ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОФОРМЛЕНИЮ




РЕФЕРАТОВ, КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ,

ПОЯСНИТЕЛЬНЫХ ЗАПИСОК К КУРСОВОМУ И ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТАМ

Целью данного раздела является ознакомление студентов с основными требо­ваниями по практическому оформлению различных видов са­мостоятельных работ. Эти требования носят комплексный ха­рактер и должны помочь студенту как в сборе материала и его распределении по разделам, так и в оформлении работы.

7.1. Содержание (оглавление, план) выполняемой самостоятельной работы

Обычно рекомендуется включать в содержание следующие разделы:

А. Введение, где обосновывается актуальность рассматри­ваемой темы или вопроса и ставятся цель и задачи выполне­ния данной самостоятельной работы.

Б. Основная часть работы (по главам, подглавам или разде­лам, подразделам). Например: 1,1.1, 2,2.1, 2.2, 2.3 и т.д.

В. Заключение или выводы и предложения по данной ра­боте.

Г. Список использованных источников и литературы.

Д. Приложения.

Содержание самостоятельной работы может уточняться в процессе консультации с преподавателем и по мере изучения и сбора материалов.

Сначала составляется рабочий план (содержание) работы, по которому студент ведет поиск необходимой литературы.

Рекомендуется следующая последовательность изучения подобранной литературы:

— изучение действующих законодательных актов Российс­кой Федерации в части, относящейся к рассматриваемому воп­росу;

— изучение действующих положений, правил, инструкций;

— изучение специальной экономической литературы (учеб­ников, учебных пособий, монографий, брошюр и т.д.), статей в журналах и газетах.

Вначале необходимо знакомиться с новыми изданиями и лишь после этого, если необходимо, следует обращаться к бо­лее ранним публикациям. Обычно ссылка на ранние работы имеется в каждой серьезной монографии и учебнике.

Записи следует вести на одной стороне отдельных листов, делая точную ссылку на источники, указывая автора книги, ее название, издательство, год издания, количество страниц и номер страницы, с которой студент взял цитату. Например, РА Алборов на с. 5 отмечает, что «аудит представляет собой осу­ществляемую на платной основе по договору предпринимательс­кую деятельность...» (Алборов Р.А. Аудит (методика и практика проведения). — Ижевск: РА «Фон», 1994. — 113 с).

Имея такие записи по основным вопросам работы, сту­денту необходимо их сгруппировать по разделам реферата или контрольной работы.

Использованные источники из книг, журналов, газет с их подробным и правильным описанием позволят без больших проблем составить список использованных источников и лите­ратуры.

Хотелось бы сразу обратить внимание студентов, что пер­вое знакомство с мнением авторов может вызвать несогласие по каким-то вопросам, поэтому собственные мысли желатель­но фиксировать на полях записей. Эти мысли и рассуждения позволят анализировать изученные источники и сформулиро­вать собственное мнение, сделать собственные выводы и вне­сти предложения по рассматриваемому вопросу, что очень вы­соко ценится преподавателями.

Оформление самостоятельной работы

Прочитав рекомендуемую литературу и сделав записи на отдельных листах, вникнув в суть и содержание вопроса рабо­ты (проблемы), уточнив окончательно план (содержание), студент может приступить к написанию работы, составлению таб­лиц, схем, чертежей, списка использованных источников и литературы, титульного листа.

Оформление текста

В настоящее время относительно правил оформления тек­стовых документов действуют стандарты Единой системы конст­рукторской документации (ЕСКД) 2.001-93, 2.105-95, 2.106-68, которые должны точно соблюдаться студентами технических спе­циальностей, а экономисты должны придерживаться ГОСТ Р 6.30-97.

Самостоятельные работы должны выполняться рукописны­ми или машинописными способами на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297 мм) по ГОСТ 9327-60.

По всем сторонам листа должны оставляться поля: левое — не менее 30 мм, правое — не менее 10 мм, верхнее — не менее 15 мм, нижнее — не менее 10 мм. Рамки на полях не выполняются.

Все листы работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами посередине листа вверху. Нумерация страниц начи­нается с титульного листа, но на нем не проставляется, а обыч­но нумеруется 3 страница и далее охватываются все материалы (текст, анкеты, таблицы, рисунки и приложения).

Текст основной части работы делится на главы и подглавы (разделы, подразделы). Заголовки глав пишут прописными бук­вами новой страницы. Заголовки подглав печатают (пишут) с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной). Пере­носы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголов­ка не ставят. Подчеркивать заголовки и писать их в цветном изображении не допускается. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 2—3 интервалам на машинке или 10—15 мм при рукописном выполнении текста.

Ссылки на литературу в тексте оформляются следующим образом: (3, с. 15) или [3, с. 15]. Это означает, что цитата взята с 15-й страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под 3-м номером.

Текст необходимо писать четко и аккуратно черной тушью, черными чернилами или пастой черного цвета.

Вписывать в машинописный текст отдельные формулы, условные знаки необходимо также черной пастой.

Сокращение слов в тексте не допускается за исключением общепринятых (рисунок — рис., год — г., страница — с., руб­лей — р.) и должно соответствовать ГОСТ 7.12-93 «Библиогра­фическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила».

Объем самостоятельной работы определяется преподава­телем и методическими указаниями по выполнению данной самостоятельной работы.

Оформление таблиц

Цифровой материал, как правило оформляют в работе в виде таблиц.

Основные элементы таблицы

Таблица может иметь заголовок. Его выполняют строчны­ми буквами (кроме первой прописной) и помещают над таб­лицей посередине. Заголовок должен полностью отражать со­держание таблицы. Заголовки граф таблицы начинают с про­писных букв, подзаголовки — со строчных, если они состав­ляют одно предложение с заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной бук­вы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препина­ния не ставят. Главное слово заголовка ставят в единственном числе.

Диагональное деление головки таблицы не допускается.

Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, таблицу делят на части, которые переносят на другие листы, помещают на одном листе рядом или одну под другой. При переносе на другой лист заголовок помещают только над пер­вой частью. Если таблицы помещают рядом, в каждой части повторяют головку; при размещении частей таблицы одна под другой повторяется боковик таблицы.

Слово «Таблица», заголовок (при его наличии) и поряд­ковый номер таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, над последующими частями пишут слово «Продол­жение» или, например, «Продолжение табл...», если документ содержит две и более таблицы.

Графу «№ п/п» в головку таблицы включать не рекоменду­ется. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием. Для облегчения ссылок в тексте документа допускается нумерация граф.

Если цифровые данные в графах таблицы выражены в раз­личных единицах физических величин, то в заголовке каждой графы указывают соответствующую единицу физической вели­чины. Если же параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице физической величины (например, в миллиметрах), сокращенное обозначение единицы физичес­кой величины помещают над таблицей.

Цифры в графах таблиц, как правило, располагают так, чтобы классы чисел во всей графе располагались точно один под другим. Числовые значения величин в одной графе долж­ны иметь, как правило, одинаковое количество десятичных знаков.Если цифровые или иные данные в таблице не приводят, то в графе ставят прочерк. Заголовки и подзаголовки граф на пишущей машинке печатают через один интервал.

Таблицы, если их в документе более одной, нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделен­ных точкой. Допускается нумеровать таблицы в пределах всего документа.

Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указанием номера, например: «Таблица 4.1». При наличии заголовка надпись «Таблица...» помещают выше его. Если в документе только одна таблица, то номер ей не при­сваивается и слово «Таблица» не пишут.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно, если она имеет номер, напри­мер: «... в табл. 4.2».

7.2.3. Оформление иллюстраций

К иллюстрациям относят графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.п. Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей, помещенных под иллюстрацией:

1. Условное сокращенное название «Рис.».

2. Порядковый номер в пределах работы, обозначаемый арабскими цифрами без знака «№».

3. Название иллюстрации, отражающее ее основное содер­жание.

Например, Рис. 3. Схема структуры управления молочным подкомплексом АПК Московской области.

При необходимости иллюстрации снабжают пояснитель­ными данными (подрисуночный текст). Если приводится толь­ко одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.

Обычно иллюстрации располагают после первого упоми­нания их в тексте, чтобы было удобно их рассматривать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке. На все иллюстрации, приведенные в тексте и приложениях, необхо­димо делать ссылку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: