Истина бытия Божия – это первая и основная истина всякой религии. В Евр. 11, 6 апостол Павел говорит: «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает». Идея о Боге является прирожденной для человека. Это подтверждается тем фактом, что история не знает народов, у которых бы отсутствовали религиозные верования. Стремление к бесконечному, потребность и способность познавать Бога – все это заложено в человеке, укоренено в его природе. Свидетельствует об этом и внутренний религиозный опыт человечества. Особенно это касается свидетельства христианской души, очищенной от греха и приблизившейся к Богу. Помимо этого внутреннего свидетельства христианство дает еще и внешнее, историческое основание для уверенности в бытии Божием, а именно: явление Бога во плоти в Лице Господа нашего Иисуса Христа. Отрицание бытия Божия достаточно редко обусловлено чисто теоретическими причинами, вопрос о бытии Бога лежит в длоскости ценностей.
Бог одновременно и трансцендентен и имманентен миру, поэтому возможны два взаимосвязанных пути богословия: апофатический (путь отрицаний) и катафатический (путь утверждений). Еще дохристианские авторы, в частности, неоплатоники, знали, что попытка мыслить Бога в Нем Самом в конечном счете приводит человека в молчание, все словесные выражения и понятия, которые, определяя, неизбежно ограничивают предмет познания, не могут нам позволить объять бесконечное. Путь апофатического богословия есть прежде всего путь практический. Цель апофатического богословия — личное соединение с Живым Богом. Этот путь восхождения к Богу предполагает последовательное отрицание подвижником за Богом всех свойств и качеств, так или иначе свойственных тварному естеству. Человек, достигая состояния единства с Богом, действительно получает некоторое знание о Боге, но в человеческом языке нет таких средств, которые позволили бы выразить этот опыт.
Бог — это не только некая сущность, как мыслят Бога мистики, но еще и Личность, которая Сама Себя открывает человеку в Своих действиях или энергиях. Священное Писание, в соответствии с этими энергиями Божества, образует имена, которыми мы и пользуемся, когда рассуждаем о Боге: благость, любовь, мудрость, жизнь, правда и т. д. Эти имена, ни каждое в отдельности, ни все вместе, не исчерпывают Божественную сущность, они говорят лишь о том, что относится к сущности.
39). Первобытное состояние человека. Грехопадение прародителей. Сущность греха.
Если и говорится, что человек был создан совершенным, отсюда еще не следует, что первозданное состояние человека совпадало с его конечным назначением. По словам св. Иоанна Дамаскина «человеческая природа была создана обоживающейся», т. е. устремленной к единению с Богом. Изначальное совершенство человека заключалось в том, что человек со всеми его силами и способностями вполне отвечал тому назначению, для которого он создан. Более всего совершенство его природы выражалось в способности приобщаться Богу, участвовать в Божественной жизни. Сам способ познания человеком окружающего мира существенным образом отличался от того, которым мы обладаем сейчас. Воля человека характеризовалась нравственной свободой. Нравственную свободу следует отличать от произвола. Нравственная свобода первозданного человека означает не только его свободу от наличия греховных расположений, но также и обладание положительно добрым направлением воли. Отношения человека с Богом до грехопадения суть любовь человека к своему Создателю. Сердце человека не волновалось действием страстей. Тело человека представляло собой совершенное и послушное духу орудие. Оно было свободно от болезней, немощей и разрушительного воздействия внешних стихий.
В Прем. 1, 13 говорится, что человек не был создан с мертным, т.к Бог смерти не сотворил. Иначе говоря, смертность для человека была не безусловна, а зависела от направления его свободной воли. Цель человеческой жизни состояла в том, чтобы из состояния возможности не умереть возвыситься до состояния невозможности умереть. Отцы, ссылаясь на Св Пис считали, до грехопадения Сам Бог научал первых людей различению добра и зла. В еврейском тексте Библии употреблен глагол, который означает не теоретическое познание, а опытное приобщение. Что это был за искуситель – змей? В Евангелии от Иоанна (8:44) Сам Господь, называя иудеев сынами диавола, говорит, что диавол – человеке убийца искони, т.е. с самого начала, первоначальный убийца, который вовлек прародителей в грех. Сущность греха заключается в свободе человека. А искушение является только поводом для того, чтобы человек пал.
1)видимая сторона греха. Была нарушена положительная заповедь Божия не вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2, 16-17). 2) нарушение нравственной заповеди, нравственного закона: преслушание воли Божией. Это в Откровении всегда называется так: «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4);3) 3) внутренняя: горделивое разделение твари с Творцом, проявление непомерного самолюбия, которое выразилось в желании быстрым способом добиться равенства с Богом, независимости от Него. У свв. Отцов разбирается очень подробно, что в этом грехопадении были, как в семени, заключены все остальные грехи, которые развились в человеческом роде.
БИЛЕТ 14
14). Содержание учения о существе Божием. Апофатические свойства существа Божия: