Считают, что информационные технологии в этапов возникли на Земле несколько миллионов лет назад одновременно с первыми приемами общения (нечленораздельными звуками, мимикой, жестами, прикосновениями) наших далеких предков. При этом обеспечивался лишь обмен информацией между индивидами. Первый этап развития информационных технологий связывают с возникновением речи (около 10 тысяч лет назад), когда появилась возможность накопления информации, пока что индивидуальной, в памяти человека.
Второй этап — возникновение письменности (5—6 тысячелетий до н.э.), давшей человечеству коллективную (общественную) память. Появление письменности позволило реализовать полный набор процессов циркуляции и переработки информации: ее сбор, передачу, переработку, хранение и доведение до адресата.
Третий этап — создание линейного слогового письма на глиняных табличках (2-ое тысячелетие до н.э.). В этот период аккадский (вавилонский) язык впервые в истории начинает выполнять международные функции в дипломатии и торговле, выводя информацию из узко национальных рамок и придавая ей широкие коммуникационные и терминообразующие формы.
Четвертым этапом явилось создание в X—IX вв. до н.э. финикийского алфавита. Развитие письменной символики завершается в Европе в XV в. созданием пунктуации современного вида. Одновременно с письменной символикой развиваются математическая символика, техническая графика, картография т.д.
Пятым этапом эволюции системы представления информации является создание наиболее рациональных форм человеческой (наднациональной) информационной символики. В наиболее труднодоступной лингвистической области это реализуется внедрением машинных языков.
|
Развитие информационных технологий, помимо системы представления информации, было связано с совершенствованием средств информационных коммуникаций. Они возникли при появлении человеческой речи, которая стала не материализованной несущей информации. Затем появился камень, глиняные таблички, папирус, пергамент, береста, что позволило придать информационным коммуникациям динамический характер. Бумажная фаза развития информационных технологий начинается с X в., когда бумага (изобретенная еще во 2 в. в Китае) становится объектом промышленного производства в странах Европы. Далее появляется книгопечатание, развиваются почтовая связь, телеграф, телефон, радио, телевидение. Вторая половина XX в. знаменует начало безбумажной технологии, когда на качественно новом уровне завершается крупнейший исторический виток к неосязаемой несущей информации, причем скорость ее передачи (посредством электромагнитных волн) возрастает в миллионы раз по сравнению с человеческой речью.
До второй половины XIX в. основу информационной технологии составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Коммуникация (связь) осуществлялась путем направления пакетов (депеш). Продуктивность информационной обработки была крайне низкой. На смену «ручной» информационной технологии в конце XIX в. пришла «механическая». Изобретение пишущей машинки, телефона, диктофона; модернизация общественной почты — все это послужило базой для изменений в технологии обработки информации и, как следствие, в продуктивности работы.
|
40—60 гг. XX в. характеризуются появлением «электрической» технологии, основанной на широком использовании электрических пишущих машинок со съемными элементами, копировальных машин на обычной бумаге, портативных диктофонов. Они улучшили учрежденческую деятельность за счет повышения качества, количества и скорости обработки документов. Многие современные учреждения базируются на «электрической» технологии.
Следующий современный этап развития информационных технологий — это «электронные» или «компьютерные» технологии. Эти новые информационные технологии включают:
— новые коммуникации на основе локальных и распределенных, в том числе глобальных (Интернет) сетей ЭВМ;
— новые технологии обработки информации на основе использования персональных компьютеров (ПЭВМ) и специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМов);
— технологии, исключающие бумагу как основной носитель информации;
— новые системы программных средств, обеспечивающих функционирование технических средств.
Внедрение новых информационных технологий в управленческую деятельность преследует не только автоматизацию рутинных методов обработки информации, но и организацию информационно-коммуникационного процесса на качественно новом уровне.
Вопросы для самоконтроля
1.Раскройте понятие «информация».
2.Что такое документ?
3.Перечислите основные этапы развития информационных технологий.