Расстояние и положение относительно друг друга




Дистанция, на которой происходит коммуникация, может облег­чать или затруднять общение. Очевидно, что, если расстояние до го­ворящего слишком велико, нам может быть плохо его слышно. Однако есть и другие причины уделять внимание расстоянию до партнера по время разговора. Многочисленные психологические исследования коммуникаций показали, что расстояние между партнерами само по себе является невербальным коммуникационным средством. В психологическом пространстве человека можно выделить четыре зоны: интимную, личную, социальную и публичную.

Интимная зона — менее 45 см. Мы чувствуем себя комфортно, общаясь с человеком, находящимся внутри этой зоны, только если ему доверяем, знакомы с ним и хорошо к нему относимся. Если мы вторгнемся в интимную зону собеседника в то время, когда у нас еще не сложились близкие доверительные отношения, он будет чувствовать неловкость, что может помешать искреннему разговору.

Личная зона — 45—120 см. Именно в этом интервале ведутся деловые разговоры. Такая дистанция подходит для дружеской встречи или консультации. По мере роста доверия и доброжелательности расстоя­ние может постепенно уменьшаться. Приближение к партнеру, таким образом, говорит ему о позитивном отношении с нашей стороны. Однако, если мы переусердствуем и подойдем к нему слишком близко, он почувствует неловкость и, возможно, раздражение. Напротив, отодвигаясь от собеседника, мы демонстрируем ему свои негативные эмоции, напряжение, тревогу. Таким образом, сознательно изменяя расстояние до собеседника, мы можем демонстрировать ему свое отношение и тем самым поощрять его быть более откровенным.

Социальная зона — 1,2—3,5 м. На этом расстоянии мы чувствуем себя комфортно в ситуации формального общения с незнакомыми людьми или с небольшой группой людей.

Публичная зона — расстояние больше 3,5 м. На этом расстоянии обычно происходят контакты с большой группой людей: лекции, со­брания, чтение докладов и т. д.

Принимая во внимание эти закономерности, мы можем поощрять нашего собеседника к разговору, изначально устанавливая межлич­ностную дистанцию таким образом, чтобы создать для него макси­мально комфортные условия. В процессе разговора мы можем изме­нять это расстояние, поощряя его быть более открытым.

Помимо расстояния, на разговор оказывает влияние размещение партнеров относительно друг друга. Если вам предстоит прочитать лек­цию, провести беседу, в процессе которой участникам придется вести диалог только с вами, вы можете разместиться перед партнерами, ко­торые сидят рядами и смотрят в вашу сторону. Так обычно располага­ются школьные парты перед учительским столом или ряды кресел пе­ред трибуной конференц-зала. При этом следует иметь в виду, что такое размещение создает трудности для общения участников друг с другом.

Если вам необходимо, чтобы участники разговора могли видеть друг друга и дискутировать между собой, то идеальное их размещение будет приближаться к форме круга. Конечно, стулья участников мож­но расставить и вокруг прямоугольного стола. Однако следует по­мнить, что в таком случае вам трудно будет взаимодействовать с тем, кто сидит за одной гранью стола через несколько мест от вас.

Такое размещение удобно для проведения обсуждений, совеща­ний, тренингов, дискуссий, где ваша основная задача состоит в том, чтобы наладить взаимодействие между участниками.

В ситуации, когда мы разговариваем с одним человеком, мы мо­жем сесть рядом с ним, напротив него или занять какое-то промежу­точное положение между этими позициями. Здесь необходимо по­мнить, что при конфронтации самое безопасное положение — лицом к противнику. Возможно, поэтому люди, изначально нейтрально на­строенные по отношению друг к другу, в процессе разговора чаще начинают конфронтировать, если сидят за противоположными гра­нями стола, чем за смежными.

Поскольку мы рассматриваем техники слушания в контексте ока­зания психологической помощи, то следует сказать, что в психологи ческом консультировании многие психологи избегают сажать клиента таким образом, чтобы между ними оказывался стол ил и другие пред­меты. Тому есть несколько причин. Во-первых, стол снижает види­мость и не позволяет воспринимать невербальные реакции клиента во время беседы; таким образом возникает риск упустить часть важ­ном информации о состоянии клиента, не заметить его реакции и не понять его. Во-вторых, стол создаст у клиента чувство защищенности не на основе доверия к психологу, а из-за присутствия преграды между ними. Между тем для оказания психологической помощи психологу необходимо выслушать искренний рассказ клиента о том, что у него произошло, а искренность, в свою очередь, связана с доверием. Если клиент преодолеет свою тревогу, решив довериться психологу, он вероятнее решит свою проблему, чем если снимет часть тре­ноги, спрятавшись за столом, спинкой стула или портфелем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: