Ваши ключевые компетенции 2 глава




Сениза-Левин называет это упражнение «мышцей страсти». Этот опыт помогает людям выяснить, «что это такое — любить свое дело». Начав с пути наименьшего сопротивления, вы уже кое-что поймете.

Например, узнаете, что некоторые вещи совершенно не заслуживают места в списке. Сениза-Левин говорила себе, что с удовольствием шила бы сама — только бы нашлось время! Она часами читала журналы по рукоделию и воображала, какие прекрасные вещи сотворит. И вот, когда в ее жизни был переходный период, она выдернула из списка этот пункт и воплотила его в реальность. «Это был абсолютный кошмар», — сказала она потом. Как только иголка коснулась ткани, она поняла, что такого хобби ей не хочется. «С тех пор я не открыла ни одного журнала по рукоделию». Благодаря этому опыту у нее появилась умственная энергия, которую стало можно направить на другие вещи. Точно так же, если в вашем списке есть пункт «Выиграть “Оскар”» и еще «сыграть в пьесе», и второй вы воплотите, сыграв в постановке «Эвиты» районного драмкружка, но увидите, что этот опыт не перевернул вашу жизнь, то можно будет перестать писать оскаровскую речь.

Но еще важнее тот факт, что, попробовав массу вещей, которые, по вашему мнению, могли бы вам понравиться, вы больше узнаете о себе и о том, что у вас хорошо получается — какие компетенции могут быть ключевыми и какие амбициозные цели стоят ваших усилий. Открытие может вас шокировать. Вот поэтому надо смотреть на вещи непредвзято и пробовать новое.

Вот что случилось с Джеки Камборди из Нью-Мексико. В начале 1990-х годов у нее в списке была достаточно обычная мечта. Она только что бросила курить, набрала вес и весы показали 90 кг при ее росте 163 см. Поскольку она собиралась вскоре выйти замуж, то хотела похудеть, чтобы хорошо выглядеть в свадебном платье. Поэтому она сделала стандартный шаг к этой мечте — записалась в фитнес-клуб. И там на ее долю бывшей курильщицы с лишним весом сразу выпали такие испытания, от которых многие из нас бежали бы бегом.

Первоначальный анализ физической формы потребовал от нее встать на весы в присутствии незнакомых людей (она называет этот опыт «унизительным»). Ей велели не пытаться заняться чем-то интересным, пока она не сбросит вес, и вот она стала день за днем проводить требуемые 30–60 минут на кардиотренажерах. Когда она наконец-то пошла на групповое занятие, одержимая внешностью инструктор по аэробике повела себя так, словно Джеки испортила эстетику помещения, внеся в него свое тело.

Но вот что главное: она не ушла. И дело было не только в настойчивости. Многие люди, мечтающие похудеть, продолжают тренироваться, несмотря на отсутствие искреннего желания. Камборди обнаружила, что обожает тренировки — и особенно групповые занятия. Она нашла более доброжелательного инструктора и продолжала ходить на занятия, наслаждаясь атмосферой спортивного клуба и довольно быстро теряя килограммы. Ей предложили записаться на курсы инструкторов по выходным, чтобы получить сертификат и преподавать самой. Камборди сомневалась на этот счет, но решила попробовать. Она получила сертификат и обнаружила, что из нее вышел прекрасный преподаватель. Она обожала разучивать новые техники и составлять хореографические комбинации. Поскольку сама она в прошлом была курильщицей с лишним весом, то с пониманием относилась к людям с самыми разными фигурами, и ее занятия стали привлекать очень много народа (даже после того, как сама она похудела, сбросив в итоге около 30 кг).

Все это время она продолжала ходить на работу — заниматься привлечением средств в некоммерческой организации. Но, проработав весь день, она проводила занятие по аэробике, возвращалась домой и рассказывала мужу исключительно об этом. Очевидно, она наткнулась на свою ключевую компетенцию. И тогда она составила список вещей, о которых мечтает в мире фитнеса. Что было главным в этом списке? Открыть свою фитнес-студию. Через несколько лет она перерезала ленточку перед дверью новой фитнес-студии Santé в Санта-Фе.

Однако даже добившись этой цели, она сознательно сосредоточилась на своей ключевой компетенции — занялась групповым фитнесом и постаралась привлечь к нему людей с самыми разными фигурами. В ее студии нет дорогих кардиотренажеров. И она небольшая — всего одно помещение с «милыми аксессуарами для фитнеса». Вместо того, чтобы сделать свой салон больше похожим на фитнес-клуб, Камборди собирается открыть второй с похожей моделью. Шесть ее преподавателей предлагают йогу и танцы, а также занятия для детей и пожилых людей. Сама Камборди преподает 15 часов в неделю. Не так давно она выпустила свой первый DVD под названием «Йога в реальном мире. Реальные люди с реальными телами», на котором можно увидеть формы и размеры, каких не бывает в модных журналах. Но персональными тренировками она не занимается. На них можно хорошо заработать, однако это не относится к ее ключевым компетенциям. «Каждый раз, когда я отходила от этого принципа и давала несколько частных уроков, мне это страшно не нравилось, — говорит она. — Это уводит от других вещей, которыми я хочу заниматься в жизни».

Порой эти вещи включают волонтерскую работу. И здесь она тоже сосредоточилась на своих ключевых навыках. Какое-то время Джеки, по ее словам, «считалась в Санта-Фе “королевой разминки”» — воодушевляла людей перед благотворительными соревнованиями по спортивной ходьбе. Поскольку начальная школа ее дочери не обеспечивает уроков физкультуры, если родители не соберут на них средства, она устраивает ежегодный танцевальный вечер для жителей района. Она учит школьников танцевальным движениям (например, номеру из мюзикла «Лак для волос»), преподает ту же комбинацию посетителям своей студии, а потом учит всех жителей района, которые приходят на вечер. Потом все танцуют вместе. Это мероприятие принесло 3000 долларов за один вечер, и, кроме того, фитнес-студия Santé показала себя сотням потенциальных клиентов, за что Камборди не считает нужным извиняться. «Если ваша общественная работа может помочь бизнесу, пусть поможет», — говорит она.

Кроме того, она пытается сосредоточиться на своих ключевых компетенциях в семейной жизни — с мужем и двумя дочерьми она занимается собственным «групповым фитнесом» (например, все вместе отправляются на долгую прогулку). Конечно, просто заботиться о дочерях — уже ключевая компетенция, и она старается не навязывать им свои интересы. Однако она ведет список вещей, которые обожает и ненавидит делать, и старается по максимуму «избавиться от неприятных вещей». По ее наблюдениям, это особенно трудно для людей, которые занимаются воспитанием детей, потому что «не скажешь ведь, что я ненавижу смотреть, как команда моей дочери играет в софтбол». Однако если признаться в этом себе, можно как-то справиться. Например, вы сходите на несколько игр, но вложите больше времени в какую-то другую деятельность, которая относится к вашим ключевым компетенциям.

Я думаю, история Камборди поучительна, поскольку, несмотря на то, что в прошлом она много занималась музыкальным театром, все равно нужно много воображения, чтобы посмотреть на бывшую курильщицу с лишним весом, которая занимается привлечением средств в некоммерческой организации, и признать «групповые занятия фитнесом» ее ключевой компетенцией. Это такой же смелый шаг, как признать, что лауреат Нобелевской премии по химии может оказаться действительно хорошим поэтом. Вот почему надо продолжать пробовать и отмечать, какова была ваша реакция, что вы узнали из каждого опыта, что можно вычеркнуть из списка и что делает вас «почти ненасытными», как говорит Камборди, в стремлении к новым знаниям.

Возможно, у вас, как у успешной современной корпорации, найдется не больше пяти-шести ключевых компетенций. В широком смысле, большинство ключевых компетенций укладывается в определенные категории. Если вы занимаетесь подходящей работой или работами, что описано в следующей главе, тогда суть вашей оплачиваемой работы и будет ключевой компетенцией. Забота о членах семьи и близких друзьях — тоже ключевая компетенция. Никто не может справиться с ней так, как вы, хотя, возможно, в этой широкой группе занятий есть виды деятельности, которые вам удаются лучше остальных. Я всю жизнь являюсь убежденным независимым профессионалом, и поэтому мне плохо удается учить сына слушать указания и хорошо вести себя в группе. Однако у воспитателей в детском саду, которые делают это профессионально, получается отлично. С другой стороны, я хорошо рассказываю истории. В идеале ваши занятия на досуге тоже должны быть основаны на ключевых компетенциях — вещах, которые удаются вам лучше всего и которым вы готовы посвятить достаточно времени и усилий, чтобы сделать их значимыми. Максимум от жизни получают те люди, которые тратят максимум времени на эти ключевые компетенции и минимум — на другие вещи.

К сожалению, если вы похожи на большинство людей, то, проанализировав свое распределение времени с учетом этой мысли, совершите отрезвляющее открытие. Многие из нас тратят долгие часы на работе на вещи, не имеющие отношения к нашим ключевым компетенциям. Дома мы тоже посвящаем гораздо больше времени текущим делам и домашней работе (которые обычно не являются нашими ключевыми компетенциями) вместо того, чтобы уделять внимание семье. На досуге мы очень много смотрим телевизор и ходим по магазинам. Мало кто считает эти вещи значимыми или важными.

В следующих главах мы обсудим, как это изменить — сначала на работе, а потом и дома. Это будет нелегко. Но важнее всего помнить, что у вас есть выбор, как проводить 168 часов, и больше времени, чем вы думаете. Если вы знаете, что хотите сделать со своими 168 часами, у вас появляется огромная сила. Когда компании действуют с таким же ясным стратегическим намерением, они преуспевают. Когда это делают люди, они преуспевают тоже.

 

Разбиваем время на категории

 

 

Когда вы заполните журнал учета времени, приведенный в конце первой главы, пройдитесь по нему и распределите записи по категориям. Наиболее распространенные категории включают уход за собой (включая сон), домашние дела, покупку товаров и услуг, заботу о домашних или помощь им, работу и связанные с ней вещи, досуг (включая телевидение), физические упражнения, а также «иное». Однако вы можете использовать собственные категории. Запишите, сколько времени вы тратите за день и за неделю на все основные категории, которые имеют для вас значение.

Всего за день

 

 

Всего за неделю

Подкатегории

Место ниже предназначено, чтобы разбить главные категории на подкатегории. Например, уход за детьми можно подразделить на физический уход, игры, образование и чтение. Домашнюю работу можно разделить на стирку, приготовление еды, уборку, уход за газоном и так далее. Работу тоже можно разделить на разные виды деятельности (телефонные звонки, встречи, презентации, переписка по электронной почте, тушение пожаров или какие угодно вещи, которыми вы занимаетесь).

 

100 вещей, о которых вы мечтаете

 

 

Что бы вы хотели сделать за свои 168 часов? Ниже запишите как можно больше вещей, которые вы хотели бы совершить в своей жизни. Вычеркните то, что уже сделали, и отметьте, какие чувства вы при этом испытали. Пусть размер страницы вас не ограничивает и список будет настолько длинным, насколько вам хочется.

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

Ваши ключевые компетенции

 

 

Попробовав достаточно разных видов деятельности и оглядываясь на свою жизнь, возможно, вы начнете видеть определенные тенденции. Ответьте на два вопроса ниже.

 

Какие вещи я делаю лучше всего, в то время как другие не могут дотянуться до моего уровня?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

На какие вещи я трачу время, в то время как другие могли бы сделать то же самое или лучше?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

ЧАСТЬ II

 

НА РАБОТЕ

 

∙ 3 ∙

 

Подходящая работа

 

Когда в 1996 году я первый раз беседовала с морским биологом Сильвией Эрл, она находилась на расстоянии 8 километров от берега Флориды и в 18 метрах под водой. А я, слава небесам, нет. Эрл, штатный исследователь Национального географического общества, говорила со мной по стационарному телефону с «Водолея», подводной базы площадью 80 кв. м с двухъярусными кроватями и доступом в Интернет, где она изучала здоровье коралловых рифов рядом с Ки-Ларго и их обитателей.

«Прямо сейчас на меня смотрит барракуда, — сказала Эрл, глядя в иллюминатор. — Мы провели небольшую инвентаризацию и нашли на 300 метрах пятьдесят видов живых организмов». Она описала серебряных тарпонов, красных карангов и «буквально облака, завесы из маленьких рыбок, похожих на монетки». Оказалось, что оттуда, с восемнадцати метров под водой, можно было видеть полную луну так, как ее видят рыбы, — тусклый свет зачаровывает кораллы, у них начинается нерест, и тогда «небеса разверзаются под водой».

Поразительный образ. Но еще более поразительной мне, тогда 19-летней, показалась радость в грубоватом голосе Эрл. В то время ей было 62 года — сегодня это средний возраст выхода на пенсию в США. Но и спустя 40 лет изучения океанов — 40 лет ненормированных рабочих дней, охоты за проектами, поиска фондов, изнурительных переездов, борьбы с откровенным сексизмом в научном сообществе и сочетания карьеры с воспитанием троих детей — Эрл не могла говорить о работе без улыбки. Эта любовь видна в строках «Моря перемен» (Sea Change), мемуаров, которые она написала за несколько лет до нашего разговора. Когда ей было три года, огромная волна на берегу Нью-Джерси сбила ее с ног. И все же, пишет Эрл, «меня неудержимо тянуло сначала к прохладному, зеленому Атлантическому океану, а потом к Мексиканскому заливу, теплому и голубому, который служил мне задним двором и площадкой для игр в годы первых открытий, а за ними — и к другим океанам… “Влечение к погружению” проявилось у меня очень рано и сохраняется по сей день, закаленное тысячами часов под водой и от этого еще более неодолимое». И этих часов под водой насчитывается уже 7000, не считая времени в душе, сказала мне Эрл, когда я разыскала ее в 2009 году, чтобы взять интервью для этой книги, — «и каждый час вызывает у меня еще больше восторга, чем предыдущий».

Когда я брала у нее первое интервью, я как раз пыталась понять, что делать со своей жизнью, и эта любовь меня заинтриговала. Хотя главной мыслью Эрл в том интервью 1998 года был призыв к сохранению океанов, в ее словах, словно ракушка, прицепившаяся к кораблю, скрывался второй смысл: если правильно выбрать дело жизни, ваши труды могут привести к волшебству. Каждый отчетный час может стать источником радости.

Ради этой идеи я решила включить в эту книгу главу о «подходящей работе» и сделать ее первой в разделе «Работа». Я знаю, что связь этой темы с организацией времени и продуктивности, возможно, неочевидна. Как отметили в издательстве, когда мы обсуждали идеи для глав, это не пособие по профориентации. Я не планирую задавать вам серию вопросов, а затем заключить на основании вашего типа личности, что из вас выйдет отличный бухгалтер, или, как показал один мой тест, либо романист, либо ветеринар.

Кроме того, я не могу рассказать, как найти и получить подходящую работу, хотя, откровенно говоря, это может не каждый коуч, который дорого берет за такого рода мудрость. Недавно я была на конференции, где специалист по подбору персонала заявил нам, что даже на падающем рынке компаниям нужны люди в отделы продаж, а консультант по карьере, к которому я обратилась, когда хотела выйти на новый профессиональный уровень, сообщил, что люди часто находят работу благодаря связям и знакомством. Вот, получите — этот совет обошелся вам не дороже, чем стоимость книги.

Вместо этого скажу следующее: я включила в книгу главу о подходящей работе, потому что в контексте общей организации жизни этот вопрос имеет огромное значение.

Мы тратим на работу много времени. Все-таки не львиную его долю, но, тем не менее, много. Как и в случае с подходящим супругом, если работа выбрана верно, вы обеспечите себе массу энергии на все 168 часов.

Если вы любите свое дело, то, конечно, будете работать с большим энтузиазмом. Когда я вновь связалась с Сильвией Эрл в 2009 году, она в свои 73 года собиралась на полуостров Юкатан в Мексике изучать китовых акул, а еще в Австралию — исследовать рифы. Кроме того, она заканчивала книгу под названием «Этот мир голубого цвета» (The World Is Blue), только что поработала с Google над добавлением океанов в Google Earth и летала по всей планете, агитируя за создание морских резерватов — она выиграла премию TED в сумме 100 000 долларов на финансирование этого проекта. Кроме того, Эрл участвовала в деятельности основанной ею компании Deep Ocean Exploration and Research, которая занимается консалтингом в области подводных работ.

Но вот что поразительно: если вы любите свое дело, у вас будет больше энергии и на остальную жизнь. Допустим, вы пытаетесь сделать карьеру, одновременно воспитывая маленьких детей. В этом случае у вас будет больше сил на семью, если вы 50 часов в неделю занимаетесь любимым делом, чем если тратите 30 часов на ненавистную работу. Или, по крайней мере, у вас будут лучше выходить поделки — Эрл вспоминает, что часто просила детей делать слайды водорослей.

Я утверждаю, что подходящая работа много значит, несмотря на то, что когда я пишу эти строки, «Четырехчасовая рабочая неделя» Тима Феррисса находится в списке деловых бестселлеров уже два года. Феррисс принижает идею работы мечты. Как он пишет, «для большинства людей… лучшая работа — та, на которую уходит меньше всего времени. Огромное большинство людей никогда не найдут работу, которая может стать нескончаемым источником удовлетворения, поэтому такой цели здесь не будет. Цель — освободить время и сделать доход автоматическим».

Он определенно затронул чувствительную струну — возможно потому, что многие люди не в восторге от своей работы. В конце 2006 года Harris Interactive провела опрос по заказу CareerBuilder.com, в котором участвовали 6169 сотрудников, работающих на полную ставку. По данным этого опроса, 84% не занимаются работой своей мечты (хотя есть много доказательств, что большинство людей не чувствуют себя несчастными). Возможно, кому-то действительно лучше последовать рецепту из «Четырехчасовой рабочей недели» — запустить автоматизированный онлайн-бизнес, а в свободное время пуститься в приключения.

Но в целом, я думаю, отдавать «потехе время, а делу час» так же скучно, как и в противоположном случае. И есть доказательства, что большинство людей со мной согласятся. Несмотря на популярность телешоу о богатых и неработающих, таких как «Настоящие домохозяйки Нью-Джерси», общий демографический опрос 2002 года показал: большинство людей хотели бы работать в той или иной форме, даже если это было бы не обязательно. Если погрузиться в значимое профессиональное занятие, будь то создание компании, чья продукция облегчит жизнь людям, совершение научных открытий, до которых еще никто не додумался, или сочинение симфоний, можно получить много счастья. Более того, если у вас, как у Эрл, подходящая работа, то изучать океаны 4 часа в неделю покажется настоящей пыткой.

Я не могу сказать, какова для вас работа мечты, но могу сказать, какие у нее будут свойства на нашем развивающемся рынке труда — в соответствии с исследованиями на тему счастья и креативности. Я могу сказать, что помимо простого удовлетворения, подходящая работа повлияет на остальную часть 168 часов, и тому есть подтверждения. Я также могу сказать, что шансы получить идеальную работу от других людей минимальны. Придется вложить часы в ее создание — так, как это делают предприниматели, и неважно, работаете вы на себя или на других. Еще я могу предложить вам несколько вопросов, которые стоит задать себе о работе, чтобы понять, насколько она близка или далека от подходящей, поскольку если она далека, связь с управлением временем будет еще очевиднее. Как бы резко это ни звучало, если вы не работаете на подходящей работе — той, которая приближает вас к желаемому месту в жизни, — то тратите практически все рабочее время впустую. Вы можете эффективно проводить встречи или выторговать себе отличный гибкий график, но в чем смысл? Вы потратите на нелюбимое дело 40 часов вместо 50. Возможно, за эти 40 часов вы сделаете хорошие вещи — заработаете денег для семьи или улучшите общество, но в мире есть и другая общественно полезная и достойно оплачиваемая работа. Если вы выберете занятие, которое не приносит вам счастья, это не прибавит вам бонусов и добродетели. Лучше создать себе такую жизнь, в которой не придется списывать никакое время на неизбежные обязанности.

Создание подходящей работы — это первый шаг к использованию рабочих часов самым эффективным способом.

 

Как выглядит подходящая работа?

 

 

При всей тоске, которую может вызвать работа, сама возможность задаться вопросом о том, что мы хотим сделать со своей жизнью — с ее рабочей частью из 168 часов — невероятная роскошь. Еще несколько поколений назад такие вопросы в нашем обществе просто не задавались. Недавно я писала рецензию на книгу, автор которой рассказывал, как его дедушка 40 лет проработал в каменоломне. И это не было наказанием за правонарушения. Это была просто работа, доступная при его навыках и образовании, которая позволяла достаточно зарабатывать, чтобы прокормить семью. Поэтому он десятки лет подряд выходил на смену.

Теперь, как говорит Эрл, «мы живем в стране, где есть свобода следовать за своей мечтой». И по данным Бюро переписи населения США, мало того, что 85% американцев прошли полный курс средней школы, — почти трое из десяти в возрасте старше 25 лет окончили вуз. Экономика стала более разнообразной. И изобилие выбора, которое получают молодые мужчины и женщины, может парализовать. Глядя этим утром из окна на небоскребы Манхэттена, я вижу штаб-квартиры Pfizer, Citigroup и ООН, в каждой из которых найдется место для сотен профессий, а внизу работают кафе и химчистки, полицейские регулируют дорожное движение у тоннеля Куинс — Манхэттен, ремонтная бригада проверяет крышу многоквартирного дома через дорогу, а командир баржи ведет огромное судно на север по Ист-Ривер.

Однако при таком изобилии занятий удивляет не то, что 84% людей, трудящихся на полную ставку, не получили работу мечты, и не то, что мы довольно часто меняем работу. Я состою в комитете по карьере совета выпускников Принстонского университета. Наш недавний неформальный опрос показал, что из выпускников, приближающихся к 25-й годовщине окончания университета, 72% сменили работу три или более раз, а 41% — пять или более раз. Только 6,6% людей остались на той же работе, куда пришли, получив диплом окончив университет. Удивляет же тот факт, что по данным общего демографического исследования 2002 года, которые приводит президент Американского института предпринимательства Артур Брукс, 89% взрослых, работающих больше 10 часов в неделю, весьма или отчасти удовлетворены своей работой. Другими словами, хотя большинство людей трудятся не на работе своей мечты, все же им удалось пощупать достаточно персиков на прилавке нынешней экономики, чтобы выбрать что-то, не совсем уж неподходящее.

Исходя из этого, я решила посвятить главу оптимизации — использованию факторов, которые, по данным социальных наук, содействуют высокой результативности, чтобы сделать рывок от хорошей работы к подходящей.

Оказывается, подходящая работа имеет конкретное определение, которое можно найти в статье Терезы Амабиле «Как стимулировать креативность в организациях», опубликованной в California Management Review. Амабиле, профессор Гарвардской школы бизнеса, изучала эту тему десятилетиями. Она пишет: «Делайте то, что любите, и вы полюбите то, что делаете».

Клише из речи на выпускной церемонии? Может быть, но в этом утверждении Амабиле объединены две идеи, подтвержденные результатами исследований. Во-первых, «делайте то, что любите», подразумевает работу, которая «хорошо соответствует вашим умениям, навыкам творческого мышления и сильнейшим внутренним мотивациям». Внутренняя мотивация означает, что вам нравится суть работы сама по себе. А «вы полюбите то, что делаете», подразумевает «рабочую среду, которая позволит сохранить сосредоточенность, поддерживаемую внутренними мотивациями, и одновременно поддержит вас в разработке новых идей».

Другими словами, подходящая работа позволяет по максимуму использовать ваши ключевые компетенции — вещи, которые вы делаете лучше всего и которыми наслаждаетесь, — и соответствует определенным условиям, включая независимость и амбициозные задачи, для решения которых необходимы все ваши способности.

Первая часть — важность внутренней мотивации — подтверждается несколькими исследованиями. Для одного из них Амабиле с коллегами попросила группу начинающих литераторов написать стихотворения, которые должны были оценить эксперты. Но прежде чем писать, участники эксперимента ответили на вопросы о мотивации, которая привела их в профессию. Амабиле обнаружила, что те, кого спрашивали об удовольствии от создания произведения, которым можно гордиться (то есть о внутренней мотивации), получили более высокую оценку, чем те, кого спрашивали о желании стать богатыми и знаменитыми (то есть о внешней мотивации). Это не значит, что хотеть стать богатым и знаменитым — плохо, так же как нет ничего плохого в попытках начальников вытянуть из подчиненных наилучшие результаты с помощью пиццы, премий или других взрослых эквивалентов школьных оценок. На каком-то уровне внешнее подкрепление в виде оплаты необходимо в нашем капиталистическом обществе. Только вот лучшая работа — имеющая самое большое значение — добывается из какого-то другого источника мотивации. Или, как однажды сказала своему агенту поэтесса Энн Секстон: «Я обожаю деньги, не стоит ошибаться на этот счет, но прежде всего я хочу писать хорошие стихи».

Вероятно, в вашей жизни вы наблюдали этот источник мотивации. Часто, как в случае Сильвии Эрл, которая называет океаны своей «игровой площадкой» и «задним двором», он связан с вещами, которые мы очень любили в детстве. Хотя, по данным сайта Career-Builder.com, «работа мечты» есть менее чем у одного из шести американцев, более 35% пожарных сказали, что их работа именно такая. Я уверена, это связано с тем фактом, что 41% пожарных в детстве хотел тушить пожары.

Глядя на список «100 вещей, о которых я мечтаю», подумайте, есть ли среди его пунктов такие, которые напоминают о детских играх и занятиях, поглощавших блаженные часы в те времена, когда не надо было беспокоиться об оплате счетов или мнении коллег. Я, например, всегда любила писать. Я сочиняла и иллюстрировала книги с детского сада. Когда мне было скучно в старших классах, по вечерам я десятками писала рассказы. Они были не очень-то хороши, что осложняло ситуацию, поскольку с объективной точки зрения мне лучше удавались другие предметы, такие как математика. Но я никогда не царапала дифференциальные уравнения в тетрадях ради удовольствия. К счастью, я поняла это до того, как стала посредственным и несчастным преподавателем математики.

Однако при этом мне нравится писать о науке. Около года я вела ежедневную колонку на веб-сайте Scientific American, которая называлась «Где они сейчас?» и была посвящена финалистам конкурса научных талантов Westinghouse (сейчас это конкурс научных талантов Intel). В ежегодном соревновании, проходящим с 1942 года, участвуют независимые исследовательские проекты старшеклассников, и по его результатам отбирают 40 финалистов. Я проследила за жизнью и карьерой этих людей и обнаружила, что те их них, кто рассказывает о своей работе с настоящим благоговением, непременно проявляли признаки внутренней мотивации уже в детстве.

Например, Илан Кру, ныне профессор аэронавтики в Стэнфорде, рос в сельском районе Орегона в 1960-е годы. Все детство он мечтал о летательных аппаратах и однажды даже сконструировал дельтаплан из бамбуковых палок, скотча и пластика. Вместе с друзьями он принес приспособление на молочную ферму неподалеку, сбежал с холма и взлетел на пару метров над землей, а потом свалился. «Любое приземление, после которого можно было уйти пешком, считалось хорошим», — сказал мне Кру.

К счастью, он пережил этот эксперимент, и в старших классах заручился помощью исследовательской программы Научно-промышленного музея Орегона в Портленде, чтобы создать усовершенствованную аэродинамическую трубу, которая помогла бы ему понять аэродинамику полета. Но была одна проблема — предмет, который тестировали в аэродинамической трубе, надо было закреплять, чтобы он оставался на месте в движущемся воздухе. Однако поддерживающая структура влияла на воздушный поток и искажала данные.

Чтобы решить эту проблему, Кру построил аэродинамическую трубу, внутри которой были закреплены магниты. Фотодатчик следил за испытываемым объектом и посылал сигналы, чтобы менять магнитное поле и с его помощью удерживать объект на одном месте без поддерживающей структуры. Эта разработка обеспечила ему место в финале конкурса Westinghouse в 1974 году, и, добившись такого успеха, дальше он шел только вперед. Он получил докторскую степень по аэронавтике и за годы создал массу инноваций, которые использовала Boeing и другие компании, — всегда учитывая практическую сторону полетов и часто пытаясь сделать больше меньшими средствами. Одно из его самых поразительных творений — транспортное средство под названием «планер с ножным стартом», который бельгийская компания Aériane зарегистрировала как SWIFT. В некотором отношении это более элегантное решение проблемы, с которой он пытался справиться на молочной ферме, — создать летательный аппарат без раздражающего шума двигателя. В детстве никто не платил ему за труд над этой задачей. Он взялся за работу просто потому, что ему этого хотелось. Ему нравилась суть этого дела сама по себе. И когда я попросила Кру описать полет на SWIFT, в его голосе зазвучала такая же радость, как в голосе Эрл, когда она рассказывала о своей игровой площадке — океане. «Наверное, я не смогу описать это должным образом», — сказал Кру. Но «полет со скоростью птиц… в абсолютной тишине, когда ты смотришь вниз и видишь горы и пустыни в двух с половиной километрах под собой, не похож ни на какой другой полет… Это абсолютно потрясающе».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: