Действие промысла Божия.




Для античности было характерно представление, что только сущности наход на высш ступенях иерархии является достойным Божественного Промысла. Христианское учение утверждает, что и весь мир в совокупности, и все мельчайшие частицы его имеют ценность перед Богом, и поэтому Промысл Божий распространяется на весь мир. Свщ. Писание говорит нам «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иер. 23, 24). Предметом Божественного Промысла являются растения и животные. Но главный предмет Промысла – это, конечно, человек. Говоря словами ап. Петра: «Бог печется о нас» (1 Пет. 5, 7). Однако Промысл Божий неодинаков о всех людях. Различают два вида Промысла: общий Промысл, который объемлет весь мир, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, и частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа. ействия Промысла Божия. Мирохранение, поддержание всего существующего в бытии, и мироправление, направление всех событий, имеющих место в мире, к предназначенным Творцом целям. Следует иметь в виду, что такое различение двух действий имеет методологический характер. В действительности, действие Божие едино.

а) Мирохранение В Свщ. Писании Нового Завета говорится о мирохранении в Евр. 1, 3 и Кол. 1, 17. Здесь речь идет о Сыне Божием как о зиждительной силе мироздания. Примеры из Ветхого Завета: «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12, 10). Кирилл Алек: «Бог неизъяснимым образом простирает на все Свою силу, иначе все, что произошло из не-сущего, не могло бы держаться и сохранить свое бытие, тотчас бы все вернулось к своему состоянию, к ничтожеству». б) Мироправление Приведя мир в бытие, Бог назначил каждому существу свои цели. «Через Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его» (Сир. 43, 28).

 

БИЛЕТ 10

10) Учение Св. Писания о Свщ. Предании. Соотношение Священного Писания и

Священного Предания

В книгах Нового Завета слово «предание» обозначает не процесс передачи, а само передаваемое учение [Катихизис]: «…стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15); «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» (1 Кор. 11, 2). «О, Тимофей! храни преданное тебе» (1 Тим. 6, 20). Источником Предания является Сам Бог. Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, обращаясь к Своему Отцу: «Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно» (Ин. 17, 8).

В дореволюционных учебниках догматического богословия Священное Писание и Священное Предание обычно противопоставляются. Писание рассматривается как нечто внешнее по отношению к Преданию. Это связано с латинским влиянием на православное богословие которое началось в период упадка образованности на Востоке. Это схоластическое влияние в данном случае проявляется в характерной для латинской мысли тенденции кодифицировать Предание в исторических документах, памятниках, иначе говоря, рассматривать Предание почти исключительно как некую сумму информации о Боге, о духовной жизни, в то время, как для Восточных отцов Предание — это всегда не только знание, сколько именно живой опыт богопознания, опыт объемного видения богооткровенной истины.

Католическое учение о Священном Предании и соотношении Предания и Писания возникло во время Реформации в Западной Европе. В борьбе с протестантами, отрицающими авторитет Священного Предания как источника вероучения, католики были вынуждены построить свое учение: Священное Писание и Священное Предание — это два различных параллельных источника вероучения. Священное Писание может пониматься как некоторое смысловое ядро, а Предание — как необходимое, но, все-таки, второстепенное дополнение к Писанию. Писание и Предание рассматриваются как нечто взаимодополняющее, и, во-вторых, утверждается, что, и Писание, и Предание по отдельности заключают в себе не всю богооткровенную истину, а только некоторую ее часть. Такое понимание соотношения Предания и Писания не согласуется со святоотеческим пониманием. Скажем, для сщм. Иринея Лионского (II век по Р. Х.) Священное Предание по своему содержанию не есть нечто отличное от Священного Писания, а, наоборот, Предание по содержанию тождественно Новому Завету, оно заключает в себе не часть богооткров истины, а всю истину в ее полноте.

36). Ложные учения о промысле.

В язы­че­ст­ве, на­при­мер, у древ­них гре­ков и рим­лян бы­ло рас­про­стра­не­но пред­став­ле­ние о судь­бе, бес­соз­на­тель­ной си­ле, ко­то­рой под­чи­не­ны все жи­ву­щие, ко­то­рая пол­но­стью пре­до­пре­де­ля­ет судь­бу че­ло­ве­ка. Дру­гое лож­ное пред­став­ле­ние, ха­рак­тер­ное для язы­че­ст­ва, со­сто­ит в том, что Про­мысл рас­про­стра­ня­ет­ся толь­ко на ве­ли­кие, дос­той­ные пред­ме­ты. Та­ких пред­ме­тов очень ма­ло, боль­шая же часть ми­ро­зда­ния на­хо­дит­ся вне по­пе­чи­тель­но­го дей­ст­вия выс­ше­го На­ча­ла. На хри­сти­ан­ской поч­ве бы­ли сле­дую­щие из­вра­ще­ния уче­ние о Про­мыс­ле. Во-пер­вых, дуа­ли­сти­че­ский гно­сти­цизм, где еди­но­му бла­го­му Бо­гу про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся не­ко­то­рое па­ри­тет­ное Ему злое на­ча­ло. В рам­ках та­ко­го уче­ния не ос­та­ет­ся мес­та для уче­ния о Про­мыс­ле во­об­ще. Раз­ви­тие ми­ра здесь оп­ре­де­ля­ет­ся не про­мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­стью Бо­га, а борь­бой двух вра­ж­деб­ных на­чал. Во-вто­рых, в хри­сти­ан­ст­ве воз­ни­ка­ли за­блу­ж­де­ния, свя­зан­ные с от­ри­ца­ни­ем ча­ст­ных сто­рон Про­мыс­ла. На­при­мер, уче­ние о не­со­вмес­ти­мо­сти Бо­же­ст­вен­но­го Про­мыс­ла со сво­бод­ной во­лей че­ло­ве­ка и, как след­ст­вие, уче­ние о пол­ном пре­до­пре­де­ле­нии че­ло­ве­ка или ко спа­се­нию или к по­ги­бе­ли, что име­ло ме­сто в не­ко­то­рых про­тес­тант­ских об­щи­нах, в ча­ст­но­сти, у ре­фор­ма­тов (каль­ви­ни­стов). На не­хри­сти­ан­ской поч­ве та­кое воз­зре­ние ха­рак­тер­но для ис­ла­ма. Деизм учит, что мир столь совершенен. В пантеизме нет, т.к мир здесь воспринимается как саморазвитие Бога.

 

Возражения:1) наличие в мире физического и нравственного зла. Но нравственное зло явл следствием злоупотребления разумными существами своей свободой. Что же касается зла физического, то оно явления, которые с убъективно человеком воспринимаются как зло. 2)наличие в мире постоянных и неизменных законов. Такое воззрение характерно для деистских учений, в которых Бог присутствует только как причина мира, некий Геометр, Архитектор Вселенной. Законообразность этого мира не автономна. Промысл не нарушает физические законы., а препобеждает их.

БИЛЕТ 11

11) Формы Свщ. Предания, понятие об апостольском предании и святоотеческом предании.

Первоначально Священное Предание существовало в форме устной апостольской проповеди, на основании которой и было создано Священное Писание. Однако Священное Писание никогда не являлось единственной формой, в которой воплотилось богооткровенное учение, ему предшествовали, а затем наряду с ними сосуществовали еще по крайней мере две формы: правило веры и богослужебно-литургическая практика Церкви, литургическое предание. Позднее появились и другие формы, в которые облеклось Священное Предание. Из них наибольшее значение для нас имеют творения свв. отцов и учителей Церкви. Со стороны содержания учение свв. отцов не отличается от Предания апостольского, ибо святым отцом и называется тот, кто адекватно толкует учение апостолов применительно к потребностям своего времени. Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте; и нужно пребывать или жить в Церкви, в ее полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им. Предание есть благодатный опыт, или самосознание Церкви.

Связь между чистотой учения того или иного отца и церковным Преданием устанавливается через свидетельство Церкви, ecclesial declaratio. Именно свидетельство Церкви подтверждает достоинство богословской мысли того или иного отца. В святоотеческом учении принимается та его часть, по которой имеется единодушное мнение всех, либо значительного большинства святых отцов. При этом следует иметь в виду, что согласие отцов по тому или иному вопросу представляет собой теологумен, с которым необходимо считаться, если желаешь остаться верным Преданию.

 

Формальное предание – это все исторические источники и способы истинного познания христианского Откровения, кроме библейский книг. Мы можем выделить формы: 1) древние символы и исповедания веры; 2) древние правила, Апостольские Правила, например, и каноны;

3) определения и правила Вселенских Соборов и некоторых поместных соборов, которые приняты всей полнотой Вселенской Церкви; 4) литургическая практика Церкви, церковное искусство. Сюда включается иконопись, музыка, гимнография, архитектура и т. д.; 5) мученические акты и жития святых; 6) древние церковные истории. Например, церковная история Евсевия Кесарийского, труды таких историков Древней Церкви как Сократ, Евагрий, Феодорит Киррский и т. д. 7) творения святых отцов и учителей Церкви; 8) древняя церковная практика, т. е. различного рода уставы, узаконения, которые касаются, например, постов, различные богослужебные правила, благочестивые обычаи и традиции и так далее.

37). Участие всех Лиц Пресв.Троицы в деле промысла: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа

Естественное богопознание кроме того, что может убедить в существовании Бога, может также привести к убеждению, что существует Божественное промышление о мире. Однако участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла может быть познано исключительно из Божественного Откровения. О промыслительном действии Бога Отца: «Отец Мой доныне делает» (Ин. 5, 17). Промышляет Бог и о мире нравственном: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16); «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудете вами вовек» (Ин. 14, 16). О Сыне говорится прежде всего, как о зиждительной силе мироздания – Кол. 1, 17 и Евр. 1, 3. Промысл Сына о мире нравственном выражен в совершенном Им Искуплении. Господь есть Глава Церкви (Еф. 1, 22 и Еф. 2, 20, Кол. 2, 19). Сын Божий внимает молитвам и исполняет просимое: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14, 13). В конце времен Сын предаст Царство Богу и Отцу, и тогда Бог будет «всяческая во всех» (1 Кор. 15, 24-28).

Дух Святой глаголал через пророков и апостолов, об этом говорится в Никео-Цареградском Символе веры. Дух Святой воздействует на душу человека (Деян. гл. 2). Дух Святой содеевает наше спасение во Христе и устрояет Церковь Христову. О действиях Духа Святого говорится в Ин. 14, 1. Он действует в таинствах, поэтому о Духе Святом часто говорится, как о творце новой твари, не в том смысле, что Он создает из ничего нечто новое, а дарует новую жизнь, обновляет творение: «Если кто не родится свыше, не может войти в Царствие Божия. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 56).

БИЛЕТ 12

12). Правило веры, Литургическое Предание, творения свв. Отцов.

Правило веры, историческое связанное с совершением таинства крещения, изначально являлось общим выражением самосознания Церкви в области веры. Указания на существование в Церкви такого Правила содержатся в Новом Завете. Ап. Павел призывает христиан «твердо держаться исповедания нашего» (Евр. 4, 14) и напоминает своему ученику Тимофею о «добром исповедании». Крещальные исповедания древних апостольских церквей, несмотря на некоторое различие в формулировках, по содержанию являются выражением единой апостольской веры, восходящей к учению Самого Иисуса Христа. Древнейшее Правило веры лежит и в основании Никео-Цареградского Символа веры, составленного и утвержденного на I и II Вселенских Соборах. Исторически, в соответствии с нуждами Церкви, Правило веры дополнялось, в него были включены вероопределения Вселенских Соборов. Все догматические определения, входящие в состав Правила веры, неразрывно связаны друг с другом и представляют собой единое тело Богооткровенной Истины. От Священного Писания Правило веры отличается не содержанием, а формой. Если Священное Писание раскрывает Богооткровенную Истину как историю домостроительства спасения, то Правило веры представляет собой «истины веры», которые «в кратких словах вмещают все ведение благочестия, содержащегося в Ветхом Завете и Новом

Истинное догматическое учение обуславливает и правильную организацию духовной жизни. Богослужение и таинства – это легкие и сердце церковной жизни; именно в богослужении, таинствах Церковь является тем, что она есть по существу. Правильно организованная духовная жизнь, невозможная без участия в таинствах, является залогом чистоты веры.То, что именно литургическая жизнь является ядром церковного Предания, видно из посланий святого апостола Павла.(1 Кор. 11, 23-25). Для апостола литургия, Евхаристия – это, по существу, главное содержание Предания. В Предании Господь Сам Себя предает верным.

Пятошестой Собор своим 19 правилом устанавливает следующий подход к толкованию Священных книг: «аще будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях». Формально можно выделить три принципа, по которым тот или иной богослов считается отцом Церкви: 1) святость жизни; 2) истинность, верность учения; 3) свидетельство Церкви. Связь между чистотой учения того или иного отца и церковным Преданием устанавливается через свидетельство Церкви. Для этого существует специальное понятие: consensus patrum, согласие отцов. В святоотеческом учении принимается та его часть, по которой имеется единодушное мнение всех, либо значительного большинства святых отцов.

 

38). Учение о Боге – Промыслителе человеческого рода. Промысел о первозданном человеке.

В первобытном состоянии промышление Божие о первозданном человеке было в двух видах. Самое первое действие Промысла – это сохранение и управление. С одной стороны, были даны определенные заповеди для оптимальн развития человека и недопуск смерть. Были даны упражнения для воли человеческой. Совершенство первозданного человека не было полнотой духовно-нравственного совершенства. Человеку предстояло развиваться путем собственной деятельности. Поскольку достижение человеком цели своего бытия зависит не только от его собственных усилий, но и от Божественной благодати, человек изначально нуждался в Божественном содействии, или в промышлении, чтобы богоподобные задатки его природы могли раскрыться.

Конкретн промышление Божие состояло 1. Прежде всего, как говорит Библия (Быт. 2, 15), «взял Господь Бог человека и поселил его в саду Эдемском». Человек изначально был выделен из окружающего мира, на земле было создано для него специальное место жительства – Эдемский сад. Бог насадил в раю всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Таким образом райская растительность служила человеку для удовлетворения его потребности в пище, а также эстетических (Быт. 2, 8-9). 2. Для укрепления сил душевных и телесных Бог заповедал Адаму «возделывать и хранить рай» (Быт. 2, 15). Это заповедь труда. 3). Бог привел к Адаму всех животных и смотрел, каким образом Адам наречет их. Это действие имело своей целью развитие самосознания и мыслительных способностей, дара слова, а также имело целью утвердить в человеке сознание царственного преимущества над всеми земными существами. 4. Человеку было даровано особое древо жизни (Быт. 2, 9). Свщ. Писание конкретно не говорит, что это было за древо, но оно таинственным образом давало человеку жизнь, осуществлялась полнота общения человека с Богом. 5. Запрет вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2, 17) – заповедь поста и послушания. Эта заповедь была необходима для укрепления воли и нравственного развития. 6. К попечению Божию о первозданном человеке следует отнести и непосредственное общение с Богом, которого человек был удостоен в раю.

 

БИЛЕТ 13

13). О Боге в Самом Себе. Истина бытия Божия. Понятие об апофатическом и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: