ПРИМЕЧАНИЯ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 7 глава




9 Ibid., p. 77.

10 Ibid., pp. 77-79

11 Ibid., p. 82.

12 Ibid., pp. 82-83.

13 Ibid., p. 83.

14 Ibid., pp. 85-87.

15 Ibid., p. 87.

16 Ερμου του Τρισμεγιστου Ποιμανδρης... Ασκληπιού Οροι προσ Αμμο-να βασιλεα: Trismegisti Poemander, seu de potestate ас sapientia divina. Aesculapii Definitiones ad Ammonem Regem, Paris, 1554, A. Tumebus. British Museum Mark 491. d. 14. Комментарии к этому изданию написаны Лефевром д'Этаплем, а не Фичино. См. Kristeller, Suppl. Fie, I, p. LVIII; Walker, «The Prisca Theologia in France», p. 209, note.

17 Robert Fludd, Utruisque cosmi, maioris scilicet et minoris, metaphysica, physica atque technica historia, Vol. I, Oppenheim, 1617; Vol. II, Oppenheim, 1619.

Еще один интересный факт, связанный с разоблачением Гермеса Казобоном: оно было издано в то время, когда сэр Уолтер Рэли, будучи узником Тауэра, писал свою «Историю мира» (History of the World), пестрящую цитатами из фичиновского «Поймандра» и содержащую целый раздел, посвященный Гермесу Трисмегисту (Part I, Book II, Chap. 6, paragraph VI), которого Рэли считает возможным предшественником Моисея и глубоко чтит, присоединяясь к мнению, что идолопоклонство «Асклепия» есть лишь позднейшая вставка в сочинения этого святого человека. Таким образом, во времена Иакова I жили и творили: (1) Казобон, разоблачавший Гермеса Трисмегиста с помощью критического анализа; (2) осколок елизаветинской эпохи Рэли, так и не стряхнувший с себя герметических чар; (3) молодой Фладд, готовый передать «знамя» герметизма новым поколениям.


18 Их библиография дана в: R. Lenoble, Mersenne ou la naissance du mécanisme, Paris, 1943, pp. XLVI-XLVII.

19 Fludd, Utriusque cosmi... historia, I, pp. 11—12; cp. Ficino, Pimander, cap. I (Ficino, pp. 1837-1838).

20 Пассаж «magnum miraculum est homo» Фладд, конечно, цитирует постоянно; см., например, Utriusque cosmi., historia, П, p. 72; ibid., second section, p. 23, etc.

21 R. Fludd, Philosophia Moysaica, Gouda, 1638.

22 Он использует «Заключения» Пико; ср., например, Utriusque cosmi... historia, II, p. 55.

23 См. илл. 7а, 8, 10.

24 Fludd, Utriusque cosmi., historia, I, pp. 108 ff.

25 Fludd, De philosophia Moysaica, pp. 84 ff.

26 См. ниже, с. 386.

27 См. выше, с. 284-285.

28 Fludd, Utriusque cosmi... historia, II, section П, pp. 54 ff. См. выше, с. 295.

29 Ibid., II, pp. 28-29.

30 Как пишет Э. Гарэн, ренессансный герметизм этого периода сходит «sul terreno dell'occultismo e delle confraternite ed associazioni variamente carratterizzate» («в подполье оккультизма, а также разнохарактерных братств и обществ»); «Nota sull'ermetismo», в: Cultura, p. 144.

31 П. Арно (P. Arnold, Histoire des Rose-Croix et les origines de la Franc-Maçonnerie, Paris, 1955, pp. 166—167) полагает, что никакого «братства» на самом деле не было. В этой книге дано критическое изложение мифов, связанных с розенкрейцерами, а также весьма ценное новое исследование о германских кругах, в которых возникло это течение.

32 M. Mersenne, La vérité des sciences, Pais, 1625, pp. 566—567; cp. Mersenne, Correspondance, éd. Waard et Pintard, Paris, 1932,1, pp. 154-155.

33 Allgemeine und General Reformation dergantzen weiten Welt. Beneben der Fama Fraternüas, dess Löblichen Ordens des Rosenkreutzes, an alle Gelehrte und Häupter Europas geschrieben, Cassel, 1614. Немецкий оригинал этого и других манифестов розенкрейцеров можно найти в: De Manifesten der Rosenkruisers, ed. A. Santing, Amersfoort, 1930; а также в: Chymische Hochzeit Christiani Rosenkreutz, etc., ed. F. Maack, Berlin, 1913 (перепечатки манифестов, а также «Химического обручения»). Английский перевод в: А.Е. Waite, The Real History of the Rosicrucians, London, 1887, pp. 36 ff.; критический анализ авторства и т.д. в: Arnold, op. cit., pp. 23 ff.

 


34 См. выше, с. 314.

35 См. A. Belloni, II Seicento, Storia letteraria d'Italia, Milano, ed. 1955, p. 471.

36 Traiano Boccalini, Ragguagli di Parnaso, Centuria I, Ragguaglio 77 (в венецианском издании 1669 г. — pp. 214 ff.); английский перевод: Henry, Earl of Monmouth, Advertisements from Parnassus, London, 1669, pp. 119 ff.; оригинал немецкого перевода, изданного вместе с розенкрейцеровской Fama — в Chymische Hochzeit, etc., ed. Maack, в конце новая пагинация; английский перевод, основанный на переводе Монмута — в: Waite, op. cit., pp. 36 ff.

37 Monmouth's translation, op. cit., p. 121; Waite's translation, op. cit., p. 41.

38 Waite's translation, op. cit., pp. 66 ff. Христиан Розенкрейц фигурирует здесь как «брат C.R.C.».

39 Ibid., р. 68.

40 Ibid., р. 67.

41 Ibid., pp. 75-77.

42 Ibid., p. 78.

43 Ibid., p. 73.

44 Ibid., pp. 80-81.

45 Ibid., p. 65.

46 См. выше, с. 277.

47 Waite, op. cit., p. 271.

48 Arnold, op. cit., pp. 66—67. Розенкрейцеры принадлежали к антииспанскому лагерю.

49 По этому вопросу см. Arnold, op. cit., pp. 85 ff.

50 Лютеранская эмблема — крест в розе — воспроизведена в Chymische Hochzeit, ed. Maack, p. XLVIII, в качестве объяснения «Розового креста». Другие интерпретации соотносят это название со значением розы в алхимии (см. C.G.Jung, Psychology and Alchemy, London, 1953, pp. 74—75). Лютеранский оттенок розенкрейцерства, заметный в манифестах, возможно, объясняется тем, что они представляли собой лютеранскую адаптацию более раннего движения.

51 Английский перевод см. в Waite, op. cit., pp. 99 ff.

52 См. выше, с. 276-277.

53 Summum bonum, Frankfurt, 1629, epilogue. Можно почти наверняка утверждать, что этот труд, изданный под именем Р. Фрициуса, был частично написан Фладдом; см. Arnold, op. cit., p. 236.

54 О визите розенкрейцеров в Париж см. ниже, с. 395.


55 Фладд выступает против гелиоцентризма; см. Utriusgue cosmi... historia, I, pp. 156 ff.

56 См. выше, с. 328.

57 О влиянии Кампанеллы на Андреэ и его друзей см. Arnold, op. cit, pp. 60 ff. Книга Андреэ, демонстрирующая влияние на него Civüas Solis, — его Reipublicae Christianopolitanat descriptio, Strasburg, 1619. Андреэ издал также немецкие переводы некоторых стихов Кампанеллы; см. Firpo, Bibliografia di Campanella, p. 43.

58 Анализ этого вопроса со ссылками на некоторые из многочисленных исследований на эту тему см. в: Arnold, op. cit., pp. 229 ff.; о точке зрения масонов см. B.E.Jones, Freemason's Guide and Compendium, London, 1950, pp. 117 ff.

59 Цитата в: Jones, op. cit., p. 99.

60 См. выше, с. 244.

61 Моцарт, конечно, поддерживал контакты с континентальными масонами (см. Е. Iversen, The Myth of Egypt and its hieroglyphs, Copenhagen, 1961, p. 122). Но все континентальное масонство происходит в конечном итоге из Англии; именно в елизаветинской Англии Джордано Бруно столь страстно проповедовал возрождение египетской религии.

62 E. Garin, Cultura, p. 144

63 A. Kircher, Oedipus Aegyptiacus, Roma, 1652.

64 Op. cit., I, p. 103.

65 Ibid.,П(2),р. 506.

66 Подобно Фичино (см. выше, гл. IX, прим. 19), Кирхер приписывает изобретение иероглифов Гермесу Трисмегисту.

67 Открытие Шампольона, позволившее наконец расшифровать иероглифические надписи, было обнародовано в 1824 г. Об истории открытия см. Iversen, The Myth of Egypt, pp. 137 ff.

Открытие Шампольона представляет собой второй этап разрушения египетского мифа, первым этапом стала осуществленная Казобоном датировка герметического корпуса.

68 Kircher, op. cit., II (2), pp. 504-505.

69 Ср. Ficino, Opera, pp. 1842, 1843-1844.

70 Kircher, op. cit., ГП, p. 568.

71 Ibid., I, p. 150.

72 Ibid., I, pp. 29—30. Ср. также III, p. 331, о «солярном» обелиске в Гелиополисе.

73 Ibid., I, pp. 115 ff.

 


74 Ibid., pp. 118 ff.

75 Ibid., pp. 119, 137, etc.

76 Ibid., p. 148 (Платон, Пифагор, Плотин как последователи ГермесаТрисмегиста); II (2), р. 523 (учение об идеях, ведущее начало от египтян и халдеев, со ссылками на «Поймандра» и «Асклепия»).

77 Ibid., II (2), pp. 280 ff. (о механических приспособлениях, применяемых египтянами для строительства, для достижения квазичудотворных эффектов в храмах и т.д.). Египтянам приписывается изобретение механики — у них греки почерпнули все свои знания [ibid., р. 322).

78 Ibid., II (2), pp. 436 ff.

79 Ibid., II, (2), p. 399; ср. Ficino, p. 556 (пассаж, процитированный выше, гл. IV, прим. 36).

80 Kircher, op. cit., II (2), pp. 400 ff.

81 Ibid., II, (2), p. 399. У Кирхера есть еще один пространный пассаж, посвященный египетскому кресту — в его Obeliscus Pamphilius, Roma, 1650, pp. 364 ff.; в нем он тоже цитирует Фичино (ibid., р. 377—378).

Кроме того, в пассаже о египетском кресте в этом сочинении Кирхер приводит полностью цитату из John Dee, Monas hieroglyphica, 1564, и воспроизводит знаменитую форму диаграммы «монады» Ди, которую он трактует как форму египетского креста (илл. 15а, б) (Kircher, Obeliscus Pamphilius, pp. 370-373).

82 Kircher, Oedipus Aegyptiacus, III, pp. 332 ff.

83 Ibid., p. 334.

84 См. выше, с. 309. Бруно, как всегда, переставил местами причину и следствие.

85 Kircher, op. cit. I, pp. 142-145.

86 Ibid., II (2), pp. 442-443. Он и ранее осуждал египетскую магию, цитируя дель Рио (ibid., pp. 436-437).

87 Ibid., II (2), pp. 182—186. Анализ кирхеровского перечня образов деканов см. в: Gundel, Dekane und Dekansternbildcr, pp. 370—372.

88 Kircher, op. cit., II (2), p. 182; ср. также ibid., p. 519; «Nam in Pimandro & Asclepio Hermes varios deorum ordines, uti sunt Usiarchae Horoscopi, Decani, Pantomorphi... varios choros assignat...» [«Ведь в «Поймандре» и «Асклепии» Гермес разные чины богов — такие, как усиархи, гороскопы, деканы, пантоморфы... — относит к разным хорам...»] (ср. выше, с. 39, о порядке египетских богов в «Асклепии»).

89 Труды Кирхера, где он выступает в качестве археолога, и прежде всего его коптские исследования, заслуживают внимания; ср. Iversen, op. cit., pp. 92 ff.


90 Kircher, op. cit., II (2), pp. 280 ff.

91 Kircher, Ars magna lucis et umbrae, Roma, 1646.

92 См. илл. 9.

93 Op. cit., p. 769. То есть позиция Кирхера, видимо, совпадала с позицией иезуита Дель Рио, которого он часто цитирует и который осуждал дьявольскую магию, но считал дозволенной магию естественную; см. Walker, pp. 178-185.

94 Kircher, op. cit., pp. 919 ff.

95 См. выше, с. 170.

96 Kircher, Oedipus Aegyptiacus, II (1), p. 209. Цель Кирхера — синтез всех мистических традиций. В этом отношении он — Пико делла Мирандола XVII в., однако он включает в сферу своих интересов страны, неизвестные Пико, — например, Мексику и Японию, куда уже добрались иезуитские миссии.

97 Ibid., II (2),р.480.

98 Ibid., II (1),р. 358.

99 См. выше, loc. cit.

100 Цитируется по: A Collection of Several Philosophical Writings of Henry More, second edition, London, 1662, The Immortality of the Soul (отдельная пагинация), p. 113.

101 Henry More, Conjectura Cabbalistica, в вышеупом. Collection (отдельная пагинация), p. 102.

102 Ibid., p. 1. На Мора, однако, оказали влияние и более поздние типы кабалы, нежели те, что были доступны в эпоху Возрождения; см. RJ.Z. Werblowsky, «Milton and the Conjectura Cabbalistica», J.W.C.I., XVIII (1955), pp. 94, 96.

103 Ibid., p. 3,

104 Ibid., p. 104.

105 E. A. Burtt, The Metaphysical Foundation of Modern Physical Science, London, 1932, pp. 127-136.

106 Immortality of the Soul, p. 96 (цитируется в Collection).

107 См. Ficino, p. 1849.

108 Ralph Cudworth, The True Intellectual System of the Universe, second edition, London, 1743, p. 281.

109 Ibid., pp. 285 ff.

110 Ibid., pp. 294 ff.


111 Ibid., pp. 308 ff.

112 Ibid., pp. 282 ff.

113 Ibid., pp. 281-282.

114 Ibid., pp. 319-320.

115 Ссылки на литературу, посвященную подлинности оракулов сивилл, см. выше, гл. I, прим. 20.

116 См. выше, гл. П, прим. 3.

117 В другом пассаже Кадворт вновь ссылается на Кирхера, утверждавшего подлинность писаний «обычно приписывавшихся Гермесу Трисмеги-сту» (ор. cit., р. 285).

118 Cudworth, op. cit., p. 320.

119 Ibid. loc. cit.

120 Ibid., loc. cit.

121 Ibid., р.321.

122 Ibid., р.326.

123 Ibid., pp. 326-327.

124 Ibid., p. 328.

125 Ibid., p. 331.

126 Ibid.,p.329.

127 Ibid., р.ЗЗЗ.

128 Возможно, «египетскую» точку зрения подтверждает недавно обнаруженная версия «Асклепия» на коптском языке; см. J. Doresse, The Secret Books of the Egyptian Gnostics, London, 1960, pp. 255 ff.

ГЛАВА XXII

1 R. Lenoble, Mersenne ou la naissance du mécanisme, Paris, 1948, pp. 5 ff.

2 Ibid., p. 7.

3 Ibid., pp. 30 ff.

4 Цитируется по: Lenoble, op. cit., p. 85.

5 M. Mersenne, Quaestiones celeberrimae in Genesim... Paris, 1623.

6 Lenoble, op. cit., pp. 25 ff.


7 «Respondeo Ficinum quidem catholicum non esse, ubi nugas illas magicas & astrologicas affert, & probat, ut patet ex lib. 3 de vita coelitus comparanda, in quo characteres & imagines vim in omnia inferiora habere docet, quod singuli vere Cristiani negant» [«Отвечаю, что Фичино — не католик там, где он повторяет и одобряет этот магический и астрологический вздор, как ясно из кн. 3 «О стяжании жизни с небес», в которой он учит, что символы и образы имеют силу по отношению ко всему дольнему, что отрицают те, кто поистине христиане»]. М. Mersenne, Quaestiones celeberrimae in Genesim, col. 1704.

8 Ibid, col. 1164.

9 Ibid., col. 1165.

10 Ibid., loc. cit. О Мантенье Мерсенн говорит, осуждая лапидарий Камилла (Leonardus Camillus, Speculum lapidum, Venezia, 1502), где упоминаются Мантенья, Беллини и Леонардо да Винчи; ср. Garin, Cultura, p. 397.

11 Lenoble, op. cit., pp. 128 ff.

12 Но осуждая образы, Мерсенн (op. cit., col. 1164) по-прежнему цитирует «католических филоакров» (то есть Фому Аквинского), говоривших, что у материалов или камней, из которых изготовлен талисман, есть некая сила (см. выше, с. 69—70).

13 Lenoble, op. cit., pp. 153 ff.

14 Ibid.,p. 103.

15 M. Mersenne, Observationes et emendationes ad Francisa Giorgi problemata, Paris, 1623.

16 Mersenne, Quaest in Gen., coll. 739-740.

17 Бруно и Кампанелла названы в предисловии в числе главных злодеев («Atheos, magos, Deistas, & id genus... Campanella, Bruno, Telesio...» [«Атеистов, магов, Деистов и весь этот род... Кампанеллу, Бруно, Телезия»]). De sensu rerum Кампанеллы критикуется подробно, col. 1164. О Бруно у Мерсенна см. ниже, с. 394.

18 О Фладде и розенкрейцерах как о главной мишени Мерсенна см. Lenoble, op. cit., pp. 27 ff.

19 См., например, Mersenne, Quaest in Gen., coll. 731, 1750.

20 Ibid., coll. 1746,1749.

21 См. выше, с. 364.

22 Mersenne, Quaest in Gen., coll. 1704-1705.

23 Summum bonum, p. 8.

24 Fludd, Medicina Catholica, Frankfurt, 1629, p. 36.


25 См. M. Mersenne, Correspondance, ed. С. de Waard et R. Pintard, Paris, 1932, именной указатель; Lenoble, op. cit., pp. 27 ff., etc.

26 Lenoble, op. cit., p. 29.

27 Письмо напечатано в: Mersenne, Correspondance, ed. cit., II, pp. 444—445.

28 E. Garin, «Nota sull'ermetismo», Cultura, p. 144.

29 Ibid., p. 146. К «снам розенкрейцеров» нужно добавить и псевдоегипетские герметические сны иезуита Кирхера.

30 Значения полемики Фладд — Кеплер касается Э. Кассирер в: E. Cassirer, Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit. Ей посвящен ценный этюд W. Pauli, «The Influence of Archetypal Ideas on the Scientific Theories of Kepler» в: CG. Jung and W. Pauli, The Interpretation of Nature and the Psyche, English transl., London, 1955, pp. 147 ff. Много внимания ей уделяет Ленобль в: Mersenne ou la naissance du mécanisme; и см. проницательные замечания Гарэна в: Cultura, pp. 143 ff.

31 См. этюд Паули, приведенный в предыдущем прим.

32 J. Camerarius, Libellus Scolasticus, Bale, 1551.

33 J. Kepler, Harmonice mundi, в: Kepler, Gesammelte Werke, ed. M. Caspar, München, 1940, Band IV, pp. 98—99. В примечании к этому месту в данном издании (р. 534) выдвинуто предположение, что Кеплер пользовался латинским переводом герметических текстов Фуа де Кандаля (Bordeaux, 1574) и Nova de universis philosophia Патрици (Ferrara, 1591). Ho фраза, которую Кеплер цитирует из Герметического свода, ХIII, точно совпадает с переводом Фичино. Согласно Кеплеру, Трисмегист говорит своему сыну Тату: «Unitas secundum rationem Denarium complectitur, rursumque denarius unitatem» [«Единица согласно причине обнимает десятерицу, а десятерица, в свою очередь, единицу»]. Ср. у Фичино: «unitas secundum rationem denarium complectitur, rursusque denarius unitatem» (Ficino, pp. 1855-1856).

Относительно мнения Фладда о Герметическом своде, XIII, и «ultores» [карах], с множеством цитат из перевода Фичино, см. Utriusque cosmi... historia, П, pp. 129—131.

34 Kepler, Harmonices mundi. Appendix, в: Gesammelte Werke, ed. cit., VI, p. 374.

35 Kepler, Apologia, Gesammelte Werke, ed. cit., VI, p. 386.

36 «...tu (обращение к Фладду) rei figuram vel Hieroglyphicum effinxeris» [«...ты нарисуешь фигуру или иероглиф предмета»), ibid., loc. cit.

37 Ibid., p. 396.

38 Ibid., p. 399.

39 Ibid., p. 428.


40 Ibid., p. 432.

41 Ibid., loc. cit.

42 Kepler, Harmonices mundi, Appendix, Gesammelte Werke, ed. cit., VT, p. 375.

43 Джулио Чезаре Ванини (1585—1619) был, вместе с Бруно, среди главных предметов ненависти Мерсенна. Ванини, кармелит, путешествовал по Германии, Богемии, Голландии, Швейцарии. Он попытался устроиться во Франции, но не сумел, и отправился в Англию, где был вроде бы хорошо принят членами англиканской церкви и, порвав с католической церковью, перешел в Итальянскую протестантскую церковь в Лондоне. Но он утратил расположение англикан, на месяц был заключен в Тауэр и вернулся в Швейцарию, откуда скоро уехал в Париж, потом в Тулузу, где в 1619 году был сожжен. Его иногда сравнивают с Бруно; их судьбы действительно похожи — Ванини путешествовал по тем же странам, хотя и в ином порядке, и тоже погиб на костре. Но идеи Ванини кажутся мне совершенно непохожими на идеи Бруно.

44 M. Mersenne, L'Impiété des Déistes, Paris, 1624, I, pp. 229-230. О Бруно y Мерсенна см. примечания к: Mersenne, Correspondance, ed. cit., I, pp. 137-138, 147.

45 L'Impiété des Déistes, I, p. 233.

46 M. Mersenne, Correspondance, III, p. 275; ср. тж. ibid., p. 187.

47 См. Lenoble, Mersenne etc., pp. 119 ff., 157 ff.

48 Cm. «Rose-Croix» в указателях к: Mersenne, Correspondance, ed. cit.

49 J. Kepler, Apologia in Gesammelte Werke, ed. cit., VI, p. 445.

50 P. Arnold, Histoire des Rose-Croix, pp. 7 ff.: Mersenne, Correspondance, ed. cit., I, pp. 154—155, note; Lenoble, op. cit., pp. 30-31.

51 Lenoble, op. cit., p. 31, цитируя Baillet, La Vie de Monsieur Descartes, Paris, 1691,1, p. 107.

52 Arnold, op. cit., p. 15.

53 См. выше, с. 349.

54 См. выше, с. 364—365.

55 См. выше, с. 349.

56 Lenoble, op. cit., p. 31. О Декарте и розенкрейцерах см. ниже, с. 401.

57 Е.А. Burtt, The Metaphysical Foundations of Modern Science, London, 1932, pp. 16-17.

58 J.H. Randall, The School of Padua and the Emergence of Modern Science, Padova,


59 A.C. Crombie, Augustine to Galileo, London, 1961 (second edition), II, р. 122.

60 Burtt, op. cit., p. 305.

61 Garin, Cultura, pp. 397 ff.

62 Festugière, I, p. 63.

63 Ibid., p. 64.

64 F. Bacon, Works, ed. Spedding, Ellis, and Heath, London, 1857, III, p. 155. О магических основах идей Бэкона см. Р. Rossi, Francesco Bacane: dalla Magia alla Scienza, Bari, 1957.

65 Domenico Berti, La Vita di Giordano Bruno, first edition, Firenze, 1867.

66 История представлений о Бруно могла бы стать предметом увлекательного исследования, материал для которого уже собран в монументальной Bibliografia.

67 Анализ атомизма Бруно (материя состоит из одушевленных атомов) см. у: Р.-Н. Michel, La cosmologie de Giordano Bruno, Paris, 1962, pp. 66 ff. Бруно, видимо, пришел к этой идее, включив магический анимизм в космологию Лукреция (см. выше, с. 221—223, а также гл. XIV, прим. 30).

68 Baillet, Vie de Descartes, I, p. 81.

69 Ibid., p. 87.

70 Ibid., pp. 90-91.

71 Ibid, p. 108.

72 Ibid, p. 112.

73 Ibid., pp. 114-115.

74 Burtt, op. cit., p. 97.

75 Ibid.,-p. 113.

76 Ibid., pp. 114—115. Он, правда, делает оговорку, что мы не можем отвести душе определенного места в теле, но осуществляет свои функции она прежде всего в шишковидной железе, откуда она распространяется по остальному телу.


УКАЗАТЕЛЬ*

Абракадабра 133

Абулафиа, Авраам 88—91

Августин, Аврелий 13, 15-18, 20-21, 23, 43-44, 49, 57-58, 127, 136, 439

Аверроизм 225

Авицеброн 225

Авраам 18, 130, 367

Аглаофем 20, 407

Агриппа Неттесгеймский, Генрих Корнелий, «О тайной философии» 98, 125-140, 142, 149-150, 179-180, 182-183, 190, 195, 215-216, 219, 224-226, 231-232, 234-235, 237, 240-242, 251-252, 281, 284-286, 338, 358, 383, 385, 428-429, 433, 440, 449, 454-455, 465

Адам 30, 92, 103, 129

Адами, Тобиас 328, 364

Адлингтон, Уильям 406

Адоцентин, город 54-55, 72, 209-210, 325-327

Азазель 95

Актеон 248, 252-253

Аласко (Ласки), Альберт 188-189, 191

Александр VI, папа 109-112, 135-136, 149-150, 202, 339, 434, 453

Алхимия 46, 48-49, 143, 277, 287, 392

Альберт Великий 49, 69, 141, 176, 178, 212, 222, 225, 306, 339, 470

Альбумазар 67, 416

Альстед, И. X. 273

Альчати, Андреа 452

Амфитрита 248, 258, 345

*Составлен С. Козловым и Е. Чеплаковой. В указатель включены имена исторических и легендарных лиц, названия наиболее важных произведений, важнейшие историко-культурные понятия. В него не входят имена исследователей, на которых ссылается автор. Номенклатура античной мифологии, за единичными исключениями, в указатель не вошла. Ред.


Ангулем, см. Герцог Ангулемский Андреэ, Иоганн Валентин 363—365 Анжу, см. Герцог Анжуйский

Анимизма философия 355, 382-383, 393-394, 397, 399, 490; и герметические сочинения, 218—219, 334—335; см. также Anima mundi, Spiritus mundi

Апартаменты Борджиа, фрески в них 111, 202, 453

Апис 111-112, 202, 233

Аполлоний Тианский 134

Апулей из Мадавры 11, 16-17, 21-22, 159, 161-162, 233-234

Арабы 263, 369; арабы Харрана 50, 54

Арион 288-289, 291

Ариосто, Лудовико 216, 249

Аристарх 327

Аристотель, 169-170, 314, 327, 331,336-337, 352; Бруно о нем, 191, 212, 226, 254, 266-267, 269, 271, 273, 279, 296-297

Артапан 29

Архимед 71, 141, 323

Архит 140-141

«Асклепий», см. Герметические сочинения

Астофон 285

Астрея 184, 257, 345

Астрология 10, 12, 25, 46-49, 59, 69, 75-76, 81, 109-110, 116, 118, 121, 126, 139, 149, 164, 174, 185, 325, 385; см. также Магия

Атлас 18, 20 Атомы 282, 454, 490

Баиф, Жан-Антуан де 162—163

Барбаро, Эрмолао 152, 157

Барнс, Джозеф 189

Бароний, Цезарь 352, 354

Беллармин, Робер 307, 311

Беллини, Джованни 487

Бенивьени, Джироламо 85, 94, 122, 245



Бенчи, Томмазо 22

Беслер, Иероним 232, 241, 281, 305-306

Биллингсли, X. 141—142

Боккалини, Траяно 314, 360—363

Бонатти, Гвидо 416

Борсо д'Эсте, герцог 56

Боргоново, Арканджело да 109

Боттичелли, Сандро 99; «Весна», 72—74, 77, 140, 295; «Рождение Венеры», 294

Брауншвейг-Вольфенбюттель, см. Герцог Брауншвейгский-Вольфенбюттельский

Браччолини, Поджо 152—153 Бригита, святая 320 Брисоннэ, Гийом 160 Бристоу, Ричард 189-190

Бруно, Джордано 17, 72, 125, 137,147,153,157-158, 162, 173,175-315, 317— 319, 321-322, 338, 343, 345-346, 351, 354-355, 358-360, 362-363, 365-366, 370-372, 380, 386, 393-395, 398-400, 403; Б. и «педанты», 166,178,191, 205, 212-213, 215-217, 226-228, 230, 236, 259-260, 263, 269-270, 291-292, 313— 314, 327, 393-394; «О тенях идей», 176-182, 185, 187, 249, 273, 287, 347; «Песнь Цирцеи», 182—184, «Изъяснение тридцати печатей», 187, 242—243, 252, 263, 269, 273, 286; «Печать печатей», 187; «Изгнание торжествующего зверя», 184, 192-211,227-229, 239-240,248,253, 255-256, 269, 280-281,288-292, 300, 313-314, 328, 344, 346, 348, 360; «Великопостная вечеря», 186,188, 192, 212-224, 249, 257, 260, 263-266, 269, 314-315, 322, 327, 338; «О причине, начале и едином», 223, 230, 257,260—261; «Кабала пегасского коня», 224, 231-234, 269; «О магии», 235-237, 273-274, 281, 305; «О сцеплениях вообще», 235, 274, 281, 305; «О неизмеримом и неисчислимых», 238; «О тройном наименьшем и мере», 238—239, «О героическом энтузиазме», 241,243, 245— 259, 263, 269, 297, 346—347; «Торжествующий простак», 263; «Сонное видение», 263; «Сто двадцать тезисов о природе и мире против перипатетиков», 265—267; «Лекция по физике Аристотеля в образах», 269; «О комбинаторном светильнике Луллия», 273; «О продвижении и охотничьем светильнике логики», 273; «Искусство речи», 273, «Книга о физике Аристотеля», 273; «Светильник тридцати статуй», 273—276,278,306; «Прощальная речь», 276— 277, 280; «Тезисы против математиков», 277—279, 286; «Утешительная речь», 280—281; «О безмерном, неисчислимых и неизобразимых», 282—283; «О трояком наименьшем и мере», 282—283; «О монаде, числе и фигуре», 282, 284-286; «О составлении образов, знаков и идей», 287-298, 300, 359; «Семь свободных искусств», 301


Бэкон, Роджер, 49 Бэкон, Фрэнсис 398

Вазари, Джорджо 417

Валаамова ослица 263—264

Балла, Лоренцо 151, 153, 155

Вальсингам, Фрэнсис 186

Ванини, Джулио Чезаре 489

Вений, Отто 255

Вергерий (Верджерио, Анджело) 161

Вергилий 65-66, 131, 275, 308-309, 334-335, 344

Вехель, Андреас 465

Вехель, Иоганн 281, 283, 287, 465

Виаларди, Франческо Мария 468

Вильгельм Оранский, см. Принц Оранский

Вильгельм Парижский 141

Винсент Феррер, святой 320

Вир, Иоганн 150

Воображение, теории Ренессанса о нем 99, 143,180-181, 237, 274-276, 281, 292, 295-298

Вуд, Энтони а 156

Галилей, Галилео 262, 311-312, 314-315, 318, 337-338, 360, 382, 396

Гарвей, Габриэль 188

Гарсиа, Педро 108-109

Гассенди, Пьер 382, 388-389

Гаффарель, Жак 388

Гелиака, город 344

Гелиополис 369—370

Гелиоцентризм, см. Коперник

Гемист Плифон, Георгий 19—20, 373

Генриетта Мария Французская, королева английская 346


Генрих III Валуа, король французский 51, 167—168

Генрих IV Бурбон, король французский, см. Наваррец

Генрих VIII Тюдор, король английский 173, 210

Генрих Ангулемский, см. Герцог Ангулемский

Гераклит 286

Гермес (Меркурий) Трисмегист 9-59, 63-65, 72, 74, 78-81, 85-86, 98, 102, 105-106, 111-112, 120, 123, 126-127, 131-132, 134-136, 140, 143-146, 148, 154-155, 158-163, 165-167, 169-172, 174, 177-178, 182, 196, 202, 209-210, 214,217-219,221,224,235, 238-239, 248-252,255,264, 281-283,285,287, 297, 300, 304, 306, 308, 310, 324-326, 329-337, 339, 341, 349-403; в отождествлении с греко-римским Гермесом-Меркурием и с египетским Тотом (Тевтом), 10,14, 20-21, 49, 182; как «древний богослов», 20, 56-57, 172; как языческий пророк, 13—17, 44—45, 123, 136, 255, 352; в сопоставлении с Моисеем, 18, 20, 22, 28-30, 44-45, 49, 57, 79-80, 91, 106, 111-112, 135, 161, 169, 171, 202, 225, 238-239, 242, 297, 309-311, 333, 351, 356-357, 374-375, 386, 391— 392, 480



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: