Промысла Божия о мире вообще и о роде человеческом.




Промысл Божий о мире духовном имеет двоякий характер. Это обусловлено тем, что духовный

мир по своим нравственным характеристикам неоднороден, наряду с добрыми ангелами

существуют и ангелы падшие. Промысл Божий об ангелах добрых выражается в сохранении их бытия и в направлении и содействии в достижении целей их бытия, т. е. максим совершенства. Этой цели ангелы достигают двумя способами. Различают прямой путь, путь непосредственного служения Богу, и косвенный путь, т. е. через служение людям и миру в качестве орудий Промысла Божия о вселенной и о человеческом роде. а) Примеры непосредственного служения ангелов Богу из Свщ. Писания: видение пророком Исайей серафимов, непрестанно воспевающих песнь Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис. 6, 2-3), аналогичные образы мы встречаем в книге Откровения (4 и 7 главы), где говорится о животных, имеющих по шесть крыл и исполненных очей, которые служат пред престолом Божиим.

б) Косвенный путь. Примеры служения ангелов Богу в качестве орудий Промысла: разрушение Содома и Гоморры (Быт. 19, 1-13),– Ангел, сходивший в купальню Вифезда и возмущавший воду. Ангелы исполняют волю Вседержителя о стихиях мира, это наиболее явно видно из Откр. Ангелы принимали участие в деле нашего Искупления и в деле сохранения и распространения Церкви на земле. Закон на Синае был вручен Моисею при служении ангелов (Втор. 33, 2; Деян. 7, 53). Все важнейшие события нашего Искупления совершались с участием ангелов. Благовещение, Рождество, бегство в Египет и возвращение из Египта, моление Спасителя о чаше, Воскресение Христово, Его Вознесение – все эти события сопровождались явлением ангелов. В жизни ранней Церкви также участвовали ангелы. Так, ангел вывел ап. Петра из темницы. в) Все догматическое учение об ангелах-хранителях народов и обществ основано на 10 главе книги пророка Даниила. Здесь говорится об ангелах – князьях иудейского, эллинского и персидского народов. Ангелы-хранители народов и обществ предстательствуют пред Богом и неведомыми нам средствами направляют эти народы или общества к назначенной Промыслом цели. Они особенно заботятся о просвещении светом истинного богопознания и о благочестии. Помимо 10-й гл. книги Даниила можно сослаться на 1 гл. Откровения, где говорится об ангелах церквей

В Свщ. Писании об ангелах-хранителях частных лиц упоминается в Мф. 18, 10. Господь, говоря об опасности соблазнить одного из малых сих, далее добавляет, что «Ангелы их всегда видят лице Отца Моего Небесного». После того, как ап. Петр чудесным образом освободился из темницы, служанка и, услышав голос Петра, доложила собравшимся, что Петр стоит у дверей. Ей не поверили и сказали, что это Ангел его (Деян. 12, 15). Ангелы, дается человеку при Крещении, не оставляют его и по смерти. Согласно притче о богаче и Лазаре, души усопших относятся в соответствующие места пребывания ангелами. По отношению к человеку, которому ангел дается, он является хранителем его души и тела (Пс. 90, 10, 11) и молитвенником пред Богом (Тов. 12, 15). Промысл Божий в отношении злых духов. Не отнимая свободы действия падших духов, Бог, тем не менее, ее ограничивает.

 

БИЛЕТ 5

5). Божественное Откровение. Естественное богопознание.

Божественное Откровение есть не однократный акт, а процесс, который имеет начало в Ветхом Завете, где Бог постепенно открывал людям некоторые знания о Себе, приспосабливаясь к способности восприятия дохристианского человечества. Но эти знания о Боге были фрагментарными, поскольку каждый из пророков сообщал только некоторую грань знания о Боге, которая ему лично открывалась, и опосредствованными, потому что пророки говорили о том, что они, как люди, знали о Боге. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа, Который и открыл нам все необходимое для спасения.

Для православных полнота богопознания возможна во Христе в силу единосущия Отца и Сына. Во Христе Откровение не фрагментарно, а полно, потому что Христос не просто Тот, кто знает о Боге, а Сам Бог, Который открывает истину о Себе. Священное Писание прямо говорит, что во Христе мы имеем полноту Божественного Откровения, что Господь Иисус Христос открыл Церкви всю полноту истины. «Он возвестил апостолом все, что слышал от Отца» (Ин. 15, 15). Святой Дух, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы, не сообщил им какого-либо нового откровения, а только напомнил им то, чему ранее учил Христос.

Богопознание невозможно без Божественного Откровения. Человек знает Бога настолько, насколько Сам Бог ему открывается, но человек каким-то образом должен быть подготовлен к восприятию Божественного Откровения. Таким пособием к познанию Бога из Откровения является естественно богопознание, котор может привести нас только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге а) Познание Бога возможно через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. Этот акт называется путем космологического умозаключения, когда человек через созерцание тварного космоса восходит к пониманию того, что этот мир имеет Творца и Промыслителя. б) Это можно сделать также и через познание самого себя. Уму человеческому является прирожденной мысль о Существе совершеннейшем и бесконечном. Воля — это голос совести в человеке и нравственный закон, который ощущает в себе человек. В области сердечной жизни, чувствах — врожденное стремление к блаженству. в) Изучение человеческой истории – истории народов и государств также свидетельствует, что в истории действует божественный Промысл, который управляет историческим процессом. Такое богопознание может привести нас только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге.

 

Следующей после естественного откровения ступенью богопознания является познание из Священного Писания и творений святых отцов. По своему источнику – это сверхъестественное знание, потому что Священное Писание есть Слово Божие, однако по способу усвоения оно является естественным. Подлинным богопознанием может называться только сверхъестественное богопознание. Оно дается человеку только в опыте, при непосредственном наитии Святого Духа.

 

31). Душа и дух. Трихотомия и дихотомия.

Мне­ние о пред­су­ще­ст­во­ва­нии че­ло­ве­че­ских душ бы­ло ха­рак­тер­но для ан­тич­ной фи­ло­со­фии. (Пи­фа­гор, Пла­тон, не­оп­ла­то­ни­ки, Фи­лон) На хри­сти­ан­ской поч­ве это уче­ние бы­ло вос­про­из­ве­де­но Ори­ге­ном. В дог­ма­ти­че­ской сис­те­ме Ори­ге­на это уче­ние за­ни­ма­ет цен­траль­ное ме­сто. С точ­ки зре­ния Ори­ге­на, Бог, как Су­ще­ст­во со­вер­шен­ное, спра­вед­ли­вое, спо­со­бен тво­рить толь­ко оди­на­ко­вые и рав­ные друг дру­гу по дос­то­ин­ст­ву су­ще­ст­ва. Из­на­чаль­но эти ду­ши, яв­ля­ясь чис­ты­ми ума­ми, ли­шен­ны­ми ма­те­рии, бы­ли все­це­ло по­гру­же­ны в со­зер­ца­ние Бо­же­ст­ва. Но за­тем, по ка­ким-то при­чи­нам, они от­па­ли от Бо­га и в на­ка­за­ние за это бы­ли от­прав­ле­ны в раз­лич­ные те­ла, по сте­пе­ни их гре­ха. С по­мо­щью этой тео­ри объ­яс­нить не­оди­на­ко­вость внеш­них ус­ло­вий жиз­ни лю­дей в этом ми­ре. В 553 г. на V Вс Со­бо­ре бы­ло ут­вер­жде­но ор­то­докс уче­ние о про­ис­хо­ж­д че­ло­ве­че­ской ду­ши: ду­ша про­изош­ла вме­сте с те­лом, пред­су­ще­ст­во­ва­нии душ бы­ло осу­ж­де­но. Уче­ние Ори­ге­на не ос­тав­ля­ет мес­та для ис­ку­п под­ви­га Спа­си­те­ля, обес­це­ни­вая зна­че­ние кре­ст­ной Жерт­вы.

 

Согласно мнению о творении человеческих душ каждая индивидуальная душа творится Богом из ничего. В христианской традиции впервые это мнение встречается у свщмч. Иринея Лионского. Его разделяли также блж. Феодорит Киррский, блж. Иероним Стридонский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл. Существуют два различных мнения о моменте сотворения душ. Согласно первому, творение души происходит одновременно с творением тела, в момент зачатия, согласно второму – на сороковой день. Это мнение имеет основание в Ветхом Завете. В Исх. 21, 22-24 говорится, что если кто беременной женщине нанесет повреждения, и в результате этого случится выкидыш, то размер компенсация будет различен в зависимости от того, случилось это до сорокового дня или после. Этой теорией можно обосновать высокое достоинство человеческой души, ее невещественность, неделимость, простоту, а главное объяснить качественное разнообразие душ. Существует другое мнение – о рождении человеческих душ. Тертуллиан учил о некотором душевном семени: как существует семя телесное, так и в душе существуют особые семена, которые отделяются от души и дают начало новой духовной субстанции. Это мнение о душевных семенах было отвергнуто последующими отцами Церкви, а мнение о рождении человеческих душ от душ родителей получило широкое распространение. Его придерживались свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Нисский, свт. Афанасий Александрийский. После V Вселенского Собора в христианском богословии осталось преобладающим мнение о творении человеческих душ из ничего.

Общее определение человеческой души дает св. Иоанн Дамаскин - Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной формы. Она действует при помощи органического тела, и сообщает ему жизнь, развитие. Душа свободна обладает волей и целью. Человеческая ипостась имеет структуру. В этом отношении богословы делятся на два лагеря – трихотомистов и дихотомистов. Дихотомисты признают в человеке две различных природы: душу и тело. Трихотомисты признают в человеке три различных субстанции радикально отлич друг от друга: дух, душу и тело. В пользу своей гипотезы трихотомисты приводят следующие ссылки на Свщ. Писание: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). У многих отцов Церкви, особенно ранних, говорится о трехсоставности человеческой природы. Св. Иустин: «Тело есть жилище души, а душа – жилище духа Большинство отцов Церкви говорят, говор что душа и дух – наименования одной и той же сущности». Но под действием Божественной благодати в душе устанавливается особый жизненный строй. Иными словами, дух – это та же самая душа, только после своего благодатного обновления.

 

БИЛЕТ 6

6). Учение свв.Отцов IV века о богопознании.

По единодушному мнению святых отцов, Сущность Бога Сама по Себе никогда не может быть нами постигнута. Максимальное познание Бога означало бы тождество тварных личностей с Ним по Сущности. Однако этот постулат не означает, что человек абсолютно лишен возможности познавать Бога. К примеру, не постигая сущностей тварных вещей, мы, тем не менее, отчасти познаем вещи через их свойства. Тем не менее Писание многократно говорит о том, что человек не может увидеть Бога и остаться в живых. Например, на просьбу пророка Моисея показать Себя, Бог отвечает: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33, 20). Святой Апостол Иоанн так же учит: «Бога никто никогда не видел» (1 Ин. 4, 12).

 

В Священном Писании, однако, имеются не менее многочисленные свидетельства о том, что люди видели Бога. Например, праотец Иаков восклицает: «Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32, 30). Бог беседовал с Моисеем «лицом к лицу». Евангелие возвещает, что «чистые сердцем Бога узрят». Ап. Павел «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу (1 Кор. 13, 12). Святые отцы дали следующее разъяснение по поводу наличия в Писании взаимоисключающих утверждений о возможности боговидения и богопознания: Бог не видим и не постижим в Своей Сущности и в то же время Он видим и познается в Своих действиях, или энергиях.

 

Так, св. Григорий Нисский пишет: «Нет сомнения, что в Сущность Божию разум проникать не может, но зато он постигает деятельность Божию и на основании этой деятельности получает такое познание о Боге, которое вполне достаточно для его слабых сил» Свт. Василий Великий: «Утверждая, что мы познаем Бога нашего в Его энергиях, мы отнюдь не обещаем того, чтобы приблизиться к Нему в самой Его Сущности». По мысли св. Афанасия Синаита видение лицом к лицу есть видение всеми спасенными Личности воплотившегося Слова. Те же, которые достигнут обожения, по словам св. Григория Богослова, «будут сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы».

 

32). Свойства души человечекой: самостоятельность души, духовность души, разумность



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: