Правила публичного спора




Продолжение лекции «

Савченко Л.В.

Правила публичного спора

В публичном споре необходимо запомнить 20 основных правил:

1. Никогда не надо дискутировать или спорить по поводу тем, понятий, которые являются аксиомами и не нуждаются в доказывании. Такие темы не дают пространства, перспективы для развертывания мысли, дискуссия «захлебнется», оппоненты не смогут себя показать. Необходимо выбирать темы, которые «требуют работы мысли» (Аристотель).

2. Помните, что основной и лучшей целью всех без исключения споров является заставить противника думать так, как вы, принять вашу позицию. Эта высокая и благородная цель потребует от вас стратегии и тактики.

3. Не выкладывайте сразу все положения, тезисы или аргументы. Здесь монологи не нужны. Будто нащупывая дорогу, выберите одно, но хорошо сформулированное положение. Последовательно добавляйте по одному тезису и аргументы, но всегда имейте про запас что сказать.

4. Угомоните волнение, страх, иначе они притормозят ваше мнение. Помните: здесь, как в монологе, чем больше будете волноваться, тем хуже будете думать и говорить. Испуганного пожалеют, но не похвалят. Затем, когда вернется спокойствие и трезвая мысль, почувствуете недовольство собой и заметите свои ошибки и упущения.

5. Будьте внимательны к оппоненту, сопернику, конкуренту, запоминайте не только то, что он говорит, но и то, что говорил раньше. Заметив противоречие в его высказываниях, возвращайтесь к ранее сказанному им и уже забытому и методом сократовской иронии загоните в угол: задавайте вопросы, пока он не станет сам себе возражать.

6. Не заменяйте тему спора и не позволяйте оппоненту это делать, если спорите честно. Перескакивая с одной темы на другую, ни одной не рассмотрите исчерпывающе, и не из чего будет делать вывод. Уточните сначала все вопросы темы и последовательно обсуждайте каждый, выделяя результат одним предложением, а затем из этих предложений сформулируйте выводы.

7. В начале разговора договоритесь о метаязыке (сроки, дефиниции, понятия, категории, классификации, источники и т.д.). Согласуйте с оппонентом предмет спора и порядок ведения полемики.

8. Обсуждать можно только тот вопрос, в котором хорошо разбираются обе стороны. Не спорьте об очень близком и очень далеком. Точно придерживайтесь темы, которая обговаривается, не отходите от предмета обсуждения. Ведите спор вокруг главного, опуская детали.

9. Не старайтесь все отрицать. Используйте прием условного одобрения, при котором можно согласиться с определенными положениями оппонента. Станьте будто на его сторону, но затем возразите в существенном. Так вы смягчите ему боль потерянной позиции.

10. Избегайте споров о том, чего хорошо не знаете. Учитесь вовремя переводить разговор в другое русло. Имейте для этого какие-то заготовки, свежие новости, события, факты, сенсации, поговорки, остроты и т.д. Но не смейтесь со своих шуток, пусть другие над ними смеются.

11. Будьте всегда готовы не только к шагу вперед, но и к шагу назад, не стесняйтесь извиниться, попросить прощения. Успокойте себя тем, что, хорошо подготовившись, вы в другой раз наверстаете упущенное.

12. Если дискуссия или полемика публичная, не забывайте об аудитории, привлекайте ее к паритету (коллеги знают.., слушатели подтвердят.., студенты помнят...), но очень уважительно и не высказывайте негативных оценок.

13. Старайтесь основные положения, понятия, дефиниции, признаки повторить, подчеркнуть в различных контекстах несколько раз с тем, чтобы ваша позиция запомнилась и закрепилась.

14. Помните, что, как и в монологической речи, главным в диалогическом общении (и споре) являются тезисы и аргументы. Для диалога они должны быть очень короткими, точными и «ударными». Тезисы формулируются по принципу актуального членения предложения: тема (данное) – рема (новое).

15. Аргументация должна строиться на причинно-следственных связях и законах формальной логики: это так потому-то...; если это так, то... Лучшими аргументами в споре являются доказательные положения, точные факты и цифры, конкретные явления, события, статистические данные.

16. Продумайте тактику отступления, откладывания на потом – на случай неудачи или поражения (Сегодня действительно еще не время, но...; Мы к этому еще вернемся позже, а сейчас...; Вы сами со временем убедитесь...).

17. Во всех случаях, даже оскорбительных для вас, помните о речевом этикете. Мило поздоровавшись распространенным обращением, сделайте оппоненту комплимент, уверьте его в своем уважении, начните разговор с нейтральных коротких тем (погода, время, дорога, люди), незаметно и мягко подходите к основной теме.

18. В процессе дискуссии также не забывайте обратиться к оппоненту (по имени, имени и отчеству, уважаемый друг, мой оппонент т.п.), извинитесь, предложите что-либо, выскажите свои намерения в форме пожелания (я бы хотел услышать, мог бы я спросить вас).

19. Помните о вежливости и уважительные языковые формулы, даже если проиграете спор. Проигрывайте красиво – это еще одна из ваших побед. В случае поражения ведите себя вежливо и достойно. Придумайте варианты: учусь дискутировать; хотел убедиться в том, что вы знаток; вы для меня образец подражания; я уступаю вам, оставаясь при своих убеждениях; и все же аргументы не исчерпаны и т.д.).

20. Не допускайте перехода «на личности». Не приписывайте партнеру недостойных мотивов ведения спора. Занимайте определенную позицию. Проявляйте принципиальность, но не упрямство.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: