Самобытность, неизменяемость, вечность, неизмеримость и вездеприсутствие.




 

Гре­че­ское сло­во ousia (сущ­ность) оз­на­ча­ет уча­стие в бы­тии. По­ня­тие сущ­но­сти че­го-ли­бо вы­во­дит­ся из на­бо­ра от­ли­чи­тель­ных свойств, при­су­щих всем су­ще­ст­вам дан­но­го ро­да, по­сред­ст­вом ко­то­рых все ве­щи дан­но­го ро­да уча­ст­ву­ют в бы­тии. Та­кие свой­ст­ва на­зы­ва­ют­ся су­ще­ст­вен­ны­ми свой­ст­ва­ми, или ат­ри­бу­та­ми. Имен­но су­ще­ст­вен­ные свой­ст­ва «де­ла­ют» вещь тем, чем она яв­ля­ет­ся. От су­ще­ст­вен­ных свойств не­об­хо­ди­мо ак­ци­ден­ции, ко­то­рые не яв­ля­ют­ся не­об­хо­ди­мы­ми для уча­стия в бы­тии. Од­на­ко к Бо­гу по­ня­тие «сущ­ность» при­ло­жи­мо толь­ко с дос­та­точ­ной до­лей ус­лов­но­сти. Ко­гда мы го­во­рим о Бо­же­ст­вен­ной сущ­но­сти, то име­ем в ви­ду не уча­стие Бо­га в бы­тии, но Его бы­тие как та­ко­вое. Бог не про­сто уча­ст­ву­ет в бы­тии, Он Сам есть бы­тие. По­это­му свя­то­оте­че­ская фор­му­ла «сверх­сущ­но­ст­ная сущ­ность» бо­лее точ­но вы­ра­жа­ет ис­ти­ну о Бо­ге.

Сущность Божия для человеческого познания недоступна и, следовательно, содержанием этого учения является не сущность Божества, а свойства существа Божия. Существенные свойствами Бога явл те свойства, которые принадлежат самому существу Божию и отличают Его от всех прочих существ, т. е. свойства, общие всем Лицам Св. Троицы. Существенные свойства следует отличать от личных или ипостасных свойств. Бог, во-первых, является Личностью и, во-вторых, заключает в Себе безграничную полноту бытия. Эти две истины обусловливают деление божественных свойств на две большие группы: 1) Свойства, которые относятся к совершенствам Его бытия в богословии называются апофатическими. 2) Свойства, которые характеризуют Бога как Личность, как духовно-разумное существо, называются катафатическими.

 

Апо­фа­ти­че­ские свой­ст­ва – это свой­ст­ва, по­лу­чае­мые пу­тем от­ри­ца­ния ог­ра­ни­че­ний свой­ст­вен­ных ан­тро­по­морф­но­му мыш­ле­нию. 1) Са­мо­быт­ность. Этим свой­ст­вом за Бо­гом от­ри­ца­ет­ся ог­ра­ни­чен­ность по на­ча­лу и при­чи­не сво­его бы­тия. «Я есмь Су­щий» (Исх. 3, 14) 2)Не­из­ме­няе­мость. Бог есть один и тот же и в су­ще­ст­ве Сво­ем, и в Сво­их со­вер­шен­ст­вах, и в Сво­их оп­ре­де­ле­ни­ях, не под­ле­жит ни­ка­ко­го ро­да пе­ре­ме­нам или слу­чай­ным пе­ре­хо­дам из од­но­го со­стоя­ния в дру­гое. Жизнь Бо­га есть все­це­лое вы­ра­же­ние Его сущ­но­сти, и все­гда рав­на сво­ему внут­рен­не­му со­дер­жа­нию. «Ибо Я – Гос­подь, Я не из­ме­ня­юсь» (Мал. 3, 6). Священное Писание говорит, что Бог есть жизнь, но этот динамизм жизни не может быть выражен посредством понятий «покоя» и «движения». От неизменяемости божественного существа следует отл внешнюю изменяемость. котор касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и миром, Богом и человеком.

3)Вечность. Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени. Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени, всецело присутствуя в каждом моменте времени. «Ты Господи пребываешь во веки» (Плач. 5, 19). 4)Неизмеримость и вездеприсутствие Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства, как формы существования изменчивого бытия, в противовес ветхозаветному культу, который был жестко локализован в пространстве.Бог запределен миру по сущности, но во всем присутствует в Своих энергиях. Священное Писание говорит нам о существ мест особенного присутствия Божественного: - небеса,- храм, - человек.

40). Следствия грехопадения: 1) в отношениях между Богом и человеком; 2) в человеческой

природе: дух-душа-тело, ум-чувства-воля.

Последствия падения прародителей имеют общее наименование проклятия. Проклятие не следует понимать как месть Бога за нарушение Его воли – грех саморазрушителен. В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе, а в силу своего центрального положения в мироздании и всему материальному космосу, противоестественный способ существования. Последствия греха непосредственно из него проистекают, однако это не означает, что они следуют за грехом автоматически, сами по себе, вопреки воле Божией, ибо тварь сама не может изменить законы природы, установленные Творцом. Всемогущий Бог мог бы и после грехопадения сохранить человека в прежнем состоянии, однако ради пользы самого человека не пожелал этого. Таким образом, говоря о последствиях грехопадения, необходимо различать два неразрывно связанных между собой действия: с одной стороны, «естественное » проистечение этих последствий из факта грехопадения, с другой стороны – попущение этих последствий волей Божией и утверждение их в качестве закона существования для падшего естества. Это Божественное определение, осуждающее грех, и называется проклятием. По отношению к человеку проклятие выражается в изменении состояния человеческой природы, искажении способа ее существования, а также в изменении внешних условий существования человека. Целью проклятия является не отмщение, а исправление человека через приведение его к покаянию.

 

1) В результате благодатная связь с Богом разрывается, человек выпадает из состояния изначального единства со своим Творцом. Бог начинает восприниматься человеком как внешний объект, приближение которого вызывает в человеке не чувство любви и радости, но страх (Быт. 3, 10). Само присутствие Божие становится для человека невыносимым, отныне человек уже не может увидеть Бога и не умереть, не может общаться с Ним лицом к лицу (Исх. 33, 20). Состояние человека после грехопадения Священное Писание определяет как состояние вражды против Бога (Рим. 5, 10), а отношение Бога к падшему человеку как гнев (Еф. 2, 3). Но объектом гнева Божия являются не сами люди как личности, а греховное состояние их природы.

2) В нравственном плане в человеческом естестве можно различать три составляющих – дух, душу и тело, между которыми до грехопадения имели место отношения строгой субординации. Дух был устремлен к Богу, душа подчинял духу, тело было орудием души, и весь материальный мир, являясь продолжением человеческой природы. Грех опрокинул эту изначальную иерархию. Дух, разорвав свою связь с Богом, попадает в зависимость от души, отсюда возникает ложная духовность. Душа порабощается телом, здесь – источник страстей. Тело, в свою очередь, оказывается в зависимости от внешнего мира. Будучи тварным, человеческое естество не способно к бесконечной регенерации. Без благодатной помощи ресурс человеческой природы начинает истощаться, тем самым наше естество становится тленным. 1) тление означает подверженность естества страдательным состояниям (болезни, скорби, усталости от труда, физической боли и так далее). 2) Тление души выражается в дезинтеграции присущих ей естественных сил – разума, воли и чувства. а) Ослабевают и познавательные возможности разума, особенно в части, касающейся познания предметов духовного порядка. б) Сердце содержит отрицательн чувства и эмоции: ненависть, зависть, унынием и др. в)Воля увлекается противоестественными желаниями и становится удобопреклонной более к злу, нежели к добру.

БИЛЕТ 15

16). Катафатические или духовные свойства (имена) Божии: премудрость, разум, всеведение,

всемогущество, всеблаженство, благость, любовь, милость, святость; правда.

1)Ра­зум, Пре­муд­рость и Все­ве­де­ние. О Бо­же­ст­вен­ном ра­зу­ме в си­лу на­шей ог­ра­ни­чен­но­сти мы мо­жем мыс­лить толь­ко по ана­ло­гии с ра­зу­мом че­ло­ве­че­ским. В че­ло­ве­ке су­ще­ст­ву­ет оп­ре­де­лен­ная дис­тан­ция ме­ж­ду ра­зу­мом, т.е. спо­соб­но­стью по­зна­ния, и са­мим ра­зу­ме­ни­ем. В Бо­ге эти два по­ня­тия сов­па­да­ют. Этим обу­слов­ле­но та­кое свой­ст­во Бо­жие, как все­ве­де­ние. Во-пер­вых, Бог об­ла­да­ет со­вер­шен­ным са­мо­соз­на­ни­ем, Он со­вер­шен­но зна­ет Свою трие­ди­ную при­ро­ду: «...ни­кто не зна­ет Сы­на, кро­ме От­ца; и От­ца не зна­ет ни­кто, кро­ме Сы­на» (Мф. 11, 27) Кро­ме то­го, Бог име­ет со­вер­шен­ное ве­де­ние о сво­их де­лах: «Ве­до­мы Бо­гу от веч­но­сти все де­ла Его» (Де­ян. 15, 18); Пре­муд­рость по от­но­ше­нию к ра­зу­му и все­ве­де­нию яв­ля­ет­ся бо­лее уз­ким свой­ст­вом. Фак­ти­че­ски оно оз­на­ча­ет со­вер­шен­ное зна­ние це­лей и средств их дос­ти­же­ния, т. е. пре­муд­рость – это ра­зум в его об­ра­щен­но­сти к ми­ру и че­ло­ве­ку. «Все со­де­лал Ты пре­муд­ро» (Пс. 103, 24).В от­ли­чие от ра­зу­ма и все­ве­де­ния пре­муд­рость име­ет бо­лее энер­гий­ный ха­рак­тер.Так, в Вет­хом За­вет, ко­гда речь идет о тво­ре­нии, то го­во­рит­ся, что пре­муд­рость во вре­мя тво­ре­ния бы­ла при Бо­ге «ху­дож­ни­цей». В Но­вом За­ве­те имя пре­муд­рость обыч­но при­ла­га­ет­ся к Гос­по­ду Ии­су­су Хри­сту.

2)Всемогущество. Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное ему без всякого затруднения и препятствия. Он не ограничен своих действиях. «Бог творит все, что хочет» (Пс. 134, 6); В Боге, в отличие от человека, нет дистанции между желанием и его осуществлением. Всемогущество Божие проявляется, в частности, в творении мира и в промышлении о нем. 3)Всеблаженство. Жизнь Бога есть гармоничное единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием.

4)Благость, Любовь и Милость. Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и во вне существом всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ и совершенств, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по природе и состоянию. Благость побудила Бога создать мир и все промыслительные действия Бога суть проявления Его благости. Три свойства: благость, любовь и милость — очень тесно связаны между собой и, в сущности, являются различными аспектами одного и того же свойства. Когда речь идет об отношении Бога к миру вообще и к миру безличному, то говорят о благости, когда же — об отношении к личностным существам, тогда говорят не о благости, а о любви. 5)Святость означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Он не может совершить отрицательный поступок. Само слово «святый» – по-еврейски «кадош» – буквально означает отделенный, несоизмеримый,

 

6)Правда Божия. Правда Божия является следствием свойства святости, поскольку Бог свят, то Он требует святости или совершенства от Своего творения, а для достижения этого совершенства дается нравственный закон, ведущий исполняющих его к святости. При этом исполнение закона награждается, а нарушение – наказывается. В правде Божией можно различать два действия – правду законодательную и правду мздовоздаятельную.

 

 

41). Следствия грехопадения: 3) между людьми; 4) между человеком и остальным творением.

3) Грех не только нарушил иерархическую соподчиненность свойств и кач человеческой природы но также и атомизировал ее. По плану Творца человек представлял собой множество ипостасей, существующих в единстве природы (Быт. 1, 27). До грехопадения Адам и Ева составляли целое, жизнь одного являлась в то же время и жизнью другого, между ними невозможно было провести четкой внешней границы. После падения каждая личность изолируется в самой себе, удерживая за собой осколок, фрагмент некогда общей природы, а других начинает воспринимать как объект по отношению к себе. «Были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2, 25), первым следствием греха явилось чувство стыда (Быт. 3, 7).

 

4) В силу особого, центрального, положения человека в мире грехопадение оказалось не только его «частным делом», но явилось поистине космической катастрофой. Свв. отцы учат, что человек является личностным возглавителем твари, проводником Божественных энергий на всю тварь, его духовно-нравственным состоянием определяется состояние всего мира. Только через человека материальный космос способен воспринимать и усваивать Божественную благодать. По словам свт. Григория Нисского, человек поставлен в центре мировоздания. Потеряв доступ к Божественной благодати, «вся тварь совокупно стенает и мучается доныне» (Рим. 8, 22).

В результате грехопадения человек утрачивает свою власть над миром, который выходит из повиновения своему господину и начинает мстить ему за причиненные страдания.

 

БИЛЕТ 16

17). Отношение приписываемых существу Божию свойств к самому Его существу.

а) Свт. Григорий Богослов писал: «Божественная природа по своей сущности единопроста, единовидна и несложна». Эту же мысль повторяет и св. Иоанн Дамаскин, – «Божество, – говорит он, – просто и имеет одно простое и благое действие…». Иначе говоря, множественность и дробность наших представлений о Боге связана с ограниченностью наших познавательных способностей. Свойства существа Божия, о которых мы говорим во множественном числе, в Нем Самом тождественны. В Боге, находится во внутреннем и нераздельном единстве то, что мы мыслим в дискретном и множественном виде. В человеке, то различаем саму природу или сущность и свойства, которыми она обладает. Говоря о человеке и его разуме, мы осознаем их как вещи разные: есть человек, а есть разум, который является атрибутом человеческой природы. Человек состоит из определенных свойств и качеств: разум, совесть, тело его и т. Д. Когда же говорится о свойства Божиих, то должно иметь в виду, что в Боге нет зазора между самой природой и свойствами. Нельзя сказать, что Бог обладает, например, разумом, или, что Он обладает премудростью.

б)Истинность наших представлений о Боге. К этому вопросу существуют два различных подхода: первый более характерен для западного богословия. Западная схоластика исходят из того, что Бог – существо абсолютно трансцендентное миру, и человек не может иметь никакого объективного, достоверного знания о Божественном естестве, т. е. все представления наши о Боге, все имена Божии, которыми мы оперируем, суть только наши эмоции и обусловленные этими эмоциями рациональные представления, возникающие у человека в процессе религиозной жизни. Имена – это только форма нашего конечного мышления о трансцендентном Существе Близкие к этому взгляды высказывали Абеляр, Фома Аквинский, Дуне Скотт, а в Византии Варлаам Калабрийский. Вопрос о достоверности наших представлений о Боге – это в сущности вопрос не теоретический. Это вопрос веры. С одной стороны, доверия Священному Писанию и, с другой, доверия духовному опыту Церкви, опыту святых. Священное Писание говорит, что свойства и имена Божии это не просто некие фикции, которые возникают в нашем уме, но что за ними стоит некоторая объективная реальность. Так, апостол Павел в Рим. 1, 20 говорит, что «присносущная сила Его и Божество от сотворения мира через рассмотрение творений видимы». Кроме того, в Священном Писании о многих именах и свойствах Божиих мы узнаем из уст Самого Бога

42). Переход греха на весь человеческий род. Первородный грех. Действительность первород

греха, его всеобщность и способ распространения. Вменение первородного греха.

Шестой член Послания Восточных Патриархов начинается с указания на личный грех Адама и Евы, который «перешел от Адама на все человеческое естество, поелику все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас». Под первородным грехом здесь понимаются не личные грехи, имеющие быть по свободному изъявлению человека, а наследственная порча природы и «склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения»

 

Все люди как потомки родоначальника человеческого рода Адама, сотворенного по образу Божию, но совершившего тяжкое грехопадение, рождаются с греховным наследственным повреждением своей духовно-телесной природы. Ап.Павел говорит: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 15, 19, 22-23).Православию чуждо представление о том, что потомки Адама несут личную ответственность за грех прародителей, первородный грех рассматривается прежде всего как порча природы. Это наказание выражается в том, что все люди как происходящие от Адама: а) подлежат закону тления и смерти; б) не могут войти в Царство Небесное (Ин. 3, 5) как носители греховного состояния природы. Надо различать личный грех Адама и первородный грех. Параптома –состояние, отчуждение человека от Бога, переходящ на весь человеческий род. А мартия – это не сам грех, а следствие греха и одновременно неблагоприятное условие для потомства.

БИЛЕТ 17

б)Истинность наших представлений о Боге. К этому вопросу существуют два различных подхода: первый более характерен для западного богословия. Западная схоластика исходят из того, что Бог – существо абсолютно трансцендентное миру, и человек не может иметь никакого объективного, достоверного знания о Божественном естестве, т. е. все представления наши о Боге, все имена Божии, которыми мы оперируем, суть только наши эмоции и обусловленные этими эмоциями рациональные представления, возникающие у человека в процессе религиозной жизни. Имена – это только форма нашего конечного мышления о трансцендентном Существе Близкие к этому взгляды высказывали Абеляр, Фома Аквинский, Дуне Скотт, а в Византии Варлаам Калабрийский. Вопрос о достоверности наших представлений о Боге – это в сущности вопрос не теоретический. Это вопрос веры. С одной стороны, доверия Священному Писанию и, с другой, доверия духовному опыту Церкви, опыту святых. Священное Писание говорит, что свойства и имена Божии это не просто некие фикции, которые возникают в нашем уме, но что за ними стоит некоторая объективная реальность. Так, апостол Павел в Рим. 1, 20 говорит, что «присносущная сила Его и Божество от сотворения мира через рассмотрение творений видимы». Кроме того, в Священном Писании о многих именах и свойствах Божиих мы узнаем из уст Самого Бога

43). Промышление Божие о падших ангелах.

а) На основании Свщ. Писания возможно дать следующее определение злых духов ангелов: это личные, свободноразумные бесплотные существа, по собственной воле отпавшие от Бога, сделавшиеся злыми и образовавшие особый, враждебный Богу и добру, мир, однако, зависимый от Бога. Свщ. Писание не оставляет нам никаких сомнений в том, что злые духи существуют в действительности. Это не просто образы, в которых персонифицируется безличностное зло.

Примеры в Свщ. Писания: 3 глава книги Бытия – искушение прародителей; в книге Левит (16 гл.) говорится о злом духе Азазелле; во Втор. 32, 17 о языческих жертвах говорится как о жертвах, приносимых бесам. Сам Господь Иисус Христос в Своих поучениях говорит о демонах как о реально существующих и не только говорит, но изгоняет их и повелевает ими. Мир, который образовали отпавшие от Бога духи, не есть хаос. Он имеет четкую организацию и даже, можно сказать, иерархию. Господь называет мир падших духов царством в Мф. 12, 26. Единоличным главою этого царства является некоторый дух, который в Свщ. Писании имеет несколько названий. Он называется сатаною (Мф. 12) называется диаволом, Веельзевулом, князем бесовским (4 книге Царств). Именуется он также «древним змием», «драконом». Господь Иисус Христос в Ин. 12, 31 называет его «князем мира сего».

Свщ. Писание очень скупо говорит о падении ангелов, потому что подробности этого падения не имеют непосредственного отношения к делу нашего спасения. Поэтому Свщ. Писание ограничивается лишь некоторыми общими указаниями, вполне достаточными, чтобы увериться в том, что первоначально эти духи были существами добрыми, а затем по собственной воле отпали от Бога. Ап. Иуда говорит, что Бог «Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6). Господь Иисус Христос говорит, что Он «видел сатану, спадшего с неба, как молния» (Лк. 10, 18) Диавол является начальником зла и греха в мире. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3, 8). Сущность падения ангелов есть гордость: «начало греха – гордость» (Сир. 10, 15).Корень греха Люцифера – это жажда самообожения, ненависть к благодати. Оставаясь независимым от Бога в самом своем бытии, мятежный дух овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и поэтому он силится разрушить в нем Божественный план в) Место обитания злых духов. В Свщ. Писании оно обычно называется словами «ад», «преисподняя» или «бездна » 1) «воздух», в Еф. 6, 12 говорится о сатане как о князе, господствующем в воздухе. В Ветхом Завете встречается название «поднебесная». Сатана говорит (Иов. 1, 7), что он обошел всю поднебесную. г) Искажение природы падших духов. Природа падших духов ангельская, и вследствие этого они обладают многими свойствами и способностями, которыми обладают ангелы вообще: личности, ведением будущего, могуществом и силой. Они несомненно существа. Ап. Иаков говорит, что они веруют в Бога и даже трепещут (Иак. 2, 19). Основное их чувство в отношении к Богу и Его творению есть ненависть, а в отношении человека – зависть: «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают все, принадлежащие к уделу его» (Прем. 2, 24). д) На уровне общественном деятельность злых духов состоит в стремлении распространить свое царство (язычество, ереси расколы, гонения) Помимо того, что падшие духи пытаются реализовать свои глобальные планы, они работают индивидуально с каждым человеком (воздействовать на душу человека, на волю, на чувства человека)

БИЛЕТ 18

1. Антропоморфизмы Священного Писания.

2. Сущность христианского учения о происхождении мира, нехристианские концепции происхождения мира.

БИЛЕТ 19

19). Догмат о Пресв. Троице. Богооткровенность догмата о Пресв. Троице. Указание на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: