычную и доступную для многих терминологию
для разъяснения необходимости работы с кундалини. Многие из
этих исследований являются новаторскими. Несомненно, что в
будущем появятся более совершенные приборы и методы, сейчас
же мы стоим на пороге серьезных исследований йогической
практики.
К счастью, наука и йога постепенно сближаются, и эта благот-
ворная тенденция должна в будущем преобразить все общество,
но уже в настоящее время проблема кундалини занимает весьма
внушительное место в проблематике мировой науки, когда все
большее и большее количество людей вовлекается в йогическую
практику пробуждения кундалини. Данная книга (и этот раздел,
в частности) может помочь всем тем, кто искренне стремится ис-
следовать природу необычайного явления кундалини, этой под-
линной реальности нашего бытия.