БИЛЕТ 1
1). Понятие догмата. Свойства догмата: теологичность, богооткровенность,
церковность, законообязательность.
Само слово «догмат» происходит от греческого глагола doktin, что буквально означает «думать», «полагать», а слово «догмат» происходит от перфекта глагола («dedogme»), что можно перевести на русский язык как «определено », «установлено». Термин «догмат» использовался в античной греческой философии, где под понятием «догмат» понимались философские аксиомы, т, е. постулаты, не требующие доказательств, на которых строится философская система. У апостола Павла в его посланиях слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте.Такое понимание догматов было характерно для христианской Церкви II, III и начала IV веков. Изменение смысла этого термина происходит в IV веке, когда некоторые отцы, стремясь систематизировать христианское учение, начинают проводить различия между вероучительными и нравоучительными истинами. В результате термин «догмат» закрепляется за истинами вероучительными. В дальнейшем объем этого понятия был еще более редуцирован, под догматами стали понимать исключительно те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах.
Догмат –богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры. Существенными свойствами догматов являются их теологичность, богооткровенность, церковность и законообязательность. Теологичность («вероучительность»)- свойство догматов по содержанию. Оно означает, что догмат содержит в себе учение о Боге и Его домостроительстве, т. е. главный предмет, о котором говорит нам догмат — это Бог, а все остальные предметы, которые присутствуют в содержании догмата, т. е. человек или мир, находят себе здесь место лишь постольку, постольку, они имеют отношение к Богу. Этим догматы отличаются от других истин христианства, т. е. истин нравоучительных, литургических, канонических и т. д. Догматы суть истины веры, которые стоят выше человеческого опыта и превышают познавательную способность человеческого разума, поэтому дать им твердую опору и возвести их на степень несомненной достоверности может только Божественное Откровение.
|
Богооткровенность – есть свойство догматов по способу их получения, т.е. догмат не есть плод деятельности естественного человеческого разума, а результат Божественного Откровения. Любые научные и философские истины в большей или меньшей степени являются относительными и по мере развития человеческого знания могут либо отвергаться, либо изменяться. Догматы, как основанные на Божественном Откровении, абсолютны и неизменны. Церковность – есть свойство догматов по способу их существования. Оно означает, что только Вселенская Церковь на своих Соборах может признать за той или иной христианской истиной веры догматический авторитет и значение. Поэтому апостол Павел называет Церковь «столпом и утверждением истины ». Только Церковь, как хранительница Предания, способна к правильному истолкованию Священного Писания, и устанавливать за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры. Законообязательность – это свойство характеризует отношение христианина к догматам и их содержанию. Формальная законообязательность догматов проявляется в том, что признание истинности догматов – это обязательность всех членов Церкви. Но она обусловлена их сотериологической законообязательностью, т.е. догматы имеют непосредственное отношение к человеческому спасению, это фундамент. на котором строится духовная жизнь христианина.
|
28). О Боге как Творце мира. Участие всех Лиц Пресв.Троицы в деле творения.
Пр. дог. Бог. учит, что Бог является Первопричиной, бытия мира, всей совокупност конечного бытия, существующего в пространстве и во времени. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3). Творение мира, как факт, признается в той или иной форме, практически, всеми религиозными и философскими учениями, за исключением материализма. Однако понимание сущности творения между различными религиозными системами имеет место значительные различия. Дуализм: Классическими примерами дуалистического взгляда на творение являются: во-первых, дуализм греческой античной философии. Здесь творение мыслится, как результат воздействия Божества, активного начада на извечно существующую наряду с Божеством материю, т. е. признается совечность двух иноприродных начал (Платон, Аристотель). В отличие от греческой философии, в восточных учениях, например, в персидских, сирийских, для которых также характерны дуалистические представления, начала, лежащие в основе мироздания, мыслятся как паритетные и противоборствующие: доброе и злое(зороастризм)
|
Пантеизм Сущность пантеизма состоит в отождествлении мира и Бога. Пантеизм либо отождествл Бога с природе, либо, мир в Боге. Наиболее распространенное пантеистическое учение – это учение об эманации(неоплатонизм). Сущность христианского учения о творении состоит в том, что Бог создал этот мир из ничего. Бог, поскольку Он есть абсолютная Личность, не нуждался для сотворения мира ни в каком материале и весь мир создал Своей воли.
Существуют косвенные указания Свщ. Писания на сотворение мира из ничего. В Быт. 1,1 сказано, что Бог сотворил небо и землю. Здесь употреблен глагол еврейский «бара», которое может иметь два значения: во-первых, значение сотворения из ничего, создание ранее несуществовавшего; во-вторых, значение творения из какого-то материала. Но поскольку сказано, что земля была безвидна и пуста, то следует признать, что в Быт. 1, 1 этот глагол употреблен именно в значении тварения «из ничего». Кроме того, Свщ. Писание нигде не говорит о совечности мира и Бога. Само наименование «вечный» в Свщ. Писании прилагается только к Самому Божеству или к Божественным свойствам.
У казания на участие в творении мира каждого из Лиц Пресвятой Троицы. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Глагол «бара» – в единственном числе, слово «Бог»(«Елогим») стоит во множественном числе, что указывает на множественность Лиц, участвующих в творении. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32, 6). Под «словом» святые отцы понимают Слово Божие, а под «духом уст» – Духа Святого. Указание на Бога Отца, как Творца мира: «Но у нас один Бог Отец, из которого все» (1 Кор. 8, 6). Молитва христиан Иерусалимской общины по поводу освобождения из темницы ап. Петра: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!» (Деян. 4, 24). О Сыне Божием: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3). Эти слова Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое». Слова эти сказаны о Сыне Божием.
О Святом Духе (Кол. 1, 16): «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Быт. 1, 2) Слово «носился»….. «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103, 30). Дух Святой, по учению святых отцов, является совершителем творения. Духа Святого называют также Творцом новой твари. Например, Господь говорит в беседе с Никодимом: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).
БИЛЕТ 2
2). Догмат и догматическая формула. Догмат и его истолкование. Догматические системы.
Собственно догмат – это содержание, сама онтологическая истина, которая содержится в догмате, а догматическая формула – это словесное выражение онтологической, вероучительной истины, как бы сказать, языковая плоть, в которую облекается истина. Хотя сам догмат по своему содержанию никакому изменению не подлежит, догматические формулы в принципе могут изменяться. Например, II Вселенский Собор дополнил и переработал Символ, который был принят на I Вселенском Соборе, само содержание догмата о Пресвятой Троице при этом, естественно, не изменилось. Когда святые отцы Церкви вели борьбу за чистоту Православной веры, они вынуждены были выработать специфическую терминологию. Часто эти термины не встречаются на страницах Писания, не являются заимствованными из богодухновенных книг, но тем не менее они позволяют четко выразить богооткровенную истину средствами человеческого языка. Таких терминов можно привести довольно много. Самый распространенный – это «Троица», термин, введенный святителем Феофилом Антиохийским во второй половине II века, это и термин «единосущие», введенный I Вселенским Собором, и многие другие термины: Богородица, Богочеловек.
Догмат не есть магическая формула, повторяя которую можно добиться каких-то плодов в духовной жизни, но он должн быть человеком так или иначе осмыслен. Суть истолкования догмата состоит в том, чтобы раскрыть содержание догмата, не изменив и не исказив самой вероучительной истины.Основным принципом этого является следование Божественным отцам. По словам прп. Викентий Лиринский в период между III и IV Вселенскими Соборами при истолковании божественных догматов нужно пользоваться теми же методами, которые применяются к истолкованию Священного Писания, т. е. их понимание должно находиться в контексте Священного Предания Церкви.
Догматические системы - Это способ изложения, в котором все отдельные истины и положения представляют собой части, связанные в единое целое. К догматическим системам предъявляются следующие требования: Во-первых, отсутствие внутренних противоречий, во-вторых, проведение четкой границы в процессе изложения между собственно догматами и богословскими мнениями. Кроме того, предполагается, что догматическая система должна представлять собою не просто набор святоотеческих и библейских цитат по тому или иному догматическому вопросу, но и авторский текст, определенный комментарий, в котором автор пытается осмыслить содержание догматических истин. Большинство догматистов придерживаются следующего принципа построения догматических систем: о Боге в Самом Себе, и о Боге в Его явлении твари т.е как Творце, Промыслителе, Искупителе, Освятителе и Мздовоздаятеле (у митрополита Макария, епископа Силвестра)
Оригена «О началах» – это, по существу, первая законченная система христианского богословия. Но эта система оказалась несовершенной, поскольку многие постулаты и предпосылки, на которых основывался Ориген, оказались ложными. Несмотря на это, Ориген оказал огромное влияние на развитие богословия, и в течение нескольких веков система Оригена оставалась но существу единственной целостной системой христианского богословия. Наиболее совершенным трудом, представляющим собой вершину систематизации святоотеческой богословской мысли, следует признать труд св. Иоанна Дамаскина «Источник знания».
29. Образ Божественного творения мира. Порядок творения мира и главные виды творения.
Иоанн Дамаскин пытается объяснить, что «словом Божиим сотворено» может быть понимаемо и как «сотворено Сыном Божиим» как Премудростью (Логос), и как некая совокупность идей, предвечно находящихся в разуме Божием. Если поместить эти идеи в Божественную сущность, то в таком случае творение окажется откровением Божественной сущности во вне, что содержит пантеистическую тенденцию. Фактически это воспроизведение платонистской идеи чувственного мира, как несовершенного проэкция мира вечных идей.В. Н. Лосский (стр. 228) справедливо указывает, что такое учение означет лишение тварного мира его оригинальности и самоценности, принижение Бога, как Творца. В таком случае мир предстает, как дурная, несовершенная копия с той идеальной реальности, что заключена в Божественной сущности, в то время как Библия подчеркивает совершенную и великолепную новизну творения. Латинское богословие не различает в Боге сущность и энергию, и поэтому учит, что идеальный мир от века существовал в Божественной сущности, и потом был воспроизведен вне Бога. Для Восточных отцов, идеи — это не более совершенные прообразы,а скорее это орудия, посредством которых Бог творит мир, извечные причины, устанавливающие для каждой вещи норму ее существования, ее путь к совершенству.
Цели творения – блаженство твари и слава Божия. Эти слова «хорошо весьма» являются вечной характеристикой творения. Мир со всеми силами и законами, которые ему присущи, целиком и полностью отвечает тем целям и задачам, ради которых он был создан. Даже после грехопадения мир сохраняет свою ценность. Что касается порядка творения мира, то здесь есть две гипотезы: регрессивный и прогрессивный порядок. Регрессивный порядок. В религиях персов, египтян, в философских учениях Востока говорится о том, что сначала сотворены наиболее высокие, наиболее близкие к Богу предметы, а потом все более грубое. Прогрессивный порядок. Здесь представлено то, что говорится в Откровении, о вещественном мире, который сотворен в порядке прогрессивном: более сложные, более совершенные твари идут от начала мира до 6 дня творения.
Согласно Священному Писанию, Бог сотворил мир в шесть дней. Слово «день» (йом) в Библии многозначно (сутки, неопределенный период времени). Из безвидной и пустой, то есть неоформленной земли, сотворенной в начале, Бог затем постепенно произвел: в 1 день – свет: во 2 день – твердь, то есть видимое небо; в 3 день – вместилища вод на земле, сушу, растения; в 4 день – солнце, луну, звезды; в 5 день – рыб и птиц; в 7 день Бог почил от всех Своих дел. Поэтому седьмой день назван субботой - покой (Быт. 2, 2).
БИЛЕТ 3
1. Основной принцип раскрытия содержания догматических истин.
2. Происхождение зла. Что такое зло?
БИЛЕТ 4
4). Догматические и нравственные истины в их взаимоотношении. Догмат и внутренний
религиозный опыт
Без веры невозможна устойчивая нравственность. Повреждение догматического сознания часто приводит к повреждению в области нравственной жизни. 1) Одной из причин ересей являлось неправильное нравственно-аскетическое устроение ересеначальников. Павел Самосатский, окруживший себя немыслимой по тем временам роскошью, отличался еще и гордостью, и шел в разрез со всеми церковными традициями своего времени и не скрывая неуважение к ним. Несторий вел строго монашескую жизнь, но в то же время, как свидетельствует историк Церкви Сократ в своем духовно-нравственном устроении он был человеком гордым и самолюбивым. Стремление к известности заставило Нестория прибегать к показной святости в жизни и высокопарному слогу в проповеди. Это впоследствии и сыграло свою плачевную роль, когда он, ссылаясь на своего учителя Феодора Мопсуэстийского стал проповедовать с амвона, что Дева Мария не Богородица, а Человекородица.
2) Впадение в ересь искажает нравственно-аскетическое устроение человека.Из апостольского века известны еретики николаиты, которые под влиянием воззрений на материю как на зло развили практическое учение о необходимости умерщвлять плоть и возвышать свободу духа, но с помощью распутства. Схоластический рационализм привел в итоге Римо-католическую Церковь к провозглашению новых догматов, что, в свою очередь, породило множество извращений в практической жизни. Так Священная Инквизиция явилась прямым следствием догмата о непогрешимости римского первосвященника. Догматические расхождения восточного христианства и католичества в конечном счете сказываются на. Свт. Игнатий Брянчанинов, описывая ложный молитвенный опыт катол приводит пример прелестного настроения писаний Фомы Кемпийского, в котором «ложным понятиям и созерцаниям непременно сопутствуют обольстительные, сладострастные, сердечные ощущения, признаваемые за вкушение Божественной благодати». (эрос Терезы Авильской и блаженной Анжелы).
Нужно не приспосабливать догмат к своему образу восприятия, а, наоборот, пытаться привести свои познавательные способности, ум и сердце в сответств со смысл догматов. В процессе усвоения догматов человеческим сознанием, можно выделить три последовательных этапа: 1) когда догмат является предметом простой уверенности или рационального убеждения, но живого и внутреннего отношения к содержанию догмата нет. Его исповедыв только для того, чтобы иметь возможность являться членом Церкви. 2) это такое состояние, когда отношение к вероучительной истине, начинает наполняться жизнью и из области ума переходит в область чувства, т. е. вероучительная истина начинает ощущаться, переживаться человеком как не просто обязательное внешнее правило, а как истина спасительная. 3) это высшее, благодатное состояние, когда догматические истины созерцаются. Созерцание – это такое переживание человеком содержание догмата, которое приводит человека к непосредственному общению с Богом и соединению с Ним.
30). Промышление Божие в мире ангельском. Служение ангелов Богу. Ангелы как орудия