Церковность, законообязательность.




БИЛЕТ 1

1). Понятие догмата. Свойства догмата: теологичность, богооткровенность,

церковность, законообязательность.

Само слово «догмат» происходит от греческого глагола doktin, что буквально означает «думать», «полагать», а слово «догмат» происходит от перфекта глагола («dedogme»), что можно перевести на русский язык как «определено », «установлено». Термин «догмат» использовался в античной греческой философии, где под понятием «догмат» понимались философские аксиомы, т, е. постулаты, не требующие доказательств, на которых строится философская система. У апостола Павла в его посланиях слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте.Такое понимание догматов было характерно для христианской Церкви II, III и начала IV веков. Изменение смысла этого термина происходит в IV веке, когда некоторые отцы, стремясь систематизировать христианское учение, начинают проводить различия между вероучительными и нравоучительными истинами. В результате термин «догмат» закрепляется за истинами вероучительными. В дальнейшем объем этого понятия был еще более редуцирован, под догматами стали понимать исключительно те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах.

 

Догмат –богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры. Существенными свойствами догматов являются их теологичность, богооткровенность, церковность и законообязательность. Теологичность («вероучительность»)- свойство догматов по содержанию. Оно означает, что догмат содержит в себе учение о Боге и Его домостроительстве, т. е. главный предмет, о котором говорит нам догмат — это Бог, а все остальные предметы, которые присутствуют в содержании догмата, т. е. человек или мир, находят себе здесь место лишь постольку, постольку, они имеют отношение к Богу. Этим догматы отличаются от других истин христианства, т. е. истин нравоучительных, литургических, канонических и т. д. Догматы суть истины веры, которые стоят выше человеческого опыта и превышают познавательную способность человеческого разума, поэтому дать им твердую опору и возвести их на степень несомненной достоверности может только Божественное Откровение.

 

Бо­го­от­кро­вен­ность – есть свой­ст­во дог­ма­тов по спо­со­бу их по­лу­че­ния, т.е. дог­мат не есть плод дея­тель­но­сти ес­те­ст­вен­но­го че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, а ре­зуль­тат Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния. Лю­бые на­уч­ные и фи­ло­соф­ские ис­ти­ны в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни яв­ля­ют­ся от­но­си­тель­ны­ми и по ме­ре раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го зна­ния мо­гут ли­бо от­вер­гать­ся, ли­бо из­ме­нять­ся. Дог­ма­ты, как ос­но­ван­ные на Бо­же­ст­вен­ном От­кро­ве­нии, аб­со­лют­ны и не­из­мен­ны. Цер­ков­ность – есть свой­ст­во дог­ма­тов по спо­со­бу их су­ще­ст­во­ва­ния. Оно оз­на­ча­ет, что толь­ко Все­лен­ская Цер­ковь на сво­их Со­бо­рах мо­жет при­знать за той или иной хри­сти­ан­ской ис­ти­ной ве­ры дог­ма­ти­че­ский ав­то­ри­тет и зна­че­ние. По­это­му апо­стол Па­вел на­зы­ва­ет Цер­ковь «стол­пом и ут­вер­жде­ни­ем ис­ти­ны ». Толь­ко Цер­ковь, как хра­ни­тель­ни­ца Пре­да­ния, спо­соб­на к пра­виль­но­му ис­тол­ко­ва­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния, и ус­та­нав­ли­вать за той или иной ис­ти­ной От­кро­ве­ния зна­че­ние не­из­мен­но­го пра­ви­ла ве­ры. За­ко­но­обя­за­тель­ность – это свой­ст­во ха­рак­те­ри­зу­ет от­но­ше­ние хри­стиа­ни­на к дог­ма­там и их со­дер­жа­нию. Фор­маль­ная за­ко­но­обя­за­тель­ность дог­ма­тов про­яв­ля­ет­ся в том, что при­зна­ние ис­тин­но­сти дог­ма­тов – это обя­за­тель­ность всех чле­нов Церк­ви. Но она обу­слов­ле­на их со­те­рио­ло­ги­че­ской за­ко­но­обя­за­тель­но­стью, т.е. дог­ма­ты име­ют не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние к че­ло­ве­че­ско­му спа­се­нию, это фун­да­мент. на ко­то­ром стро­ит­ся ду­хов­ная жизнь хри­стиа­ни­на.

 

28). О Боге как Творце мира. Участие всех Лиц Пресв.Троицы в деле творения.

Пр. дог. Бог. учит, что Бог является Первопричиной, бытия мира, всей совокупност конечного бытия, существующего в пространстве и во времени. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3). Творение мира, как факт, признается в той или иной форме, практически, всеми религиозными и философскими учениями, за исключением материализма. Однако понимание сущности творения между различными религиозными системами имеет место значительные различия. Дуализм: Классическими примерами дуалистического взгляда на творение являются: во-первых, дуализм греческой античной философии. Здесь творение мыслится, как результат воздействия Божества, активного начада на извечно существующую наряду с Божеством материю, т. е. признается совечность двух иноприродных начал (Платон, Аристотель). В отличие от греческой философии, в восточных учениях, например, в персидских, сирийских, для которых также характерны дуалистические представления, начала, лежащие в основе мироздания, мыслятся как паритетные и противоборствующие: доброе и злое(зороастризм)

 

Пантеизм Сущность пантеизма состоит в отождествлении мира и Бога. Пантеизм либо отождествл Бога с природе, либо, мир в Боге. Наиболее распространенное пантеистическое учение – это учение об эманации(неоплатонизм). Сущность христианского учения о творении состоит в том, что Бог создал этот мир из ничего. Бог, поскольку Он есть абсолютная Личность, не нуждался для сотворения мира ни в каком материале и весь мир создал Своей воли.

Существуют косвенные указания Свщ. Писания на сотворение мира из ничего. В Быт. 1,1 сказано, что Бог сотворил небо и землю. Здесь употреблен глагол еврейский «бара», которое может иметь два значения: во-первых, значение сотворения из ничего, создание ранее несуществовавшего; во-вторых, значение творения из какого-то материала. Но поскольку сказано, что земля была безвидна и пуста, то следует признать, что в Быт. 1, 1 этот глагол употреблен именно в значении тварения «из ничего». Кроме того, Свщ. Писание нигде не говорит о совечности мира и Бога. Само наименование «вечный» в Свщ. Писании прилагается только к Самому Божеству или к Божественным свойствам.

У казания на участие в творении мира каждого из Лиц Пресвятой Троицы. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Глагол «бара» – в единственном числе, слово «Бог»(«Елогим») стоит во множественном числе, что указывает на множественность Лиц, участвующих в творении. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32, 6). Под «словом» святые отцы понимают Слово Божие, а под «духом уст» – Духа Святого. Указание на Бога Отца, как Творца мира: «Но у нас один Бог Отец, из которого все» (1 Кор. 8, 6). Молитва христиан Иерусалимской общины по поводу освобождения из темницы ап. Петра: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!» (Деян. 4, 24). О Сыне Божием: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3). Эти слова Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое». Слова эти сказаны о Сыне Божием.

О Святом Духе (Кол. 1, 16): «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Быт. 1, 2) Слово «носился»….. «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103, 30). Дух Святой, по учению святых отцов, является совершителем творения. Духа Святого называют также Творцом новой твари. Например, Господь говорит в беседе с Никодимом: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

 

БИЛЕТ 2

2). Догмат и догматическая формула. Догмат и его истолкование. Догматические системы.

Соб­ст­вен­но дог­мат – это со­дер­жа­ние, са­ма он­то­ло­ги­че­ская ис­ти­на, ко­то­рая со­дер­жит­ся в дог­ма­те, а дог­ма­ти­че­ская фор­му­ла – это сло­вес­ное вы­ра­же­ние он­то­ло­ги­че­ской, ве­ро­учи­тель­ной ис­ти­ны, как бы ска­зать, язы­ко­вая плоть, в ко­то­рую об­ле­ка­ет­ся ис­ти­на. Хо­тя сам дог­мат по сво­ему со­дер­жа­нию ни­ка­ко­му из­ме­не­нию не под­ле­жит, дог­ма­ти­че­ские фор­му­лы в прин­ци­пе мо­гут из­ме­нять­ся. На­при­мер, II Все­лен­ский Со­бор до­пол­нил и пе­ре­ра­бо­тал Сим­вол, ко­то­рый был при­нят на I Все­лен­ском Со­бо­ре, са­мо со­дер­жа­ние дог­ма­та о Пре­свя­той Трои­це при этом, ес­те­ст­вен­но, не из­ме­ни­лось. Ко­гда свя­тые от­цы Церк­ви ве­ли борь­бу за чис­то­ту Пра­во­слав­ной ве­ры, они вы­ну­ж­де­ны бы­ли вы­ра­бо­тать спе­ци­фи­че­скую тер­ми­но­ло­гию. Час­то эти тер­ми­ны не встре­ча­ют­ся на стра­ни­цах Пи­са­ния, не яв­ля­ют­ся за­им­ст­во­ван­ны­ми из бо­го­дух­но­вен­ных книг, но тем не ме­нее они по­зво­ля­ют чет­ко вы­ра­зить бо­го­от­кро­вен­ную ис­ти­ну сред­ст­ва­ми че­ло­ве­че­ско­го язы­ка. Та­ких тер­ми­нов мож­но при­вес­ти до­воль­но мно­го. Са­мый рас­про­стра­нен­ный – это «Трои­ца», тер­мин, вве­ден­ный свя­ти­те­лем Фео­фи­лом Ан­ти­охий­ским во вто­рой по­ло­ви­не II ве­ка, это и тер­мин «еди­но­су­щие», вве­ден­ный I Все­лен­ским Со­бо­ром, и мно­гие дру­гие тер­ми­ны: Бо­го­ро­ди­ца, Бо­го­че­ло­век.

 

Догмат не есть магическая формула, повторяя которую можно добиться каких-то плодов в духовной жизни, но он должн быть человеком так или иначе осмыслен. Суть истолкования догмата состоит в том, чтобы раскрыть содержание догмата, не изменив и не исказив самой вероучительной истины.Основным принципом этого является следование Божественным отцам. По словам прп. Викентий Лиринский в период между III и IV Вселенскими Соборами при истолковании божественных догматов нужно пользоваться теми же методами, которые применяются к истолкованию Священного Писания, т. е. их понимание должно находиться в контексте Священного Предания Церкви.

 

Дог­ма­ти­че­ские сис­те­мы - Это спо­соб из­ло­же­ния, в ко­то­ром все от­дель­ные ис­ти­ны и по­ло­же­ния пред­став­ля­ют со­бой час­ти, свя­зан­ные в еди­ное це­лое. К дог­ма­ти­че­ским сис­те­мам предъ­яв­ля­ют­ся сле­дую­щие тре­бо­ва­ния: Во-пер­вых, от­сут­ст­вие внут­рен­них про­ти­во­ре­чий, во-вто­рых, про­ве­де­ние чет­кой гра­ни­цы в про­цес­се из­ло­же­ния ме­ж­ду соб­ст­вен­но дог­ма­та­ми и бо­го­слов­ски­ми мне­ния­ми. Кро­ме то­го, пред­по­ла­га­ет­ся, что дог­ма­ти­че­ская сис­те­ма долж­на пред­став­лять со­бою не про­сто на­бор свя­то­оте­че­ских и биб­лей­ских ци­тат по то­му или ино­му дог­ма­ти­че­ско­му во­про­су, но и ав­тор­ский текст, оп­ре­де­лен­ный ком­мен­та­рий, в ко­то­ром ав­тор пы­та­ет­ся ос­мыс­лить со­дер­жа­ние дог­ма­ти­че­ских ис­тин. Боль­шин­ст­во дог­ма­ти­стов при­дер­жи­ва­ют­ся сле­дую­ще­го прин­ци­па по­строе­ния дог­ма­ти­че­ских сис­тем: о Бо­ге в Са­мом Се­бе, и о Бо­ге в Его яв­ле­нии тва­ри т.е как Твор­це, Про­мыс­ли­те­ле, Ис­ку­пи­те­ле, Ос­вя­ти­те­ле и Мздо­воз­дая­те­ле (у митрополита Макария, епископа Силвестра)

 

Оригена «О началах» – это, по существу, первая законченная система христианского богословия. Но эта система оказалась несовершенной, поскольку многие постулаты и предпосылки, на которых основывался Ориген, оказались ложными. Несмотря на это, Ориген оказал огромное влияние на развитие богословия, и в течение нескольких веков система Оригена оставалась но существу единственной целостной системой христианского богословия. Наиболее совершенным трудом, представляющим собой вершину систематизации святоотеческой богословской мысли, следует признать труд св. Иоанна Дамаскина «Источник знания».

 

29. Образ Божественного творения мира. Порядок творения мира и главные виды творения.

Иоанн Дамаскин пытается объяснить, что «словом Божиим сотворено» может быть понимаемо и как «сотворено Сыном Божиим» как Премудростью (Логос), и как некая совокупность идей, предвечно находящихся в разуме Божием. Если поместить эти идеи в Божественную сущность, то в таком случае творение окажется откровением Божественной сущности во вне, что содержит пантеистическую тенденцию. Фактически это воспроизведение платонистской идеи чувственного мира, как несовершенного проэкция мира вечных идей.В. Н. Лосский (стр. 228) справедливо указывает, что такое учение означет лишение тварного мира его оригинальности и самоценности, принижение Бога, как Творца. В таком случае мир предстает, как дурная, несовершенная копия с той идеальной реальности, что заключена в Божественной сущности, в то время как Библия подчеркивает совершенную и великолепную новизну творения. Латинское богословие не различает в Боге сущность и энергию, и поэтому учит, что идеальный мир от века существовал в Божественной сущности, и потом был воспроизведен вне Бога. Для Восточных отцов, идеи — это не более совершенные прообразы,а скорее это орудия, посредством которых Бог творит мир, извечные причины, устанавливающие для каждой вещи норму ее существования, ее путь к совершенству.

Це­ли тво­ре­ния – бла­жен­ст­во тва­ри и сла­ва Бо­жия. Эти сло­ва «хо­ро­шо весь­ма» яв­ля­ют­ся веч­ной ха­рак­те­ри­сти­кой тво­ре­ния. Мир со все­ми си­ла­ми и за­ко­на­ми, ко­то­рые ему при­су­щи, це­ли­ком и пол­но­стью от­ве­ча­ет тем це­лям и за­да­чам, ра­ди ко­то­рых он был соз­дан. Да­же по­сле гре­хо­па­де­ния мир со­хра­ня­ет свою цен­ность. Что ка­са­ет­ся по­ряд­ка тво­ре­ния ми­ра, то здесь есть две ги­по­те­зы: рег­рес­сив­ный и про­грес­сив­ный по­ря­док. Рег­рес­сив­ный по­ря­док. В ре­ли­ги­ях пер­сов, егип­тян, в фи­ло­соф­ских уче­ни­ях Вос­то­ка го­во­рит­ся о том, что сна­ча­ла со­тво­ре­ны наи­бо­лее вы­со­кие, наи­бо­лее близ­кие к Бо­гу пред­ме­ты, а по­том все бо­лее гру­бое. Про­грес­сив­ный по­ря­док. Здесь пред­став­ле­но то, что го­во­рит­ся в От­кро­ве­нии, о ве­ще­ст­вен­ном ми­ре, ко­то­рый со­тво­рен в по­ряд­ке про­грес­сив­ном: бо­лее слож­ные, бо­лее со­вер­шен­ные тва­ри идут от на­ча­ла ми­ра до 6 дня тво­ре­ния.

 

Согласно Священному Писанию, Бог сотворил мир в шесть дней. Слово «день» (йом) в Библии многозначно (сутки, неопределенный период времени). Из безвидной и пустой, то есть неоформленной земли, сотворенной в начале, Бог затем постепенно произвел: в 1 день – свет: во 2 день – твердь, то есть видимое небо; в 3 день – вместилища вод на земле, сушу, растения; в 4 день – солнце, луну, звезды; в 5 день – рыб и птиц; в 7 день Бог почил от всех Своих дел. Поэтому седьмой день назван субботой - покой (Быт. 2, 2).

 

БИЛЕТ 3

1. Основной принцип раскрытия содержания догматических истин.

2. Происхождение зла. Что такое зло?

БИЛЕТ 4

4). Догматические и нравственные истины в их взаимоотношении. Догмат и внутренний

религиозный опыт

 

Без ве­ры не­воз­мож­на ус­той­чи­вая нрав­ст­вен­ность. По­вре­ж­де­ние дог­ма­ти­че­ско­го соз­на­ния час­то при­во­дит к по­вре­ж­де­нию в об­лас­ти нрав­ст­вен­ной жиз­ни. 1) Од­ной из при­чин ере­сей яв­ля­лось не­пра­виль­ное нрав­ст­вен­но-ас­ке­ти­че­ское уст­рое­ние ере­се­на­чаль­ни­ков. Павел Самосатский, окруживший себя немыслимой по тем временам роскошью, отличался еще и гордостью, и шел в разрез со всеми церковными традициями своего времени и не скрывая неуважение к ним. Не­сто­рий вел стро­го мо­на­ше­скую жизнь, но в то же вре­мя, как сви­де­тель­ст­ву­ет ис­то­рик Церк­ви Со­крат в сво­ем ду­хов­но-нрав­ст­вен­ном уст­рое­нии он был че­ло­ве­ком гор­дым и са­мо­лю­би­вым. Стрем­ле­ние к из­вест­нос­ти за­ста­ви­ло Не­сто­рия при­бе­гать к по­каз­ной свя­то­сти в жиз­ни и вы­со­ко­пар­но­му сло­гу в про­по­ве­ди. Это впо­след­ст­вии и сыг­ра­ло свою пла­чев­ную роль, ко­гда он, ссы­ла­ясь на сво­его учи­те­ля Фео­до­ра Моп­суэ­стий­ско­го стал про­по­ве­до­вать с ам­во­на, что Де­ва Ма­рия не Бо­го­ро­ди­ца, а Че­ло­ве­ко­ро­ди­ца.

 

2) Впадение в ересь искажает нравственно-аскетическое устроение человека.Из апостольского века известны еретики николаиты, которые под влиянием воззрений на материю как на зло развили практическое учение о необходимости умерщвлять плоть и возвышать свободу духа, но с помощью распутства. Схоластический рационализм привел в итоге Римо-католическую Церковь к провозглашению новых догматов, что, в свою очередь, породило множество извращений в практической жизни. Так Священная Инквизиция явилась прямым следствием догмата о непогрешимости римского первосвященника. Догматические расхождения восточного христианства и католичества в конечном счете сказываются на. Свт. Игнатий Брянчанинов, описывая ложный молитвенный опыт катол приводит пример прелестного настроения писаний Фомы Кемпийского, в котором «ложным понятиям и созерцаниям непременно сопутствуют обольстительные, сладострастные, сердечные ощущения, признаваемые за вкушение Божественной благодати». (эрос Терезы Авильской и блаженной Анжелы).

 

Нуж­но не при­спо­саб­ли­вать дог­мат к сво­ему об­ра­зу вос­при­ятия, а, на­обо­рот, пы­тать­ся при­вес­ти свои по­зна­ва­тель­ные спо­соб­но­сти, ум и серд­це в со­тветств со смысл дог­ма­тов. В про­цес­се ус­вое­ния дог­ма­тов че­ло­ве­че­ским соз­на­ни­ем, мож­но вы­де­лить три по­сле­до­ва­тель­ных эта­па: 1) ко­гда дог­мат яв­ля­ет­ся пред­ме­том про­стой уве­рен­но­сти или ра­цио­наль­но­го убе­ж­де­ния, но жи­во­го и внут­рен­не­го от­но­ше­ния к со­дер­жа­нию дог­ма­та нет. Его ис­по­ве­дыв толь­ко для то­го, что­бы иметь воз­мож­ность яв­лять­ся чле­ном Церк­ви. 2) это та­кое со­стоя­ние, ко­гда от­но­ше­ние к ве­ро­учи­тель­ной ис­ти­не, на­чи­на­ет на­пол­нять­ся жиз­нью и из об­лас­ти ума пе­ре­хо­дит в об­ласть чув­ст­ва, т. е. ве­ро­учи­тель­ная ис­ти­на на­чи­на­ет ощу­щать­ся, пе­ре­жи­вать­ся че­ло­ве­ком как не про­сто обя­за­тель­ное внеш­нее пра­ви­ло, а как ис­ти­на спа­си­тель­ная. 3) это высшее, благодатное состояние, когда догматические истины созерцаются. Созерцание – это такое переживание человеком содержание догмата, которое приводит человека к непосредственному общению с Богом и соединению с Ним.

 

30). Промышление Божие в мире ангельском. Служение ангелов Богу. Ангелы как орудия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: