36 «Tune enim stellae magnopere sunt potentes, quando quatuor coeli tenent angulos imo cardines, orientis uidelicet occidentisque, & medii utrinque. Sic uero dispositae, radios ita conjiciunt in se inuicem, ut crucem inde constituant. Crucem ergo ueteres fìguram esse dicebant, tum stellarum fortitudine factam, tum earundem fortìtudinis susceptaculum, ideoque habere summam in imaginibus potestatem, ac uires & spiritus suscipere Planetarum. Haec autem opinio ab Aegyptiis uel indueta est, uel maxime confirmata. Inter quorum characteres crux una erat insignis uitam eorum more futuram sig-nificans, eamque figuram pectori Serapidis insculpebant. Ego uero quod de crucis excellentia fuit apud Aegyptios ante Christum, non tam muneris stellarum testimonium fuisse arbitror, quam uirtutìs praesagium, quam a Christo esset aeeeptura...» [«Ибо тогда светила наиболее сильны, когда занимают четыре угла или шарнира неба, то есть восток, запад и обе между ними середины. Вот так расположенные, они лучи взаимно пересекают таким образом, что образуют крест. И поэтому древние говорили, что крест — это фигура, либо образованная силой звезд, либо приемлющая их силу, и потому имеющая наивысшую власть в образах и воспринимающая силы и духи Планет. Это мнение или возникло у египтян, или же ими подтверждено. Среди их символов крест занимал выдающееся место, обозначая по их обычному способу будущую жизнь, и эту фигуру изображали на груди у Сераписа. А по моему мнению, то, что египтяне до Христа знали о важности креста, — не столько свидетельство звездных даров этого знака, сколько предвосхищение достоинства, которое он примет от Христа...»] Ficino, p. 556.
37 Ficino, р. 558.
38 Ibid., loc. cit.; ср. Walker, p. 43.
39 Но ср. анализ «Фичино и демонов» у Уокера (р. 44—53).
40 Ficino, p, 559.
41 «uel gestabit, uel oppositam intuebitur» [«или будет носить, или рассматривать помещенный напротив»] [ibid., loc. cit.).
42 См. A. Chastel, Morsile Ficin et l'Art, Genève-Lille, 1954, p. 95. О часах Лоренцо делла Вольпайя писали Полициано, Вазари и другие (см. у Шастеля, op. cit., pp. 96—97, note 16). Шастель считает, что весь пассаж об образе мира в «Стяжании жизни с небес» представляет собой описание часов Делла Вольпайя. Я думаю иначе. Фичино описывает три разных объекта, которые должны представлять фигуру мира, в том числе и космический механизм, примером которого служат часы Делла Вольпайя.
|
43 Ficino, loc. cil.
44 Ficino, p. 805; ср. E.H. Gombrich, «Botticelli's Mythologies: a study in the Neoplatonic symbolism of his circle»,/ W.C.I., VIII (1945), p. 16.
45 Об орфической магии Фичино см. Walker, pp. 12—24.
46 См. Walker, «Orpheus the Theologian and the Renaissance Platonists», J.W.C.I., XVI (1953), pp. 100-120.
47 Walker (Spiritual and Demonic Magic), pp. 19, 22.
48 Ibid., p. 23.
49 Pico, p. 106; цит. в: Walker, p.22.
50 Pico, p. 106. См. ниже, с. 85.
51 Ficino, p. 558.
52 Ibid., pp. 572-574. Об «Апологии» см. Walker, pp. 42 ff., 52-53.
53 Ficino, p. 573; cp. Walker, p. 52.
54 E. Garin [Medioevo e Rinascimento, p. 172) проводит различие между средневековой «bassa magia» [«низкой магией»] и «magia rinascimentale» [«peнессансной магией»].
55 Sloane, 1305, f. 152 verso.
56 См. Warburg, Gesammelte Schriften; каталоги иллюстрированных астрологических рукописей и другие сочинения Заксля (библиографию см. в F. Saxl, Lectures, Warburg Institute, University of London, 1957,1, pp. 359— 362); ср. также J. Seznec, The Survival of the Pagan Gods, pp. 37 ff.
57 Francesco di Diacceto, Opera omnia, ed. Bale, 1563, pp. 45—46; cp. Walker, pp. 32-33. О Дьяччето см. Kristeller, Studies, pp. 287 ff.
58 См. выше, с. 67—68. Талисманный образ возводится здесь чуть ли не в ранг «статуй», имеющих собственный культ, как в «Асклепии».
59 «Солнце этой сферы —...это Разумный Принцип, и непосредственно за ним следует зависящая от него душа... Итак, душа граничит с солнцем
этой сферы и становится посредником, через которого оно связано с вышним миром»; Plotinus, Enn., IV, 3, XI.
ГЛАВА V
1 Lactantius, Div. Inst., IV, ix.
2 Thomdike, IV, p. 494.
3 Несмотря на громадное значение «Заключений» Пико для всего Ренессанса, современного их издания не существует. В этой главе ссылки на «Заключения», а также на «Апологию» даны по изданию сочинений Пико 1572 г. (сокр. Pico, см. список сокращений). Ссылки на Речь даны по изданию Э. Гарэна, снабженному итальянским переводом (G. Pico della Mirandola, De hominis dignitate, Heptaplus, De ente et uno, e scritti varii, ed. E. Garin, Florence, 1942). О первом варианте Речи см. Garin, Cultura, pp. 231 ff.
|
4 Pico, p. 104.
5 Ibid., loc. cit.
6 Ibid., pp. 104, 105.
7 Ibid., p. 105.
8 Приводим это место: «...sicut dixi in prima conclusione, refellam omnem Magiam prohibitam ab Ecclesia, illam damnans et detestans, protestons me solum loqui de Magia naturali, et expressius per specialem conclusionem declarans: quod per istam Magicam nihil operamur, nisi solum actuando uel uniendo uirtutes naturales. Sic enim dicit conclusio undecima conclusionum Magicarum. Mirabilia artìs Magicae non sunt nisi per unionem & actuationem eorum, quae seminaliter & separate sunt in nature, quod dixi in 13 conclusione Quod Magiam operari non est aliud quam maritare mundum. Praedictam autem specifìcationem, & restrictionem intentionis meae in conclusionibus Magicis ad Magiam naturalem intendo esse applicandam cuilibet conclusioni particulari, & ita cum dico de actiuitate characterum & figurarum in opere Magico, loquor de uera actiuitate sua & naturali. Patet enim, quod talem habent secundum omnes philosophos tam in agendo, quam in modo agendi & patiendi» [«...как я сказал в первом заключении, отвергаю всякую Магию, запрещенную Церковью, ее осуждая и отрицая, и заявляя, что я говорил только о естественной Магии, и подробнее говоря в специальном заключении: что посредством этой Магии мы занимаемся только приведением в действие или объединением естественных свойств. Ибо так гласит одиннадцатое заключение из Магических заключений. Чудеса Магического искусства происходят только через объединение и приведение в действие того, что подобно семенам и раздельно имеется в природе, как я сказал в 13 заключении «О том, что заниматься Маги-
ей есть то же, что сочетать браком космос». Указанное применение и ограничение моей мысли в Магических заключениях естественной Магией я распространяю и на всякое частное заключение, и например, когда я говорю о действенности символов и фигур в Магических занятиях, то я говорю об их истинной и естественной действенности. Ибо очевидно, что они обладают (согласно всем философам) такой действенностью как в действовании, так и в способе действования и претерпевания»]. Pico, pp. 171-172 (Apologia).
|
9 Ibid., p. 106. См. выше, с. 75.
10 Ibid., loc. cit.
11 В комментарии к канцоне Бенивьени (Rico, р. 742; De hominis dignilale, etc., ed. Garin, pp. 508-509) Пико не отождествляет впрямую Трех Граций с тремя «благими» планетами, но как ученик Фичино он должен был знать о таком отождествлении.
12 Pico, De hominis dignitate, etc, ed. Garin, p. 148.
13 Ibid., p. 152.
14 Ibid., p. 102.
15 Pico, Opera, p. 105.
16 Ibid., loc. cit.
17 Ibid., p. 107.
18 О кабале см. G. Scholem, Major Trends in Jewish Mysticism, Jerusalem, 1941.
19 Scholem, op. cit., р. 210.
20 Ibid., p. 212.
21 Ibid., p. 18.
22 Ibid., pp. 202 ff.
23 Ibid., pp. 122 ff.
24 Ibid., pp. 141-142.
25 Элементарные сведения о «практической Кабале», или кабалистической магии, изложены в: К. Seligmann, The History of Magic, New York, 1948, pp. 346 ff.
26 Главным исследованием о кабале у Пико прежде был труд J.L. В1аu, The Christian Interpreteion of the Cabala in the Renaissance, Columbia University Press, 1944. Но теперь см. также чрезвычайно важную статью G. Scholem, «Zur Geschichte der Anfange der Christlichen Kabbala», в: Essays presented to L.Baeck, London, 1954; и F. Secret, «Pico della Mirandola e gli inizi della cabala cristiana», в: Convivium, I, 1957. Из обширной литературы о Пико cле-
дует выделить работу E. Anagnine, Giovanni Pico della Mirandola, Bari, 1937, где специально рассматривается вопрос об отношении Пико к кабале.
27 Essays presented to L. Baeck, p. 164, note.
28 Pico, p. 107. «Кабалистические заключения» делятся на две группы: в первую входят 48 заключений, которые взяты непосредственно из кабалы (ibid., pp. 80—83), во вторую —72 заключения, которые Пико сформулировал сам (ibid., pp. 107—111). На эти последние я и опираюсь в данной работе.
29 Ibid., р. 108.
30 Ibid., loc. cit.
31 Ibid., pp. 107-8. Ср. Scholem, art. cit., loc. cit.
32 Pico, p. 108.
33 Ibid., loc. cit.
34 Приводим это место: «In immersali autem duas scienüas, hoc etiam nomine honorificarunt, unam quae dicitur ars combinandi, & est modus quidam procedendi in scientüs, & est simile quid, sicut apud nostros dicitur ars Raymundi, licet forte diuerso modo procédant. Aliam quae est de uirtuubus rerum superiorum, quae sunt supra lunam, & est pars Magiae naturalis suprema. Utraque istarum apud Hebraeos etiam dicitur Cabala... et de utraque istarum etiam aliquando fecimus mentionem in conclusionibus nostris: Olà enim ars combinandi, est quam ego in conclusionibus meis uoco, Alphe-betarìam reuolutionem. est ista quae de uirtutibus rerum superiorum, quae uno modo potest capi, ut pars Magiae naturalis, alio modo, ut res distincta ab ea: est illa de qua loquor in praesenti conclusione, dicens: quod adiuuat nos in cognitione diuinitatis Christi ad modum iam declaratum, & licet istis duabus scientiis nomen Cabalae ex primaria & propria impositione non conueniat, transumptiue tarnen potuit eis applicari» [«В целом они удостоили этого имени две науки: одну, которая называется искусство сочетаний, и это некий способ продвижения в науках, и похож на то, что у нас называется искусство Раймунда, пусть они и действуют другим способом. А другую — которая посвящена свойствам вышних вещей, находящихся над луной, и это высшая часть естественной Магии. И обе они у евреев называются Кабала... и об обеих я иногда упоминал в моих заключениях: Ибо это искусство сочетаний есть то, которое я в моих заключениях называю Алфавитное вращение. А та, которая посвящена свойствам вышних вещей [и] которая, с одной стороны, может быть понята как часть естественной Магии, а с другой стороны, как отличная от нее, — это та, о которой я говорю в данном заключении, говоря: О том, что помогает нам в познании божественности Христа по уже объясненному способу, — и пусть этим двум наукам имя Кабала по первичному и собственному обозначению не подходит, однако переносно может к ним прилагаться»] Pico, pp. 180—181 (Apologia).
35 Ibid., p. 181.
36 Ibid., p. 105.
37 Ibid., p. 104.
38 Ibid., p. 105-106.
39 Ibid., p. 106.
40 Ibid., p. 108-109.
41 Комментарии к Бенивьени, Canzona de Amore, lib. Ш, cap. 8 (Pico, p. 753; Dt hominis dignüale, tic, ed. Garin, p. 558).
42 Pico, p. 109.
43 Ibid., loc. cit.
44 Ibid., p. 111.
45 Пико нарушает обыкновенный порядок — он начинает не с перводвигателя, а с эмпирея и перемещает Сатурн.
46 Pico, р. 113.
47 Scholem, Major Trends, p. 209.
48 Pico, p. 112.
49 Johannes Reuchlin, De arte cabalistica, Haguenau, 1517.
50 Например, цитируются 19-е магическое заключение [ed. cit., p. 58 recto) и первое кабалистическое заключение (р. 64 recto).
51 Ibid., p. 56 verso.
52 Ibid., p. 58 verso.
53 Ibid., p. 57 recto.
54 Pico, De hominis dignilate etc., ed. Garin, pp. 102 ff., 152 ff., etc.
55 Ibid., pp. 155 ff., etc.
56 Ibid., p. 157.
57 Ibid., loc. cit.
58 Ibid., pp. 129, 131.
59 Walker, pp. 82-83.
60 Pico, De hominis dignitate, etc., ed. Garin, 319, 321.
61 Pico, Opera, p. 106.
62 Ibid., p. 105.
63 Ibid., pp.. 166 ff.
64 Ibid., pp.. 108, 109. Ср. также «Кабалистические заключения», 14, 16 (ibid., р. 109).
65 Ibid., pp. 181 ff.
66 Ibid., p. 105; Apologia, pp. 166 ff., 181, etc.
67 Thorndike, II, pp. 280-281.
68 Pico, p. 181 [Apologia).
69 Thorndike, II, p. 281, note 1.
70 G. Scholem, Jewish Gnosticism, Merkabah Mysticism, and the Talmudic Tradition, New York, 1960; о гностическом влиянии на кабалу см. также Scholem, Major Trends.
71 См. выше, с. 31—33.
72 Scholem, Jewish Gnosticism, pp. 65 ff.
73 Pico, p. 80.
74 См. выше, с. 33.
75 Pico, loc. cit.
76 По мнению С.Л. Макгрегора Метьюза (S.L. MacGregor Matthews, The Kabbalah Unveiled, London, 1951), зловредными антиподами сефирот являются десять архидьяволов — Сатана, Вельзевул и т.д.
77 С..Н., П, pp. 301-302 (Asclepius); см. выше, с. 38.
78 Ср. исследование Гарэна «La «Dignitas hominis» e la letteratura patristica», в: La Rinascita (Firenze, 1938), IV, pp. 102-146.
79 Ср. L. Dorez, L, Thuasne, Pie de la Mirandole en France, Paris, 1897. Наиболее ценное исследование по «делу Пико» — работа Торндайка (Thorndike, VI, pp. 484—511), на которую я здесь опираюсь.
80 Thorndike, IV, pp. 497-507.
81 Ibid., p. 507. Арканджело написал также изложение кабалистических тезисов Пико (Cabalistarum delectiora... dogmata, a Ioanne Pico excerpta, Venezia, 1569).
82 Walker, pp. 151, 153 ff., 178-185, etc.
83 Thorndike, IV, pp. 493,560; Dorez, Thuasne, Pic de la Mirandole en France, p. 103; P. de Roo, Material for a History of Pope Alexander VI, Bruges, 1924, III, pp. 26—27. Письмо Пико к Александру 1492 г. с просьбой рассмотреть его дело приведено у L. Dorez, «Lettres inédites de Jean Pic de la Mirandole», Giornale storico della letteratura italiana, XXV (1895), pp. 360— 361.
84 В издании Bale, 1572, оно помещено на обороте заглавного листа.
85 Walker, pp. 54-55.
86 Pico della Mirandola, Disputationes advenus astrologiam divinatricem, ed. E. Garin, Firenze, 1946, p. 61.
87 Ho может иметься в виду и критика «дурной» астрологии в комментариях Фичино к Плотину; ср. Walker, р. 54. Как бы то ни было, раз Пико считает Фичино врагом астрологии, то астрология, против которой выступает Пико, не может быть фичиновским типом неоплатонизированной астральной магии.
88 F. Saxl, «The Appartamento Borgia», в: Lectures, Warburg Institute, University of London, I, pp. 174-188; II, Pis. 115-124.
89 См. выше, с. 10, 20.
ГЛАВА VI
1 См. R. Klibansky, The Continuity of Ike Platonic Tradition, London, Warburg Institute, 1939, pp. 42 ff.
2 Дионисий был для Фичино не только вершиной [culтеп) платонизма, но и столпом (columen) христианского богословия. (Комментарий на Дионисиеву Liber de Trinitate. Ficino, p. 1013).
3 R. Roques, L'univers dionysien, Paris, 1954, pp. 240 ff.
4 Современная наука склоняется к тому, что произведения Псевдо-Дионисия были созданы значительно ранее предполагавшейся прежде даты, т.е. раньше VI в. н.э. См. Deuterio Elorduy, Ammonio Sakkos. I. La doctrina de la creacióny del mal en Proclo y el Ps. Areopagita, Burgos, 1959, pp. 23 ff.
5 De Christiana Religione, cap. XIV (Ficino, p. 19).
6 Ibid., loc. cit.
7 Surnma Theologiae, Pars I, quaest. 108, art. 5,6. Cp. M. de Gandillac, «Astres, anges et génies chez Marsile Ficin», в: Umanesimo e esoterismo, ed. E. Castelli, Padova, 1960, p. 107. Фома Аквинский почерпнул представление о разделении функций членов небесной иерархии у Григория, Homil. 34 in Evang. (Migne, Pair. Lot., 76, coll. 1250—1251). Возможно, Фичино тоже пользовался этим источником.
8 Dante, Convivio, Db. II, cap. 6.
9 Имя Данте не называется, однако последние слова главы, посвященной градации наказаний грешников — по контрасту с иерархией блаженных на небесах, напоминают «Ад» и «Рай», а начало главы о душах, возвращающихся на свою звезду, напоминает соответствующий пассаж «Рая» — IV, 49-54.
10 Ficino, pp. 965-975.
11 Ibid., pp. 976-986.
12 Этот переход, несомненно, присутствует в трактате «О Солнце» («De sole»), в начале которого Фичино рассуждает о планете Солнце и ее центральном значении, а затем, в последней главе, сравнивает Солнце с Троицей и девятью ангельскими чинами [De sole, cap. XII; Ficino, p. 973).
13 Merchant of Venice [«Венецианский купец»], V, i.
14 Pico, De hominis dignilale, Heptaplus, etc., ed. Garin, p. 185.
15 Ibid.,p. 187.
16 Ibid., pp. 255,257.
17 Ibid.,p. 189.
18 E. Garin, Giovanni Pico della Mirandola, Firenze, 1937, pp. 194 ff.
19 Pico, De hominis dignitate, Heptaplus etc., ed. Garin, p 247.
20 Во втором кабалистическом заключении (цикл из 48 заключений) Пико говорит: «Nouem sunt angelorum hierarchiae, quarum nomina Cherubim, Seraphim, Hasmaiim, Hagot, Aralim, Tarsisim, Ophanim, Thephrasim, bim» [«Есть девять ангельских чинов; их имена: херувимы, серафимы, хасмалимы, хаготы, аралимы, тарсисимы, офанимы, тeфрасимы, исимы»]. (Pico, p. 81). Это — имена кабалистических ангельских чинов (с помощью которых можно достичь сефирот — подобно тому, как достичь Троицы можно с помощью чинов Дионисия), однако Пико приводит лишь девять из них (их должно быть десять) и открывает перечисление херувимами и серафимами, которые в кабалистической иерархии идут не первыми, т.е. он совершенно явно ставит своей целью как можно более тесное сближение кабалистической иерархии с девятью чинами Дионисия.
21 Deonise Hid Divinitie (ed. P. Hodson, Early English Text Society, 1955) - название мистического трактата, связанного с сочинением Cloud of Unknowing.
22 Cloud of Unknowing, ed. Justin McCann, London, 1925, p. 19.
23 Klibansky, op. cit., pp. 42, 47.
24 Pseudo-Dionysius, Divine Names, I.
25 Ficino, p. 1034.
26 C.H., II, p. 321 (Asclepius, 30).
27 Cm. Scholem, Major Trends in Jewish Mysticism, pp. 12 ff.
28 Pico, p. 107.
29 Ibid., p. 96 (шестое платоновское заключение).
30 С.Н., I, p. II {Pimander); см. выше, с. 27.
31 Commentarium in Convivium Platonis de amore, oratio VI, cap. 10 (Ficino, p. 1348).
32 Pseudo-Dionysius, Divine Names, IV, 14, 15; Celestial Hierarchies, I, 2.
33 In Convivium, oratio III, cap. 2 (Ficino, p. 1329).
34 M. de Gandillac, article cited, p. 99.
35 См. выше, с. 36.
36 Theologia Platonica, IV, i (Ficino, p. 130); In Convivium, П, 4 [ibid., p. 1225). Это удивительное утверждение повторяли вслед за Фичино авторы позднего Возрождения; см. ниже, с. **.
ГЛАВА VII
1 Об Агриппе см. Thorndike, V, pp. 127 ff.; Walker, pp. 90 ff. Фрагменты из сочинений Агриппы, в том числе главу из «De occulta philosophia» («О тайной философии»), издала Паола Замбелли (Paola Zambelli), снабдив их содержательным вступлением и примечаниями, в: Test, шпаги, pp. 79 ff. См. также ее статью, где приведена дальнейшая библиография: «Umanesimo magico-astrologico», в: Umanesimo e esoterismo, ed. E. Castelli, Padova, I960, pp. 141 ff.
Трактат «О тайной философии» был впервые издан в 1533 г. Я пользовалась изданием: H.C. Agrippa, Opera, Per Beringos fratres, Lugduni, s.d., Voli.
2 Thomdike, V, p. 138.
3 Agrippa, De occult, phil, I, 1 и 2; ed. cit., pp. 1—4.
4 Ibid.,I,ll;ed.cit.,p.l8.
5 Ibid., lot. cit.; ed. cit., p. 19.
6 Ibid.,1, 14; ed.cit., p. 23.
7 Агриппа цитирует «О стяжании жизни с небес», 3 (Ficino, p. 534). Эту и другие цитаты из Фичино указал Уокер: Walker, pp. 89—90.
8 Agrippa, De occult phil, I, 15-37; ed. cit., pp. 24-53.
9 Walker, p. 92.
10 De occult, phil, I, 38; ed. cit., p. 53.
11 Ibid., loc. cit.
12 Ibid., I, 39; ed. cit., pp. 54-55.
13 Ibid.,1, 40-48; ed. cit., pp. 55-68.
14 Ibid.,1, 49; éd. cit., pp. 68-71.
15 Ibid., I, 50-69; «rf. «fc, pp. 71-109.
16 Ibid., I, 69-74; ed. cü., pp. 109-117.
17 Ibid., II, 1; ed. cit., pp. 121-123.
18 Ibid., loc. cit.; ed. cit., p. 123.
19 Ibid., II, 4; ed. cit., pp. 125-127.
20 Ibid., II, 5-14; ed. cü., pp. 127-162. -
21 Ibid., II, 6; ed. cit., pp. 129-131.
22 Ibid., II, 22; ed. cit., pp. 174 ff.
23 Ibid., II, 24; ed. cit., pp. 184 ff.
24 Ibid., II., 35-47; ed. cit., pp. 212-225.
25 Ibid., II, 38; ed cit., p. 217.
26 Ibid., II, 41; ed.cit.,р. 219.
27 Ibid., II, 42; ed. cit., p. 220.
28 Ibid., II, 37; ed. cit., pp. 214-217.
29 Ibid., II, 46, 47; ed. cit., pp. 221-225.
30 Ibid., II, 49; ed. cit., pp. 227-228.
31 «...& haec de imaginibus dicta sufficient, nam plura ejusmodi nunc per te ipsum investigare poteris. Illud autem scias, nihil operari imagines ejusmodi, nisi vivificentur ita, quod ipsi aut naturalis, aut coelestis, aut heroica, aut daemonica, vel angelica virtus insit, aut adsistat. At quis modo animarti dabit imagini, aut vivifìcabit lapidem, aut metallum, aut lignum, aut ceram? atque ex lapidibus suscitabit fflios Abrahae? Certe non penetrat hoc arcanum ad artfkem durae cervicis, nec dare poterit ille, qui non habet habet autem nemo, nisi qui jam cohibitis dementis, vieta natura, superatis coelis, progressus angelos ad ipsum archetypum usque transcendit, cujus tunc cooperatur effectus potest omnia». Ibid., II, 50; ed. cit., pp. 230-231.
32 Ibid., II, 58; ed. cü., pp. 242-243.
33 Ibid., II, 59; ed. cit., pp. 244-245.
34 Ibid., II, 55; ed. cit., p. 239.
35 «Et Mercurius in tractatu quem de Communi inscripsit, inquit, Totum quod est in mundo, aut crescendo, aut decrescendo movetur. Quod autem movetur,
id propterea vivit: & cum omnia moveantur, etiam terra, maxime motu generativo & alterativo, ipsa quoque vivit» [«И Меркурий в трактате, который назвал «О всеобщем уме», говорит: Все, что есть в мире, движется или возрастая или убывая. А то, что движется, то, следовательно, живет: а раз все движется, то значит и земля [тоже движется] — по большей части движением порождения или изменения, и следовательно, она живет»] Ibid., II, 56; ed. cit., p. 240. Сравните это с фичиновским переводом De communi (Corpus Hermeticum, ХП); «Nunquid immobilis ubi terra uidetur? Minime, sed multis motibus agitata... Totum... quod est in mundo, aut crescendo, aut decrescendo mouetur. Quod uero mouetur, id propterea uiuit» [«Неужели тебе кажется, что земля неподвижна? Конечно, нет — она подвержена многообразным движениям... Все, что есть в мире, движется или возрастая или убывая. А то, что движется, то, следовательно, живет»], Ficino, p. 1854.
36 См. выше, с. 36—37.
37 П. Замбелли обращает внимание на множество цитат из герметических текстов в трактате «О тайной философии» и на то, что Агриппа развивал герметические доктрины в магическом направлении [Test, uman., p. 108).
38 См. выше, с. 27-28.
39 Agrippa, De occult, phil., Ш, 1; ed. cit., p. 253.
40 Ibid.,III, 2; ed. cit., p. 254.
41 Ibid., Ш, 3; ed. cit., pp. 256-258. С этой главой следует сравнить гл. III, 36 «О человеке, созданном по образу Божию». Ее перепечатала Замбелли, снабдив комментариями об источниках, многие из которых — герметические сочинения (Test, uman., pp. 137—146).
42 Agrippa, De occult, phil., Ш, 4; ed. cit., pp. 258-260.
43 Ibid., Ш, 5—7; ed. cit., pp. 260—265. Тринитарный характер своей религии маг поддерживает, регулярно используя триады. В главе 8 (éd. cit., pp. 265—267) говорится, что Троица была предсказана древними философами — в частности, Гермесом Трисмегистом.
44 Ibid, III,10; ed. cü., pp. 268-272.
45 Ibid., III, 11; ed. cit., pp. 272-289.
46 Ibid., III, 12; ed. cit., pp. 279-281.
47 Ibid., III, 16; ed. cit., pp. 287-290.
48 Ibid., III, 17-25; ed. cit., pp. 291-309.
49 Агриппа общался и с Рейхлином, и с Тритемием — специалистами по практической кабале.
50 Ibid., III, 58—64; ed. cit., pp. 384—403. Эти главы проанализировал Уокер (Walker, pp. 94-96).
51 Ibid., Ill, 64; ed. cit., pp. 399-403.
52 Ed. cit., pp. 403-404.
53 Э. Гарэн предполагает (E. Garin, Medioevo e Rinascimento, p. 172), что «Тайная философия» очень многим обязана книге «Пикатрико.
54 Цитата из письма к Агриппе дана у Торндайка (Thorndike, V, р. 132).
55 Первым увидел в этом вопросе достойную рассмотрения проблему Д.П. Уокер (D. Р. Walker, Spiritual and Demonic Magic).
ГЛАВА VIII
1 Ср. H.W. Janson, Apes and Ape Lore in the Middle Ages and Renaissance, Warburg Institute, University of London, 1952, pp. 304 ff.
2 См. Walker, pp. 86 ff.
3 Их имена: Орифиил (Сатурн), Захариил (Юпитер), Самаил (Марс), Михаил (Солнце), Анаил (Венера), Рафаил (Меркурий), Гавриил (Луна) (Johannes Trithemius, Steganographia, Frankfurt, 1606, p. 162). Изображения этих ангелов сопровождаются объяснением, как вызывать их с помощью талисманов. Например; «fac imaginem ex cera vel pinge in chartam novam fìguram Orifielis in modum viri barbati & nudi, stantis super taurum varii coloris, habentis in dextra librum & in sinistra calamum...» [«сделай изображение из воска или нарисуй на новом листе фигуру Орифиила в облике мужа бородатого и голого, стоящего на быке пестрого цвета, имеющего в правой руке весы, а в левой тростник для письма...»] (Steganographia, ed. cit., p. 177; цит. в Walker, p. 87, прим. 3.).
4 Ed. cit., р. 179; цит. в Walker, pp. 87-88.
5 Ed. cit., pp. 96-97.
6 Pico, p. 79. Пифагорейская нумерология присутствует и в герметических текстах, особенно в рассуждении о монаде в Герметическом своде, IV (С.Н., I, р. 53).
7 Pico, pp. 172 ff.
8 Агриппа — один из непосредственных источников Дюрера; см. R. Kli-bansky, E. Panofsky, F. Saxl, Saturn and Melancholy, London, 1964, pp. 278, 326.
9 Agrippa, De occult, phil, П, 1. Источником Агриппы по применению математических наук в магии, видимо, была «Пикатрикс».
10 Tommaso Campanella, Magia e Grazia, ed. R. Ameno, Roma, 1957, p. 180.
11 О Ди см. Charlotte Fell Smith, John Dee, London, 1909 и ценную неопубликованную диссертацию: I.R.F. Calder, John Dee, studied as an English Neoplatonist, 1952, London University.
12 H. Billingsley, The Elements of... Euclide, London, 1570, предисловие Ди: sig. *i, verso.
13 Pico, p. 101.
14 Говоря о «чудотворстве» как «математическом искусстве», Ди упоминает бронзовую голову, сделанную Альбертом Великим, деревянного голубя Архита и механическую муху, сделанную в Нюрнберге (предисловие к «Евклиду» Биллингсли, sig. A i verso), из чего ясно, что он располагал каким-то перечнем механических диковин, вроде тех, какие приводят Агриппа и Кампанелла.
Ди перескакивает с пневматических устройств Герона Александрийского на статуи в «Асклепии», или, как он их называет, «образы Меркурия» (ibid., sig. АI recto и verso). Возможно, ассоциация между чудесными египетскими статуями и работами Герона по механике и автоматам стимулировала интерес к механике.
15 В одном месте Ди говорит, что книга Агриппы всегда лежит открытая в его кабинете, то есть постоянно используется в оккультных процедурах.
16 Их можно увидеть в принадлежавшей Ди рукописи «Книги Еноха», ныне в Британском музее, Sloane MSS. 3189. Ср. «таблицы Зируфа» в «Тайной философии» Агриппы, Ш, 24. Агриппа был не единственным источником по практической кабале для Ди и Келли, но они действовали в рамках именно его системы.