5.2.1 Реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять с целью приведения застройки жилых, общественных и производственно-деловых территорий в соответствие с действующими ТНПА, повышения эффективности использования территорий и сложившейся социальной, инженерной и транспортной инфраструктур населенных пунктов.
5.2.2 Мероприятия по реконструкции и модернизации территорий функциональных зон должны отвечать повышению качества среды жизнедеятельности и увеличению предоставляемых населению услуг как на самой территории, так и на прилегающих к ней участках при соблюдении экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных требований.
При выборе функциональных зон, подлежащих первоочередной градостроительной реконструкции в г.Минске, крупных и больших городах, следует учитывать характер размещения территорий в структуре города, отдавая предпочтение его центральной и срединной зонам.
5.2.3 Мероприятияпо реконструкции территорий функциональных зон должны планироваться в соответствии с региональными и городскими программами, которые разрабатываются для населенных пунктов, имеющих наибольший (более 30%) удельный вес морально изношенного и находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии жилищного, общественного и производственно-делового фондов (ветхих, неблагоустроенных, имеющих сверхнормативное потребление теплоэнергетических ресурсов и нарушение температурно-влажностного режима зданий и сооружений).
5.2.4 Реконструкцию территорий функциональных зон населенных пунктов с объектами, представляющими историко-культурную ценность, следует осуществлять с учетом степени их сохранности, особенностей структурно-планировочной организации районов исторической застройки, оценки возможности их освоения для современного использования, необходимости преобразования систем социального, инженерного и транспортного обслуживания, осуществления мероприятий по благоустройству и озеленению, улучшению состояния окружающей среды, сохранения индивидуального архитектурно-художественного облика застройки и отдельных зданий в соответствии с требованиями раздела 10.
|
5.2.5 Реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять на основе максимального сохранения и использования существующих жилых и общественных зданий, производственных объектов, сложившейся инженерной и транспортной инфраструктуры с одновременной реконструкцией и модернизацией эксплуатируемого фонда и его инженерного оборудования.
5.2.6 Мероприятия по реконструкции территорий функциональных зон населенных пунктов следует планировать с учетом возможности практической реализации законченных планировочных элементов (модулей) жилой, общественной или производственно-деловой застройки. Размеры единовременно осваиваемой территории не должны быть менее 10 га — для крупных и больших городов и 5 га — для средних, малых городов и сельских населенных пунктов.
5.2.7 На основе оценки условий развития функциональных зон при осуществлении мероприятий по комплексной градостроительной реконструкции следует устанавливать следующие требования и ограничения:
- степень сохранения или изменения функционального назначения территорий на основе оценки эффективности использования отдельных планировочных элементов различного функционального назначения;
|
- характер планировочных и функциональных взаимосвязей реконструируемого планировочного элемента с другими зонами города;
- обеспечение пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также требований в области гражданской обороны.
5.2.8 При осуществлении комплексной градостроительной реконструкции необходимо использовать все территориальные ресурсы, отвечающие санитарно-гигиеническим и инженерно-строительным требованиям, для более эффективного использования территории населенного пункта, в том числе:
- жилые территории, не отвечающие современным градостроительным нормативам плотности застройки и качеству среды жизнедеятельности;
- территории промышленной, коммунально-складской застройки, транспортной и инженерной инфраструктуры, не эффективно используемые по назначению;
- территории, считавшиеся ранее неудобными, нарушенные земли после их рекультивации;
- территории садово-огороднических товариществ и дачной застройки, оказавшиеся в пределах городской черты.
5.2.9 Первоочередные мероприятия по комплексной градостроительной реконструкции жилых и общественных территорий следует осуществлять, учитывая:
- наличие морально изношенного жилищного и общественного фондов, не отвечающие современным потребительским качествам и отличающиеся низкими теплоэнергетическими характеристиками;
|
- инвестиционную привлекательность реконструируемого планировочного элемента для потенциальных инвесторов (физических и юридических лиц);
- возможности уплотнения существующей застройки и доведение показателей плотности до нормативных значений;
- наличие резервных мощностей электро-, газо- и водоснабжения;
- обеспечение нормативного радиуса обслуживания зданий пожарным депо, а также количеством в них пожарной аварийно-спасательной техники с учетом требований СНБ 2.02.04.
5.2.10 Показатели плотности населения (чел/га) и плотности жилищного фонда (м2 общей площади /га) с учетом размещения реконструируемого структурно-планировочного элемента до 50 га в различных зонах городских населенных пунктов следует определять в градостроительной документации общего и детального планирования в соответствии с таблицей 6.1.
5.2.11 Уплотнение застройки при комплексной градостроительной реконструкции следует осуществлять за счет реализации следующих мероприятий:
- повышение этажности существующих зданий, в том числе за счет надстройки мансардного этажа;
- возведение вставок между существующими зданиями;
- расширение существующих зданий за счет пристроек;
- размещение новых жилых и общественных зданий в пределах реконструируемого структурно-планировочного элемента (модуля);
- уменьшение размеров участков учреждений воспитания и образования до 20%;
- замена отдельно стоящих домов усадебной застройки на блокированные;
- размещение производственных зданий административного назначения.
Общая площадь, занимаемая объектами общественного назначения при реконструкции территорий структурно-планировочных элементов от 10 до 50 га, должна составлять не менее 20% всего фонда.
5.2.12 Расчетную численность населения на реконструируемых жилых территориях следует определять с учетом размещения социального и коммерческого жилья различных типов и объектов общественно-социального назначения. Соотношение квартир различных типов следует назначать на основе дополнительных исследований, включающих обследование семей, проживающих в домах, подлежащих реконструкции с целью выявления потребности нуждающихся во вновь возводимом социальном жилье или претендующих на жилье повышенной комфортности. Номенклатуру и типы квартир в коммерческом жилом фонде следует определять в соответствии с запросом заказчиков — собственников возводимого фонда.
5.2.13 На реконструируемых территориях в центральной и срединной зонах г.Минска, крупных и больших городов участки общеобразовательных школ могут быть сокращены до 20% при условии размещения в непосредственной близости (пешеходной доступности не более 5 мин) озелененных и благоустроенных территорий общего пользования и возможности организации в их пределах межшкольных физкультурно-игровых комплексов, включающих физкультурно-спортивную зону и зону отдыха (за исключением зоны отдыха начальных классов).
5.2.14 Для г.Минска и крупных городов, при комплексной градостроительной реконструкции жилых территорий центральной зоны и кварталов, прилегающих к основных магистральным улицам города, придомовые территории могут быть сокращены, но не более чем на 15%.
5.2.15 Градостроительная реконструкция производственных территорий должна, в первую очередь, осуществляться в центральной и срединной зонах г.Минска, крупных и больших городов. Технологически устаревшие производственные объекты, складские помещения, а также объекты, на которых обращаются или хранятся аварийно химически опасные вещества, взрывчатые вещества и материалы, легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и токсичные вещества, должны выноситься за пределы этих зон. Резервом для повышения эффективности использования городских территорий являются производственные территории периферийной зоны городов с низким процентом освоенности, пустующие земли промышленных предприятий.
5.2.16 При реконструкции исторически сложившейся застройки, представляющих историко-культурную ценность, в случае невозможности выполнения отдельных противопожарных требований ТНПА, должны быть разработаны и согласованы в установленном порядке с органами государственного пожарного надзора дополнительные противопожарные мероприятия отдельно в каждом конкретном случае в соответствии с заданием на проектирование.
5.2.17 Для населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, мероприятия по комплексной градостроительной реконструкции функциональных зон необходимо планировать на основе полной и детальной инвентаризации всех инфраструктурных элементов. Приоритетность освоения площадок под реконструкцию следует устанавливать с учетом принятых ранее в процессе реабилитации мер по ликвидации очагов радиоактивного загрязнения, градостроительной ценности территории, а также – их актуальной и потенциальной инвестиционной привлекательности.
5.2.18 В целях обеспечения полноценной среды жизнедеятельности в городских поселениях, в которых места кратковременного отдыха населения за пределами городской черты подверглись радиоактивному загрязнению, необходимо создавать условия для организации этого вида отдыха в пределах населенных пунктов. Для этого следует предусматривать создание на их территории системы центров отдыха, состав и размещение которых должны определяться местными условиями на основе экологического обоснования.
Жилые территории
Основные требования
6.1.1 Жилые территории подразделяются на территории жилой застройки и территории смешанной застройки. Территории жилой застройки выделяются при условии, если под жилую функцию занято не менее 60 % существующих или вновь возводимых зданий. Территории смешанной застройки выделяются, если под жилую функцию занято от 30 до 60 % м2 общей площади жилых зданий.
6.1.2 При планировке и застройке жилых территорий необходимо учитывать величину и роль населенного пункта в системе расселения, особенности сложившейся планировочной структуры, социально-демографические особенности населения, экологические и санитарно-гигиенические условия, противопожарные требования, трассировку существующей улично-дорожной сети, сложившуюся систему обслуживания и размещение общественных объектов, а также композиционные и эстетические требования к облику отдельных жилых, общественных и производственных зданий и застройки в целом.
6.1.3 Необходимо выделять следующие структурно-планировочные элементы:
- до 10 га включ. (квартал) — территория, не расчлененная улицами, в структуре которой размещаются жилая застройка, объекты общественного социально-гарантированного обслуживания;
- от 11 до 50 га включ. (группа кварталов или микрорайон) — территория, не расчлененная магистральными и районными улицами, в пределах которой размещаются жилая застройка, учреждения и предприятия социально-бытового обслуживания, учебно-воспитательные учреждения, иные объекты, не противоречащие жилой функции;
- более 50 га (группа микрорайонов или жилой район) — территория, не расчлененная улицами общегородского значения и магистральными улицами, в пределах которой размещаются жилая застройка, общественно-деловые, производственные объекты, объекты коммунального назначения, озелененные территории общего пользования районного значения.
Жилая застройка
6.2.1 Потребность в строительстве жилых домов различных типов должна определяться на основе планов социально-экономического развития населенных пунктов, а также дополнительных исследований, включающих: анализ фактических и прогнозируемых показателей развития жилищного и общественного фондов, семейного состава населения (с учетом одиноко проживающих физически ослабленных лиц и семей с физически ослабленными лицами), среднего уровня доходов населения, существующей и перспективной жилищной обеспеченности населения с учетом социальной нормы общей площади жилья (м2/чел)
6.2.2 Следует учитывать классификацию жилых домов, принятую в СТБ 1154 по:
- этажности (малоэтажные – 1-3 этажа, среднеэтажные – 4-5 этажей, многоэтажные – 6-9 этажей, повышенной этажности – 10 этажей и более);
- числу квартир (многоквартирные, блокированные, одноквартирные);
- наличию приусадебных участков (усадебные).
6.2.3 При размещении структурно-планировочного элемента на свободных территориях следует использовать укрупненные показатели для определения необходимых территорий из расчета на 1000 чел, для:
- многоэтажной застройки — от 7 до 8 га;
- среднеэтажной застройки — от 10 до 12 га;
- малоэтажной (многоквартирной,
блокированной) застройки — от 30 до 40 га;
- малоэтажной (одноквартирной, усадебной) — от 30 до 60 га;
6.2.4 Основным критерием эффективности градостроительного использования жилых территорий является показатель плотности жилой застройки, которая обусловлена: типологией жилых домов, характером их блокировки, организацией междомовых территорий (количество автостоянок, площадок для отдыха, озелененных пространств).
Плотность жилой застройки регламентируется следующими показателями:
- плотность населения — количество жителей на 1 га территории, чел./га;
- плотность жилищного фонда — количество общей площади жилищного фонда (суммарной по этажам) на 1 га территории, м2/га;
- количество квартир на 1 га территории, кв./га;
- коэффициент застройки — соотношение застроенной и всей территории, %, доля единицы;
- коэффициент плотности застройки (интенсивность) — соотношение общей площади этажей здания (по внешним размерам) и площади всей территории, м2/м2.
6.2.5 Плотность структурно-планировочных модулей жилой застройки следует принимать в соответствии с установленным планировочным зонированием территории (центральная, срединная, периферийная зоны) и с учетом природно-климатических и экологических условий. Расчетные показатели должны устанавливаться в градостроительной документации общего и детального планирования. Минимальные значения показателей плотности жилищного фонда структурно-планировочных модулей до 50 га в зависимости от типа применяемой застройки приведены в таблице 6.1.
Таблица 6.1
Тип застройки | Плотность жилищного фонда, м2общей площади/га | |
Многоквартирная повышенной этажности | Не менее 9000 вкл. | |
Многоквартирная многоэтажная | «5000 « | |
Многоквартирная среднеэтажная и малоэтажная | «2500 « | |
Усадебная высокоплотная (величина участка от 0,02 до 0,04 га) | «1500 « | |
Усадебная среднеплотная (величина участка от 0,04 до 0,10 га) | «1000 « | |
Усадебная низкоплотная (величина участка от 0,10 до 0,15 га) | «750 « | |
Смешанная высокоплотная | «2000 « | |
Смешанная среднеплотная | «1000 « | |
Примечание - Для жилого района необходимо снижать расчетные показатели плотности на 15-20% с учетом размещения на их территории общественных и производственно-деловых объектов районного и городского значения. |
6.2.6 Следует учитывать, что доля территорий, занимаемых жилой застройкой, участками учреждений воспитания и образования, предприятиями общественного обслуживания, озелененными территориями, автостоянками и парковками автотранспортных средств зависит от принятой плотности жилищного фонда, размещения и типологии применяемых жилых домов, архитектурно-планировочных решений, других факторов.
Участки учреждений воспитания и образования должны составлять не менее
7 м2/чел.
Участки зеленых насаждений общего пользования для отдыха взрослых, игр детей и занятия спортом должны соответствовать требованиям раздела 9 и составлять от 6 до 9 м2/чел.
Вместимость площадок для автостоянок и парковки автотранспортных средств нормируется в разделе 11.
6.2.7 Минимальные расстояния от окон жилых домов следует принимать до площадок, м, для:
- занятий физкультурой (в зависимости от шумовых характеристик) | не менее 10; |
- хозяйственных целей | то же 20; |
- выгула собак | «40; |
- для автостоянки | по таблице11.5. |
Расстояния от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых, а также до границ детских дошкольных учреждений, лечебных учреждений и учреждений питания следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание - не более 50 м.
6.2.8 Размещение на жилой территории специальных жилых домов для престарелых и инвалидов, количество квартир для одиноко проживающих престарелых и инвалидов, включая передвигающихся на креслах-колясках, слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, семей с представителями этих категорий населения в многоквартирных жилых домах смешанного типа, устанавливается в каждом случае с учетом конкретных условийзаданием на проектирование, согласованным с органами социальной защиты населения и с местными общественными организациями инвалидов.
6.2.9 Специальные жилые дома для инвалидов с повреждением опорно-двигательного аппарата, включая передвигающихся на креслах-колясках, слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, многоквартирные жилые дома с квартирами для этих категорий населения и для семей, в составе которых есть дети-инвалиды и дети с особенностями психофизического развития, следует размещать с таким расчетом, чтобы аптеки, амбулаторно-поликлинические учреждения, предприятия торговли, общественного питания, объекты бытового и социального обслуживания, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы были расположены на расстоянии не более 500 м.
6.2.10 Планировка и застройка районов усадебного жилищного строительства должна осуществляться на основе генерального плана с учетом соблюдения требований СНБ 2.02.04.
Размеры приусадебных земельных участков следует принимать в соответствии с [8]. В целях экономии городских земель с учетом их градостроительной ценности при соответствующем обосновании и в условиях реконструкции территорий допускается уменьшать размер приусадебного земельного участка в соответствии с таблицей 6.2.
Таблица 6.2
Зона населенного пункта | Размер земельного участка для городов различных типов, м2 | ||
Минска и крупных | больших | средних и малых | |
Центральная Срединная Периферийная | - | ||
Примечание— В пригородной зоне величина земельного участка не должна превышать, м2: для г.Минска и крупных городах — 1500, больших и средних — 2000, малых городских и сельских поселениях — 2500. |
При определении размеров приусадебных земельных участков необходимо учитывать эффективность использования территории, особенности населенных пунктов, типологию жилых домов, характер застройки, условия ее размещения в структуре города в соответствии с требованиями ТКП 45-3.01-117.
6.2.11 Габариты и конфигурацию земельного участка в районе усадебного жилищного строительства необходимо устанавливать с учетом обеспечения максимальной линейной плотности застройки и размещения необходимых хозяйственных построек. Минимальная ширина земельного участка должна определяться в зависимости от планировочного решения жилого дома, нормируемых санитарных и противопожарных разрывов между соседними зданиями, а глубина участка – санитарными разрывами до хозяйственных построек.
Смешанная застройка
6.3.1 Смешанная застройка, как правило, исторически сформировалась в г.Минске, крупных и больших городах в процессе их развития и состоит из кварталов жилой застройки с включением объектов общественного, производственно-делового и ландшафтно-рекреационного назначения.
При формировании территорий смешанной застройки в условиях нового строительства в ее пределах допускается размещать: жилые и общественные здания, учреждения науки, учебные заведения, объекты бизнеса, производственные предприятия.
6.3.2 Производственные предприятия, предусматриваемые к размещению на территории смешанной застройки, должны отвечать следующим требованиям:
- не должны иметь химически-, радиационно-, пожаро-, взрывоопасные производственные процессы;
- показатели по шуму, вибрации, электромагнитным и ионизирующим излучениям, а также по загрязнению атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод не должны превышать установленных санитарно-гигиенических норм;
- максимальный размер СЗЗ должен быть шириной не более 50 м;
- не должны иметь подъездных железнодорожных путей;
- поток грузоперевозок не должен превышать 50 автомобилей в сутки;
- площадь участка не должна превышать 5 га.
6.3.3 На территории смешанной застройки в центральной и срединной зонах крупных и больших городов в целях повышения эффективности использования территорий допускается размещать учреждения воспитания и образования встроенного или встроенно-пристроенного типа по согласованию с территориальными органами государственного санитарного надзора.
6.3.4 При размещении встроенных и встроенно-пристроенных детских дошкольных учреждений должны обеспечиваться санитарно-гигиенические требования по освещенности, инсоляции, кубатуре и высоте помещений, организации отдельного входа, хозяйственным помещениям, наличию открытых прогулочных площадок, удаленных от окон жилых домов согласно 6.2.7.
6.3.5 Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями на территории смешанной застройки следует принимать в соответствии с требованиями
СНБ 2.02.04, а также на основе расчетов инсоляции и освещенности с учетом требований СНБ 2.04.05 и [9]
6.3.6 Специальные жилые дома для лиц трудоспособных возрастов с повреждением опорно-двигательного аппарата, включая передвигающихся на креслах колясках, слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, других физически ослабленных лиц, а также многоквартирные дома с квартирами для таких лиц и для семей с такими лицами, следует, размещать, как правило, вблизи предприятий, которые могут обеспечить данную категорию населения рабочими местами.
На территории смешанной застройки допускается размещать жилищно-производственные комплексы для физически ослабленных лиц.
6.3.7 В малых городах, поселках городского типа и в сельских поселениях в районах усадебного жилищного строительства допускается формировать смешанную застройку с включением малых предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, а также мастерских по производству кустарных изделий. По согласованию с органами государственного санитарного надзора в составе смешанной застройки допускается размещать малые предприятия, мини-фермы и другие сельскохозяйственные объекты, не требующие устройства СЗЗ шириной более 50 м.
Общественные территории
Основные требования
7.1.1 Общественные территории подразделяются на территории объектов общественного назначения в зонах жилой и смешанной застройки и общественные центры населенных пунктов. Общественные территории выделяются в том случае, если общественные объекты (административные, деловые, научные, учебные учреждения и предприятия обслуживания, общественные организации, культовые сооружения и другие) занимают не менее 50 % всего фонда на территории структурно-планировочного элемента.
7.1.2 Объекты, которые необходимо размещать на общественных территориях, определяются в зависимости от типологических характеристик поселения с учетом размещения в различных планировочных зонах (центральной, срединной, периферийной), особенностей формирования планировочного каркаса населенных пунктов и характера членения на структурно-планировочные элементы.
Общественные объекты должны формировать взаимосвязанную систему общественных территорий, интегрированных с жилыми, ландшафтно-рекреационными территориями, транспортной системой и пешеходными связями.
7.1.3 При планировке и застройке общественных территорий в поселениях всех типов необходимо учитывать требования по формированию целостной системы общественных центров поселений и их окружения в виде полноценных в эстетическом отношении архитектурных ансамблей; территориальной организации системы обслуживания с учетом ее межселенных функций; составу и размещению учреждений и предприятий социально-гарантированного обслуживания, а также современному и перспективному использованию историко-культурных ценностей.
Общественные центры
7.2.1 Общественные центры подразделяются на: многофункциональные общегородские (общепоселковые) центры, центры городских административных и планировочных районов, специализированные центры. В жилых кварталах и микрорайонах необходимо формировать местные центры с преимущественным размещением комплексов стандартного обслуживания. В крупных и средних городах общественные общегородские центры, в основном, формируются за счет полицентрической пространственной структуры, а в малых городских поселениях они имеют моноцентрическую структуру.
В городских поселениях общественные центры, как правило, являются центрами, обслуживающими население прилегающих к городу территорий.
7.2.2 Площадь многофункционального общегородского центра следует определять исходя из укрупненных показателей в расчете на одного жителя, м2 :
- для г.Минска, крупных и больших городов — от 2 до 5 включ.
- для средних городов — св. 5 «10 «
- для малых городских поселений — «10 «20 «.
7.2.3 Развитие общегородских центров следует осуществлять за счет:
- коренной реконструкции и модернизации общественных зданий, перепрофилирования объектов, уплотнения застройки;
- формирования пешеходных связей, обеспечивая нормируемую доступность объектов обслуживания;
- обеспечения скоростного движения по главной магистрали и пространственной изоляции пешеходных связей в основных узлах планировочного каркаса;
- рационального использования недвижимых историко-культурных ценностей.
При проектировании общегородских центров следует учитывать плотность общественных функций, приведенных в таблице 7.1.
Таблица 7.1
Наименование городских поселений | Плотность общественных функций, тыс. м2 раб. площади/га |
г.Минск Крупные Большие Средние Малые | Св. 8,0 до 10,0 включ. «6,0 «8,0 « «4,0 «6,0 « «2,0 «4,0 « От 0,8 «2,0 « |
Примечания 1 Выбор значений плотности в пределах указанных диапазонов следует осуществлять с учетом территориальных резервов, перспектив развития отдельных функций центров, а также ресурсных возможностей проведения реконструктивных мероприятий. 2 Дифференциация плотности в пределах центральной зоны конкретных поселений устанавливается на основе предпроектных исследований и правил застройки с учетом исторических, функциональных и архитектурно-композиционных особенностей поселений. 3 Для г.Минска, крупных и больших городов плотность общественных функций определяется для центрального ядра, а в малых городах — для общественного центра в целом. |
7.2.4 В г.Минске, крупных и больших городах на территории общегородского центра необходимо дополнительно выделять ядро — зону, отличающуюся наибольшей концентрацией и комплексностью объектов общественного назначения. Площадь ядра устанавливается из расчета от 1 до 3 м2 на одного жителя города. При определении территориальных границ ядра необходимо учитывать:
- интенсивность использования территории;
- архитектурно-художественную ценность объектов, комплексов и планировочной структуры, включая недвижимые памятники истории и культуры;
- привлекательность элементов природных ландшафтов и степень их освоенности;
- транспортную доступность для других районов города.
7.2.5 Площадь общественных центров в административных и планировочных районах крупных и больших городов следует принимать, га:
при численности населения района, чел. до 20 000 включ.— от 15 до 20включ.
то же св. 20 000 до 50 000 включ. — св. 20 «30 «
««50 000 — «20 «60 «
7.2.6 Специализированные центры следует формировать, преимущественно, в г.Минске, крупных и больших городах за счет группировки в единый комплекс застройки зданий и сооружений определенного профиля: административного, финансово-делового, научного, учебного, торгового (супермакеты, гипермаркеты и т.п.), медицинского, спортивного и др.
При соответствующем обосновании допускается формирование специализированных центров в средних и малых городах.
В зависимости от конкретной градостроительной ситуации специализированные центры следует размещать обособленно или в составе общегородских центров, центров районов, а также в виде самостоятельных планировочных элементов на главных магистралях города.
7.2.7 При структурно-планировочной организации общественных центров необходимо учитывать требования раздела 11, предусматривая формирование развитых пешеходных зон, которые должны:
- обеспечивать удобные пешеходные связи между учреждениями, предприятиями, комплексами обслуживания и остановками городского транспорта и транспортными узлами, обеспечивающими связь населенного пункта с пригородной зоной;
- отличаться разнообразием функций, содержать развитый набор обслуживающих учреждений и предприятий, а также места для кратковременного отдыха и социальных контактов;
- обладать индивидуальным архитектурно-художественным обликом.
7.2.8 Следует обеспечивать взаимосвязь общественных центров с озелененными территориями. Удельный вес озелененных территорий в пределах общественных центров должен составлять не менее 25%, в центральных зонах поселений с исторической застройкой этот показатель может составлять 25% и менее с учетом сложившихся условий при соответствующем обосновании. Парки общегородского и районного значения должны размещаться, как правило, на смежных с общественными центрами территориях и быть включены в единую систему его структурно-планировочной организации. Проектирование озелененных территорий следует осуществлять в соответствии с требованиями раздела 9.
7.2.9 При разработке градостроительных проектов общественных центров в условиях реконструкции и нового строительства следует соблюдать требования законодательных и ТНПА к составу, вместимости, размещению, пространственной доступности общественных зданий, сооружений и мест отдыха для граждан с повреждением опорно-двигательного аппарата, включая передвигающихся на креслах-колясках, слепых и слабовидящих, других физически ослабленных лиц, а также взрослых с детскими колясками. Пешеходные пути, ведущие к местам отдыха и к входам в общественные здания и сооружения, доступным для этой категории граждан, следует проектировать в соответствии с требованиями СНБ 3.03.02.