Катафатическом богословии.




 

Истина бытия Божия – это первая и основная истина всякой религии. В Евр. 11, 6 апостол Павел говорит: «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает». Идея о Боге является прирожденной для человека. Это подтверждается тем фактом, что история не знает народов, у которых бы отсутствовали религиозные верования. Стремление к бесконечному, потребность и способность познавать Бога – все это заложено в человеке, укоренено в его природе. Свидетельствует об этом и внутренний религиозный опыт человечества. Особенно это касается свидетельства христианской души, очищенной от греха и приблизившейся к Богу. Помимо этого внутреннего свидетельства христианство дает еще и внешнее, историческое основание для уверенности в бытии Божием, а именно: явление Бога во плоти в Лице Господа нашего Иисуса Христа. Отрицание бытия Божия достаточно редко обусловлено чисто теоретическими причинами, вопрос о бытии Бога лежит в длоскости ценностей.

 

Бог одновременно и трансцендентен и имманентен миру, поэтому возможны два взаимосвязанных пути богословия: апофатический (путь отрицаний) и катафатический (путь утверждений). Еще дохристианские авторы, в частности, неоплатоники, знали, что попытка мыслить Бога в Нем Самом в конечном счете приводит человека в молчание, все словесные выражения и понятия, которые, определяя, неизбежно ограничивают предмет познания, не могут нам позволить объять бесконечное. Путь апофатического богословия есть прежде всего путь практический. Цель апофатического богословия — личное соединение с Живым Богом. Этот путь восхождения к Богу предполагает последовательное отрицание подвижником за Богом всех свойств и качеств, так или иначе свойственных тварному естеству. Человек, достигая состояния единства с Богом, действительно получает некоторое знание о Боге, но в человеческом языке нет таких средств, которые позволили бы выразить этот опыт.

Бог — это не только некая сущность, как мыслят Бога мистики, но еще и Личность, которая Сама Себя открывает человеку в Своих действиях или энергиях. Священное Писание, в соответствии с этими энергиями Божества, образует имена, которыми мы и пользуемся, когда рассуждаем о Боге: благость, любовь, мудрость, жизнь, правда и т. д. Эти имена, ни каждое в отдельности, ни все вместе, не исчерпывают Божественную сущность, они говорят лишь о том, что относится к сущности.

 

39). Первобытное состояние человека. Грехопадение прародителей. Сущность греха.

Ес­ли и го­во­рит­ся, что че­ло­век был соз­дан со­вер­шен­ным, от­сю­да еще не сле­ду­ет, что пер­во­здан­ное со­стоя­ние че­ло­ве­ка сов­па­да­ло с его ко­неч­ным на­зна­че­ни­ем. По сло­вам св. Ио­ан­на Да­ма­ски­на «че­ло­ве­че­ская при­ро­да бы­ла соз­да­на обо­жи­ваю­щей­ся», т. е. уст­рем­лен­ной к еди­не­нию с Бо­гом. Из­на­чаль­ное со­вер­шен­ст­во че­ло­ве­ка за­клю­ча­лось в том, что че­ло­век со все­ми его си­ла­ми и спо­соб­но­стя­ми впол­не от­ве­чал то­му на­зна­че­нию, для ко­то­ро­го он соз­дан. Бо­лее все­го со­вер­шен­ст­во его при­ро­ды вы­ра­жа­лось в спо­соб­но­сти при­об­щать­ся Бо­гу, уча­ст­во­вать в Бо­же­ст­вен­ной жиз­ни. Сам спо­соб по­зна­ния че­ло­ве­ком ок­ру­жаю­ще­го ми­ра су­ще­ст­вен­ным об­ра­зом от­ли­чал­ся от то­го, ко­то­рым мы об­ла­да­ем сей­час. Во­ля че­ло­ве­ка ха­рак­те­ри­зо­ва­лась нрав­ст­вен­ной сво­бо­дой. Нрав­ст­вен­ную сво­бо­ду сле­ду­ет от­ли­чать от про­из­во­ла. Нрав­ст­вен­ная сво­бо­да пер­во­здан­но­го че­ло­ве­ка оз­на­ча­ет не толь­ко его сво­бо­ду от на­ли­чия гре­хов­ных рас­по­ло­же­ний, но так­же и об­ла­да­ние по­ло­жи­тель­но до­б­рым на­прав­ле­ни­ем во­ли. От­но­ше­ния че­ло­ве­ка с Бо­гом до гре­хо­па­де­ния суть лю­бовь че­ло­ве­ка к сво­ему Соз­да­те­лю. Серд­це че­ло­ве­ка не вол­но­ва­лось дей­ст­ви­ем стра­стей. Те­ло че­ло­ве­ка пред­став­ля­ло со­бой со­вер­шен­ное и по­слуш­ное ду­ху ору­дие. Оно бы­ло сво­бод­но от бо­лез­ней, не­мо­щей и раз­ру­ши­тель­но­го воз­дей­ст­вия внеш­них сти­хий.

В Прем. 1, 13 говорится, что человек не был создан с мертным, т.к Бог смерти не сотворил. Иначе говоря, смертность для человека была не безусловна, а зависела от направления его свободной воли. Цель человеческой жизни состояла в том, чтобы из состояния возможности не умереть возвыситься до состояния невозможности умереть. Отцы, ссылаясь на Св Пис считали, до грехопадения Сам Бог научал первых людей различению добра и зла. В еврейском тексте Библии употреблен глагол, который означает не теоретическое познание, а опытное приобщение. Что это был за искуситель – змей? В Евангелии от Иоанна (8:44) Сам Господь, называя иудеев сынами диавола, говорит, что диавол – человеке убийца искони, т.е. с самого начала, первоначальный убийца, который вовлек прародителей в грех. Сущность греха заключается в свободе человека. А искушение является только поводом для того, чтобы человек пал.

 

1)видимая сторона греха. Была нарушена положительная заповедь Божия не вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2, 16-17). 2) нарушение нравственной заповеди, нравственного закона: преслушание воли Божией. Это в Откровении всегда называется так: «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4);3) 3) внутренняя: горделивое разделение твари с Творцом, проявление непомерного самолюбия, которое выразилось в желании быстрым способом добиться равенства с Богом, независимости от Него. У свв. Отцов разбирается очень подробно, что в этом грехопадении были, как в семени, заключены все остальные грехи, которые развились в человеческом роде.

БИЛЕТ 14

14). Содержание учения о существе Божием. Апофатические свойства существа Божия:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: