Троичность Лиц Божества.




 

а)Указания Нового Завета на троичность Лиц без указания Их различия: Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества. Заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Здесь слово «имя» стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13, 13). Этим выражением апостол Павел подчеркивает личностность Сына и Духа, которые подают дарования наравне с Отцом. Пролог Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Под Богом здесь понимается Отец, а Словом именуется Сын, т. е. Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом. Преображение Господне есть также Откровение о Пресвятой Троице, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором – как сияющее облако, осенившее апостолов.

 

б) Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные Лица в отдельности. Пролог Евангелия от Иоанна. У В.Н.Лосского дается следующий комментарий к этой части Иоаннова Евангелия: «В первых же стихах Пролога Отец именуется Богом, Христос – Словом, и Слово в этом Начале, которое здесь носит не временной, а онтологический характер, есть одновременно и Бог. «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27) «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает и Я делаю» (Ин. 5, 17).В этих стихах указывается на различие Ипостасей Отца и Сына. В Евангелии от Иоанна (главы 14, 15, 16) Господь говорит о Святом Духе как об ином Утешителе. Сын тоже является, согласно Евангелию от Иоанна, Утешителем и, называя Духа другим Утешителем, – евангелист тем самым указывает на личностное различие Сына и Духа.

«Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3), – это также указание на различие между Сыном и Духом.

в)Верование древней Церкви в Троичность Божества. Все доникейские символы веры содержат исповедания веры в Троицу. Литургическая практика также об этом свидетельствует. Например, малое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» (и другие его формы, в древности существовало несколько форм малого славословия) – одна из древнейших частей христианского богослужения. Другим литургическим памятником может служить гимн, вошедший в состав вечерни, «Свете тихий»..., Предание приписывает его мученику Афиногену, мученическая кончина которого, согласно Преданию, имела место в 169 году. Об этом свидетельствует и практика совершения крещения во имя Пресвятой Троицы. Например, мч. Иустин Философ (середина II века): «Отца и Того, Кто пришел от Него – Сына и Духа пророческого чтим и обожаем»

Происхождение человеческого рода от Адама и Евы.

 

БИЛЕТ 21

21. Толкование уничижительных мест Св.Писания о Сыне Божием

Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающих всеми Божественными совершенствами, но это не три отдельные сущности, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество, нераздельно обладают всеми Божескими совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и славу.

 

На эту­ни­чи­жи­тель­ные мес­та ссы­ла­лись ариа­не, от­ри­цав­шие еди­но­су­щие Сы­на с От­цом, счи­тая Сы­на соз­дан­ным из не су­щих. Пре­ж­де все­го это: «Иду к От­цу; ибо Отец Мой бо­лее Ме­ня» (Ин. 14, 28). Этот стих мо­жет быть ис­тол­ко­ван двоя­ким об­ра­зом: и с точ­ки зре­ния уче­ния о Пре­свя­той Трои­це и в пла­не хри­сто­ло­ги­че­ском. 1) С по­зи­ции уче­ния о Пре­свя­той Трои­це: по ипо­стас­но­му от­но­ше­нию Отец, как На­чаль­ник и Ви­нов­ник бы­тия Сы­на, яв­ля­ет­ся по от­но­ше­нию к Не­му боль­шим. Но на Кон­стан­ти­но­поль­ских со­бо­рах(1166) бы­ло да­но хри­сто­ло­ги­че­ское тол­ко­ва­ние Спор, воз­ник­ший во­круг это­го сти­ха был свя­зан с уче­ни­ем ми­тро­по­ли­та Кир­кир­ско­го Кон­стан­ти­на. Они ут­вер­жда­ли, что этот стих в пла­не хри­сто­ло­ги­че­ском ис­тол­ко­вать не­воз­мож­но, по­сколь­ку че­ло­ве­че­ст­во во Хри­сте не­воз­мож­но от­ли­чать от Бо­же­ст­ва. Уча­ст­ни­ки Кон­стан­ти­но­поль­ских со­бо­ров от­верг­ли это уче­ние как од­но­знач­но мо­но­фи­зит­ское. Да­же в со­стоя­нии обо­же­ния Хри­стос ос­та­ет­ся ис­тин­ным Че­ло­ве­ком, и в этом от­но­ше­нии по Сво­ему че­ло­ве­че­ст­ву Он яв­ля­ет­ся мень­шим, чем Отец. При этом от­цы со­бо­ров ссы­ла­лись на сло­ва Спа­си­те­ля по­сле Вос­кре­се­ния, об­ра­щен­ные к Ма­рии Ма­гда­ли­не: «Вос­хо­жу к От­цу Мо­ему и От­цу ва­ше­му и Бо­гу Мо­ему и Бо­гу ва­ше­му» (Ин. 20, 17), где Хри­стос име­ну­ет Сво­его От­ца и От­цом и Бо­гом од­но­вре­мен­но. Это двой­ное на­име­но­ва­ние ука­зы­ва­ет, что раз­ли­чие ес­теств и по­сле Вос­кре­се­ния не уп­разд­ни­лось.

 

В Де­ян. 2, 36 о Хри­сте ска­за­но, что «Бог со­де­лал Гос­по­дом и Хри­стом Се­го Ии­су­са, Ко­то­ро­го вы рас­пя­ли», у еван­ге­ли­ста Лу­ки здесь сто­ит гла­гол epoiese, что дей­ст­ви­тель­но мож­но по­ни­мать как «со­тво­рил» (в смыс­ле «со­тво­рил из ни­че­го»). Од­на­ко из кон­тек­ста вид­но, что здесь име­ет­ся в ви­ду тво­ре­ние не по ес­те­ст­ву, а по до­мо­строи­тель­ст­ву, в смыс­ле «уго­то­вал».

 

28). О Боге как Творце мира. Участие всех Лиц Пресв.Троицы в деле творения.

Пр. дог. Бог. учит, что Бог является Первопричиной, бытия мира, всей совокупност конечного бытия, существующего в пространстве и во времени. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3). Творение мира, как факт, признается в той или иной форме, практически, всеми религиозными и философскими учениями, за исключением материализма. Однако понимание сущности творения между различными религиозными системами имеет место значительные различия. Дуализм: Классическими примерами дуалистического взгляда на творение являются: во-первых, дуализм греческой античной философии. Здесь творение мыслится, как результат воздействия Божества, активного начада на извечно существующую наряду с Божеством материю, т. е. признается совечность двух иноприродных начал (Платон, Аристотель). В отличие от греческой философии, в восточных учениях, например, в персидских, сирийских, для которых также характерны дуалистические представления, начала, лежащие в основе мироздания, мыслятся как паритетные и противоборствующие: доброе и злое(зороастризм)

 

Пантеизм Сущность пантеизма состоит в отождествлении мира и Бога. Пантеизм либо отождествл Бога с природе, либо, мир в Боге. Наиболее распространенное пантеистическое учение – это учение об эманации(неоплатонизм). Сущность христианского учения о творении состоит в том, что Бог создал этот мир из ничего. Бог, поскольку Он есть абсолютная Личность, не нуждался для сотворения мира ни в каком материале и весь мир создал Своей воли.

Существуют косвенные указания Свщ. Писания на сотворение мира из ничего. В Быт. 1,1 сказано, что Бог сотворил небо и землю. Здесь употреблен глагол еврейский «бара», которое может иметь два значения: во-первых, значение сотворения из ничего, создание ранее несуществовавшего; во-вторых, значение творения из какого-то материала. Но поскольку сказано, что земля была безвидна и пуста, то следует признать, что в Быт. 1, 1 этот глагол употреблен именно в значении тварения «из ничего». Кроме того, Свщ. Писание нигде не говорит о совечности мира и Бога. Само наименование «вечный» в Свщ. Писании прилагается только к Самому Божеству или к Божественным свойствам.

У казания на участие в творении мира каждого из Лиц Пресвятой Троицы. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Глагол «бара» – в единственном числе, слово «Бог»(«Елогим») стоит во множественном числе, что указывает на множественность Лиц, участвующих в творении. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32, 6). Под «словом» святые отцы понимают Слово Божие, а под «духом уст» – Духа Святого. Указание на Бога Отца, как Творца мира: «Но у нас один Бог Отец, из которого все» (1 Кор. 8, 6). Молитва христиан Иерусалимской общины по поводу освобождения из темницы ап. Петра: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!» (Деян. 4, 24). О Сыне Божием: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3). Эти слова Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое». Слова эти сказаны о Сыне Божием.

О Святом Духе (Кол. 1, 16): «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Быт. 1, 2) Слово «носился»….. «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103, 30). Дух Святой, по учению святых отцов, является совершителем творения. Духа Святого называют также Творцом новой твари. Например, Господь говорит в беседе с Никодимом: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). про

 

БИЛЕТ 22

22). Единосущие Лиц Пресвятой Троицы.

 

Сам термин «единосущный» впервые встречается у Дионисия Александрийского в середине III века. Затем этот термин был скомпрометирован еретиками-модалистами, прежде всего Павлом Самосатским, а затем был введен в христианский лексикон на I Вселенском Соборе. Следует отметить, что встречается этот термин и у нехристианских авторов, прежде всего у Плотина. Согласно его учению, троица состоит из трех единосущных ипостасей, которые называются у него «единое», «ум» и «душа мира». Эта троица у Плотина представляет собой нисходящую иерархию и проявляется в непрерывной эманации ипостасей, которые переходят одна в другую и друг в друге отражаются. Таким образом есть существенное различие в учении о троице на вершинах античной философии и в христианстве.

 

Учение о единосущии Божественных Лиц было раскрыто в IV столетии благодаря деятельности великих Каппадокийцев – Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Прежде всего их заслуга состоит в том, что они сумели точно определить смысл троичных терминов: «сущность», «ипостась», «лицо». У неоплатоников, Плотина и Порфирия, уже появилась тенденция к некоторому разграничению этих понятий. Под сущностью поздние неоплатоники понимали бытие вообще, а под ипостасью понимали нечто конкретное и определенное. Именно эта идея была заимствована Каппадокийцами, прежде всего Василием Великим, которые, разграничив понятие сущности и ипостаси, и установили соотношение между ними, как между общим и частным. За ипостасью утвердилась, в христианском богословии отдельного самостоятельного бытия.

 

Отождествив понятие лица и ипостаси, Каппадокийцы не только упорядочили терминологию, но и ввели совершенно новое понятие, которое мы обозначаем словом «личность». В результате, слово «лицо» получило онтологическую нагруженность, а термин «ипостась» наполнился персоналистическим содержанием. В Троице каждое Лицо содержит единую природу во всей полноте. Таким образом, Божественная Троица представляет собой в то же время и единицу, ибо триипостасная жизнь осуществляется как нерасторжимое единство любви. Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия

 

33). Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека.

 

Если для античных фил, назыв человека микрокосм, его ценность заключалась в том, что роднит его с космосом,, поскольку Вселенная с мыслилась, как Божественное начало, то отцы Церкви усматривают значение человека в том, что выделяет его из мира, из природы. А выделяет его, по учению свв. отцов, образ сотворения и существования. 1)Образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства. Бог есть абсолютный разум, и человек разумная сущность. Бог есть Дух– человек, также имеет в себе духовную составляющую. Бог вечен, отражением вечности в человеке является бессмертие. Бог является Творцом – человек также обладает творческими способностями. Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством. И хотя весь мир в целом отражает совершенство Творца, но отличие от всех прочих тварей человек способен общаться с Богом, участвовать в Божественной жизни, как личность. В учении об образе Божием следует различать между понятиями «черты образа Божия» и «образ Божий». Черты образа Божиего – это то, в чем образ Божий конкретно проявляется, т. е. совокупность существенных свойств человеческой природы.Сам образ Божий относится не к природе, а к способу ее существования, который у человека личностный.

Понятия «образа» и «подобия» тесным образом между собой связаны. Можно сказать, что образ Божий есть дар Божий каждому человеку, который выражается в возм участвовать в Божественных совершенствах. Подобие – проявление этого дара в жизни человека и та мера, в какой эта способность реализуется. Образ Божий есть то, что человеку дано, каждому индивиду. Подобие же, напротив, есть некоторая заданность, задача, которая стоит перед человеком и которую он должен реализавывать в течение всей своей жизни.

 

Назначение человека по отношен к Богу говорит св. апостол Павел (Деян. 17, 24-27): «Бог, сотворивший мир и все что в нем от одной крови, произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас». Т. обр, назнач челов по отношен к Богу есть познание Бога, соединение с Богом, служение Ему. б) Назначен по отношен к самому себе закл в том, чтобы через раскрытие сил и способностей, через деятельн устремлен и приближен к своему первообразу достичь макс меры богоподобия. возможн для конечного существа. в) Григорий Нисск, называет челов проводником Божеств действий на всякою тварь. Челов, по учен свв. отцов, занимает такое место во Вселенной, что только через него весь мир способен воспринимать и усваивать Божеств благодать.

 

БИЛЕТ 23

23). Различение Божественных Лиц по Их ипостасным свойствам. Личное свойство Бога

Отца. Личное свойство Бога Сына. Личное свойство Бога Духа Святого.

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности. Все божественные свойства, и апофатические и катафатические, относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некоторое понятие. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям, что и выражено в Священном Писании.

а) Отношения между Отцом и Сыном В.Н.Лосский пишет о прологе Евангелия от Иоанна: «Слово было у Бога »: «Это выражение указывает на движение, на динамическую близость, и это отношение между Отцом и Сыном есть предвечное рождение, так само Евангелие вводит нас в жизнь Божественных Лиц Пресвятой Троицы». б)Тринитарное положение Святого Духа «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14, 16); «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин. 14, 26).Из этих двух стихов видно, что Святой Дух, Утешитель отличен от Сына, Он есть другой Утешитель, но в то же время между Сыном и Духом нет противопоставления, нет отношения соподчиненности. Господь говорит о Духе Святом как о «Духе истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15, 26). «Исхождение» есть ипостасное свойство Святого Духа, которое отличает Его и от Отца, и от Сына.

Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность, и исхождение у Святого Духа. Личные (ипостасные) свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.

1. Происхождение зла. Что такое зло?

 

БИЛЕТ 24

24). Краткая предыстория догмата о Пресв. Троице: доникейский период: адопционизм,

динамизм, модализм.

 

Уче­ние о Трои­це в хри­сти­ан­ст­ве все­гда бы­ло свя­за­но с уче­ни­ем о Хри­сте, с уче­ни­ем Бо­го­во­пло­ще­нии. Три­ни­тар­ные ере­си, три­ни­тар­ные спо­ры име­ли под со­бой хри­сто­ло­ги­че­ское ос­но­ва­ние. Во II ве­ке хри­сти­ан­ские апо­ло­ге­ты, же­лая сде­лать хри­сти­ан­ское ве­ро­уче­ние по­нят­ным для гре­че­ской ин­тел­ли­ген­ции, сбли­жа­ют уче­ние о Хри­сте с фи­ло­соф­ским эл­лин­ским уче­ни­ем о ло­го­се. Соз­да­ет­ся уче­ние о Хри­сте как Во­пло­щен­ном Ло­го­се; Вто­рое Ли­цо Пре­свя­той Трои­цы, ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с ло­го­сом ан­тич­ной фи­ло­со­фии. Со­глас­но апо­ло­ге­там, Ло­гос – ис­тин­ный и со­вер­шен­ный Бог, но в то же вре­мя, ут­вер­жда­ют они, Бог един и один. У лю­дей, ра­цио­наль­но мыс­ля­щих, воз­ни­ка­ет со­мне­ние: уче­ние о Сы­не Бо­жи­ем как о Ло­го­се не за­клю­ча­ет ли в се­бе скры­то­го дву­бо­жия?

 

Реакцией на учение апологетов стало монархианство – еретическое учение, ставившее целью устранить из учения о Боге всякое подозрение в двубожии. Монархианство существовало в двух видах: а) динамизм или адопцианство. б) модализм. 1) Динамизм Среди, идеологов этого направления было два человека по имени Феодот. Наиболее видным представителем динамизма был епископ Самосатский Павел (250-272 г). Они полагали, что Священное Писание надоотредактировать. Бога они понимали с точки зрения Аристотеля, т. е. как единое абсолютную сущность, чистую самодеятельную мысль. Христос был простым человеком и отличался от других людей только добродетелью. Они признавали его рождение от Девы, но не считали Его Богочеловеком. Учили, что после благочестивой жизни Он получил некоторую высшую силу, которая отличала Его от всех ветхозаветных пророков. Бог с их точки зрения – это конкретная личность с совершенным самосознанием, а Логос – свойство Божие, божественная сила( динамизм ) подобное разуму в человеке, некое неипостасное знание. Эта сила снизошла на Иисуса так же, как она сходила на пророков. Монархиане-динамисты для обозначения единства Логоса с Отцом использовали термин «единосущный».

Мо­да­лизм. Ес­ли ди­на­ми­сты не при­зна­ва­ли Хри­ста Бо­гом, то мо­да­ли­сты, на­про­тив, ста­ви­ли це­лью обос­но­вать Бо­же­ст­вен­ное дос­то­ин­ст­во Спа­си­те­ля. Мо­да­ли­сты ис­хо­ди­ли из сле­дую­щих пред­по­сы­лок: Хри­стос, не­со­мнен­но, Бог, а что­бы не бы­ло дву­бо­жия, сле­ду­ет не­ко­то­рым об­ра­зом ото­жде­ст­вить Его с От­цом. Воз­ни­ка­ет это дви­же­ние в Ма­лой Азии, в го­ро­де Смир­на, где с про­по­ве­дью это­го уче­ния спер­ва вы­сту­пил Но­эт. За­тем центр его пе­ре­ме­ща­ет­ся в Рим, где про­по­вед­ни­ка­ми его ста­ли Прак­сей, а за­тем пре­сви­тер рим­ский Са­вел­лий. Но­эт учил, что Хри­стос есть Сам Отец, Сам Отец ро­ж­ден и по­стра­дал. В Сво­ем су­ще­ст­ве, как суб­страт Бог не­из­ме­нен и един, но Он мо­жет быть из­мен­чив по от­но­ше­нию к ми­ру, Отец и Сын раз­лич­ны как два ас­пек­та, мо­ду­са Бо­же­ст­ва. Са­вел­лий в сво­их бо­го­слов­ских по­строе­ни­ях ис­хо­дит из идеи еди­но­го Бо­га, Ко­то­ро­го он на­зы­ва­ет мо­на­дой, или Сы­но­от­цом. Мо­на­да, по Са­вел­лию, есть Бог мол­ча­щий, Бог вне от­но­ше­ния к ми­ру. Од­на­ко, в си­лу внут­рен­ней не­об­хо­ди­мо­сти, мол­ча­щий Бог ста­но­вит­ся Бо­гом го­во­ря­щим. Вслед­ст­вие этой стран­ной ме­та­мор­фо­зы Сы­но­отец ста­но­вит­ся Ло­го­сом. Од­на­ко Ло­гос по Сво­ему суб­стра­ту не из­ме­ня­ет­ся, из­ме­не­ние толь­ко в от­но­ше­нии к со­тво­рен­но­му ми­ру. Ло­гос, в свою оче­редь, по Са­вел­лию, так­же есть еди­ная сущ­ность, ко­то­рая по­сле­до­ва­тель­но про­яв­ля­ет се­бя в трех мо­ду­сах, или ли­цах. Отец, Сын и Свя­той Дух – это мо­ду­сы Ло­го­са.

 

32). Свойства души человечекой: самостоятельность души, духовность души, разумность



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: