Значение и практическая ценность документов организации различны. Одни документы используются длительное время для справочно-информационной работы, другие очень быстро утрачивают свою значимость.
Для долговременного хранения создается архив организации. Для ведения архива выделяется штатная должность «архивариус» или его функции возлагаются на одного из работников, компетентного в вопросах делопроизводства и архивного дела. Архив подчиняется непосредственно руководителю предприятия или его заместителю.
В задачи архива входят:
— прием, учет и хранение документов, законченных делопроизводством;
— информационно-справочная работа по архивным документам организации;
— организационно-методическая помощь по ведению делопроизводства.
Лучше всего расположить архив в специально выделенном отдельном помещении. В исключительных случаях архив может занимать часть помещения со стеллажами, шкафами или сейфами, в котором можно было бы обеспечить сохранность документов.
Специалистами установлен оптимальный срок использования документов в делопроизводстве — 3—5 лет. После истечения этого срока решается дальнейшая «судьба» документов — передать их в архив организации, уничтожить или оставить для дальнейшего использования в делопроизводстве.
Порядок подготовки дел к сдаче в архив различается в зависимости от сроков их хранения.
Дела постоянного хранения создаются после их научно-технической обработки:
— отбора документов;
— экспертизы ценности документов;
— формирования дела;
— оформления обложки дела;
— нумерации листов и подшивки дела;
— составления описи дела.
Отбор документов. После того как документы были исполнены, по окончании календарного года они должны быть подготовлены к передаче на хранение либо уничтожены. Но перед этим проводится отбор документов.
|
Отбор проводит постоянно действующая экспертная комиссия организации в соответствии с
— Положением об архивном фонде РФ;
— Основными правилами работы ведомственных архивов;
— Типовыми перечнями документов (с указанием сроков хранения);
— Типовыми положениями об экспертной комиссии;
— номенклатурой дел организации.
После этого проводится экспертиза ценности документов.
Экспертиза ценности документов. Документы, создающиеся в процессе деятельности учреждений, фирм, организаций содержат информацию, ценность которой различна. Значительная часть документов несет информацию, имеющую разовое значение, после использования которой к документам больше не возвращаются. Другие документы содержат информацию, которая может быть востребованной в течение ряда лет. Но определенная группа документов содержит информацию, ценную в научных и практических целях. Такие документы должны храниться постоянно. С экономической точки зрения хранить все документы нецелесообразно, так как для них требуются большие помещения, оборудование, штат специальных работников. Да и найти нужный документ в таком количестве бумаг будет очень сложно. Поэтому систематически проводят экспертизу ценности документов (ЭЦД). Экспертиза ценности документов — определение политического, социально-культурного, практического и иного значения документов «с целью отбора их на государственное хранение или установления сроков их хранения».
|
ЭЦД проводится в несколько этапов; Начинается она в текущем делопроизводстве и заканчивается в архиве. Первым этапом ЭЦД можно считать составление номенклатуры дел. Второй раз ЭЦД уже самих документов проводится через 2 года, когда документы вышли из оперативной работы (при подготовке к длительному хранению). Третий раз снова уточняется ценность документов при передаче их на постоянное хранение из архива организации в государственный архив.
ЭЦД в организациях проводится под руководством экспертной комиссии (ЭК). Порядок организации работы экспертных комиссий и их функции определены в Основных правилах работы ведомственных архивов. ЭК создается приказом руководителя из числа наиболее квалифицированных работников, имеющих большой опыт работы и хорошо знающих отрасль. В основные задачи ЭК входят:
— рассмотрение проектов номенклатуры дел организаций и ее структурных подразделений;
— организация ежегодного отбора документов на хранение и уничтожение;
— рассмотрение годовых разделов описей дел постоянного хранения и описей дел временного хранения (свыше 10 лет), в том числе по личному составу;
— рассмотрение актов о выделении к уничтожению документов и дел, срок хранения которых истек;
— подготовка и внесение на рассмотрение экспертно-проверочных комиссий соответствующих учреждений государственной архивной службы предложений об установлении и изменении сроков хранения документов;
— участие в подготовке и рассмотрении проектов типовой и примерной номенклатуры дел, перечней документов с Указанием сроков хранения, инструкций по делопроизводству;
|
— проведение инструктажа, консультаций, методического руководства и контроля за деятельностью ЭК.
Экспертиза научной и практической ценности документов должна проводиться систематически. В течение года члены ЭК должны проверять правильность заведения дел в соответствии с номенклатурой дел. В начале года сотрудники структурных подразделений, ответственные за формирование и хранение дел, просматривают и отбирают документы для дальнейшего хранения, а с истекшим сроком хранения выделяют к уничтожению.
Члены экспертных комиссий проверяют правильность проведения этой работы. Правильное определение ценности документов требует знания истории организации, ее функций, задач, структуры, системы делопроизводства, информационных связей с другими организациями.
Значительно облегчает экспертизу ценности документов деление их на три группы:
— основную документацию, наиболее полно отражающую деятельность организации по выполнению основных функций и задач (положения, приказы, планы). Эти документы в основном подлежат постоянному хранению;
— оперативную документацию, содержащую сведения, необходимые для текущей и практической деятельности (документы по бухучету, снабжению и сбыту). Для них устанавливаются временные сроки хранения;
— документы по личному составу (приказы, личные карточки, лицевые счета и др.). Эти документы имеют длительный срок хранения, к ним часто обращаются для наведения справок.
Конкретные сроки хранения документов устанавливаются с помощью специально разработанных и утвержденных архивными учреждениями перечней документальных материалов с указанием сроков хранения различных категорий. В процессе ЭЦД выделяют четыре группы дел:
— постоянного хранения, подлежащие к сдаче в государственный архив;
— длительного хранения в архиве организации (свыше 10 лет);
— временного хранения (до 10 лет);
— подлежащие уничтожению с истекшим сроком хранения. При этом составляется по определенной форме акт о выделении документов к уничтожению.