Полемические приемы публичного спора




 

Подбирая те или иные доказательства, необходимо позаботиться о том, чтобы они влияли не только на разум, но и на чувства слушателей (чувство долга, чести, ответственности, дружбы и т.п.).

Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету обсуждения.

Таким образом, помните:

• Вступая в спор, убедитесь в том, что вы правильно понимаете позицию своего оппонента, а он – вашу, а затем доказывайте свои или опровергайте выдвинутые оппонентами доказательства.

• Обратите внимание, нет ли противоречий в высказываниях оппонента, не рассматриваете ли вы с ним один и тот же вопрос в разных соотношениях.

• Начинайте отрицать только тогда, когда вы уверены, что мнение противника действительно противоречит вашему.

• Запомните правила выдвижения тезиса и аргументов, старайтесь их не нарушать.

• Старайтесь следить за тем, чтобы ни в ваших суждениях, ни в суждениях противника не было логических ошибок.

• Начинайте спор только тогда, когда будете иметь достаточно достоверных и убедительных аргументов.

• Обратите внимание на то, чтобы доказательства были достаточно убедительными для вашего оппонента и других участников дискуссии.

• Искусство аргументации состоит не только в доказательстве истинности своих суждений, но и в умении опровергать точку зрения оппонента, выявлять неправильные утверждения.

Опровержение осуществляется тремя способами: опровергается тезис, критикуются доказательства, опровергаются демонстрации.

Неэффективным способом является критика доказательств оппонента. Подчеркивая ложность или необоснованность аргументов, полемист наталкивает слушателя на мысль, что выдвинутый тезис не доказан.

Важную роль в полемике играет и такой испытанный метод, как опровержение демонстрации, то есть выявление того, что тезис противоположной стороны логически не вытекает из аргументов. Задача полемиста состоит в том, чтобы проанализировать ход суждений оппонента и показать отсутствие в изложении настоящего логической связи.

Чтобы отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента, участники спора используют различные полемические приемы.

Эффективным средством считается применение юмора, иронии, сарказма. Они являются обязательными психологическими элементами публичного выступления, усиливают полемический тон, эмоциональное воздействие выступления на слушателей, помогают ослабить напряжение, создают определенное настроение при обсуждении острых вопросов, помогают достичь успеха.

Ироническое или шутливое замечание-вопрос может смутить оппонента, поставить его в затруднительное положение, а иногда и разрушить тщательно выстроенные доказательства.

Распространенным является прием «доведение до абсурда, бессмыслицы». Суть этого приема – показать ложность тезиса или аргумента, поскольку последствия его противоречат действительности.

Иногда полемисты, чтобы показать ошибочность тезиса оппонента, просто подбрасывают его доказательства и развивают свои идеи. Но нельзя отвергать чужих аргументов без доказательств их несоответствия.

Психологи установили, что когда делается попытка навязать оппоненту мнение, которое резко отличается от его взглядов, то он через контраст воспринимает предлагаемую ему противоположную точку зрения как непринятую.

Необязательно во всем противоречить оппоненту. Иногда полезно согласиться с предлагаемыми доводами оппонента, прежде чем сказать «нет», произнести «да». Это продемонстрирует всем ваше стремление объективно рассмотреть проблему.

Всегда начинайте разговор как можно более приятным, спокойным и тихим тоном, чтобы было пространство для нарастания спора и чтобы всегда чувствовали, что есть возможность повышения тона, но никогда не подходите к границе повышение тона, не срывайтесь на крик, потому будете смешно выглядеть в глазах присутствующих. Сделайте очевидную паузу и, если не сможете приятным, то хотя бы равнодушным тоном обязательно завершите разговор (к сожалению, вы меня не поняли, жалко, что мы не договорились, это потеря для меня, как, возможно, и для вас; продолжим разговор в следующий раз, жалко, что никто из нас не убедил другого).

В пылу спора, когда могут слететь с уст недобрые, злые, последние слова, немедленно остановитесь (глубоко дышите носом). Помните, что после любого конфликта с соперником придется мириться и что-то прощать, тогда самому же будет неудобно за разные слова. Когда настроение плохое, не дискутируйте, потому что все равно проиграете, и избегайте ситуаций «выяснения отношений». Соблюдать этику ведения полемики: спокойствие, выдержку, доброжелательность.

Не советуют горячиться в споре. Наблюдения показывают, что из двух полемистов, равных друг другу, победителем оказывается тот, у кого больше выдержки и силы воли. Это и понятно. В хладнокровном человеке явные преимущества: его мысли работают ясно и спокойно. В возбужденном состоянии трудно анализировать позицию оппонента, подбирать веские доказательства, не нарушать логической последовательности в изложении материала.

Итак, умение сохранять спокойствие – очень важное качество полемиста. Нельзя допускать, чтобы публичный спор превращался в хаос, беспорядочную ссору.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: