Система уголовного права




 

Система вообще есть совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Необходимо различать систему уголовного права (в смысле отрасли права) и систему уголовного законодательства, называемую иногда «структурой уголовного закона».

Система уголовного права как отрасли права представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.

В свою очередь, данная совокупность делится на правовые институты, которые представляют собой более мелкую совокупность правовых норм, регулирующих тождественные (схожие) общественные отношения. Таковыми, например, в рамках уголовно-правового института соучастия в преступлении (глава 7 УК РФ) определяются понятие соучастия в преступлении (ст. 32 УК РФ), виды соучастников преступления (ст. 33 УК РФ), ответственность соучастников преступления (ст. 34 УК РФ), виды соучастия в преступлении (ст. 35 УК РФ), особенности уголовной ответственности соучастников при эксцессе исполнителя преступления (ст. 35 УК РФ). В рамках правового института обстоятельств, исключающих преступность деяния, (глава 8 УК РФ) определяются основные положения, касающиеся: необходимой обороны (ст. 37 УК РФ), причинения вреда при задержании преступника (ст. 38 УК РФ), крайней необходимости (ст. 39 УК РФ), физического или психического принуждения (ст. 40 УК РФ), обоснованного риска (ст. 41 УК РФ), исполнения приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ)..

Можно сказать, что в идеале отдельная глава Уголовного кодекса России представляет собой самостоятельный уголовно-правовой институт. Правовые институты состоят из отдельных уголовно-правовых норм. При этом не следует отождествлять статью Уголовного кодекса РФ и уголовно-правовую норму. Вопрос об их соотношении будет рассмотрен далее, в теме «Уголовный закон». Здесь лишь ограничимся указанием на то, что уголовно-правовая норма представляет собой наиболее мелкую структурную единицу, входящую в систему уголовного права. Итак, система уголовного права есть совокупность взаимосвязанных элементов (отдельных уголовно-правовых норм), объединенных в зависимости от особенностей конкретного предмета правового регулирования в уголовно-правовые институты, которые в своей основе образуют самостоятельную отрасль российского права - уголовное право.

Наука уголовного права

 

Как отмечалось, уголовное право рассматривают не только с позиций самостоятельной отрасли российского права, но еще и как особую область научных знаний (науку) и специальную учебную дисциплину (с присущими ей структурой учебного материала и формами передачи знаний обучающимся).

Уголовное право как наука представляет собой совокупность идей, взглядов и теорий по уголовно-правовым проблемам вообще и российского уголовного права, в частности.

Предмет науки уголовного права триедин - это, прежде всего, проблемы национального (российского) уголовного права, история становления и развития уголовного права и зарубежное (в том числе, международное) уголовное право.

Национальное уголовное законодательство динамично развивается. Процессу уголовного правотворчества предшествует деятельность ученых, критически оценивающих положения действующего уголовного законодательства и практики его применения, выдвигающих и обосновывающих новые наиболее эффективные способы реакции на криминальный конфликт. Свидетельством тому являются положение, согласно которому в диссертациях по уголовному праву должны содержаться предложения в порядке de lege ferenda (с точки зрения закона, подлежащего изданию). Другим примером развития уголовного законодательства России, которому, естественно, предшествовала углубленная научная деятельность, являются фактические изменения, вносимые в Уголовный кодекс РФ. Так, с момента вступления действующего Уголовного кодекса РФ (с 1 января 1997 г.) в него вносились изменения уже 34 раза. Соответственно, важной задачей российских ученых является выявление и решение проблем применения отечественного уголовного законодательства, что и обусловливает приоритетное положение данного предмета науки уголовного права в ряду других уголовно-правовых исследований.

История становления и развития национального уголовного права также является важным составляющим предмета уголовно-правовой науки. Дело в том, что зачастую объяснение и возможность применения современных правовых институтов немыслимы без соответствующего их анализа и, прежде всего, без осмысления исторической практики, ибо, по меткому выражению проф. Л.С. Белогриц-Котляревского, «изучение постепенных модификаций современных общественных институтов весьма важно потому, что оно выясняет самую природу последних, их отдаленные корни, выдвинувшие их жизненные интересы. Эта связь и преемственность действующих институтов с историческим прошлым подтверждается и историей уголовного права»[7]. Изучение исторических детерминант и генезиса национального уголовного права полезно не только с позиций реставрации эффективных уголовно-правовых норм и институтов, но и с точки зрения недопущения (неповторения) ошибок прошлого законодателя и правоприменителя.

Мировые интеграционные процессы, характерные для большинства современных развитых государств, с одной стороны, и необходимость повышения эффективности борьбы с транснациональной преступностью - с другой, обусловили активизацию исследований уголовного законодательства не только зарубежных стран, но и международного уголовного права в целом. Такого рода изыскания «вышли» за рамки чистой теории. Так, в ходе подготовки нового (ныне действующего) Уголовного кодекса РФ его авторы пришли к единому мнению в плане внесения в Особенную часть УК РФ специального раздела XII о преступлениях против мира и безопасности человечества. Статьи данного раздела закрепляют Нюрнбергские принципы и включают те виды преступлений, о борьбе с которыми между государствами заключены соглашения, или которые наносят ущерб всему мировому сообществу. В основу был также положен проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятый в 1991 году в первом чтении Комиссией международного права ООН. Следует отметить, что и в уголовных кодексах Франции, ФРГ, модельном Уголовном кодексе для стран Содружества Независимых Государств закреплены преступления, которые были признаны таковыми международным правом. Следовательно, зарубежное уголовное законодательство и международное уголовное право органично «вписываются» в предмет российской уголовно-правовой науки.

Среди способов (путей познания) науки уголовного права традиционно выделяют догматический, социологический, сравнительный, историко-правовой, диалектический и другие методы научного познания.

Догматический (от лат. dogma - основоположение, решение, мнение) метод познания основан на нормативных предписаниях и устоявшихся (общепринятых) в науке мнениях, где в качестве аргументации научной позиции апеллируют к положениям (понятиям и категориям) уголовного закона либо к общепринятой в теории точке зрения.

Социологический метод познания основан на исследовании социальных явлений, центральное место в ряду которых занимает преступление и наказание как явления общественной жизни. Результатом использования данного метода является решение вопросов социальной обусловленности уголовно-правовых запретов и наказания, криминализация и декриминализация, пенализация и депенализация деяний.

Сравнительный метод научного познания уголовно-правовых явлений проявляется, прежде всего, в анализе и сопоставлении положений национального и зарубежного уголовного законодательства.

Использование историко-правового метода обусловлено наличием одной из составляющих предмета уголовно-правовой науки - исследование становления и развития национального уголовного права России. О значимости изучения исторических детерминант и генезиса отечественного уголовного права уже говорилось выше. Это определяет и значимость историко-правового метода научного познания в науке уголовного права.

Диалектический метод основан на использовании в процессе проведения исследований общих законов и категорий диалектики. Если выразить этот метод в упрощенном, практическом плане, то сущность его заключается в следующем: обнаруживая противоречие - ищи источник противоречия и, далее, устраняя источник противоречия, тем самым устраняешь само противоречие.

Наука уголовного права тесно связана с иными отраслевыми науками, представители которых занимаются проблемами борьбы с преступностью и иными правонарушениями. Уголовно-правовая наука наиболее близка криминологии, науке уголовно-исполнительного права, правовой статистике, криминалистике, судебной психологии и психиатрии. Стоит особо указать, что в современной науке все большую значимость приобретают комплексные теоретические исследования проблем борьбы с преступностью.

Уголовное право представляет собой также специальную юридическую учебную дисциплину (курс уголовного права). Первоначально (примерно в конце XII века) уголовное право как науку стали преподавать в Болонском, а затем и в других итальянских университетах. Спустя более 150 лет появились первые научные труды по уголовному праву итальянских криминалистов. Основным источником для преподавания уголовного права и научных трактатов служило римское и каноническое право. Местное (национальное) уголовное право также входило в сферу преподавания, но только в смысле добавочного. В таком виде преподавание уголовного права оставалось почти до XVII в.[8] Далее, уголовное право выделяется в самостоятельную учебную дисциплину. В России формальным основанием для такого выделения явилась систематизация законодательства - создание в 1832 году Полного Свода законов Российской Империи, где уголовному праву был полностью посвящен том XV. В настоящее время в процессе получения юридического образования уголовному праву как учебной дисциплине уделяется большое внимание.

Основное содержание современного курса уголовного права составляет изучение положений действующего уголовного законодательства России, практики его применения и основных положений теории уголовного права.

Система учебного курса по уголовному праву основана на структуре уголовного законодательства и делится на две части - Общую и Особенную (что и составляет предмет уголовного права как учебной дисциплины).

Приемы и способы передачи и усвоения учебного материала по курсу «Уголовное право» традиционны для преподавания и изучения большинства юридических дисциплин и включают в себя лекционные, семинарские и практические занятия, внеаудиторную подготовку (написание научных сообщений, докладов, курсовых и дипломных работ). Формами контроля качества изучения уголовного права являются зачеты и экзамены, защита курсовых и, как правило, дипломных работ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: