32 См. выше, с. 62.
33 Agrippa, De occult, phil., III, 33, De vinculis spiritum. Бруно тоже время от времени обращается к Тритемию (Например, в Steganograpkia, I, 15, у Тритемия даны имена духов, управляющих четырьмя основными точками космоса, и их числа. Ср. третье «сцепление» Бруно, проходящее через правителей четырех основных точек, De magia, Op. lat, III, р. 436.) Беслер переписал для Бруно (см. выше, с. 232) из Агриппы и Тритемия пассажи, необходимые ему для заклинаний.
34 De magia, Op. lat., III, pp. 443-446.
35 Сцепление EX — через «characteres et sigilla» [символы и печати] (De magia, Op. lat, III, p. 437).
36 De magia, Op. lat., III, pp. 449 ff.
37 De magia, Op. lat., III, p. 453.
38 В другом сочинении о «сцеплениях» в манускрипте Норова — De vinculis in genere [«О сцеплениях вообще»] - методы сцепления с демонами изложены под тридцатью рубриками, что свидетельствует о связи с «тридцатками» в мнемонических сочинениях, De umbris и Triginta Sigilli (см. De vinculis ingenere, Op. lat., III, pp. 669-670).
39 De immenso et innumerabilibus, Op. lat., I (i), p. 376.
40 Ibid.,Op. lat., I {ii), p. 33.
41 De triplici minimo et mensura, Op. lat, I (iii), p. 171.
42 Spaccio, dial. 3 (Dial, ital, pp. 781-783).
43 См. выше, с. 98.
44 Agrippa, De occult, phil., III, 25.
45 Reuchlin, De arte Cabalistica, Hagenau, 1517, pp. LVII ff.
46 Agrippa, De occult.phil, III,16.
47 См. Op. lat., III, p. 496 (выписки Беслера из Steganographia в манускрипте Норова).
48 См. ниже, с. 254-255.
49 Я использую это название для всех трех ее частей, см. выше гл. ХП, прим. 1.
50 См. выше, с. 187.
51 Я подробно разбираю это сочинение в моей книге «Искусство памяти».
52 Печати — это комбинация мнемонических «мест» и герметических знаков.
53 Sigillus Sigillorum, Op. lat., II (ii), pp. 180 ff.
54 Agrippa, De occult, phil, III, 55.
55 Op. lat., II (ii), pp. 180—182.
56 Ibid., pp. 189-193.
57 Agrippa, De occult. phil., III, 4.
58 Op. lat., II (ii), pp. 190-191.
59 Agrippa, De occult. phil., III, 5.
60 «De quatuor rectoribus», Op. lat., II (ii), pp. 195 ff.
61 Ibid., p. 195.
62 Ibid.,p. 196.
63 Ibid., pp. 197—199. Силу благой магической религии, которая «errantem corrigat, imbecillem et obtusum roborat et acuat» [«заплутавшего направг ляет, немощного и тупого укрепляет и острит»] [ibid., р. 198) можно сравнить с силами, на обладание которыми Ноланец претендует в Cena de le centri, (см. выше, с. 213—214).
|
64 Маг использует обеих Венер — и пошлую, связанную с чувственными вещами, и небесную (ibid., р. 198—199). Это не противоречит идеям Фичи-но, но у Бруно обретает больший «натурализм».
ГЛАВА XV
1 Существует английский перевод L. Williams, The Heroic Enthusiasts, London, 1887—1889; и французский перевод Paul-Henri Michel, Des fureurs héroïques, Paris, 1954.
2 Eroici furori, посвящение, (Dial. ital, pp. 927—948).
3 Ibid. [Dial, ital, p. 932).
4 Ibid., цитата из Песни песней, II, 9 [Dial, ital., p. 937).
5 См. J.C. Nelson, Renaissance Theory of Love: The Context of Giordano Bruno's «Eroici furori», Columbia University Press, 1958, pp. 15 ff.
6 Бруно отсылает к таким интерпретациям, упоминая «gli mistici e cabalisti dottori» [«учителей мистики и кабалистики»] [Dial, ital, p. 932).
7 Некоторые эмблемы Бруно и иллюстрации в книгах эмблем я сопоставила в статье «The Emblematic Conceit in Giordano Bruno's De gli eroici furori and in the Elizabethan sonnet sequences»,/ W.C.I., VI (1943), pp. 101 —
121 (опубликована также в England and the Mediterranean Tradition, Oxford University Press, 1945, pp. 81-101).
8 Eroici furori, pt. II, dial. 1 [Dial, ital., pp. 1092 ff.).
9 Ibid. (Dial, ital, p. 1093).
10 Пс.142, 6;Пс.118, 131.
11 Eroici furori, pt. II, dial. 1 (Dial, ital., pp. 1093-1094).
12 Eroici furori, ibid.(Dial, ital, p. 1094).
13 Eroici furori, посвящение (Dial. ital., p. 937).
14 Ibid, pt. II, dial. 1 (Dial, ital, p. 1107).
15 Ibid, pt. II, dial. 2 (Dial, ital, p. 1123).
16 Ibid. (Dial, ital., pp. 1123—1126). О принципе monas general monadem [«монада порождает монаду»] см. выше, гл. VIII, прим. 20.
17 Ibid., pt. II, dial. I (Dial. ital., pp. 1072-1073).
18 Ibid. (Dial, ital, p. 1074).
19 См. выше, с. 213.
20 См. выше, с. 26.
21 Eroici furori, pt. II, dial. 1 (Dial. ital, p. 1091).
22 Ibid., pt. I, dial. 3 (Dial. ital., pp. 986-987).
23 Agrippa, De occult. phil., III, 46-49.
24 Ibid., III, 49.
25 Eroici furori, pt. I, dial. 4 (Dial. ital, p. 1007).
26 См. выше, с. 27.
|
27 Asclepius, в: С.Н., II, p. 302. См. выше, с. 37-39.
28 Eroici furori, pt. I, dial. 4 (Dial, ital, p. 1008).
29 Ibid., pt. I, dial. 4 и pt. II, dial. 1 (Dial. ital, pp. 1010, 1094).
30 Ibid., pt. II, dial. 4 (Dial. ital., p. 1164).
31 Ibid., pt. II, diali. 4, 5 (Dial. ital, pp. 1140 ff.).
32 Ibid., посвящение (Dial, ital, pp. 943—944). «Nove ciechi» [«девять слепцов»], — говорит он, — есть аллюзия на «nove sfere» [«девять сфер»], в которых кабалисты, халдеи, маги, платоники и христианские богословы видят девять чинов. Дальше (р. 944) он утверждает, что христианские богословы говорят о них как о «nove ordini di spiriti» [«девяти чинах духа»].
33 Ibid., pt. II, dial. 5 (Dial ital, p. 1197).
34 Ibid. (Dial, ital, p. 1168). Как всегда у Бруно, Цирцея полностью оторвана от своего традиционного дурного образа и воплощает благую магию.
35 См. выше, с. 200.
36 В моей статье, указанной выше, гл. XV, прим. 7.
37 См. выше, с. 189-190.
38 В «королевстве Партенопейском», то есть Неаполитанском, Алчность правит «под видом охранения религии» (Spaccio, dial. 2; Dial ital, pp. 719— 720).
39 De la causa, dial. I (Dial. ital, pp. 222-223).
40 Documenti, pp. 121-122.
41 Cena, dial. 2 (Dial, ital., pp. 67—68). Этот пассаж в связи с окружающим Елизавету мистическим империализмом я разбираю в статье «Queen Elizabeth as Astarea», J.W. С. I, X (1947), pp. 80-81.
42 Eroici furori, посвящение (Dial. ital, p. 946).
43 Ibid., pt. II, dial. 5 (Dial, itai, pp. 1168-1169, 1173).
44 Ibid., pt. I, dial. 5 [Dial ital., pp. 1030 ff.).
45 См. мою статью «Elizabethan Chivalry: The Romance of the Accession Day Tilts», J.W.C.I., XX (1957), p. 24.
46 «Elizabethan Chivalry», p. 11.
47 The Queen's Majesty's Entertainment at Woodstock (1575), London, 1585 (ed. A.W. Pollard, Oxford, 1910).
48 «Elizabethan Chivalry», p. 24.
ГЛАВА XVI
1 См. G. Aquilecchia, «L'adozione del volgare nei dialoghi londinesi di Giordano Bruno», Cultura Neolatina, ХШ (1953), fasce. 2-3.
2 Eroici furori, pt. I, dial. I (Dial, ital., p. 956).
3 См. в «Вечере» забавное описание воображаемого путешествия по Стрэнду от французского посольства к дому Фулка Гревилла.
|
4 De la causa, dial. 1 (Dial, ital, p. 223). «Кровавая» Сена— намек на Варфоломеевскую ночь.
5 См. письма Мовиссьера к Флорио, цитируемые мною в John Florio, The Life of an Italian in Shakespeare's England, Cambridge, 1934, pp. 71-72.
6 Ibid., p. 84.
7 Documenti, p. 85.
8 См. мою статью «Giordano Bruno: Some New Documents», Revue internationale de philosophie, XVI (1951), fasc. 2, pp. 174—199. В ней я опубликовала неизвестные упоминания о Бруно из переписки Корбинелли — Пинелли и попыталась вписать их в исторический контекст.
9 См. мою работу French Academies of the Sixteenth Century, p. 175.
10 См. Е. Picot, Les Italiens en France au XVI siècle, Bordeaux, 1901-1918, pp. 91 ff. и мою работу «Giordano Bruno: Some New Documents».
11 Figurano Aristoteliciphysici audilus, Paris, 1586 (Op. lat., I (iv), pp. 129 ff.) и диалоги о Фабрицио Морденте, недавно изданные Дж. Аквилеккиа (см. след. прим.).
12 Два диалога Бруно о циркуле Фабрицио Морденте (In Mordentium и De Mordentii circino, изд. под названием Dialogi duo de Fabricii Mordentis, Paris, 1586) были известны давно и вошли в собрание его латинских сочине-
ний (Op. lat., I (iv), pp. 223 ff.). Два других (Idiota Triumphans и De somnii interpretalione) были отысканы в издании 1586 г., посвященном Пьеро Дель Бене и сохранившемся в единственном экземпляре (См. John Hayword, «The Location of First Editions of Giordano Bruno», The Book Collector, V, 1956, p. 154). Теперь все четыре диалога изданы вместе под ред. Дж. Аквилеккиа (Bruno, Due dialoghi sconosciuti e due dialoghi noti, Rome, 1957). Во введении Аквилеккиа сопоставляет новонайденные диалоги со сведениями о ссоре Бруно и Морденте, которые я обнаружила в переписке Пинелли и Корбинелли. Таким образом, изданный Аквилеккиа том сводит воедино все материалы, связанные с удивительным эпизодом с циркулем.
13 Il Compasso, & Figura di Fabritio Mordenle di Salerno: con li quali duoi mezzi si passono fare un gran numero di mirabili effetti, al tuttonecessarij all'Arte, imitatrice della Natura..., Paris, 1585. Cp. Aquilecchia, Due dialoghi, introduzione, p. XVII.
14 A. Favaro, Galileo Galilei e lo studio di Padova, Firenze, 1883,1, p. 226.
15 Documenti, p. 43.
16 «...contro al Nolano e in una collera bestiale il nostro Fabritio» [«...против Ноланца наш Фабрицио пылает зверским гневом»]. Письмо Корбинелли к Пинелли, 16 февраля 1586 г. (Ambrosiana, Т. 167 sup., f. 180).
17 «A Fabritio costa parecchi scudi per comparar et far abbruciar il Dialogo del Nolano». Письмо Корбинелли к Пинелли, 14 апреля 1586 г. (Ambrosiana, Т. 167 sup., f. 183).
18 «Il Mordente andô al Guisa et vuole ch'ei pigli il mondo со suoi ingegni.» Письмо Корбинелли к Пинелли, 4 августа 1586 г. (Ambrosiana, Т. 167 sup., f. 187).
19 Op. lot., I (iv), p. 255; Due dialoghi, etc., ed. Aquilecchia, p. 55.
20 Op. lat., vol. cit., p. 256; Due dialoghi, éd. cit., p. 57.
21 Значение слова malhesis представляется не вполне постоянным. Греческое μαθησις значит «обучение» или «образование» в самом общем смысле. Латинское mathesis, согласно словарю Льюиса и Шорта [Lewis and Short, A Latin Dictionary. Oxford, 1879, s.v.], может означать: (1) математику; (2) астрологию. Именно во втором значении это слово употгребляет поздний латинский астролог Юлий Фирмик Матерн. Согласно Иоанну Солсберийскому (Policraticus, 1,9; II, 18, ed. Webb, pp. 49,101—102), важно, с каким ударением произносится слово: с ударением на первом слоге оно означает основания астрологии; с ударением на втором — магию.
Поскольку Бруно ударения не обозначает, то правило Иоанна Солсберийского не поможет выбрать правильный смысл. Но совершенно ясно, что в указанном выше пассаже, где Бруно называет mathesis в числе четырех наставников, имеется в виду магия.
22 Idiota Triumphans in Due dialoghi, etc., ed. Aquilecchia, pp. 6—7.
23 См. выше, с. 250.
24 Idiota Triumphaiis, ed. cit., pp. 6—7. Как отмечает Аквилеккиа (Due dialoghi, introduzione, p. XXI), Idiota Triumphans связан со Spaccio и Cabala присутствием во всех трех сочинениях персонажа «Saulino» или «Savolinus», видимо, отсылающего к родственнику Бруно с материнской стороны.
25 Idiota Triumphans, ed. cit., p. 12.
26 George Peele, The Honour of the Garter, in Peele, Works, ed. A.H. Bullen, 1888, II, pp. 316-320.
27 Здесь имеет смысл вспомнить, что Бруно толковал этот чертеж, исходя из ошибочного убеждения, будто точка, изображающая землю, на самом деле является следом циркуля при проведении эпицикла, по которому движутся и Земля и Луна (см. выше, с. 217).
28 «Giordano Bruno: Some New Documents», pp. 188 ff. Дж. Аквилеккиа сообщает несколько интересных новых деталей относительно фона этой ссоры, например, из одного письма Корбинелли следует, что Морденте был членом Лиги (Due dialoghi, etc., introduzione, p. XXII, nota).
29 Ha настоящий момент изданы лишь фрагменты. Большую часть издал R. Calderini-De Marchi, Jacopo Corbinelli et les erudites français, Milano, 1914.
30 Centum et viginti articuli de natura et mundo... per Ioh. Hennequinum... sub clipeo & moderamine Iordani Bruni Nolani, Paris, 1586. В Op. lot., II (ii), p. 221 дано лишь название, поскольку сочинение было издано в Виттенберге в 1588 г. под другим названием: Camoeracensis Acrotismus, Wittenberg, 1588. Это издание воспроизведено в Op. lat, I (i), pp. 53 ff.
31 Op. lat., I (I), pp. 56-58.
32 «Camoeracensis» — значит «происходящий в Камбре», то есть в Коллеж де Камбре, где происходил диспут.
33 Documenti, р. 44.
34 Ibid., р. 45.
35 Op. lat., I(i), pp. 66-67.
36 Ibid., pp. 68-69.
37 Ibid., p. 70.
38 Ibid., p. 71.
39 Documenti, pp. 45—46.
40 Ibid.,р.92.
41 Ibid., p. 46.
42 См. мою работу French Academies of the Sixteenth Century, pp. 162 ff.
43 Стихотворение Рауля Кайе в: Jacques Davy Du Perron, Discours spirituel, Leyden, 1600. Discours spirituel (духовная проповедь) была произнесена в Венсенне перед Генрихом III. См. The French Academies, pp. 170, 230.
44 French Academies, pp. 231 ff.
45 Op. lat.,I (iv), pp. 129 ff.
46 Ibid., p. 139.
47 Cм. The French Academies, pp. 193 ff.
48 Cm. A. Corsano, II pensiero di Giordano Bruno, pp. 290 ff.
49 Documenti, p. 104; cp. Spampanato, Vita di Giordano Bruno, p. 329.
50 «...il Giordano s'ando con Dio per paura di qualche affronto, tanto haveva lavato il capo al povero Aristotele». Письмо Корбинелли к Пинелли, 4 августа 1586 (Ambrosiana, T. 167 sup., f. 187). См. «Giordano Bruno: Some New Documents», p. 185. В письме от 6 июня Корбинелли, упомянув о диспуте в Камбре, говорит: «По-моему, этот университет забьет его (Бруно) камнями. Но скоро он едет в Германию. Хватит того, что в Англии из-за него в колледжах возникли очень сильные расколы. Он приятный собеседник, по образу жизни эпикуреец» (Ambrosiana, Т. 167 sup., f. 190; ср. «Giordano Bruno: Some New Documents», p. 181). He говоря уже об интересной характеристике личности Бруно, ценным представляется впечатление Корбинелли, что миссия Бруно в Англии оказалась, в общем, успешной.
Корбинелли собирал сочинения Бруно; происходящие оттуда экземпляры хранятся в Biblioteca Trivulziana в Милане. Среди них есть и копия «Вечери» с надписью, сделанной почерком конца XVI в. «Al Sr. Corbinello». См. R. Tissoni, «Lo sconosciuto fondo bnmiano della Trivulziana», Atti della Accademia delle Scienze di Torino, Voi. 93 (1958—1959).
51 Documenti, p. 85.
ГЛАВА XVII
1 Посвящение De lampade combinatoria, Op. lat., II (ii), pp. 230—231. У Бруно, правда, был в Виттенберге друг — Альберико Джентили, великий юрисг, с которым он познакомился в Англии и который рекомедовал его университету (Documenti, pp. 85—86).
2 Documenti, p. 86.
3 Op. lat, II (ii), pp. 239-240.
4 Op. lat., II (ii), pp. 225 ff.
5 Op. lat., Il (üi), pp. 1 ff.
6 Ibid., pp. 336 ff.; ср. Bibliografia, p. 160.
7 Op. lat., III, pp. 259 ff.; ср. Bibliografia, p. 165. Есть еще одна рукопись этого произведения, с которой издатели справлялись при издании манускрипта Норова.
8 Op. lat., Ill, pp. 1 ff.; ср. Bibliografia, p. 164.
9 То есть в De umbris idearum («О тенях идей»), где образы расположены по тридцаткам; см. выше, с. 179.
10 То есть в De vinculis in genere («О сцеплениях вообще»), где «сцепления» расположены по тридцати рубрикам; см. выше, гл. XIV, прим. 38.
11 Op. lat., III, pp. 8-9.
12 Использование мысленных образов в герметизме составляет часть истории образов в классическом искусстве памяти.
13 Расположение по «тридцаткам» связано с луллизмом, что ясно по «Теням идей», где первая «тридцатка» понятий на колесе взята непосредственно из луллизма, или скорее псевдолуллизма (выше, с. 179, мы не стали обсуждать этот вопрос). В основе Искусства Луллия лежат божественные атрибуты, они же творческие причины, и число этих основных понятий меняется от искусства к искусству (см. мою статью «Ramon Lull and john Scotus Erigena», J. W.C.I., XXIII (1960), pp. 1 ff.). В одном из своих луллистских произведений Бруно обосновывает выбор именно «тридцати» (De compendiosa architectura artis Lullii, Op. lat., II (ii), p. 42). Бруно приспосабливает Луллия к собственным целям.
14 Ор. lat., III, pp. 9-37.
15 Ibid., pp. 37-43.
16 Ibid., p. 44.
17 Ibid., pp. 51-52.
18 Ibid., pp. 53-54, 60.
19 См. выше, с. 15 сл.
20 Op. lat., III, pp. 63-68.
21 См. выше, с. 67-68.
22 Op. lat., Ill, pp. 68-73; см. выше, с. 180.
23 Ibid., р. 142. Бруно, возможно, использовал Mythologia Наталиса Комеса [Natalis Comes] (с которой он, безусловно, был знаком, см. Bibliografia, р. 167), но анализ и толкование его «статуй» поражают сложностью и глубиной.
24 Op. lat., I (i), pp. 1 ff.
25 Ibid., p. 12.
26 Op. lat., I (i), pp. 20 ff. О генеалогии мудрости и включении в нее Лукреция и Палингения, см. выше, с. 222.
27 Ibid., pp. 21 ff. По крайней мере, так я понимаю невразумительные и восторженные образы, которыми Бруно выражает благодарность Виттенбергскому университету и призывает на него благословения небес.
28 См. выше, с. 258. В конце Виттенбергской речи есть образы нимфы и реки.
29 «Он высказывал намерение стать основателем новой секты под названием Новая философия» (Documenti, р. 60).
30 «Много раз он говорил, что в Германии в прошлые годы высоко ценились сочинения Лютера, но что теперь их больше не признают, ибо после того, как отведали его [Бруно] сочинений, не желают ничего иного. И что он основал в Германии новую секту, и, если его выпустят из тюрьмы, он вернется туда, чтобы учредить и оформить ее наилучшим образом, и хочет, чтобы она называлась сектой «джорданистов» (Sommario, р. 61; ср. тж. ibid., pp. 57, 59).
31 Подробнее об этом см. ниже, с. 360—365.
32 Documenti, р. 86.
33 Op. lat., I (iii), pp. 1 ff. В Праге Бруно также издал — точнее, переиздал — сочинение Луллия.
34 Spampanato, Vita di Giordano Bruno, p. 429.
35 Они пересняты с экземпляра в Национальной Библиотеке в Париже (Ris. D2 5278); только в этом экземпляре есть все чертежи (см. Bibliografia, р. 138).
36 In Op. lat., I (Ш), ed. Tocco e Vitelli.
37 Ту же редактуру в сторону большей стандартизации Токко и Вителли провели и с чертежами в De triplici minimo, вошедшем в тот же том Ор. lat. См. ниже, с. 283.
38 См. ниже, с. 283.
39 Op. lat., I (iii), pp. 78-80.
40 Ibid., pp. 20-21.
41 Ibid., p. 21.
42 Ibid., pp. 3-7.
43 Documenti, p. 86. Ассистент Джона Ди Эдвард Келли был в Праге одновременно с Бруно и пользовался очень сильным расположением императора (см. С. Fell Smith, John Dee, 1909, pp. 179 ff.).
44 Documenti, p. 51. О положении в Хельмштедте во время пребывания там Бруно см. Spampanato, Vita di Giordano Bruno, pp. 431 ff.; W. Boulüng, Giordano Bruno, London, 1914, pp. 214 ff.
45 Documenti, p. 52.
46 Op. lot., I (i), pp. 27 ff.
47 Ibid, p. 33.
48 В своем знаменитом сочинении De legationibus.
49 Op. lat., I (i), pp. 47 ff.
50 Ibid., p. 49; cp. Mclntyre, Giordano Bruno, pp. 60—61.
51 Op. lat, I (i), pp. 193-199 и Op. lat., I (iii), pp. 123-124.
52 Op. lat, I (i), p. 193.
53 Cm. Op. lai., Ш, introduction, pp. xxvii—xxix.
54 Documenti, p. 86.
55 Spampanato, Vita di Giordano Bruno, pp. 446 ff.
56 С другой стороны, многие поклонники Бруно считают De immenso лучшим его произведением.
57 Op. lat, I (i), pp. 191 ff. и Op. lot., I (ii), pp. 1 ff.
58 Op. lat, I (iii), pp. 119 ff.
59 Op. lot., I (ii), pp. 319 ff. Недавно в Йене были найдены рукописи двух небольших произведений Бруно, тесно связанных с De triplici minimo и De monade. Они изданы Дж. Аквилеккиа в Atti dell' Accademia dei Lincei, vol. XVII, 1962.
60 См. выше, с. 221.
61 См. выше, с. 273-274, 276.
62 Op. lot., Ill, p. 416.
63 Ibid., p. 535. Д.У. Сингер [Giordano Bruno, etc., p. 71) по поводу вечного движения «наименьших» говорит о «космическом метаболизме» у Бруно.
64 Op. lat., I (ii), pp. 171-172.
65 Op. lat., I (iii), pp. 277-283.
66 Op. lat, I (iii), pp. 253, 256.
67 Ibid., p. 323.
68 Ibid., p. 333.
69 De triplici minimo et mensura — в: Op. lat., I (iii), ed. Tocco e Vitelli, Firenze, 1899. Видимо, потому, что многие чертежи этого сочинения в других сочинениях приведены без звезд и прочих добавлений, Токко и Вителли сочли себя вправе рассматривать их как необязательные виньетки, которые можно безболезненно опустить.
70 «...nоn schemata solum ipse (i.e. Bruno) sua manu sculpsit, sed etiam operarum se in eodem correctorem praebuit» [«...не только чертежи он сам (то есть Бруно) собственной рукой гравировал, но даже в этом виде работ показал себя рационализатором»] [Op. lat., I (iii), р. 123). Не исключено, что печатник Вехель был связан с неким тайным обществом. Печатник с той же фамилией, Андреас Вехель, незадолго до того предоставил свой дом во Франкфурте для встреч путешественников со всей Европы (см. J.A. Van Dorsten, Poets, Patrons and Professors, Leiden, 1962, p. 30). Как известно, в свою первую поездку на континент у Андреаса Вехеля останавливался Филип Сидни. Но Иоганн Вехель, напечатавший книги Бруно, — все же другое лицо.
71 См. выше, с. 278.
72 Op. lot., I (ii), pp. 319 ff.
73 Agrippa, De occult. phil, Π, 4—13.
74 F. Tocco, Le fonti più recenti della filosofia del Bruno, Roma, 1892, p. 71.
75 Agrippa, De occult. phil, II, 5.
76 Op. lat., I (ii), pp. 358—369. Очень похожее размещение трех солнц в радуге изображено в качестве «знамения» на гравюре в одном из пророчеств Уильяма Лилли (W. Lilly, An Astrological Prediction of the Occurences in England, Part of the years 1648, 1649, 1650, напечатано Т.В., 1648).
77 R. Fludd, Utriusque cosmi historia, pars 2 (Microcosmi historia), Oppenheim, 1619, pp. 19 ff.
78 См. выше, с. 180.
79 «Ciccus Asculanus (tempus Iucis nactus)...» [«Циккус Эскуланец (достигший времени света»)...] Op. lat., I (ii), p. 467. Весь пассаж на pp. 466-468 основан на комментарии Чекко д'Асколи, как становится ясно при сравнении этого места с: Lynn Thorndike, The Sphere of Sacrobosco and its Commentators, Chicago, 1948, Commentary by Cecco d'Ascoli, pp. 396—399. Поэтому важно, что в этом контексте Бруно упоминает свою — утрачен-
ную — книгу о сфере («Et ego, in libro de sphaera» [«И я в книге о сфере»], р. 466). Выходит, что, по всей вероятности, и эта утраченная его книга основывалась на Чекко.
80 Ор. lat, I (ii), р. 466.
81 Thorndike, Sphere, p. 405; ср. во введении (ibid., р. 54) о том, что Астофон — изобретение Чекко.
82 Op. lat., I (ii), pp. 467-468; ср. Thomdike, Sphere, pp. 398-399, 407-408 и History of Magic and Experimental Science, II, p. 965. Согласно Чекко, демон Флорон был заключен в стальное зеркало посредством сильного заклинания и знал множество секретов природы. Это упоминается у Бруно в «Изгнании...» (диал. 1) по поводу северного созвездия Медведицы: «там, где маги стального зеркала доискивались оракулов Флорона, великого князя арктических духов» (Dial. ital, p. 617).
83 Bruno, Op. lat., I (ii), p. 473.
84 Op. lat., I (iii), p. 87.
85 Sigillus Sigillorum, Op. lot., II (ii), pp. 196-197.
ГЛАВА XVIII
1 Spampanato, Vita di Giordano Bruno, pp. 446 ff.; Mclntyre, Giordano Bruno, pp. 62 ff.
2 Spampanato, op. cit., pp. 449—450; Mclntyre, op. cit., p. 64.
3 Op. lat., II (iii), pp. 85 ff.
4 См. выше, с. 179.
5 Op. lat., II (iii), pp. 200-277.
6 Hyginus, Fabularum liber, Paris, 1578.
7 Op. lat., II (iii), pp. 202-205.
8 См. выше, с. 200.
9 Op. lat., II (iii), pp. 207 ff.; pp. 221 ff.
10 Ibid.,рр. 261 ff.
11 Ibid., рр. 243 ff.
12 Ibid., pp. 247-248.
13 Ibid., pp. 248-250.
14 Ibid., pp. 250 ff.
15 Ibid., p. 250.
16 Ibid., pp. 221-222.
17 Ibid., pp. 227-229.
18 Ibid.,р. 241.
19 Ibid., p. 270.
20 В De imaginum compositione («О составлении образов») есть связи и с другими изданными в Англии сочинениями — с Asino cillenico («Килленским ослом») (см. ibid., pp. 237 ff.), и с «Тридцатью печатями» (см. ibid., pp. 93, 163 ff., etc.).
21 Ibid., p.243.
22 Ibid, p. 249.
23 Ibid, pp. 259-261.
24 См. выше, с. 72.
25 R. Fludd, Utriusque cosmi... hisloria, pars II (Microcosmus), Oppenheim, 1619, pp. 48 ff. О Фладде и Бруно см. тж. ниже, с. 359.
26 «Nec enim vocabulo ideae hic utimur tali modo quo Plato... sed... pro Angelis, Daemonibus, stellarum effigiebus, & Deorum vel Dearum imaginibus, quibus coelestia attribuuntur...» [«Поскольку слово «идея» мы используем не так, как Платон,... а для Ангелов, Демонов, изображений звезд и образов Богов или Богинь, которым соответствуют небесные вещи...»], Fludd, op. cit., p. 50. В названии книги Бруно «О составлении образов, знаков и идей» слово «идеи» употреблено в этом смысле.
27 Op. lat, II (iii),p. 92.
28 Aristoteles, De anima, 431 a, 17. Цитируется в латинском переводе в Ор. lat., II (iii), р. 103, а также в посвящении Хайнцелю, ibid., p. 91.
29 Op. lat., II (iii), pp. 120—121. Здесь Бруно кратко и с изменениями излагает книгу Синезия «О сновидениях» (De somniis), опираясь на перевод Фичино (Ficino, pp. 1970-1971).
30 Эволюция теории воображения в контексте использования мнемонических образов в эпоху Ренессанса исследована мною в книге «Искусство памяти».
31 Op. lat, II (iii), p. 102.
32 Op. lat., II (iii), p. 117.
33 Ibid., p. 198.
34 Ibid, p. 90 (посвящение De imaginum compositione Хайнцелю).
ГЛАВА XIX
1 Documenti, pp. 69 ff.; Spampanato, Vita di Giordano Bruno, pp. 456 ff.; Mclntyre, Giordano Bruno, pp. 66 ff.
2 Documenti, pp. 88-89.
3 См. ниже, с. 301.
4 De l'infinito universo e mondi, dial. I (Dial. ital, p. 392).
5 Sigillus Sigillorum (Op. lat., II (ii), pp. 184-185).
6 См. выше, гл. X, прим. 7, источники о «Меркурии» и Лаццарелли.
7 A. Corsano, Il pensiero di Giordano Bruno, Firenze, 1940, pp. 267 ff.; L. Firpo, II processo di Giordano Bruno, Napoli, 1949, pp. 10 ff.
8 Documenti, p. 74.
9 Ibid., p. 75.
10 Documenti, p. 66; Sommario, p. 55.
11 Documenti, pp. 86-87, 131.
12 Ibid., p. 122.
13 Ibid., pp. 122-123.
14 Ibid., p. 123.
15 См. выше, с. 261-262, 265.
16 Ambrosiana Т. 167 sup., ff. 170 ».—171; цитируется в R. Calderini De Marchi, Jacopo Corbinelli et les érudits français, Milano, 1914, pp. 237—238; ср. мою статью «Giordano Bruno: Some New Documents», Revue internationale de philosophie, 1951, pp. 195-196.