На процесс воспитания у подростков эмоционально-положительного отношения к обучению оказывают влияние множество факторов и условий. В качестве важнейшего фактора воспитания эмоционально-положительного отношения к обучению выступает экологически ориентированная педагогика. Условиями, влияющими на данный процесс, являются: благоприятный психологический климат в подростковом коллективе, личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие, формирование и развитие информационной и познавательной потребностей. Раскрытие сущности каждого из них составляет содержание последующих параграфов.
I.2.I. Экологически ориентированная педагогика как фактор воспитания эмоционально-положительного отношения подростков к обучению |
Исходной позицией в развитии учения о ноосфере В.И. Вернадского стал тот факт, что жизнь на Земле возникла, без уточнения источника ее происхождения /божественного, в результате катаклизмов, естественного отбора и т. п./ и появился человек - носитель разума /в этом учении слова Человек, Природа пишутся с большой буквы/. Каково его место в процессе общепланетарного развития? Еще в начале ХХ в. В.И. Вернадский отмечал, что “воздействие Человека на окружающую Природу растет столь быстро, что не за горами то время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. Он должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие Природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума - ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты сделается направляемым силой Разума” [120, с.23].
В эпоху ноосферы Человек сможет разумно распоряжаться своим могуществом и обеспечить такое взаимодействие, которое позволит развиваться и обществу, и Природе. Значит, развитие биосферы происходит целенаправленно, в интересах Человека, Природы. Решающим фактором этого развития является разумная деятельность Человека.
|
Существуют различные трактовки понятия “ноосферы”, которые часто противоречат трактовке этого понятия В.И. Вернадским. Например, по мнению А.Н. Тюрюканова, ноосфера становится более широкой оболочкой Земли, включает в себя биосферу. Однако В.И. Вернадский считал, что ноосфера расширяет границы биосферы. “Биосфера переходит в ноосферу - это не кризис, а взрыв научной мысли [188, с.39]. “Ноосфера является результатом слившихся в единый поток двух величайших революционных процессов современности - научной мысли, прогресса науки, техники и социальных отношений"[124, с.23].
В настоящее время все больше и больше растет прикладное значение науки, открываются новые области знаний. Структура научного знания сейчас предстает как проявление ноосферы. Таким образом, изменение биосферы происходит под влиянием человеческой мысли и человеческого труда.
Среди глобальных проблем человечества первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. “Экология - это наука об отношениях растительных и живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой” [170, с.1543].
Под влиянием производительной деятельности человека на нашей планете развиваются процессы, ухудшающие среду обитания живых организмов, пагубно влияющие на здоровье людей. Некоторые такие процессы в силу необратимости перерастают в экологические бедствия. Их последствия могут проявиться в различных регионах Земли в любое время, т. к. все в природе взаимосвязано. Никто, никогда не может чувствовать себя в безопасности, если где-то кем-то нарушается природное равновесие, наносится ущерб биосфере, загрязняется окружающая среда. Человек должен осознать, что он часть природы, что при ее уничтожении, он уничтожает себя.
|
Экологические проблемы и ноосфера тесно взаимосвязаны. В результате исследования этой связи Ф.И. Гиренок пришел к важному выводу, что ноосфера является условием “видения в природе того, что своим существованием зависит от человека” [39, с.150]. По мнению Ф.И. Гиренка, с которым мы полностью согласны, ноосфера – “условное обозначение того, что позиции по отношению к природе не даются людям от природы, а завоевываются...” [39, с.152].
Ценным для нашего исследования является взгляд Э.С. Маркаряна на ноосферную идею, как на “ключ к осмыслению и решению столь остро вставшей в наши дни проблемы гармонизации отношений общества и природы”. Несмотря на то, что названная проблема в современных условиях является чрезвычайно насущной, В.И. Вернадский придерживался все же более или менее оптимистичной позиции в этом вопросе. Естественно, им было отмечено резкое и значительное изменение “облика планеты” далеко не в лучшую сторону. Однако, говорить об экологическом кризисе в отношении человека к природе он не стал. В качестве средства, являющегося выходом из создавшейся сложной экологической ситуации, В.И. Вернадский выбрал неуклонный прогресс в развитии научного знания и производительных сил общества.
|
Т. е. познание и разумное следование законам природы в любой практической деятельности человека - это путь, следуя которому можно не только избежать истощения природных ресурсов, но и добиться их обогащения.
Исходя из анализа определений ноосферы, можно сделать вывод: научно-техническая революция тогда будет направлена на прогресс, когда осуществлять ее будет гуманистически направленная личность. Естественно, возникает задача формирования такой личности посредством семьи, школы, окружающей среды. Именно применяемые в школе, экологически направленные формы и методы воспитания, обучения могут запустить механизм положительного нравственного и общественного поведения, а также сформировать своеобразный защитный механизм, который препятствует деформации моральных ценностей и поведения. Для реализации вышесказанного необходимо воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к самой школе, к обучению в ней.
Ведущим принципом современной педагогики является принцип гуманизма. Гуманизация образования “состоит в утверждении человека в качестве высшей социальной ценности, наиболее полном раскрытии его способностей и удовлетворении разнообразных образовательных потребностей, обеспечении приоритетности общечеловеческих ценностей, гармонии отношений человека и окружающей среды, общества, природы” [41, с.9]. Таким образом, воспитание и обучение детей должно строиться с учетом их индивидуальных способностей, возможностей, интересов, что выступает одним из направлений реализации принципа природосообразности воспитания.
В современных условиях этот принцип переходит в принцип экологического подхода к воспитанию и обучению, который реализуется в экологически ориентированной педагогике. На наш взгляд, экологически ориентированная педагогика включает в себя принцип природосообразности, экологию социальной среды, экологию внутреннего мира ребенка, экологизацию обучения и воспитания. Рассмотрим подробнее составляющие экологической педагогики.
Основоположником принципа природосообразности в педагогике является Я.А. Коменский, который полагал, что человек - часть природы, живущий по ее законам. Т. к. в природе все происходит разумно и целесообразно, то процесс воспитания и обучения надо строить в соответствии с природой, т. е. природосообразно. Чтобы обучение было не только приятным, но и основательным, необходимо “соблюдать определенный порядок и последовательность в передаче знаний, со строгим учетом возрастных особенностей ребенка, его интересов, его психики в целом” [80, с.316].
На проблему принципа природосообразности в связи с нравственным воспитанием обращает внимание Д. Локк. Более эффективному использованию потребностей, интересов, склонностей ребенка поможет тщательное изучение его природы, характера.
Согласно более емкой трактовке природосообразного воспитания Ж.-Ж. Руссо необходимо следовать естественному ходу развития природы самого ребенка, изучив его всесторонне, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности. Ж.-Ж. Руссо твердо убежден, что формирование человека (ребенка) зависит от наличия трех факторов: природы ребенка, вещей его окружающих, людей (среды).
Во взглядах И.Г. Песталоцци наблюдается несогласие с Ж.-Ж. Руссо относительно того, следует ли слепо следовать природе ребенка, т. к. он считал, что природу ребенка необходимо лишь учитывать. В развитии всего положительного у ребенка, нейтрализации отрицательного И.Г. Песталоцци видел роль природосообразного воспитания. С точки зрения природосообразности им был рассмотрен и процесс обучения, главным моментом которого является наблюдение ребенка за предметами и явлениями окружающего его мира. Интересное определение обучению было дано И.Г. Песталоцци. Обучение - “искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию” [143, с.51]. Т. е. он указывал на необходимость активного влияния со стороны учителя на развитие заложенных от природы сил ребенка.
Являясь последователем И.Г. Песталоцци, А. Дистервег определил природосообразность как самостоятельное развитие заложенных природой человека задатков, которое следует естественным законам природы и достигается упражнениями. Он высказывал мысль, что у каждого ребенка есть кроме “общечеловеческих” задатков и индивидуальные. Задача педагога - осуществить гармоническое развитие задатков ребенка.
К.Д. Ушинский [143] выделил три составляющие принципа природосообразности:
1. Глубокое познание природы ребенка, его анатомо-физиологических и психологических особенностей.
2. Приближение содержания и организации педагогического процесса к природе ребенка.
3. Ориентация воспитания на народные традиции, обычаи.
Итак, различные природные особенности детей детерминируют течение и результаты педагогического процесса.
Экология социальной среды является следующим компонентом экологически-ориентированной педагогики. Социальная среда может быть внутренняя и внешняя. Внутренняя среда охватывает семью и школу. Внешняя - общество, в котором живет ребенок. Однако, неблагоприятные современные экономические, политические, социальные условия в стране не способствуют созданию гуманного общества. На этот процесс мы повлиять бессильны, что нельзя сказать о внутренней среде.
Семья играет особую роль в воспитании. Это объясняется тем, что в течении школьной жизни ребенок является членом нескольких оказывающих на него влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции и т. д. Многие из этих больших и малых сообществ могут меняться, оказывая различное влияние на детей. Неизменным остается лишь один коллектив - семья. Таким образом, причинами особой роли семьи в воспитании являются устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния, разносторонность воспитания (нравственные качества, моральные устои, воспитание чувств, духовное становление ребенка...). Для формирования личности ребенка, его взглядов и убеждений, выработке линии поведения большую роль играет авторитет взрослого человека, родителей. Воспитательный процесс есть процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, который создается собственной жизнью и поведением родителей.
Основой для создания максимально благоприятной среды для эмоционального и нравственного формирования личности, служит микроклимат семьи. Если в семье установились добрые, дружеские отношения, гуманный подход к воспитанию детей, члены семьи живут насыщенной эмоциональной жизнью, то в семье царит атмосфера душевного здоровья. Известно, что эмоциональное начало пронизывает все стороны жизни человека. Однообразие, монотонность, скудность эмоционального опыта в детстве могут определить характер человека, его стиль поведения на всю жизнь.
К сожалению, такое часто наблюдается в основном в неблагоприятных семьях, что изменить мы не в состоянии. Хотя, конечно, необходимо тесное сотрудничество семьи и школы, оказание, по мере возможности, психолого-педагогической помощи детям из неблагоприятных семей, беседы с их родителями. Однако, кардинально повлиять на отношения в семье невозможно.
Значит, главной задачей учителя, школы как учебно-воспитательного заведения является создание в классном, школьном коллективах атмосферы взаимоуважения, доверия, гуманности.
Американские ученые, изучив слагаемые успеха эффективных школ, пришли к выводу, что источником различий в успеваемости учащихся выступает несходство эмоционального климата школ, их культуры, их “качества” как социальных систем. Качественные особенности учебно-воспитательного процесса определяются “школьной средой”. Понятие “школьная среда” многогранно. Она включает в себя атмосферу в педагогическом коллективе, тип отношений в детском коллективе, характер взаимоотношений учителей с учениками на уроке и вне его.
Личность учителя играет ведущую роль в деле воспитания и обучения. От того какой стиль взаимоотношений с детьми он избирает, какими личностными качествами он обладает, насколько он профессионально компетентен зависит отношение детей к учению, к школе, к обучению в ней.
По мнению Г.В. Грибановой [43], немаловажным условием развития в школе творческих начал, а также ее демократизации является формирование у каждого учителя установки на эмоциональную самоотдачу. Т. е. учет эмоционального фактора необходим для воспитания положительного отношения детей к обучению, к школе.
Недопустимо обучение из-под палки, авторитарный стиль руководства со стороны учителя, т. к. у детей появляются такие негативные реакции на происходящее как страх перед учителем, боязнь получить плохую оценку, потеря интереса ко всему, что связано с учебной деятельностью в школе.
Мы разделяем убеждение И. Аркина, что подлинное учение основывается на совпадении ученической воли и учительской. От учителя зависит: станет ли для ребенка урок всего-навсего процессом передачи знаний или потребностью ума, души, радостью человеческого общения.
У. Глассер [134], исследовав взаимосвязь между удовлетворением психологических потребностей ребенка в условиях учебной среды и эффективностью работы школы, пришел к выводу, что первое определяет второе. Большинство учащихся не прилагают усилия к тому, чтобы действительно учиться из-за неготовности школ пойти навстречу удовлетворению их изначальных психо-эмоциональных нужд.
Существующие проблемы разрешимы только в условиях личностно-ориентированного образования и воспитания, что является основой создания гуманистических школ. По мнению А. Маслоу, гуманистическая школа создает условия “для самопознания и поддержки уникального развития каждого в соответствии с его природой” [134, с.107]. В свете этого мы считаем, что решающим условием для здорового, многогранного формирования личности является наличие обстановки полной и постоянной защищенности, когда отрицательные внутренние эмоциональные состояния сведены к минимуму.
Т. к. социальную среду создают люди (родители, учителя, одноклассники и др.), то нельзя рассматривать проблему экологии социальной среды вне связи с экологией внутреннего мира человека.
Экология внутреннего мира человека связана с воспитанием: высоко нравственной личности, экологического сознания, экологической культуры, экологического мышления. Экологическое сознание можно расшифровать как совокупность знаний, представлений человека о его взаимоотношениях, взаимосвязях, взаимозависимости, взаимодействии с миром природы. На этой основе формируется соответствующее позитивное отношение к природе, а также осознание человеком себя как ее части.
Б.Т. Лихачевым [106] выделены самые важные функции экологического сознания: просветительная, развивающая, воспитательная, организующая, прогностическая. Эффективная реализация в учебно-воспитательном процессе функций экологического сознания ведет к формированию у детей экологической культуры. Она включает в себя экологические знания, заинтересованность в природоохранительной деятельности, компетентное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств, эмоций, переживаний.
Формирование экологического сознания – длительный и постепенный процесс, который предполагает хорошо организованную и поэтапно проводимую систему мер по усвоению экологических знаний и воспитанию экологически верного поведения. Ведущими элементами формирования экологического сознания у детей выступают: знания (усвоение основных научных понятий о природе, экологических проблем); осознание (воспитание сознательного отношения к окружающей природной среде); отношение (понимание природы как уникальной ценности и источника материальных и духовных сил человека); навыки (способность практического освоения окружающей среды и ее охраны); деятельность (участие в решении экологических проблем). Формирование экологического сознания может, на наш взгляд, успешно осуществляться на основе идеальной динамической модели будущего типа взаимоотношений общества и природы, отдельного человека и природы, основанной на понятии ноосфера. Внутренний мир каждого человека связан с ноосферой и влияет на нее. Воспитание экологии внутреннего мира ребенка будет способствовать благотворному влиянию на ноосферные процессы.
Авторами разработки целостного курса экологической педагогики и психологии являются С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин [47]. Согласно разработанной ими концепции, сущность методологического принципа экологической психопедагогики (т.к. педагогика тесно связана с психологией) состоит в строгом соответствии педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания.
Мы считаем, что это положение должно строиться с учетом возрастных особенностей ребенка. Рассмотрим подростковый возраст, т.к. именно он является предметом нашего исследования. Периодом наиболее благоприятным для целенаправленного формирования экологического сознания считается младший подростковый возраст. Познавательный интерес в этом возрасте сочетается с сильным стремлением к практическому взаимодействию с природными объектами. При надлежащем воспитании и образовании у детей формируется бережное отношение к ним, желание охранять, заботиться, способствовать их обогащению. Необходимо научить ребенка эмпатии к природным существам, что служит началом формирования экологического сознания, когда детям сообщаются определенные экологические знания.
К сожалению, в среднем подростковом возрасте происходит изменение в восприятии природных явлений. Дети начинают относится к ним как к объектам, а не как к субъектам. Падает познавательный интерес к миру природы. Однако, в этом возрасте у детей повышается потребность в общении, в участии в каких-либо коллективных делах, что необходимо направлять в нужное русло.
Процесс воспитания включает в себя помимо этапа формирования сознания, этап формирования эмоционально-волевой сферы через отношение ребенка к тому или иному поступку, а от него к действию. Воспитанность предполагает не просто знание норм поведения, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков.
Итак, в среднем подростковом возрасте необходимо формировать отношение к нравственным нормам посредством эмоционально-волевой сферы. Бессмысленно объяснять многократно подростку полезность и целесообразность тех или иных норм. Необходимо вооружить его знанием тех средств, которые обеспечивают успешное удовлетворение социально ценных побуждений. Для того, чтобы подросток внутренне был готов к восприятию этих знаний, необходимо формировать у него информационную потребность на базе интерактивного компонента обучения.
Критическим для формирования экологического сознания является старший подростковый возраст. В этом возрасте доминирует объективное представление о мире природы, а прагматизм отношения к ней достигает максимума. Необходимо скорректировать характер подростков путем экологической направленности морали.
Из основного методологического принципа экологической психопедагогики вытекает необходимость в процессе формирования экологического сознания задействовать все каналы его формирования, стимулировать действие соответствующих механизмов, строить педагогический процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка.
Рассмотрим некоторые методологические принципы экологической психопедагогики, сформулированные С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным. К принципам организации стимулов относится принцип комплексности стимульного воздействия, принцип ориентации на актуализирующий потенциал стимулов, принцип ориентации на сенситивность к стимулам.
Сущностью принципа комплексности стимульного воздействия является то, что педагогически целесообразно организовывать воздействие на личность ребенка целой системы разнообразных стимулов, которые охватывают все каналы формирования сознания (перцептивный, когнитивный, практический).
Принцип ориентации на актуализирующий потенциал стимулов заключается в том, что педагогически целесообразно организовать воздействие на личность таких стимулов, которые актуализируют определенные психологические механизмы формирования экологического сознания. Условием реализации этого принципа является положительное эмоциональное восприятие природных объектов, выявление различных факторов, способствующих установлению параллелизма с человеком.
Принцип ориентации на сенситивность к стимулам заключается в том, что педагогически целесообразно организовать воздействие стимулов на личность ребенка с учетом его индивидуальных возрастных особенностей из-за различной степени значимости тех или иных стимулов для различных групп детей.
К методам формирования субъективного отношения к природе относится метод экологической идентификации, метод экологической эмпатии, метод экологической рефлексии.
Метод экологической идентификации заключается в создании таких условий, когда личности необходимо поставить себя на место какого-либо природного объекта. В результате формируется соответствующее поведение по отношению к природным объектам.
Метод экологической эмпатии заключается в актуализации сопереживания личностью природных объектов, а также сочувствия им. Формируется субъектификация природных объектов через эмоциональную сферу личности.
Метод экологической рефлексии подразумевает самоанализ личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности.
Экологическое сознание формируется в процессе экологического воспитания. Экологическое воспитание – длительный многофакторный целенаправленный процесс формирования экологического сознания и экологической культуры.
Экологическое образование – процесс и результат, усвоенных экологических знаний, умений, навыков, и, связанных с ними практических и познавательных способов деятельности.
Исходя из вышесказанного, становится очевидным тот факт, что экологическое воспитание и образование человека необходимо начинать с ранних детских лет (в семье, в дошкольных учреждениях). Следует отметить, что экологическое воспитание и образование - это процесс непрерывный, осуществляемый на протяжении всей жизни человека. Объясняется это тем, что научно-техническое развитие идет вперед, и даже взрослому человеку необходимо совершенствовать свои знания в вопросах экологии современного производства и хозяйственной деятельности.
Поскольку любой вид мышления осуществляется на основе информации, то экологическая основа информации формирует экологическое мышление.
Очень важной задачей школы является эффективная организация экологического воспитания и образования. Необходимо научить школьников понимать целостность природы Земли, единство ее процессов, естественную связь человека с природой. Любая деятельность человека, его поведение в отношении природы должны быть согласованы с ее законами. При этом развивается чувство сопричастности к природе, ощущение ее одушевленности, что не позволит относится к ней потребительски со стороны человека.
Ребенок должен ощутить на себе, что общение с природой поднимает настроение, лечит, снимает усталость, перенапряжение. Кроме того, чувство ценности окружающей нас природы обогащает духовный мир ребенка. Таким образом, природа является необходимым, но не достаточным, условием формирования гармонически развитой личности, а также источником здоровья, творчества людей.
Известно, что воспитательные и образовательные процессы тесно взаимосвязаны, осуществляться отдельно не могут. Поэтому, логично в содержание обучения по различным предметам школьного курса включить экологические знания. Тем самым будут решены две задачи - вооружение учащихся знаниями в области экологии и формирование экологической культуры.
Экологически ориентированы должны быть предметы как естественнонаучного цикла, так и гуманитарного. При их изучении выбираются для рассмотрения те вопросы экологии, которые соответствуют содержанию того или иного учебного предмета. В курсе биологии рассматривается взаимосвязь человека и биосферы, состояние и охрана отдельных природных ресурсов (растительного, животного мира, почвы,...), взаимодействия между живыми организмами и средой обитания. Изучение географии позволит понять глобальные экологические проблемы, ознакомит с использованием природных богатств и их охраной. Изучить методы борьбы с загрязнением окружающей среды позволит химия. Физические знания помогут разобраться какие новейшие технологии современного производства безвредны, а какие наносят непоправимый ущерб природе, что нельзя допустить. Обществоведение раскроет закономерности взаимодействия общества и природы (социальная экология). Также поможет углубить юридические и нравственно-этические понятия о личной гражданской ответственности каждого человека за судьбу природной среды. Благоприятным условием формирования чувства любви к природе, восхищения ее красотой являются уроки рисования, пения, музыки, трудового обучения. Научиться формулировать свои чувства, впечатления, переживания, связанные с восприятием природы помогут сочинения, уроки развития речи по литературе. Именно литература акцентирует внимание на нравственном аспекте общения человека с природой.
Различным аспектам экологического воспитания, обучения посвящены многие диссертационные работы. Педагогические условия формирования экологической культуры студентов педагогического колледжа изучала Г.Ф. Пономарева [141]. Ею выделены ряд составляющих экологической культуры, среди которых важными для нас являются следующие: владение набором экологической информации, знание норм экологического поведения и формирование соответствующего к ним отношения.
Исследование С.А. Кравченко [91] посвящено выявлению психологических особенностей развития у студентов экологического мышления, которое объединяет элементы репродуктивного, продуктивного, проблемного процессов.
Анализу педагогической теории и практики работы школ Украины (1970-1990 гг.) по проблеме экологического образования посвящено исследование И.М. Костицкой. Ознакомившись с учением В.И. Вернадского, она сделала вывод о том, что это учение о единстве общества и природы выступает в качестве методологической основы экологического образования [90].
Л.И. Кормина посвятила свое исследование проблеме формирования мировоззренческих знаний подростков в процессе учебно-познавательной деятельности [84].
Проблема эстетико-экологического образования подростков рассмотрена в работе М.В. Сонновой [173]. Доказано, что гуманистическое отношение подростков к природе формируется достаточно эффективно при условии, что их экологические знания базируются на эстетическом восприятии окружающей природной среды.
Процесс формирования экологических убеждений школьников при изучении математики изучен в работе В.В. Коваль [78]. Получены выводы, что в подростковом возрасте содержание дидактического материала должно основываться на рациональных аспектах познания окружающей среды, ее ценностных свойствах. Особое значение следует придавать формированию у подростков позитивных мотивов удовлетворения потребности в самореализации, социальной активности в окружающей среде.
Т.Г. Каленникова [70] определила межпредметные связи как фактор экологического образования и воспитания учащихся. В существующих временных рамках учебно-воспитательного процесса, в условиях постоянного увеличения количества информации важной проблемой стало обеспечение должного уровня формирования экологического сознания школьников. Накопление информации должно быть связано с рационализацией ее структуры. Регулятором ее процесса в системе экологического образования и воспитания школьников могут выступать межпредметные связи.
Итак, эффективная и полная реализация потенциала всей системы экологического образования и воспитания возможна только на основе личностного подхода к каждому ребенку. При таком подходе учитывается уровень развития и динамика изменения познавательных интересов и потребностей личности. В свою очередь, реализация принципов экологической педагогики в деятельности современных школ, будет способствовать воспитанию у детей эмоционально-положительного отношения к обучению.
1.2.2. Влияние благоприятного психологического климата в коллективе на эмоционально-положительное отношение подростков к обучению |
Одним из условий позитивного отношения детей к обучению, на наш взгляд, является наличие дружеских отношений внутри подросткового коллектива, способствующих созданию в нем благоприятного психологического климата. Решающая роль в этом принадлежит учителям-предметникам, классному руководителю.
Одним из путей осуществления поставленной задачи является преодоление конфликтов между одноклассниками, которое состоит в создании объективных условий в коллективе, когда каждый ребенок будет поставлен перед необходимостью развивать в себе как общечеловеческие качества, так и качества настоящего товарища.
Позитивные результаты дает совместная деятельность, которая должна быть значима как для коллектива, так и для большинства его членов, а также переживание конфликтующими сторонами результатов этой деятельности. Если эти проблемы будут решены, то, безусловно, в коллективе будет установлен благоприятный микроклимат, где каждый ребенок чувствует себя комфортно. Естественно, у подростка исчезнет почва для недовольства собой, другими (одноклассниками, учителями), школой, для девиантного поведения. Установление такого “морального комфорта” в подростковом коллективе - одна из основных задач учителя.
Для реализации вышесказанной задачи, по нашему мнению, учителю необходимо использовать некоторые подходы к детям подросткового возраста, базирующиеся на педагогике сотрудничества.
1. Контроль и ненавязчивая помощь в организации обучения, внеучебной деятельности.
2. Вовлечение в серьезные виды деятельности с учетом потребности в энергетической разрядке.
3. Стараться не приказывать, а сотрудничать.
4. При оценке поведения подростка не ругать перед всеми, не унижать.
5. Оценивать поступок, а не личность в целом.
6. Следить за собственным поведением.
7. Осторожно пользоваться отрицательными примерами с целью избежания подражания.
С точки зрения К. Роджерса, одной из главных задач учителя является умение создать соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку в классе, атмосферу психологической поддержки. Им были разработаны основные принципы, с помощью которых можно создать в классе нужную атмосферу [15, с.328-329].
1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
2. Учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся.
3. Педагог должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4. Классный руководитель должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться с разными трудностями.
5. Важно чтобы в роли советчика он выступал для каждого учащегося.
6. Учитель должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой в группе и принимать его.
7. Воспитатель должен быть активным участником группового воздействия.
8. Учитель должен открыто выражать свои чувства.
9. Педагог должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания любого школьника.
10. Учитель должен хорошо знать самого себя.
Учитель, придерживающийся в своей профессиональной деятельности вышеперечисленных принципов, к каждому ребенку относится как к личности, т.е. является личностно-ориентированным.
Личностно-ориентированный педагог при взаимодействии с учащимися должен создавать условия, соответствующие становлению в каждом ребенке чувства собственного достоинства, личностной значимости, самоуважения, что особенно характерно для подросткового возраста. Залогом успешного взаимодействия с учениками станет атмосфера тепла на уроке, взаимного уважения, созданная учителем на уроке и вне его.
При попытке создания благоприятного психологического климата в подростковом коллективе учителю необходимо учитывать в своей работе психологические особенности подросткового возраста.
Важнейшее значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Оно делает жизнь подростка эмоциональнее, насыщеннее, интереснее. Конечно, это происходит в условиях, когда в коллективе сложились хорошие отношения между детьми, практически отсутствуют конфликты, царит дух взаимоуважения друг к другу.
Для становления человеческой личности очень важно то, что в общении складываются мерки, по которым оцениваются поступки, усваиваются морально-этические нормы и правила приемлемого поведения. Таким образом, коллектив способствует формированию нравственной личности. Кроме того, характер отношений в коллективе существенно влияет и на учебную деятельность. Общение с одноклассниками способствует росту познавательных интересов, дает толчок к самообразованию. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходит постоянное сравнение себя с другими, анализ сравнения, соответствующие действия, т. е. изменение себя в чем-то, что не устраивает подростка. Если подросток знает меньше другого, то у него должна появиться потребность восполнить пробел в знаниях, получить информацию, которой может быть не владеют одноклассники и поделиться ею с другими, тем самым показав в этом свою значимость.
Общение у подростков занимает такое значительное место еще и потому, что оно выполняет информационную функцию. В.В. Кириленко изучал психологические условия повышения эффективности информационной функции общения школьников [76]. Результаты его исследования подтверждают нашу точку зрения о том, что в подростковом возрасте отношение к обучению приобретает более прагматический характер. Исходя из этого, возникает необходимость дополнительных источников информации в процессе активного общения. Подросток испытывает потребность не только в получении информации, но и в ее передаче. Значит, общение со сверстниками для подростка становится неотъемлемой частью его жизни, в том числе учебной. Эту особенность следует учитывать при выборе таких методов, способов обучения, видов деятельности на уроке, обеспечивающих взаимодействие учащихся в процессе учебного познания.