Невозможно научиться крийя йоге сразу. Поэтому мы совету-
ем, чтобы вы изучали и овладевали каждой крией отдельно в
строгой последовательности, затрачивая по меньшей мере одну
неделю на одну крийю, постепенно добавляя каждую новую к
тем, что уже изучены. Иными словами, в первую неделю вы овла-
деваете крийей № 1 (випарита карани мудра), во вторую неделю -
крийей № 2 (чакра анусандхана), совершая ежедневно и № 1, и
№ 2, на третьей педеле вы изучаете крийю № 3 (нада санчалана) и де-
лаете ее ежедневно вместе с предыдущими двумя крийями. Таким
образом, все крийи могут быть систематически и основательно
изучены за 20 недель. Однако пройдет не один месяц регулярной
практики, прежде чем вы доведете их до совершенства.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ
При постепенном включении в практику все большего коли-
чества крий потребуется все больше и больше времени, пока на-
конец продолжительность практики из 20 крий займет от 2 до 2,5
часов. Если вы сможете столько времени уделять крийя йоге, ус-
пех не заставит себя ждать. Однако большинство людей, несмот-
ря на их искренние побуждения, не могут посвящать столько вре-
мени своим занятиям. Вот почему мы составили расписание, в
котором указаны как полное количество раундов, так и снижен-
ное их количество:
№ Название крийи Полный цикл, Краткий цикл,
мин. мин.
1. Випарита карани мудра 21 11
2. Чакра анусандхана 9 9
3. Нада санчалана 13 5
4. Паван санчалана 49 11
5. Шабда санчалана 59 11
6. Маха мудра 12 6
7. Маха бхеда мудра 12 6
8. Мандуки крийя 1-3 1-3
9. Тадан крийя 7 7
10. Наумукхи мудра 5 5
11. Шакти чалини 5 5
12. Шамбхави 11 5
13. Амрит пан 9 9
14. Чакра бхедан 59 11
15. Сушумна даршан
16. Прана ахути 1 1
|
17. Уттхан 2-3 2-3
18. Сварупа даршан 2-3 2-3
19. Линга санчалана 2-3 2-3
20. Дхьяна
Ежедневная программа, содержащая все крийи со сниженным
количеством циклов, займет в общей сложности от 1 до 1,5 часов.
И хотя пользы от такой практики будет меньше по сравнению с
полным циклом раундов, позитивных плодов будет немало.
Изучая каждую крийю, вы должны выполнять то число
циклов, которое указано в вашей графе, но его можно умень-
шить, когда вы прибавляете следующую крийю.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ
Если вы хотите извлечь максимальную пользу от ваших заня-
тий, то:
1. Не напрягайтесь пи физически, ни умственно. Это особен-
но важно тогда, когда ВЫвыполняете такие крийи, как маха муд-
ра, маха бхеда мудра, тадан крийя, наумукхи и шакти чалини. Ре-
гулярная практика внесет в ваш ум и тело такие изменения, что
вы сможете выполнять их без особых усилий.
2. Не задерживайте дыхания до удушья. Выполняя такие кри-
йи, как маха мудра и маха бхеда мудра, больше доверяйте своему
инстинкту. Возможно, вначале придется прерывать упражнение в
середине раунда или отдыхать в конце его, восстанавливая дыха-
ние. Не печальтесь, вскоре регулярная практика сама устранит
эти сбои.
3. После продолжительной задержки дыхания, перед выдохом
постарайтесь слегка вдохнуть, так как легкие во время кумбхаки
сжимаются и возникает затруднение перед выдохом. Еле замет-
ный вдох снимет эту проблему.
4. Во время выполнения крий следите за тем, чтобы они совер-
шались правильно.
Глава 14 - ПРАКТИКА КРИЙЯ ЙОГИ
Крийя йога насчитывает 76 кундалини-крий, среди которых
|
20 являются основными и делятся на три группы: 1) пратьяхары,
2) дхараны и 3) дхьяны. Однако все три состояния должны восп-
риниматься как единый процесс, три части которого переливают-
ся одна в другую в непрерывной последовательности. Нельзя
форсировать выполнение всех этих психотехник, вожделея пос-
корее достигнуть возвышенного состояния сознания. Их следует
выполнять регулярно, под руководством опытного гуру, и тогда
возвышенное состояние сознания не заставит себя долго ждать.
Помните, что каждую крийю необходимо совершенствовать в
течение недели.
ПРАКТИКА ПРАТЬЯХАРЫ
№1: ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРА* (перевернутая поза)
Примите випарита карани асану (описана в главе 9). Подборо-
док не должен касаться груди. Выполните уджайи пранаяму. Убе-
дитесь, что ноги совершенно вертикальны. Закройте глаза. Вдохни-
те с уджайей и одновременно прочувствуйте горячий поток амри-
ты (нектара), скользящий вдоль позвоночника от манипура чак-
ры к вишуддхе в горле.
Нектар скапливается в вишуддхе. Задержите дыхание на нес-
колько секунд и прочувствуйте остающиеся в вишуддхе нектар и
прохладу. Затем выдохните с удджайей, ощущая, как нектар про-
никает из вишуддхи через аджну и бинду к сахасраре. Кажется,
будто нектар всасывается туда с дыханием. После выдоха сразу же
переместите свое внимание к манипуре и повторяйте крийю, что-
бы добавить к вишуддхе больше нектара, перетекающего к сахас-
раре. Выполните 21 дыхание, или 21 раунд.
№2: ЧАКРА АНУСАНДХАНА (раскрытие чакр)
Сядьте в сиддхасану (или в сиддха йони асану или падмасану).
|
Закройте глаза, дыхание обычное.
Внимание - на муладхара чакре. Медленно перемещайте вни-
мание по переднему проходу арохан от муладхары к передней
точке свадхистаны у лобковой кости, затем к манипуре у пупка, к
анахате у грудины, к вишуддхе в горле и через бинду на макушке,
сзади головы. Продвигаясь вверх сквозь чакры, мысленно повто-
ряйте: "муладхара, свадхистана, манипура, анахата, вишуддха,
бинду". Теперь ваше внимание скользит вниз по позвоночному
проходу аварохан, от бинду к муладхаре, и вы мысленно повтори-
ете: " аджна,вишуддха, анахата,манипура, свадхистана, муладха-
ра", когда проходите через эти центры. Далее, от муладхары сразу
же начинайте подъем по переднему проходу, как до этого, мыс-
ленно перечисляя названия чакр, когда поднимаетесь, начиная со
свадхистаны. Продолжайте этот круговорот сознания в постоян-
ном потоке 9 раундов. Пересекая ту или иную чакру, не напрягай-
тесь, пытаясь уловить ее местонахождение. Это опасно. Просто
мельком взгляните на нее, как вы обычно смотрите на объекты из
окна быстро движущегося поезда. Можете, если желаете, предста-
вить скольжение тонкой серебристой змеи по эллипсу внутри ва-
шего тела.
№3: НАДА САНЧАЛАНА {с концентрацией на ОМ)
Сядьте в сиддхасану (сиддха йони асану или падмасану). Пол-
ностью выдохните. Глаза открыты.
Уроните голову вперед расслабленной. Подбородок не должен
плотно упираться в грудь. Внимание - на муладхара чакре. Мыс-
ленно повторяйте: "муладхара, муладхара, муладхара". Затем, во
время вдоха, внимание поднимается вверх через передний проход
арохан к бинду. Четко осознавайте свадхистану, манипуру, анаха-
ту и вишуддху, когда пересекаете их, продвигаясь к бинду, и мыс-
ленно повторяйте их названия. Когда ваше внимание приближа-
ется к отрезку от вишуддхи к бинду, ваша голова медленно под-
нимается и слегка отклоняется назад под углом в 20 градусов к го-
ризонтали к моменту окончания вдоха.
С запасом воздуха в легких и с концентрацией внимания на
бинду мысленно повторяйте: "бинду, бинду, бинду". Как только
внимание начнет опускаться по каналу аварохан, вы поете мант-
ру ОМ, при этом звук "О" должен быть как бы взрывным и вне-
запным, а звук "М" - длительным и протяжным, почти переходя-
щим в жужжание к тому моменту, когда вы достигаете муладха-
ры. По мере того как внимание скользит по позвоночному стол-
бу вниз, ваши глаза постепенно закрываются в унмани мудру.
Когда вы опускаетесь по каналу аварохан со звуком ОМ,
транзитно фиксируйте последовательно мелькающие чакры
(аджна, вишуддха, анахата, манипура и свадхистана), но мыс-
ленно не повторяйте их названия. Когда же вы достигли му-
ладхары, уроните голову вперед и откройте глаза, мысленно
повторяя "муладхара, муладхара, муладхара" с дыханием, удер-
живаемым на пределе, и вновь начинайте подъем со вдохом и
повторением названий чакр при прохождении сквозь них. Вы-
полните 13 циклов, заканчивая каждый из них повторением
"муладхара, муладхара, муладхара".
№4: ПАВАН САНЧАЛАНА
(концентрация внимания на дыхании)
Сядьте в падмасану, сиддхасану или сиддха йони асану. Глаза
закрыты. На протяжении всего упражнения вы-полняйте кхеча-
ри мудру. Полностью выдохните и наклоните голову вперед, как в
нада санчалана. Перенесите внимание на муладхару, мысленно
повторяя: "муладхара, муладхара, муладхара". Затем мысленно
скажите себе: "арохан" - и начинайте свой подъем через передний
проход с тонким уджайи-вдохом. Поднимаясь, отмечайте про се-
бя чакры, которые вы пересекаете, и мысленно называйте их. По
мере продвижения вашего внимания от вишуддхи к бинду голо-
ва должна медленно подниматься, пока она слегка не отклонится
назад, как в нада санчалапа. Дойдя до бинду, мысленно повторяй-
те: "бинду, бинду, бипду". И опять внутренне скажите себе: "аваро-
хан", опускаясь через позвоночный проход с уджайи-выдохом,
мысленно повторяя названия тех чакр, сквозь которые вы прохо-
дите. Одновременно с этим веки ваших глаз постепенно смыка-
ются, формируется унмани мудра (поза дремотного состояния).
Когда внимание достигает муладхары, глаза уже закрыты. Опять
откройте их и наклоните голову вперед, повторяя мысленно: "му-
ладхара, муладхара, муладхара". И вновь начинайте подъем с уд-
жайи-вдохом, как прежде. Выполните 49 циклов, или полных ды-
ханий. Всякий раз после повторения слов "муладхара, муладхара,
муладхара" открывайте глаза и на этом заканчивайте занятие.
№5: ШАБДА САНЧАЛАНА
(с концентрацией внимания на звуках вдоха и выдоха)
Сядьте в сиддхасапу, сиддха йони или надмасану. Глаза откры-
ты. На протяжении всего упражнения сохраняйте кхечари мудру.
Полностью выдохните, нагните голову вперед и в течение нес-
кольких секунд концентрируйте внимание на муладхара чакре.
Вдохните с уджайей и поднимитесь по арохан, прислушиваясь к
звуку вдоха - это естественно звучит мантра СО. Слушая этот
звук, фиксируйте каждый кшетрам, но без ментального повторе-
ния. Продвигаясь от вишуддхи к бинду, медленно поднимайте го-
лову, как в паван санчалана и нада санчалана. Задержав дыхание
на несколько секунд, зафиксируйте внимание на бинду, после че-
го начинайте опускаться вдоль позвоночного столба, входя посте-
пенно в унмани мудру и слушая звук выдоха в форме мантры
ХАМ. Осознавайте каждую чакру без повторения ее названия.
Дойдя до муладхары, откройте глаза и опустите голову. Вновь на-
чинайте уджайи-вдох, поднимаясь по переднему пути арохан с
мантрой СО. Проделайте 59 циклов, или дыханий.
№6: МАХА МУДРА* (великий жест)
Эту крийю можно ВЫПОЛНЯТЬ в сиддхасане, сиддха йони асане
либо в уттан падасане. Если маха мудра выполняется в сиддхаса-
не, ее совершают так: сесть в сиддхасану или сиддха йони асану с
пяткой, крепко прижатой к муладхара чакре.
Выполните кхечари мудру, выдохните полностью и наклоните
голову вперед. Глаза открыты. Повторяйте мысленно: "муладхара,
муладхара, муладхара". Теперь перемещайте внимание по перед-
нему пути арохан с уджайи-вдохом, фиксируя кшетрам, когда
проходите сквозь него. Проходя отрезок от вишуддхи к бинду,
поднимайте голову, а достигнув бинду, мысленно повторяйте:
"бинду, бинду, бинду". Все еще удерживая вдох, выполните мула
бандху и шамбхави мудру. Скажите мысленно: "шамбхави-кхеча-
ри-мул", когда ваше внимание соответственно перемещается к
межбровному центру (шамбхави), к языку и нёбу (кхечари), к му-
ладхаре (мул). Начинающие должны повторять это перемещение
внимания 3 раза, а более квалифицированные - 12 раз. Перемес-
тите внимание опять к бинду и отправляйтесь вниз по аварохан
вдоль позвоночника к муладхаре с уджайи-выдохом и унмани
мудрой, осознавая чакры, когда проходите сквозь них. Достигнув
муладхары, наклоните голову вперед. Повторите "муладхара, му-
ладхара, муладхара" и поднимитесь вверх по переднему пути с уд-
жайи-вдохом, как прежде. Выполните 12 раундов, или дыханий, а
в конце - "муладхара, муладхара, муладхара".
Альтернативная практика в уттан падасане. Когда практи-
куете маха мудру в уттан падасане, данное упражнение нуждает-
ся в небольшом уточнении. После подъема к бинду повторите
"бинду, бинду,бинду", затем наклонитесь вперед и ухватитесь за
большой палец вытянутой ступни пальцами обеих рук, чтобы об-
разовать уттан падасану. Вытянутое колено не должно сгибаться.
Теперь выполните мула бапдху и шамбхави мудру, повторите "шам-
бхави - кхечари - мул" от 3 до 12 раз, проходя сквозь соответству-
ющие названия. Освободите шамбхави, затем мула бандху и ут-
тан падасану и положите руки на колени. Вернитесь вниманием к
бинду и опустите его по позвоночному пути с уджайи-выдохом и
унмани мудрой. Если маха мудра выполняется с уттан падасаной,
совершите 4 раунда с вытянутой вперед правой ногой, 4 раунда с
вытянутой вперед левой ногой и 4 раунда с вытянутыми вперед
обеими ногами.
Выбор метода: Обе альтернативы одинаково хороши, так как
оказывают прочное и постоянное давление на муладхару. Если вы
легко сидите в сиддхасане, лучшим вариантом для вас является
первый. В противном случае, используется второй. Первый вари-
ант может погрузить вас в дремотное состояние, а второй помо-
жет устранить его.
Примечание: Можно мысленно повторять названия чакр и
кшетрам, когда вы поднимаете или опускаете внимание по аро-
хан и аварохан
№7: МАХА БХЕДА МУДРА (жест великой проницательности)
Практикуйте эту мудру в сиддхасане, в сиддха йони асане ли-
бо в уттан падасане. Выполните кхечари мудру, глаза закрыты, го-
лова опущена, полный выдох с мысленным повторением "мулад-
хара, муладхара, муладхара". Начиная подъем по переднему пути
арохан, вдохните с уджайи и в интервале от вишуддхи к бинду
поднимите голову, повторяя мысленно "бинду, бинду, бинду", а за-
тем опускайтесь вдоль позвоночника к муладхаре с уджайи-выдо-
хом и уимани мудрой. Не забывайте примечать чакры, когда
проскальзываете их. Выполните джаландхара бандху с задержкой
дыхания, а затем - мула бандху, уддияна бандху и насикагра
дришти, повторяя мысленно "насикагра", "уддияна" и "мул" соот-
ветственно. Повторите этот цикл 3 раза, если вы - начинающий,
и 12 раз, если вы - из опытных. Расслабьте замки насикагра дриш-
ти, мула бандхи, уддияна бандхи и джаландхара бандхи, но голову
держите опущенной. Возвращайте внимание в муладхару, мыс-
ленно повторяя "муладхара, муладхара, муладхара". Затем с уджа-
йи-вдохом поднимитесь по переднему пути к бинду для следую-
щего цикла, выполнив 12 таких циклов-дыханий.
Альтернативный метод в уттан падасане. Если маха мудра
выполняется в уттан падасане, процесс таков: положите руки на
согнутое колено, полностью выдохните и наклоните голову впе-
ред. Глаза открыты. Повторяйте мысленно "муладхара, муладхара,
муладхара". Вдохните с уджайей, когда поднимаетесь по передне-
му пути от муладхары к бинду, и постепенно поднимайте голову
в интервале от вишуддхи к бинду, мысленно повторяя "бинду,
бинду, бинду", а затем выдохните с уджайей через позвоночный
проход с унмаии мудрой и с осознанием чакр по пути. Задержите
дыхание и наклонитесь вперед, чтобы ухватиться за большой па-
лец вытянутой ступни для вхождения в уттан падасану. Прижми-
те подбородок к груди для джаландхара бандхи. Выполните мула
бандху, уддияна бандху и насикагра дришти, пока длится задерж-
ка дыхания. Повторяйте мысленно "насикагра - уддияна - мул",
одновременно переметая внимание в эти места (т.е. кончик носа,
пупок и муладхара). Повторите цикл 3 раза, если вы начинаю-
щий, и 12 раз, если вы продвинуты. Теперь расслабьте замки на-
сикагра дришти, мула бандхи и уддияна бандхи. Положите руки
на колени и сядьте прямо. Расслабьте джаландхару, но голову дер-
жите наклоненной вниз.
Верните внимание опять в муладхару, повторяя мантру "му-
ладхара, муладхара, муладхара", и поднимитесь по переднему пу-
ти с уджайи-вдохом. Выполните таким образом 4 полных цакла
(или дыхания) с вытянутой правой ногой, затем 4 раза с вытяну-
той левой ногой и наконец 4 раза с вытянутыми обеими ногами.
После 4-х раз каждой позиции поднимитесь один раз к бинду с
уджайи-вдохом. Повторите бинду-мантру, опуститесь к муладхаре и
повторите ее мантру. Расслабьтесь и смените положение ног.
Примечание: Перемещение внимания через насикагру, уддия-
ну и мулу делается с задержкой дыхания после выдоха и концен-
трации внимания на муладхаре. Мы советуем практиковать пона-
чалу только три чередования, медленно увеличивая по одному че-
редованию в неделю до тex пор, пока не сможете выполнить 12 че-
редований.
- Убедитесь, что все баидхи выполняются правильно и в нуж-
ной последовательности. Сначала вам придется уделять этому
особое внимание, но с регулярной практикой бандхи будут запи-
раться и натягиваться автоматически, без особых усилий и в пра-
вильной очередности.
- Пристальш. й взгляд на кончик носа помогает натяжению
замка бандх. Убедитесь, что насикагра дришти и бандхи выполняют-
ся одновременно, и что вы никакую из них не пропускаете, пока по
очереди проводите внимание через центры. Не напрягайтесь.
- Если вы почувствовали боль или дискомфорт в глазах, прер-
вите насикагра дришти, но продолжайте бандхи и перемещение
внимания. Медленно увеличивайте продолжительность насикаг-
ры, если заметили, что глазные мышцы адаптировались к этому
упражнению.
- Вы можете повторять мантру "муладхара" 3 раза перед бан-
дхами так же, как и в начале нового цакла.
- Можно также мысленно повторять названия чакр и кшет-
рам, когда поднимаетесь и опускаетесь через арохан и аварохан.
№8: МАНДУКИ КРИЙЯ (поза лягушки)
Сядьте в бхадрасану, тронную позу. Глаза открыты. Колени
должны касаться земли. Если это не получится, подложите под
ягодицы подушку. Руки положите на колени и выполняйте наси-
кагра дришти. Прочувствуйте естественное дыхание, протекаю-
щее в и из ваших ноздрей: со вдохом воздух проходит сквозь обе
ноздри и соединяется в центре межбровья, с выдохом два потока
расходятся из центра межбровья и выходят наружу через обе
ноздри. Дыхание, таким образом, протекает через Л-образную
форму. Прочувствуйте это, как и запахи, которые могут появить-
ся. Суть этого упражнения заключается в том, чтобы почувство-
вать аромат астрального тела, подобный запаху сандалового де-
рева. Если ваши глаза устали, закройте их на некоторое время, а
затем возобновите насикагра дришти. Упражняйтесь до тех пор,
пока не почувствуете легкое опьянение.Однако не доводите себя до
самонаслаждения, когда вам не захочется заканчивать практику.
№9: ТАДАН КРИЙЯ (стимуляция кундалини)
Сядьте в падмасану с открытыми глазами. Положите ладони
на пол по сторонам тела, рядом с бедрами, пальцы направлены
вперед. Отклоните голову слегка назад и выполните шамбхави
мудру. Вдохните через рот со слышимой уджайи пранаямой. Ког-
да вы вдыхаете, почувствуйте,что воздух проходит через трубку,
соединяющую рот с муладхара чакрой. Воздух как бы конденси-
руется в муладхарном ''накопителе". Задержите дыхание и внима-
ние в муладхаре и выполните мула бандху. С помощью рук при-
поднимите тело от земли и легко уроните его так, чтобы муладха-
ра получила мягкий толчок. Повторите эту стимуляцию кундали-
ни несколько раз, но не слишком быстро и не грубо. После тре-
тьего толчка мягко выдохните через нос с уджайей пранаямой.
Может показаться, что воздух словно вытекает по всем направле-
ниям из "накопителя" в муладхаре. Выполните это упражнение 7
раз. Количество дыханий за один цакл - от 3 до 11.
ПРАКТИКА ДХАРАНЫ
№10: НАУМУКХИ МУДРА (закрыть девять врат)
Сядьте в сиддхасану, сиддха йони асану или падмасану. Глаза
должны оставаться все время закрытыми. Если необходимо,
пользуйтесь подушкой,
чтобы быть уверенным,
что муладхара сжата.
Сделайте кхечари
мудру и слегка наклони-
те голову вперед (это -
не джаландхара банд-
ха!). Повторяйте мыс-
ленно "муладхара, му-
ладхара, муладхара", а
затем вдохните с уджа-
йей, поднимаясь вверх
по переднему пути к
бинду. Поднимите го-
лову, когда проходите
от вишуддхи к бинду.
Выполните йони муд-
ру, закрыв уши боль-
шими пальцами рук,
глаза - обоими указа-
тельными пальцами,
ноздри - средними паль-
цами, верхнюю губу -
безымянными и ниж-
нюю губу - мизинца-
ми. Не давите пальца-
ми! Выполните мула
бандху и ваджроли мудру. Девять врат тела теперь закрыты - гла-
за, уши, ноздри, рот, анус и половой орган. Прочувствуйте позво-
ночный проход и бинду. Представьте сияющий медный трезубец
(тришул), корень которого находится в муладхаре, стебель - в спин-
ном мозгу, а зубцы (весьма острые) простираются вверх от ви-
шуддхи. Этот трезубец будет слегка подниматься несколько раз и
протыкать бинду своим центральным зубом. Когда он протыкает
бинду, повторяйте мантру "бинду бхедан", которая означает: "бии-
ду проткнута". Спустя некоторое время освободитесь от замков
ваджроли мудры и мула бандхи. Откройте верхние врата и пере-
несите руки вниз на колени. Выдохните с уджайей через позво-
ночный проход от бинду до муладхары и мысленно повторите 3
раза "муладхара". Затем вдохните через передний путь вверх к
бинду, чтобы повторить крийю. Выполните 5 полных циклов (или
дыханий) и заканчивайте занятие выдохом.
Примечание: Крайне важно, чтобы на протяжении всего уп-
ражнения спина была совершенно прямой. Если позвоночник не
прямой, ощущения протыкания бипду не возникает.
- Важно, чтобы ваджроли мудра была правильно выполнена,
так как это усиливает ощущения, возникающие в данной практи-
ке. Если ваджроли мудра совершенна, сжатие ваджра нади может
быть достигнуто без сокращения мышц анального сфинктера.
Это ощущение напоминает электроток, пронизывающий вас по
всей длине от ваджра нади к мозгу. Вот почему так важно повы-
сить чувствительность в точке, в которой действительно, а не во-
ображаемо, происходит протыкание бинду.
- Поднимаясь и опускаясь но арохан и аварохан, вы можете
(если хотите) мысленно повторять названия чакр и кшетрам.
№11: ШАКТИ ЧАЛИНИ (мощь ментальной энергии)
Сядьте в сиддхасану, сиддха йони асану или падмасану. Глаза
должны быть закрыты па всем протяжении занятия. Выполните
кхечари мудру. Полностью выдохните и переместите внимание в
муладхару. Наклоните голову вперед, мысленно повторяя "мулад-
хара, муладхара, муладхара". Затем поднимитесь вверх по перед-
нему пути к бинду с уджайи-вдохом,поднимая голову, когда дос-
тигнете бинду. Задержите дыхание и выполните йони мудру, зак-
рывая уши, глаза, ноздри и губы пальцами. Позвольте вниманию
перемешаться на протяжении всего цикла, опускаясь по позво-
ночному проходу к муладхаре и поднимаясь вверх по переднему
пути к бинду по непрерывной петле, пока вы задерживаете дыха-
ние. Визуализируйте тонкую зеленую змею, движущуюся сквозь
психические пути. Хвост этой змеи находится в бинду, а тело
простирается вниз через муладхару и вверх по переднему пути.
Голова ее со ртом, кусающим конец хвоста, также в бинду. Наблю-
дая за этой змеей, ВЫзаметите, что она начинает продвигаться в
эллипсе психических проходов. Она может даже уйти с этого пу-
ти и следовать но новому.Внимательно наблюдайте за ней - за
всем, что она делает. Когда ваша задержка дыхания исчерпана, ос-
вободите йони мудру, верните руки на колени и переведите вни-
мание к бинду. Затем опуститесь в муладхару через позвоночный
проход с уджайи-выдохом, наклоняя голову вперед, повторяя 3
раза "муладхара", и поднимитесь по переднему пути.
Выполните эту крийю 5 раз без перерыва на протяжении 5 ды-
ханий.
Примечание: Ваджроли мудру и мула бандху можно выпол-
нять вместе с йони мудрой.
№12: ШАМБХАВИ (лотос Парвати)
Сядьте в сиддхасану, сиддха йони асану или падмасану. Зак-
ройте глаза и выполните кхечари мудру. Представьте цветок ло-
тоса с длинным тонким стеблем, простирающимся вниз. Корни ло-
тоса белые или прозрачио-зеленые, стебель растет из муладхара чак-
ры и перемещается в вашем позвоночном стволе. Цветок лотоса по-
коится в сахасраре, во бутон его пока закрыт. На дне его - несколько
светло-зеленых неразвившихся лепестков. Главные лепестки цветка -
розовые с красивыми красными прожилками. Постарайтесь ясно
представить себе этот лотос и прочувствовать его в своем теле.
Выдохните и переместите внимание к корню лотоса в мулад-
харе. Вдохните с уджайи пранаямой, и пусть ваше внимание мед-
ленно поднимается через центр стебля лотоса внутри позвоноч-
ного прохода. В конце вдоха вы достигнете закрытого бутона на
вершине стебля. Ваш подъем будет подобен подъему гусеницы,
карабкающейся вверх внутри тонкого стебля.
Удерживайте внимание в сахасраре с задержкой дыхания. Хо-
тя вы находитесь внутри лотоса, его можно видеть и снаружи,
когда он медленно раскрывает свои лепестки. Когда бутон распус-
тится в прекрасный цветок, вы увидите в его центре тычинки с
желтой пыльцой на кончиках. Он опять медленно закрывается,
чтобы раскрыться вновь. После того как лотос перестанет откры-
ваться и закрываться, словно запечатанный, медленно опуститесь
сквозь стебель к муладхаре, плывя вниз по течению своего уджа-
йи-выдоха. Оставайтесь в муладхаре несколько секунд и предс-
тавьте корни, простирающиеся по всем направлениям. Еще раз
поднимитесь по стеблю с уджайи-вдохом. Так поднимайтесь и
опускайтесь 11 раз и заканчивайте крийю.
№13: АМРИТ ПАН (пить нектар)
Сядьте в сиддхасану, сиддха йони асану или падмасану. Глаза
закрыты в течение всего занятия. Выполняйте кхечари мудру. Пе-
ренесите внимание в манипура чакру - источник теплой сладкой
жидкости. Полностью выдохните и вдохните с уджайей, всасывая
часть этой жидкости вверх, в вишуддху, сквозь позвоночный
проход. Задержитесь в вишуддхе несколько секунд. Теплый нек-
тар, извлеченный вами из манипуры, охлаждается в вишуддхе. С
уджайей мысленно выдохните вверх, в лалапа чакру (задняя сто-
рона мягкого нёба) через проход нектара. Проталкивайте с выдо-
хом прохладный нектар вверх, к лалане. Там ваш выдох как бы
рассеивается сам собой. Немедленно возвращайтесь в манипура
чакру. Со следующим уджайи-вдохом продолжайте перемещать
тепло-сладкую жидкость вверх. Выполните 9 таких перемещений.
№14: ЧАКРА БХЕДАН (пронзите чакру)
Сядьте в сиддхасану, сиддха йони асану или падмасану. Глаза
закрыты в течение всей психотехники. Выполните кхечари мудру
и уджайи пранаяму. Между вдохом и выдохом нет пауз. Выдохни-
те и переведите свое внимание вниз, в свадхистана чакру у ос-
нования позвоночника. Вдохните и направьте внимание сначала
в муладхару, а затем вверх, по переднему пути.
Примерно на уровне вишуддха кшетрам вдох прекращается, и
вы начинаете выдох из вишуддха кшетрам в бинду, а затем вдоль
позвоночника из аджны в свадхистана чакру. Один цикл завер-
шен. Это упражнение обычно длится 59 цаклов, но если ваша дха-
рана началась до того, как вы исчерпали все цаклы, прервите
практику и переходите к следующему упражнению.
Примечание: При желании можно мысленно повторять назва-
ния чакр и кшетрам.
№15: СУШУМНА ДАРШАН (внутреннее видение чакр)
Прежде чем увидеть чакры внутри себя, изучите диаграмму
каждой чакры. Сядьте в сиддхасану, сиддха йони или падмасану.
Закройте глаза и дышите произвольно. Внимание - на муладхаре.
Воображаемым карандашом вы рисуете в муладхаре квадрат и
вписываете в него треугольник основанием вверх, а вокруг квад-
рата - окружность, которая соприкасается с его углами. Нарисуй-
те по лепестку на каждой стороне квадрата.
Теперь внимание - на свадхистану. Нарисуйте в этой чакре ок-
ружность того же радиуса, что в муладхаре, и 6 лепестков вокруг
окружности, а на дне круга - полумесяц.
Переходите к манипуре. Нарисуйте окружность и впишите в
нее треугольник основанием вверх, внутри которого нарисуйте
огненный шар. Вокруг окружности - 10 лепестков.
Внимание возвышается до анахаты. Нарисуйте в этой чакре
два взаимно пересекающихся треугольника - один основанием
вверх, другой основанием вниз. Вокруг шести образовавшихся
углов опишите окружность, окаймленную 12 лепестками.
Переходите к вишуддхе. Нарисуйте окружность, окаймлен-
ную 16 лепестками и внутри круга, в верхней его части, нарисуй-
те круг поменьше. Он символизирует амриту (нектар).
Поднимайтесь к аджне. Нарисуйте круг, а внутри него напи-
шите на санскрите ОМ (т.е.). С левой и правой стороны круга -
по лепестку.
В бинду нарисуйте полумесяц с крошечным кружочком над ним.
Вы достигли сахасрары. Нарисуйте круг и впишите в него тре-
угольник основанием ВНИЗ. Вокруг круга - 1000 лепестков. Теперь
постарайтесь окинуть единым взглядом все чакры в их последо-
вательности. Если не получается, то в первый день созерцайте
только две чакры и добавляйте по одной каждый день, пока вы не
сможете их представить в своем теле все вместе.
№16: ПРАНА АХУТИ (божественный душ)
Сядьте в сиддхасаиу, сиддха йони асану или падмасану. Зак-
ройте глаза и дышите произвольно. Ощутите мягкое касание бо-
жественной руки, лежащей на вашей голове. Из этой руки исхо-
дит тонкая прана и пронизывает ваше тело и ум. Она истекает из
сахасрары в позвоночную скважину. У каждого могут возникнуть
индивидуальные ощущения:прохлада, жар, энергия, электричес-
кий поток, воздушный поток, движение жидкости и т.д. В резуль-
тате этих ощущений вы можете ощутить вибрации, толчки, по-
дергивания, чувство щекотания.
Когда прана достигла муладхары, сразу же переходите к следую-
щему упражнению, не ожидая вторичных таких же ощущений.
№17: УТТАН (кундалини поднимается)
Сядьте в сиддхасану, сиддха йони асану или падмасану. Глаза
закрыты. Дыхание произвольное. Внимание - на муладхара чак-
ре. Постарайтесь тщательно разглядеть детали муладхары и уви-
деть чакру в целом. Вы созерцаете черный шивалингам, состоя-
щий из дымчато-газовой субстанции. Вокруг лингама в три с по-
ловиной кольца обвилась красная змейка, которая пытается раск-
рутиться и взвиться вверх по сушумне. Но тщетно - она не мо-
жет этого сделать сама и сердито шипит... Хвост змеи прочно
отождествлен с шивалингамом, но голова и тело ее способны вы-
тягиваться вверх и опускаться вниз. Впрочем, иногда змея вместе
с шивалингамом перемещаются так, что их возможно обнару-
жить и в аджне, и в сахасраре. Голова змеи широка, как ваше тело,
но это - не капюшон кобры. Вы можете ощутить некоторое стес-
нение в теле, после чего возникает ощущение блаженства. Это оз-
начает, что вы должны сразу же переходить к следующему упраж-
нению.
№18: СВАРУПА ДАРШАН (видение своей сущности)
Оставайтесь сидеть в сиддхасане, сиддха йони асане или пад-
масане и не открывайте глаз.
Прислушайтесь к своему физическому телу, которое не-
подвижно, и зафиксируйте этот факт. Вы уверены, что ваше тело
устойчиво, как скала. Обратите внимание на свое дыхание. Оно
естественно в своем постоянном потоке, но тело ваше постепен-
но деревянеет и как бы застывает. Когда ваше тело станет жест-
ким, как камень, и вы уже не сможете произвольно двигать им и
его частями, переходите к следующему упражнению.
№19: ЛИНГА САНЧАЛАНА (астральные возможности)
Оставайтесь в неподвижной асане с закрытыми глазами. Непод-
вижность вашего тела вынудит вас дышать в ритме уджайи, автома-
тически совершая кхечари мудру. Отождествитесь с дыханием, и вы
обратите внимание, что с каждым вдохом ваше тело как бы расши-
ряется, а с выдохом - сжимается, несмотря на то, что тело неподвиж-
но и окаменело, как статуя. По существу, расширяется и сжимается
ваше астральное тело, которое вы начинаете воспринимать как ре-
ально ощутимое. Когда амплитуда между сжатием и расширением
увеличится настолько, что астральное тело в момент сжатия ощу-
щается как ослепительная точка, вы должны немедленно прер-
вать упражнение и перейти к следующему.
ПРАКТИКА ДХЬЯНЫ
№20: ДХЬЯНА (медитация)
Вы выявили свое астральное тело как единственную точку
света. Теперь присмотритесь получше к этой точке света и вы об-
наружите, что она имеет форму золотого яйца. Наблюдая, вы за-
метите, что оно расширяется и пылает все более интенсивно, хо-
тя лучей света и не видно. Эта форма яйца постепенно принима-
ет форму вашего физического тела. Однако это не означает, что
она стала материальной или даже астральной.
Эта форма - есть пылающий свет, ваша причинная сущность.