Результаты исследования и анализ полученных данных




 

Для проверки результативности формирующего эксперимента, подведения его итогов, проведения заключительного среза по всем изучаемым вопросам были использованы разнообразные методики, анкеты, тесты. С целью получения более достоверных результатов к тем методикам, которые применялись для диагностического эксперимента, добавились и многие другие.

Изучить мотивационную структуру учения мы смогли с помощью методики М.И. Алексеевой "Мотивация учения у подростков" [см. приложение А]. На первом месте оказались следующие мотивы: познавательный, общественный, профессионального и личностного становления. На втором месте – коммуникативные мотивы. Наличие последних трех мотивов объясняется тем, что подросток стремится занять достойное место в коллективе одноклассников, в обществе, быть значимым, освоить нужную профессию для будущего личностного роста.

Познавательный мотив необходим для реализации всего вышеперечисленного, т.к. без познавательного интереса, без стремления к знаниям, без потребности в познании, без сформированных соответствующих умений, навыков достичь ничего невозможно.

Для определения общей эмоциональной направленности личности была проведена методика Б.И. Додонова [см. приложение А]. Потребности личности тесно связаны с эмоциями. При удовлетворении или возможности удовлетворения той или иной потребности возникают положительные эмоции. В противном случае, возникают отрицательные эмоции. В норме люди любят положительные эмоции, поэтому стремятся удовлетворить свои потребности. Стремление к определенным типам переживаний, к удовлетворению определенных потребностей психолог Б.И. Додонов назвал общей эмоциональной направленностью личности.

Данная методика была предложена ученикам экспериментального и контрольного классов.

В результате получилось:

 

  I место II место III место
Экспериментальный класс альтруистические и коммуникативные эмоции гностические эмоции праксические эмоции
Контрольный класс коммуникативные эмоции альтруистические эмоции праксические эмоции

 

Под альтруистическими эмоциями подразумевается ярко выраженная потребность отдавать, содействовать, помогать. Сильно выраженная потребность в общении обуславливает наличие коммуникативных эмоций. Данные эмоции заняли первые позиции в двух классах в силу специфики подросткового возраста.

В структуру праксических эмоций входит потребность активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Этот вид эмоций оказался на третьем месте.

В экспериментальном классе второе место заняли гностические эмоции – эмоции связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном с получением удовольствия от процесса приобретения знаний. Однако, в контрольном классе гностические эмоции не вошли в тройку наиболее значимых для детей эмоций. Мы очередной раз убедились в том, что без специально организованной работы по формированию и развитию у детей потребности в познании или, вообще, данная потребность не сформируется или уровень ее развития будет низким.

С помощью анкеты "Изучение интеллектуального и эмоционального состояния школьника в учебно-воспитательном процессе" (см. приложение А) мы определили рейтинг учебных дисциплин, тип ориентации на учебные и межличностные взаимодействия между учителем и учеником.

Рейтинг учебных предметов оказался следующим:

I. Математика (средний балл 5,8)
II. Русская литература (5,6)
III. Биология (5,5)
IV. Английский язык (5,4)
V. Химия (4,8)
VI. Физика, украинский язык (3,8)
VII. История (3,7)
VIII. География (2,1)

Анализ полученных результатов рейтинга убеждает в том, что только при наличии личностно-ориентированных взаимодействий между учениками и учителем можно достичь успехов не только в обучении, но и в создании для ребенка на уроке комфортных психологических условий для большей эффективности учебного процесса. На уроках математики экспериментатором проводилась целенаправленная работа в этом направлении. Результата проводимой работы виден уже исходя из того, что математика в рейтинге занимает первое место.

На уроках русской литературы царит дух творчества, свободы мыслей, самостоятельности суждений. Дети уважают и любят преподавателя. Характер взаимодействий между ними личностно-ориентированный. Все это повлияло на то, что с небольшим отрывом от математики в рейтинге заняла русская литература.

Последнее место заняла география. У детей нет интереса к изучению этого предмета в силу того, что отсутствует психологический контакт с учителем, преобладают авторитарные методы воздействия на детей. Учитель не видит в каждом ребенке личность, а относится ко всем как к массе. Негативное отношение к учителю переносится на отношение к предмету.

Исследуя тип ориентации на учебные и межличностные взаимодействия между учителем и учениками по различным учебным дисциплинам, мы получили самый высокий показатель по математики: 84,6% учащихся позитивно ориентированы, 15,4% - негативно. Наличие детей с негативной ориентацией указало нам на необходимость поиска дополнительных путей, методов, средств, способствующих повышению количества детей с позитивной ориентацией на взаимодействие с учителем.

Самый низкий результат опять получился по географии: 93,8% - негативно ориентированы, 6,2% - позитивно. Большое количество детей с негативной ориентацией объясняется вышеперечисленными причинами.

Анализ форм коммуникативного поведения педагога на уроке с помощью анкетирования позволил нам установить, что на уроках математики, русской литературы и языка, биологии, химии преобладают вопросы отдельным учащимся по теме занятия, с учетом из возможностей, уровня знаний и пр., которые требуют нестандартного творческого мышления, сообразительности, поправки к ответам, их положительные оценки, вопросы учащихся к учителю, ответы учащихся по собственной инициативе, модальные побуждения учащихся к деятельности, шутки с целью разрядить напряженную ситуацию.

На уроках географии преобладают вопросы всему классу, преимущественно репродуктивного характера, дополнения к ответам учащихся, отрицательные оценки ответов, императивные указания по организации работы и побуждению учащихся к деятельности, дисциплинарные замечания. На всех остальных уроках наблюдается смесь всех форм коммуникативного поведения учителя на уроке.

Детям было предложено нарисовать один день из жизни в школе в обстановке наиболее комфортной для них. Большинство детей изобразило урок алгебры вместе с учителем, а другие – уроки биологии, русской литературы, трудового обучения (девочки).

В экспериментальном классе был проведен опрос по различным аспектам взаимодействия учителя с учеником. На вопрос "Существует ли прямая связь между отношением ученика к учителю и к его предмету" 68% опрошенных ответили "да". Следует учитывать возраст детей, участвующих в эксперименте. В подростковом возрасте личность учителя очень важна для ребенка и поэтому оказывает столь большое значение на его отношение к предмету. В юношеском возрасте учащиеся уже способны разделить интерес к учебному предмету в силу познавательной потребности, вообще, или к какой-то области знаний, в частности, и отношение к учителю, этот предмет преподающему.

80% учащихся признали влияние эмоционального состояния, настроения учителя на их настроение и работоспособность на уроке. Данный факт еще раз свидетельствует о необходимости овладения каждым учителем умения, переступив порог школы, все свои заботы и проблемы оставить за ее пределами. Владеть своими эмоциями, выражением лица, тембром голоса, сохранять самообладание в различных педагогических ситуациях следует научиться всем учителям для собственного блага и блага их учеников.

В разряд самых любимых предметов попали математика и русская литература. По мнению детей, учителя хорошо объясняют предметы, они интересны, есть над чем подумать, развивается мышление, допускается возможность повышения оценки. Учителя хорошо относятся ко всем, привлекают детей своими человеческими качествами, на уроках господствует атмосфера благожелательности, сотрудничества.

К положительным качествам учителя дети отнесли следующие: доброту, понимание, строгость (в разумных пределах), вежливость, справедливость, внимательность, ум, образованность, чувство юмора, знание предмета, умение держать слово, настойчивость, желание помочь во всем, культуру речи, требовательность, серьезность, веселый характер, остроумие, лояльность, уважение чужого мнения, чувство такта.

В качестве отрицательных характеристик учителя названы самолюбие, чрезмерная строгость, ложь, необъективность, злость, непонимание, нелюбовь к ученикам, грубость, сквернословие, крикливость, некомпетентность, несдержанность, недостаточные знания, отсутствие чувства юмора.

Психологический климат в коллективе на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношения к значимым явлениям жизни. Определение типа психологического климата в коллективе после проведения экспериментальной работы осуществлялось с помощью опросника "Характеристика психологического климата в коллективе" [109]. Средний балл по классу оказался равен 3,4, что соответствует высокому уровню, т.е. благоприятному климату. 67% детей считают климат благоприятным, 33% - недостаточно благоприятным. О том, что климат в коллективе неблагоприятный не высказался никто.

Определение уровня развития у детей коммуникативных умений проводилось с помощью специального теста-опросника. Низкий уровень развития данных умений не проявил никто, средний – 5%, выше среднего – 71%, высокий – 24%. Анализируя данные количественные показатели, наглядно видна картина эффективности проведения тренинга общения среди подростков. Дальнейшее продолжение начатой работы будет способствовать увеличению числа детей, для которых характерен высокий уровень коммуникативных умений.

Проведенная экспериментальная работа, оказала существенное влияние на изменение межличностных, межгрупповых изменений в коллективе. Об этом свидетельствуют итоги повторного социометрического исследования. Индекс сплоченности возрос с 0,48 до 0,65, коэффициент взаимности класса – с 16% до 65%, коэффициент удовлетворенности общением – с 50% до 85%.

Итоги формирующего эксперимента показали, что путем целенаправленного формирования у детей потребности в информации, познавательной потребности, создания благоприятного климата в коллективе, установления личностно-ориентированного характера взаимодействий между учителями и учащимися можно воспитать эмоционально-положительное отношение к обучению. Данные заключительного эксперимента по сформировавшимся типам эмоционального отношения приведены в таблице 2.11.

Таблица 2. 11.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: