Название учебного заведения | Уровни | Средний % тревожн. по классу | Общий уровень тревожн. по классу | |||
низк. % | средн % | повыш % | выс. % | |||
УВК №83 (эксп.) | средний | |||||
Ришельевский лицей | - | средний | ||||
СШ №118 | - | средний | ||||
УВК "Гармония" (контр.) | средний |
Как видно из таблицы, для учащихся трех школ характерен средний процент тревожности в школе. 44 % показали учащиеся экспериментального класса УВК "Гармония" (низкий уровень тревожности – 19%, средний – 46%, повышенный – 27%, высокий – 8%). На наш взгляд, одной из причин этого является то, что у этих учащихся высокий уровень притязаний, который не дает им чувствовать себя в школе спокойно, т.к. они стремятся достичь высокого уровня успеваемости. В случае же неудач возникает внутренняя тревога.
Другой причиной может быть то, что в семье к успеваемости детей предъявляются повышенные требования, которым они не всегда могут соответствовать. Такая ситуация обязательно вызывает тревожное чувство во время учебного процесса в школе. В качестве еще одной причины может быть рассмотрен тот факт, что в классе царит благодатный дух соперничества, дети сравнивают свои успехи с успехами других, стремятся занять устойчивое положение в классе, равняются на своих более успевающих одноклассников. Однако, если уровень самооценки не совпадает с реальными учебными результатами, то чувство школьной тревожности будет налицо.
Наименьший средний процент тревожности (31%) показали учащиеся 8 кл. Ришельевского лицея, что было для нас очень неожиданным. 42% восьмиклассников лицея проявили низкий уровень школьной тревожности, 55% - средний, повышенный уровень не проявил никто, 3% - высокий. После бесед с учениками и учителями было установлено, что немалую роль в этом играют особенности первого адаптационного года обучения в лицее, т.к. дети приходят из разных школ, с различным уровнем подготовки. В начале этого периода даже низкий уровень успеваемости не вызывает взысканий, что, естественно, снижает чувство школьной тревоги у детей.
В средней школе №118 средний процент тревожности равен 35. В отличие от других школ, в этой школе низкий уровень тревожности проявили наибольшее количество детей 45%, средний – 51%, повышенный – 4%, а высокий уровень не проявил никто. Причины могут быть следующие: низкая требовательность родителей, у детей нет нацеленности на высокие достижения в учебе, нет ориентации на дальнейшее продолжение обучения. Сходными причинами можно объяснить и близкий результат (33%) в контрольном классе УВК "Гармония" (низкий – 38%, средний – 56%, повышенный – 5%, высокий – 1%). Количественные результаты исследования климата в подростковом коллективе отражены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Уровни учебных и межличностных взаимодействий
Между учащимися
Название учебного заведения | Уровни взаимодействия | Сред. балл по классу | Общий уровень по классу | |||
низк. % | средн. % | повыш. % | выс. % | |||
УВК "Гармония" (эксп.) | - | - | высокий |
Продолжение табл. 2.3.
Ришельевский лицей | - | - | высокий | |||
СШ №118 | - | выше среднего | ||||
УВК "Гармония" (контр.) | - | выше среднего |
Из таблицы видно, что общий высокий уровень учебных и межличностных взаимодействий между учащимися характерен для экспериментального класса УВК "Гармония" и Ришельевского лицея (средний балл 47 и 49 соответственно). В диагностическом эксперименте участвовали учащиеся 8 кл. Ришельевского лицея, которые знают друг друга несколько месяцев. За столь короткий срок между детьми установился практически идеальный уровень взаимодействия. На наш взгляд, это произошло из-за того, что дети поступают в лицей на конкурсной основе, что подразумевает осознанный настрой на процесс обучения. Класс лицея - группа единомышленников. Сложности в процессе обучения легче преодолевать вместе, в обстановке взаимопомощи, что и обуславливает высокий уровень межличностных и учебных взаимодействий. Отметим, что низкий и средний уровень не проявил никто, повышенный – 14%, высокий – 86%.
В экспериментальном классе УВК "Гармония" высокий уровень взаимодействий объясняется тем, что ведется целенаправленная работа по установлению благоприятного психологического климата в подростковом коллективе, одним из признаков которого является высокий уровень учебных и межличностных взаимодействий между учащимися. В этом классе, так же как и в лицее, низкий и средний уровень не проявил никто, повышенный – 7%, высокий – 93%.
Сходные числовые данные характерны для учащихся СШ №118 и контрольного класса УВК "Гармония": низкий уровень не выявлен, средний – 17% и 20%, повышенный – 65% и 70%, высокий – 18% и 10%. Средний балл по классу соответственно равен 34 и 36, что свидетельствует о том, что общий уровень по классу получения выше среднего.
Анализ представленной таблицы, еще раз наглядно показал необходимость проведения учителем специальной работы по установлению благоприятного микроклимата в коллективе подростков.
Диагностика межличностных отношений с помощью методики Т. Лири позволила выявить типы отношения к окружающим. Для всех испытуемых были получены исходные результаты по этим типам. Для них характерны подчиняемый, зависимый, дружелюбный типы. В экспериментальном классе к этим трем типам добавился еще альтруистический. Наличие подчиняемого и зависимого типов объясняется тем, что подросткам свойственна внутренняя неуверенность в себе, неумение отстаивать свою точку зрения, зависимость от чужого мнения, попадание под влияние окружающих.
Количественные результаты исследования потребности в общении у детей и их коммуникативных склонностей отражены в таблице 2.4.
Таблица 2.4.