Феодори и Красноярский ТЮЗ




 

Роман Феодори - режиссёр Красноярского ТЮЗа, прежде - средненького театрика из депрессивного района... приходили наширявшиеся "трудные" девятиклассники, кидали на сцену бутылки, зал заполнялся не более чем на половину...

И вот теперь - один из лучших театров в стране, несколько "Золотых масок".

Когда начинал рассказывать первые истории, думалось, знаем, видали! Но чем дальше - тем больше приходили мы в восхищение...

Первое, что решили они сделать - узнать местную публику, тех самых подростков, чем они живут. Задумали сделать спектакль про подростков, на основе их живых историй! То есть - классический вербатим: актёры выходят на улицу, находят своего героя и берут что-то вроде "интервью" и потом вовсе - проживают почти что с ними кусок жизни, и потом - не меняя фраз, составляют монологи, которые войдут в спектакль без изменений. Ну, да, вербатим, видали!

Монологи и истории получились такие, что пришлось ставить 18+ "Мы даже спрашивали у ребят: "вы точно хотите, чтобы мы это рассказали?" А они отвечали, мы просим вас рассказать, потому что если не вы, то никто..."

Второе: театральная лаборатория, где дети выступили авторами своих пьес... "с ними работали драматурги, они писали, и вы бы видели, как они вручали нам эти пьесы, а мы принимали, какие были глаза..." Ну мы и видели (некоторые из нас), в Казани была точно такая лаборатория!

Но... после первого спектакля про подростков у Красноярского ТЮЗа появилась новая, неведомая прежде аудитория, которая так и осталась с театром, стала приходить и на другие спектакли, а этот самый, который про них - не сходил со сцены несколько лет. Но - после лаборатории детской драматургии - спектакль, поставленный по итогам, остался в постоянном репертуаре театра! В Казани этого не произошло, в Казани театры - честно отработали проект и закончили на этом!

В Казани в последнее время происходило много околотеатральных событий, и спасибо организаторам, но выхлоп у них - оказывался очень коротким, в Красноярске же - это превратилось в постоянно действующую историю!

- Я понял, что мне не нравится, что театр - это такое место, куда перед спектаклем зрителей запускают, а после - выпроваживают, и гардеробные тётеньки ещё смотрят, чтобы побыстрее уходили...

И они начали устраивать жизнь в театре днём. Сделали библиотечку-читалку вместе со столиками для кофе, стали проводить там дневные книжные посиделки, например, детективные угадайки: "читаем минут сорок... потом начинается обсуждение: "ну, кто убийца?"... споры, шум, как при игре в мафию... дальше читаем... снова обсуждаем. Наконец, дочитываем до конца! Убийца узнан, а теперь давайте обсудим,почему мы ошибались в начале, и как вообще устроен детектив! Начинали - человек 30 было, а сейчас уже больше 80, и мы билеты продаём!

Они задумались о том, кто ещё не бывает в театре, и - сделали пластический спектакль для глухонемых, совместно с московским театром глухих актёров (Знаменский и ко), в Казань этот московский театр тоже приезжал, но визит их даже пресса мало освещала.

Они переманили на свою сцену танцевальный фестиваль, и смогли начать делать танцевальные спектакли и вписываться в программу этого феста, это примерно то, что в Казани Наиль Ибрагимов устраивает.

- В Красноярске - мост разделяет город на две части! И в одной, левой - театры, музей, фонтаны, Красноярск - город 400 фонтанов... А мы - располагаемся на правом берегу! -
С этого признания начал Роман свою встречу. И вот - они сумели "взять" это пространство, освоить, собрать своего зрителя...

- Я сейчас прихожу, смотрю на зрителей на спектакле и вижу: "Вот эти у меня - с такого-то проекта, эти - отсюда, эти - здесь были..." То есть мы действительно собрали своего зрителя!

Конечно, нужна команда, заряженные люди делать что-то, самое трудное в этом: помимо спектаклей ещё заниматься разными такими штуками, и не за деньги, а за идею...

- Но мне повезло, мне даже приходится говорить: "горшочек не вари!"... У нас из 4 детских спектаклей - три идут с обсуждениями. Мы приглашали ведущего театрального педагога и она три недели жила у нас, передавала методику, теперь мы умеем... причём, с 6-летними детьми надо разговаривать совсем не так, как с 10-летними...

Поговорили о власти... "Если министерство культуры начнёт вмешиваться в то, что я делаю, то это - конец!"...

В этом месте многие казанцы, кто в теме, вспомнили, конечно, о письме одного из актёров казанского ТЮЗа, вступившего в трудный конфликт с молодым режиссёром, в Татарстанский минкульт с просьбой "дать руководящее предписание"...

Поговорили о международном опыте, где-то в Польше, в маленьком провинциальном городке поставили насквозь элитарный интеллектуальный спектакль, как режиссёру удалось? "Пошла искать зрителей-партнёров, наткнулась в библиотеке на клуб "книголюбов", в членах - около 80 человек, стала ходить на встречи, предложила им для чтения роман той самой писательницы, которую хотела поставить, обсуждали, говорили... и - дошло до спектакля! Который смогла она подать им, как своеобразный "заказ" от них же - этих самых книголюбов! Зрители - и сами они, и потом уже - вели разъяснительную работу!

А Роман продолжал о своём: "вот ещё одна история, семейная... приходят дети с родителями с утра, разделяем их на две группы, дети - сочиняют пьесу, учат роли... родители - афиши, декорации и проч. Вечером - спектакль!...

Театр - как педагогический проект, театр, меняющий среду, город...

Ну и конечно: открытые письма от махровых коммунистов: запретить, разврат!

Кто-то из коллектива - не очень вписался в новую концепцию театра, расстались с традиционными театральными бабушками-цербершами...

- Один вопиющий случай: школьник перепутал большую и малую сцену... Не поварачиваясь, пальцем: "Тебе туда!... Ты чо не понял, туда тебе!" Разозлившись: "Ты что, глухой?" А он - глухой, спектакль для глухонемых, я стою позади, всё слышу и чуть не плачу: такой пустяшный случай испортит сейчас всю мою работу! Человек ещё не вошёл в театр, а уже всё насмарку, чуда не случится!

И снова возвращаясь к Казани... здесь пока этого "чуда" не случилось, этот рецепт в репертуарных театрах не работает, хотя пытаются люди его применить. Думаю, оттого, что ни одна команда: режиссёр и актёры - не поверила в него, не сделала своим, в лабораториях - да, участвуют, но все эти лаборатории как бы инициированы извне, а для трупп - смесь развлечений и принудиловки, вряд ли имеющая слишком большое значение для самого театра, нет, всё, конечно, весело, но не больше! Не в репертуаре же оставлять! Ну и работа со зрителем... да как с ним работать? Шут его знает...

Вот до Феодори в том же "Штабе" тоже выступал один спикер, один из организаторов московской "ПечиКучи", сам - родом из Томска. Провели они один вечер в Томске, и хорошо, вроде, а далее - всё, снова, зависло. Публика инертная... А в Красноярске, значит, "не инертная"? Рецепт-то, этот второй спикер - Дм.Абрамов - выдал почти тот же, феодороиевский: "искать в городе "точки боли", но тот - нашёл и изменил. А Абрамов переселился в Москву, и там, конечно, легче найти публику.

Зато, Абрамов, показал одну из казанских "точек", которую и я раньше знал: "у вас ни одной площади нет, где люди гуляют вместе! Я был на Новый год в Казани, спрашивал: где тут у вас? И мне все показывали на разные места!" Мне эта мысль тоже приходила, и я даже писал об этом в путевых очерках по Италии, и начитавшись Гуэрры. В Италии это особенно чувствуется, там, словами Гуэрры, в каждом городе: "Всё начинается с площади"... И действительно: вот площадь, муниципалитет, фонтанXIV века, работы Да Винчи, памятник Папе какому-нибудь, окна мэра... А в среду здесь: блошиный рынок, и у самого постамента папы - лифчики и женские халаты, под окнами мэра. ну и что! А вечерами здесь - человек с трубой, а в субботу - нумизматы и старьёвщики! И стекается город! В другом городе - утром - тот же рынок, памятник другому Папе, потом сиеста, мусорщики убираются, а вечером - ставят большой экран, привозят деревца абрикосов в ящиках, ставят вокруг зрительских мест и смотрят Феллини "Джинджер и Фред"... У нас- лифчики и халаты на постаменте Ленина, конечно, не развесишь! Власть от народа отделена невидимой стеной, народ запускают через металлоискатели, а потом - выпускают, всё равно, что в каком-нибудь театре, только не Красноярском ТЮЗе, у них уже что-то другое... а у нас... вот я помню на одном из последних "Наурузов" выступление казахской группы так огородили, что даже режиссёр камаловского Фарид Бикчентаев (с днём рожденья, мастер!) посмотрел на это дело, на барьеры и ментов, то есть "понтов" или как там теперь полицейских надо называть? Посмотрел... да и пошёл в сторону мечети Марджани вдоль оз.Кабан...

Вот площадь бы нам, свою, общую, без металоискателей, с халатами на постаменте, киношкой и скрипачами да саксофонами, можно ещё мэра площади избирать, с которым каждый сможет быть на короткой ноге... Ну это уж я так, размечтался, пойду повязку на глазу поправлю.

 

Свияжское театральное

I.

Когда в рамках лаборатории есть хотя бы один получившийся спектакль, то можно сказать - всё удалось! И такой спектакль - очень хороший, местами пронзительный, поставленный актёрами казанского ТЮЗа, под руководством режиссёра красноярского ТЮЗа, лауреата "Золотой маски" Романа Феодори - спектакль "Единственный берег" на нынешней лаборатории был.

Свияжск - место вдохновляющее, мы вполне вправе говорить уже о "свияжском тексте", ибо художники разных видов искусств, попадая сюда, проникались и этим местом, и его мифом, в котором основное: трагическая история, рассказываемая детским языком, наив и трагедия, рассказанная так, что будто говорящий - и не понимает, что происходит нечто, и вообще - говорящий: живёт в других небесах, над свияжском - особенные "небеса"...

«Издали казалось, что подгребаешь ко граду Китежу. Многочисленные маковки церквей и колокольные башни создавали устремлённый вверх средневековый силуэт. Высадившись, однако, мы увидели, что купола сквозят прорехами, колокольни полуразрушены, кресты погнуты и поломаны, а город вымер: остатки булыжной мостовой заросли высоченным чертополохом, безмолвны покосившиеся дома с выбитыми стёклами и пустые дворы, ни кошек, ни собак, ни домашней птицы. Как будто тут чума прошла…» /В. Аксёнов/

И туда же фильм "Голубка", и свияжские картины Г. Архиереева. и Свияжский цикл про крылатого мужика Рашида Сайфуллина, друга Андрея Тарковского, работы Голубцова. И из последнего - детские пьески-сказки Артёма Силкина. Рыбный цикл и фильм, созданный художниками-графиками из объединения "Графком", фильм Федорченко, а до того - текст Дениса Осокина "Ангелы революции", где тоже в одной из сцен - Свияжск.


И разные свияжские страшилки, и поиск лодок, когда надо было везти, хоронить... и даже вчера разговорились с одной местной, вспоминала, как регулярно падали столбы и остров погружался в темноту, и это уже совсем в недавние годы, а раньше и вовсе - ни газа, ни водопровода, ни света, 16 век, град Китеж. А ещё раньше - свияжские сидельцы - заключённый Лошадкин, занимавшийся здесь овощеводством, и даже сделавший рукописную книгу, где зарисовал всякие яблоки и огурцы, заключённый князь Голицын - нарисовал детскую настольную игру про пиратов...

И вот теперь сюда же тексты прекрасного драматурга Юрия Клавдиева, в постановке Романа Феодори, замечательно исполненной актёрами нашего ТЮЗа. Три сюжетные линии, соединённые монтажно - монолог свияжской реки; монолог свияжского юродивого и рассказ о приходе красных во главе с Троцким; сказка о любви лошади и орла, непонятой звериным народом... структурно чем-то напоминает "Меня зовут красный" Орхана Памука. Элементы кукольного театра - принесли песок, насыпали остров, верх дном воткнули стаканы, на стаканы луковицы - вот тебе и церквы. Мы, конечно, похожее видали (екатеринбургский спектакль о спичечной фабрике - в конце депрессивной новой драмы - герои поднимают церковь из спичек; челнинский "синий пёс" - песок, пустыня), но это не важно! Понятно, что приёмы кочуют, главное - что они работают и создают атмосферу, вот этого самого особенного "свияжского неба", любви среди нелюбви, и сама "нелюбовь", здесь как-то перемалывается, облубочивается, становится всего лишь персонажем старой сказки, кудыкиной горой...

 

II.

(прошёл год...)

Для начала - миссия / техническое задание IV театральной лаборатории:

«В этом году тема «Свияжск АРТели» — ограничение — была выбрана неслучайно. Сам остров является территориально ограниченным пространством, некогда существовавшая тюрьма ограничивала свободу, психиатрическая больница как символ некоего природного ограничения, и, наконец, монастырь как добровольное ограничение человеком себя, отделение от мирской суеты. Все мы понимаем, что тема ограничений сейчас очень актуальна, и каждая из команд будет создавать эскиз спектакля, так или иначе интерпретируя тему ограничений» — организаторы о теме четвертого фестиваля «Свияжск Артель».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: