ЧАСТЬ 4. СВЯЩЕННОЕ БЕЗМОЛВИЕ 11 глава




Нас опять выручили Данилеи, привезя большое количество продуктов и сложив их у калитки. На Карулю, в выжженные солн­цем скалы, один благожелательный русский паломник привез для нас резиновую озерную лодку. Я было не хотел ее брать, но, не же­лая огорчать нашего гостя, взял и положил ее на чердак, не пред­ставляя, что с ней делать на Каруле.

- Батюшка, лодка всегда может пригодиться, Время покажет! Может, Бог даст, еще придется на ней плавать, - уговаривал меня отец Агафодор.

Он всегда был запаслив. В это скорбное время нас посетили игумен Пимен с издателем отцом Анастасием. Сочувствуя наше­му положению, они закупили нам в Дафни ящиками продукты. Отец, видя помощь наших давних друзей, явно повеселел.

- Дорогие мои, спасибо вам! Теперь можно и потерпеть...

- Как вы здесь живете, отец Симеон? - не удержался архиман­дрит Пимен. - Молодым и то трудно. Я жалея вас говорю... В Адле­ре, небось, лучше было?

- Мне, отец Пимен, с сыном везде хорошо! Конечно, бывает, что и поропщу: живем, словно кильки в банке, только без томатного соуса. Но Бог помогает, и здоровье, и силы дает! Жаль дорог здесь нету, никуда не поедешь...

- Кстати, отец Симон, - вспомнил настоятель монастыря. - А что ты будешь делать с «Нивой»?

- Дело в том, отче, что на таких машинах в Греции полиция не разрешает ездить. Придется продавать, - ответил я. - Сейчас при­ходится ездить в Салоники за смолой и маслом для ладана на ав­тобусе...

- Так отдай ее нашему монастырю, она там очень пригодится! - игумен подумал и добавил. - Не печальтесь, отцы и братья, мы вам поможем пикап купить! Конечно, не новый, подержанный, но это уже кое-что. В Адлере квартиру нашу, отец Симон, я за нена­добностью продал. Часть денег верну в Лавру, а часть тебе оставлю на братство...

Отец Агафодор оживился:

- Благословите, отец архимандрит, я все устрою! У меня есть знакомые среди греков, они нам помогут машину оформить...

- А что там с батюшкой, отец Пимен? Он теперь совсем в Пере­делкино остался?

Меня очень волновала невозможность прямого доступа к ду­ховнику.

- Святейший окончательно поселил старца в Переделкино. По- видимому, ему уже не вернуться в Лавру. И здоровье его ухудша­ется... Теперь к отцу Кириллу даже мне трудно попасть. Вот время пришло - исповедаться у старца не дают, - игумен глубоко вздох­нул. - К тому же сейчас слухи об ИНН всех с толку сбили. Похоже, скоро нас всех пронумеровывать начнут! Поэтому народ и волнует­ся... А старец категорически против номеров!

- А что батюшка об этом говорит? - спросил я.

Все наше братство насторожилось.

- Он так это дело объясняет: сначала ИНН, потом печать, а по­том и антихрист! В нашем монастыре тоже все монахи против но­меров. Вот и наш друг, отец Анастасий, даже сделал доклад по этой теме, а это начальству не нравится...

- Не молчать же, когда такое начинает твориться? - заговорил молчавший до этого архимандрит, сидевший с четками на ска­мье. - Если батюшка против, то и мы против! Это однозначно...

Началось бурное обсуждение происходящих в России событий. Незаметно перешли на Кавказ.

- А ты знаешь, отец Симон, новость? - вспомнил архимандрит Анастасий. - Мне на Псху сообщили, когда я там последний раз был, что твоего друга, Валеру-милиционера, убили! Хороший был человек, Царство ему Небесное!

Эта новость сокрушила меня. С гибелью Валеры как будто вся жизнь для меня на Псху рухнула. Если раньше я еще оставлял для себя возможность вернуться в Абхазию (вдруг на Афоне не удастся начать монашескую жизнь), то теперь это намерение исчезло на­всегда. Слишком большой потерей явилась для меня смерть моего самого лучшего друга на Кавказе.

- Как же это случилось? Кто его убил? - выдавил я из себя за­стрявшие в груди слова.

- Говорят, милиционера убил тот парень, чье участие в убийстве он раскрыл. Убийца пришел к нему домой с автоматом. Валера вы­шел на крыльцо. Он его полоснул очередью. На выстрелы выбежа­ла жена и дочь шести лет. Жену тот застрелил сразу, а дочку только ранил, потом пошел и за селом сам застрелился...

Мы молчали, потрясенные трагедией на Псху. Чайки, жалобно крича, пролетали над нашим двориком, словно сочувствуя моему горю.

Лишь море глухо шумело внизу, волна за волной разбивая в пыль все мои надежды и ожидания.

 

* * *

 

Кротким смыслом небесного свитка

Я когда-то не смог пренебречь,

И осталась у дома калитка

Мою поступь стыдливо стеречь.

 

Осыпались и вяли сирени

Белой пеною, втоптанной в грязь...

Я опять становлюсь на колени,

На просторы твои заглядясь.

 

О, Россия! Тебя не покину!

Растревожив таких же, как я,

Покорилась ты Божию Сыну,

Кроткий дух Его слов полюбя.

 

Принуждают тебя на кочевье,

Чтобы нивы заглохли твои,

Ядовитое дали ученье,

Тольку душу убить не смогли!

 

Не о том она слышать мечтает

В чьей-то речи, где слово, как жесть.

Пусть сирень под окошком сияет,

Это значит, что Родина есть!

 

Вера Божия, святая, целомудренная, Небесная! Призри на меня с высоты своей, поведай мне о себе, чадо Отца Небесного! Что го­воришь Ты сердцу моему? «Бдите, ибо не знаете, как опасно ходи­те». Над чем бдеть мне, Господи? Объясни мне! И Ты оборачиваешь меня кругом и, куда ни посмотрю я очами ума моего, всюду вижу гнусные помыслы, которые, подобно убийцам, притаились по тем­ным углам моего сердца. И вижу я тех, кто уводит меня от Тебя, желая навеки погубить душу мою - дурные желания мои, уклоня­ющие меня то влево, то вправо от веры моей, но никак не прибли­жающие к Тебе, Господи! И досадую я на тело мое, не желающее идти в храмы Твои, Христе, а стремящееся увеселять себя делами непристойными, и постигаю я, что поведение мое далеко отстоит от Тебя, Боже мой! Даруй же мне постоянную бдительность над лукавым умом моим, что святые Твои назвали умным трезвением, чтобы очистился от помыслов ум мой, от желаний - сердце мое, а от дурных поступков - тело мое, чтобы тогда в единый миг взле­тел дух мой к Тебе, Боже, в священном безмолвии созерцания.

 

ПЕЩЕРА СТАРЦА ПАХОМИЯ

 

Бодрствую я, Боже, по заповеди Твоей, но душа моя, словно не­разумная дева, впадает в усыпление и елей внимания в светиль­нике ума моего начинает угасать. Жду Тебя я, сонливый, побуж­даю себя к вниманию и ожиданию, неусыпно держу при себе мас­ло внимания и без устали подливаю его в светильник ума вновь и вновь. И чудо дивное зрю в тот же миг - как ярко вспыхивает огонь любви в сердце моем, освещая все закоулки его! Вот, оно убрано и приготовлено для пришествия Твоего, Боже, ибо ожидание Тебя не является мукой для души моей, а есть блаженное упование и очищение ее от всех сомнений. Ибо лишь уйдут вялость и сонли­вость из ума моего, слышу - Ты здесь, у дверей его, дверей устрем­ленности к Тебе! Ты стоишь и стучишь, мягко, кротко и нежно, дабы распахнул я врата сердца моего и встретил Тебя на пороге вечности - блаженного жилища Твоего, и обнял бы Тебя и прижал к груди духа моего, ставшего единым с Тобою, Христе, через свя­щенное безмолвие и созерцание.

- Благословите, отец игумен! - с волнением обратился я к отцу Иеремии, настоятелю Русского монастыря, когда приехал к нему с Агафодором, удрученный частыми воздыханиями нашего старень­кого монаха Симеона, уже год прожившего с нами на Каруле.

- А, отцы иеромонахи! Как Карульская жизнь? - настоятель, прищурясь, смотрел на нас, пряча добрую улыбку в седую бороду.

- Очень плохо, отец игумен! Если можно, подыщите нам хоть какую-нибудь келью рядом с монастырем, - я умоляюще прижал руку к сердцу. - Моему отцу там совсем невмоготу...

Игумен, неожиданно для нас, сразу согласился:

- Ну, что же, ладно. Благословляю вас поселиться на Силуано- вой мельнице! Можете переезжать...

- Батюшка, очень вам благодарен! Вы нас выручили в самый трудный момент, - я не находил слов от радости.

- С Богом, с Богом! Чего благодарить? Поселяйтесь под покро­вом преподобного Силуана!

Мы с благоговением поцеловали натруженную, в старческих жилах руку игумена и спешно отправились осматривать наше новое прибежище. Осень уже поселилась в этом лесном ущелье, встретив нас тихим перезвоном мельничного ручья и благодатной тишиной церкви преподобного Силуана Афонского. Мягкий свет желтеющих кленов и багряной листвы грецкого ореха играл рез­ным узором на каменных плитах мельничного двора. Известие о том, что нам предложили поселиться на мельнице у преподобно­го ободрило все наше братство, а монах Симеон радовался больше всех. К тому же игумен Великой Лавры оказал поистине великое радушие, объявив, что Карульская калива остается за нами на слу­чай, если в Русском монастыре изменят свое решение.

Тепло попрощавшись с братством Данилеев и братством Еф­рема Катунакского, обменявшись взаимным обещанием молитв, мы пришли к монаху Христодулу. Он уже знал о нашем уходе и встретил нас земным поклоном, прося прощения за все недораз­умения, то же самое сделали и мы, положив карульскому старцу земной поклон. Расчувствовавшись, он даже обнял меня, но когда наши взгляды встретились, я не увидел в его глазах особой добро­желательности

Мельничный дом показался нам раем после тесной и низенькой Карульской калибки. Приятно было слушать возле дома журчание ручья, ранее вращавшего огромное железное колесо с лопастями. Внутри ветхого здания остались все старинные мельничные при­надлежности: жернова, клади для муки, ссыпные погреба для зерна. В старом, но все еще крепком и высоком просторном поме­щении имелось несколько келий и нам удалось всем разместиться довольно неплохо. Устрашало лишь обилие огромных крыс, но зато тишина и благодать этого священного места превосходили все на­ши ожидания.

Пока братство радовалось новому месту, нам с отцом Агафодо- ром пришлось заняться покупкой и оформлением машины. Вскоре удалось приобрести подержанный пикап и на нем мы прибыли на мельницу, завезя продукты к зиме. Спасибо монахам из Русского монастыря: они приходили в гости побеседовать с нами о молитве и, видя взаимное понимание, обезпечивали нас полностью овоща­ми с монастырского огорода.

Климат здесь был значительно лучше, чем на Каруле, но глубо­кая осень ощущалась и здесь: холодные дожди с ветром частенько проносились по ущелью. Пришлось жечь деревянное гнилье и со­бирать ветки в лесу, чтобы протапливать старые, плохо греющие печи. Сквозняки на мельнице гуляли страшные. Хотя никто по­ка не заболел, но это начинало пугать. Особенно я боялся, чтобы снова не заболел отец Симеон. Игумен, заехавший к нам на мель­ницу, зябко поежился:

- Ну и сквозняки у вас! Да здесь зимой жить невозможно! Вот что: благословляю вас перебираться на келью преподобного Евфи­мия в километре отсюда, вверх по речке. Возьмите ключи у отца Меркурия...

К келье преподобного Евфимия мы приехали по каменистой дороге, с торчащими из-под земли крупными валунами. По обе­им сторонам тянулись густые заросли лещины и каменного дуба. Келья представляла собой крепкое двухэтажное здание с опоясы­вающим ее полуразрушенным деревянным балконом. Самое от­радное в ней предстало нашим глазам в виде красивой старинной церкви XIX века, расположенной на втором этаже, с прекрасными русскими иконами. Комнат здесь было столько, что наше братство расселилось с большими удобствами.

Нам с отцом Симеоном достались две смежные комнаты, и те­перь я мог отдельно молиться, а в случае необходимости всегда мог помочь ему. Монахи Русского монастыря помогли подвести воду из небольшой непересыхающей речушки, подправили печи и переложили каменные плиты на крыше. Радость монаха Симеона была неподдельной:

- Ну вот, теперь-то это уже кое-что, здесь можно жить и хоть чуть-чуть похоже на то, что нам обещали!

Довольный, он ходил вокруг дома и подбирал дрова, складывая их в подсобное помещение: работа на свежем воздухе очень утеша­ла старика. Само здание со всех сторон заросло смешанным лесом, и даже с балкона повсюду виднелись одни лишь макушки деревьев. Келью настолько скрывал густой лес, что мы сами не раз сбивались с дороги, отыскивая ее. Несколько дней мы потратили на расчистку территории, пока в окнах не заблестело лазурными переливами от­крывшееся в конце ущелья далекое море.

В келье преподобного Евфимия я предложил перейти на ноч­ные богослужения, начиная литургию в два часа ночи. Что нас всех удивляло, так это неукоснительное соблюдение стареньким мона­хом Симеоном нашего распорядка. Когда я приходил на проскоми­дию за два часа до начала литургии, наш молитвенник уже сидел в стасидии, молясь по четкам. На все службы он всегда приходил пер­вым и никогда не засыпал в стасидии, неспешно перебирая четки и внимательно слушая чтение и пение на клиросе. Его монашеское устроение быстро укреплялось день ото дня, как и его здоровье.

В этой келье мне впервые открылось удивительное явление: как только я начинал проскомидию, сонливость и вялость сразу уле­тучивались и литургия проходила при полном отсутствии всякого представления о времени, и это было понятно: благодать настоль­ко укрепляла душу, что она не испытывала никаких борений. От­личие было в другом: когда на седмице в это же время я брался за четки, начиналась труднейшая изматывающая борьба со сном. Стараясь бодрствовать, я выходил из кельи и немного прогули­вался поблизости, чтобы освежить ум. Когда я сравнивал эти со­стояния молитвы по четкам и молитвы на литургии, вывод у меня напрашивался такой: молиться по четкам в ночной период гораз­до труднее, чем еженощно служить литургии. Следовательно, и духовное преуспеяние закладывается именно в такой борьбе ума со всеми препятствующим молитве обстоятельствами, после чего душа устремляется к литургии с поглощающей всю ее жаждой об­рести укрепление благодати, а также проверить и закрепить свою собранность в молитве. Мне постепенно стало открываться, что ду­ша, несомненно, начала нащупывать свой путь в духовной жизни. Это вдохнуло в нее свежие силы и надежды.

Климат настолько понравился всем, кто нашел приют в Евфимиевской келье, что на послушания выходило все братство, от ма­ла до велика. Мы разбили огород на приречной террасе, посадили мандарины, хурму, апельсины и лимоны, учитывая все садоводче­ские познания и советы монаха Симеона. Вдоль кельи я посадил

бархатные темно-бардовые розы, украшая ими иконы иконостаса, для чего отец Агафодор купил красивые вазы.

Как только мы закончили срочные работы, зарядили долгие осенние дожди, которые всех нас загнали в кельи. Но это никого не огорчало: молитвы, богослужения и чтение книг следовали сво­им порядком, радуя наши сердца и далеко отгоняя уныние. Мона­стырь выделил нам машину дров, и в печах весело гудело пламя, согревая души и тела. В этой келье у братии пробудился вкус к на­стоящей молитве, потому что теперь больше сил можно было от­давать ей, а не бороться за выживание.

Свежий густой ветер тек с перевала вдоль реки по лесному уще­лью, поэтому вялости, подобно Карульской, никто не ощущал, молясь долгими зимними ночами. После Рождества и Крещения начало ощутимо пригревать весеннее солнышко. На горных скло­нах показалась молодая зеленая травка. Как отрадно было прогу­ливаться с четками вдоль светлого говорливого ручья в солнечные дни и молиться на его берегах, сидя на прибрежных валунах!

Русские подвижники начала века снова удивили меня. По уще­лью в обрывах реки, под большими валунами, я обнаружил мно­жество остатков чрезвычайно убогих жилищ, сооруженных без- приютными монахами-сиромахами. Какую же нужно было иметь ревность к монашеской жизни, чтобы в холоде и сырости Афона строить холодные, наспех сооруженные из камней жилища и иметь силы в них подвизаться! Вскоре молитвы мои в монашеских убежи­щах закончились: весна стремительно превращалась в лето, закон­чившись за две недели. На лещине закудрявились пушистые се­режки, молодая листва загустила берега, а речушка превратилась в грохочущий поток; тепло прибывало с каждым днем.

У нас с отцом Агафодором проснулась огородная жилка: мы вы­садили все, что можно было достать в монастыре: рассаду помидо­ров и огурцов, семена свеклы, моркови, капусты и тыквы. Иногда, когда я останавливался, опершись на лопату и утирая пот со лба, мне казалось, что юность вновь вернулась в мою душу и сердце, на­столько молодо я чувствовал себя в этот период! В один из теплых, почти по летнему апрельских дней я обнаружил исчезновение от­ца. Крики и поиски не дали никаких результатов. Догадавшись, что старик мог уйти в далекую прогулку, я поспешил по горной дороге, ведущей вверх по ущелью к греческому скиту монастыря Ксено­фонт. Далеко впереди я увидел скрывшуюся за лесным поворотом фигурку монаха Симеона. Запыхавшись, я догнал его:

- Ты куда собрался, папа?

- В магазин, сынок! - не переставая идти, ответил он. - Нужно посмотреть, что там есть...

- Здесь же нет никаких магазинов! - Мои слова не подействова­ли на отца. - Вокруг один лес!

Однако и это не остановило его:

- Не может быть! Если дорога есть, значит и магазин есть!

Его упрямство побудило меня удержать старика за рукав куртки:

- Папа, идем домой! А в магазин мы тебя отвезем на машине, пешком туда не дойти...

Благодаря хорошим ладанным рецептам, наш ладан постепен­но нашел своих покупателей в магазинах Афона. Теперь основные средства на жизнь начало давать изготовление ладана, ставшее ру­коделием нашей кельи. Из России все больше паломников приез­жало на Афон. Монахи из монастыря архимандрита Пимена также начали периодически закупать у нас ладан.

Я перестал поминать огромное количество имен по запискам паломников и принимать от них деньги. Во-первых, потому что проскомидия затягивалась и длилась больше трех-четырех часов, и во-вторых, потому что чувствовал сильное недомогание от мо­литв за неизвестных мне людей. Болел до того, что не имел иной раз сил даже подняться с койки, лежа на ней в каком-то отрав­ленном состоянии души. Резко сократив прием поминальных за­писок и денежных пожертвований, удалось снова восстановить здоровье. Отец Кирилл и здесь оказался прав, не благословив мне подобные поминовения.

Всем братством мы посетили молитвенные места, связанные с жизнью старца Иосифа Исихаста, начав со скита святого Василия. Скудость и аскетизм монашеского быта небольшого братства зна­менитого подвижника вызвали у всей нашей братии глубокое по­читание святого анахорета. Устав Иосифа Пещерника с тех пор стал нашим основным распорядком молитвенной жизни: седмицу про­водили по четкам, устраивая по кельям всенощные бдения, а ли­тургии служили по воскресеньям. В то же самое время в моей душе росла и крепла искренняя благодарность отцу Кириллу за то, как он верно определил нам на Кавказе духовные ориентиры: создание небольших монашеских храмов в уединенных местах - все то, что нам открылось на Святой Горе как древняя аскетическая традиция.

Весеннее тепло вновь придало мне сил - и духовных, и телесных. Не дожидаясь Пасхи, в конце марта, я поднялся с иеромонахом Агафодором и послушником Ильей к пещерам в скалах Афона. Возле них еще лежал глубокий снег. Отпустив братьев, я бродил вокруг неприступных скальных стен, проваливаясь в мокрых ботинках в глубокий снег и пытаясь найти место для палатки. Все вокруг было занесено рыхлыми снежными сугробами. Мое внимание привлек большой лавинный конус слежавшегося снега. По нему удалось под­няться почти до второго яруса обледеневших скал. Карабкаясь по ним, я неожиданно выбрался к устью огромной пещеры, невидимой снизу и прикрытой широким скальным козырьком. По трещинам скал цвели подснежники и нарциссы. Снега здесь почти не осталось, потому что склоны скал хорошо прогревались днем от солнца.

В пещере обнаружилась частично разрушенная внушительная стена из камней, сложенная руками человека - должно быть, са­мим старцем Пахомием. Вход образовывали каменные ступени из больших глыб, ведущие вглубь самой пещеры, которая внутри оказалась довольно значительных размеров. Она имела огромное слуховое окно в виде гигантской дыры на восток и второй тем­ный ярус, куда я не смог забраться, несмотря на все свои попыт­ки. Расчистив место под сводом у стены, защищавшей от ветра, я поставил палатку и растопил снег для чая на газовой горелке. Но этой водой я отравился страшно, валяясь в безпамятстве не­сколько дней. Еле-еле пришел в себя, когда отравление пошло на убыль. После этого еще долго ощущался во рту металлический вкус и дрожали руки и ноги.

Оставив все попытки растапливать снег, пришлось отправиться на поиски родника в лесу, печалясь о своих следах на снегу. Шум журчащей воды в зарослях лещины облегчил мои поиски. Снег за­бивался в мокрые ботинки и я сильно мерз, но плеск воды в кани­стре за спиной утешал душу. Горячая вода помогла мне: в конце не­дели я стал чувствовать себя гораздо лучше и углубился в молитву.

Холод днем и ночью еще донимал меня, но счастливое ощу­щение от необыкновенной находки кружило голову от счастья. Я непрестанно осматривался вокруг и шептал: «Боже, своя пеще­ра, это невероятно! Слава Тебе, Пресвятая Богородица, за невы­разимое блаженство, которое Ты мне подарила! Ведь это - пещера самого старца Пахомия, о котором я когда-то читал и перечиты­вал главы из книги иеромонаха Антония «Жизнеописания Афон­ских подвижников благочестия XIX века»!

Молитвенное благоговение от пребывания в этом святом ме­сте, освященном подвигами выдающегося Афонского аскета, росло день ото дня, несмотря на сырость и ночной холод. Я закутывался в спальник, зажигал свечу, от которой в палатке становилось не­много теплее, и углублялся в молитву. Должно быть, ночами еще подмораживало, потому что пальцы рук коченели. Невозможность молиться по четкам теперь не смущала меня: самодвижная молит­ва как будто приобрела крылья - настолько сильно и мощно она звучала внутри, побуждая забыть все окружающее: горы, пещеру, холод, палатку, скорченное в ней мое тело и всего себя.

Весь ум в духовном восхищении изменился мгновенно неким ду­ховным изменением: безвременное время исчезло и потеряло свое значение. Сто лет или один день стали постигаться как единое це­лое. Мир начал восприниматься иначе чем прежде, обнаружив свою сущность как чистое духовное видение, исполненное безконечного блага. Всякие плотские движения и даже помыслы о них угасли. Великое сострадание и любовь ко всем людям, иждивающим без пользы свою жизнь, вошли в душу, вызвав неудержимые слезы.

Пришло ясное понимание, без всякой мечтательности, что во Христе я безсмертен, как это смутно чувствовал еще ребенком. Словно вспышка, на мгновение возникло четкое и реальное осоз­нание, что я - безсмертный дух и мое тело тоже духовно. Молитва укрепилась настолько, что ни на миг не терялась из виду. День и ночь мелькали передо мной, словно черно-белые фотографии. Не хотелось ни ходить, ни исследовать пещеру, ни искать невидимых старцев, только бы пребывать в этом удивительном состоянии, ко­торому я не мог подобрать названия, не зная, как определить его и с чем соотнести. Последние дни были наполнены живым присут­ствием Христа настолько сильно, что молитва сократилась лишь до одного слова «Иисусе! Иисусе! Иисусе!», пульсируя в сердце, как невещественный ток благодати.

 

* * *

 

Горы опасны,

Дороги трудны,

Мгновенья прекрасны,

Сомненья сложны.

 

Зыблется время,

Как тонкая нить.

Господи, верю

И жажду любить!

 

Жажду пройти

Все сплетенья дорог.

Боже, Ты - здесь, Ты - внутри.

Там, где сердце, - там Бог...

 

Проверив остатки продуктов, я обнаружил, что их осталось со­всем немного. Возникло решение спуститься и посетить монаха Григория, чтобы поделиться с ним пережитым опытом молитвы и спросить совета.

В скит «Агиа Анна» я добрел с трудом - из-за болезненных су­дорог в мышцах стали отказывать ноги, отвыкшие от движения вследствие долгого сидения в палатке. Пришлось на каждой пло­щадке нескончаемой каменной лестницы останавливаться и отды­хать, ожидая, пока пройдут судороги. В келье я немного пришел в себя. На этот раз, радуясь весенним погожим дням, когда силы мои восстановились, мне захотелось пешком добраться до монастыря, где обитал отец Григорий. Идя среди сосен, я слушал их певучий шум и голос молитвы внутри сердца, раздающийся в такт моим шагам. Монаха я увидел спускающимся из кельи в монастырский дворик. На этот раз вид подвижника не был столь болезненным, как в прошлый раз. Он выглядел отдохнувшим и бодрым.

- Благословите, отец Григорий! Рад видеть, что вам сейчас по­лучше, - душа моя радостно устремилась навстречу престарелому молитвеннику.

- Ага, Симон пожаловал! Редкий гость! Пойдем, на солнышке посидим, нужно косточки погреть. Слава Богу, зиму прожили, а там видно будет. Приезжал ко мне доктор из Салоник, немного под­крепил мои силы...

Мы присели на пригретом месте, выбрав скамью за воротами обители. - Теплынь-то какая, слава Тебе, Господи! Ну, рассказы­вай, - монах повернул ко мне худое улыбающееся лицо. - Дали вам келью в Русском монастыре?

- По вашим молитвам, отец Григорий, мы живем теперь в келье преподобного Евфимия, в ущелье рядом с монастырем, - отвечал я, невольно улыбаясь от радости, что монах чувствует себя значи­тельно лучше.

- А, это где Благовещенский скит монастыря Ксенофонт? Знаю, знаю! Там раньше под камнями много русских бедолаг-сиромахов спасалось, пока им Новую Фиваиду не построили... А как твои дела с молитвой, отец Симон?

Я поведал о том, как привез на Афон больного отца, как оты­скал пещеру Пахомия и о молитвенном состоянии, в котором там оказался. Мне трудно было подыскивать слова, чтобы описать это состояние, поэтому я попытался своими словами рассказать о про­изошедших со мной духовных переживаниях и сделал собственные выводы, обстоятельно изложив их монаху. Я рассказал все это ему не без тайной гордости. Затем спросил:

- Геронда, поясните мне, что у меня начало происходить в мо­литвенной практике? Я теряюсь в догадках...

Этот вопрос я высказал со вздохом недоумения, настолько по­ложение дел казалось мне неразрешимым. Мой рассказ о проис­шедших событиях и о находке пещеры отец Григорий выслушал внимательно, а мои рассуждения о пещерных переживаниях рез­ко обрезал:

- Твой ум, отец Симон, постепенно начал ощущать слабые на­чатки умного безмолвия, но это вовсе еще не есть созерцание, ко­торое приходит к монахам как духовный плод безстрастия! Не­обходимо серьезно учиться блаженному безстрастию, столь вос­хваляемому святыми отцами, ибо оно, в общем, и есть священное созерцание или исихия. Жизнь в истинном созерцании подобна следу птицы в небе! Его не ухватить уму, окутанному страстями и пытающемуся рассуждать о священном безмолвии, «пока не об­лечется силою свыше...»

- Простите, отче, но мне кажется, что нужно как-то понять, что происходит в молитве и что в созерцании? - сказал я, несколько сбитый с толку ответом старца.

- Все умопостроения о Боге- не для практиков, а лишь для тео­ретиков. Бог - противник всяких выводов и доказательств прежде прямого Богопознания. Его метод - чистое откровение Духа Свято­го! Выводы и доказательства предназначены для тех, кто блуждает в мире скорбей. Обладание благодатью - вот единственное доказа­тельство. Если благодати нет, даже самые гениальные умозаклю­чения сопряжены со скорбью без прямого опыта. Такие люди пу­таются в своих выводах и доказательствах, не имея возможности стяжать в них благодать и не понимают, когда им это объясняют. Что бы они ни делали, это ни на шаг не приближает их к спасению. Действительно досадно! Прямо смех сквозь слезы...

- Отец Григорий, на чем же тогда следует остановиться?

Старец вновь поставил меня в тупик.

- Если в области рассуждений, то на Святом Евангелии, свет ко­торого во тьме светит и тьма никогда не объяст его. А в постиже­нии - на Святом Духе, Иже везде сый и вся исполняй. Не создавая в уме никаких определений и умозаключений о сущности и не сущ­ности, о бытии и не бытии и прочем, монах пребывает в непрестан­ной молитве, а если может, то в Божественном созерцании и умном восхищении, которые являются дарами Духа Святого.

- Не понимаю, Геронда, для чего тогда святые отцы писали свои книги?

- Чтобы устранить заблуждения и указать людям истинную цель спасения во Христе. Таким образом Церковь учит правильно­му пониманию догматов. Для того, кто вошел в полноту благода­ти, уже нет нужды в их изучении и толковании, ибо Божественная благодать Духа Святого сама учит всему этому душу, обретшую ми­лость у Господа Иисуса Христа.

Старец умолк, ожидая моих вопросов.

- Отче Григорие, это настолько тонкие вещи, что боюсь, как бы мне не впасть в заблуждения без вас, - высказал я свои сомнения.

Но монах рассеял мою неуверенность решительными словами:

- Не знать Бога и не пытаться познать Его, как Он есть, - вот два самых больших заблуждения! Помня о них ты не впадешь в ошибку, отец Симон...

- Но существуют и ложные молитвенные практики, о которых я слышал от монахов и читал в книгах. Сколько прельщенных ходит по Святой Горе, а миряне многих из них принимают за святых под­вижников! Вот что печалит, отче...

- Сколько ни начищай железную сковороду, она золотой не ста­нет! Так говорят в Румынии. Также и тот, кто попал на ложную практику без духовного отца или придумал свои способы спасения, не обретает благодати. В чем выражается прелесть? В нетерпимости и злобности. В чем выражается благодать? В кротости и мирности нрава. Поэтому и молиться нужно просто, мягко и без нажима. Так постепенно очищается ум. В молитвенной практике мы учимся пре­бывать в Духе Святом, храня ум от помыслов. А в послушаниях об­учаемся пребывать в трудах, внимательно храня в сердце благодать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: