Количество | ||||||
Под- | ||||||
Класс | Вещество или изделие | Цистерна (л)с | Навалом/ | Упа- | ||
класс | насыпью | ковки | ||||
(кг)d | (кг) | |||||
Взрывчатые вещества и изделия, которые характе- | ||||||
1.1 | ризуются опасностью взрыва массой (взрыв мас- | а | а | |||
сой – это такой взрыв, который практически мгно- | ||||||
венно распространяется на весь груз). | ||||||
Взрывчатые вещества и изделия, которые характе- | ||||||
1.2 | ризуются опасностью разбрасывания, но не созда- | а | а | |||
ют опасности взрыва массой. | ||||||
Взрывчатые вещества и изделия, группа совме- | ||||||
стимости С. Вещества и изделия, которые харак- | ||||||
теризуются пожарной опасностью, а так же либо | ||||||
незначительной опасностью взрыва, либо незна- | ||||||
чительной опасностью разбрасывания, либо тем и | ||||||
1.3 | другим, но не характеризуются опасностью взрыва | а | а | |||
массой: | ||||||
а) которые при горении, выделяют значительное | ||||||
количество лучистого тепла, или | ||||||
b) которые, загораясь одно за другим, характеризу- | ||||||
ются незначительным взрывчатым эффектом или | ||||||
разбрасыванием либо тем и другим. | ||||||
Взрывчатые вещества и изделия под №№ ООН | ||||||
0104 – шнур (запал) детонирующий слабого дей- | ||||||
ствия в металлической оболочке, | ||||||
0237 - заряды кумулятивные гибкие удлиненные, | ||||||
0255 – детонаторы электрические для взрывных | ||||||
работ, | ||||||
0267 – детонаторы неэлектрические для взрывных | ||||||
работ, | ||||||
1.4 | 0289 – шнур детонирующий гибкий, | а | а | |||
0361 – детонаторов сборки неэлектрические для | ||||||
взрывных работ, | ||||||
0365 и 0366 – детонаторы для боеприпасов, | ||||||
0440 и 0441 – заряды кумулятивные без детонато- | ||||||
ра, | ||||||
0455 и 0456 – детонаторы неэлектрические для | ||||||
взрывных работ, | ||||||
0500 – детонаторов сборки неэлектрические для | ||||||
взрывных работ. | ||||||
Взрывчатые вещества и изделия. Вещества очень | ||||||
низкой чувствительности, которые характеризу- | ||||||
ются опасностью взрыва массой, но обладают на- | ||||||
столько низкой чувствительностью, что существу- | ||||||
1.5 | ет очень малая вероятность их инициирования или | а | ||||
перехода от горения к детонации при нормальных | ||||||
условиях перевозки. В соответствии с минималь- | ||||||
ным требованием, предъявляемым к этим веще- | ||||||
ствам, они не должны взрываться при испытании | ||||||
на огнестойкость. | ||||||
|
|
Воспламеняющиеся | газы (классификационные | |||||||||
коды, включающие только букву F – легковоспла- | а | b | ||||||||
меняющиеся) | ||||||||||
Токсичные газы (классификационные коды, вклю- | ||||||||||
чающие буквы): | ||||||||||
Т – токсичные, | ||||||||||
TF – токсичные, легковоспламеняющиеся, | ||||||||||
TC – токсичные, коррозионные, | а | |||||||||
ТО – токсичные, окисляющие, | ||||||||||
TFC - токсичные, коррозионные, коррозионные, | ||||||||||
ТОС - токсичные, окисляющие, коррозионные. | ||||||||||
За исключением аэрозолей. | ||||||||||
Легковоспламеняющиеся жидкости, группы упа- | ||||||||||
ковки I – вещества с высокой степенью опасности | а | b | ||||||||
и II– вещества со средней степенью опасности | ||||||||||
Десенсибилизированные взрывчатые вещества | а | |||||||||
4.1 | Десенсибилизированные взрывчатые вещества | а | а | |||||||
4.2 | Вещества группы упаковки I – вещества с высокой | а | b | |||||||
степенью опасности | ||||||||||
4.3 | Вещества группы упаковки I – вещества с высокой | а | b | |||||||
степенью опасности | ||||||||||
Жидкие окисляющие вещества группы упаковки I | а | b | ||||||||
– вещества с высокой степенью опасности | ||||||||||
5.1 | ||||||||||
Перхлораты, нитрат аммония, аммиачно-нитрат- | ||||||||||
ные удобрения и эмульсии, суспензии или гели | b | |||||||||
нитрата аммония | ||||||||||
6.1 | Токсичные вещества группа упаковки I– вещества | а | ||||||||
с высокой степенью опасности | ||||||||||
Инфекционные вещества категории А (№ ООН | ||||||||||
2814 – инфекционное вещество, опасное для лю- | ||||||||||
дей. Инфекционное вещество, опасное для людей, | ||||||||||
в охлажденном виде. | Инфекционное вещество, | |||||||||
6.2 | опасное для людей (только материалы животного | а | ||||||||
происхождения), | ||||||||||
и 2900 – инфекционное вещество, опасное только | ||||||||||
для животных (только материалы животного про- | ||||||||||
исхождения). Кроме материала животного проис- | ||||||||||
хождения. | ||||||||||
Радиоактивные материалы | ||||||||||
Коррозионные вещества группы упаковки I – ве- | а | b | ||||||||
щества с высокой степенью опасности | ||||||||||
|
а Не относится.
b Положение раздела1.10.3 не применяются, каким бы было количество.
с Значение, указанное в этой колонке, применяется только в том случае, если пе-ревозка в цистернах разрешена в соответствии с указаниями в колонках 10 или 12 таблицы А главы 3.2 ДОПОГ. Для веществ, которые не допускаются к перевозке в цистернах, указание в этой колонке не имеет значения.
b Значение, указанное в этой колонке, применяется только в том случае, если пере-возка навалом/насыпью разрешена в соответствии с указаниями в колонках 10 или 17 таблицы А главы 3.2 ДОПОГ. Для веществ, которые не допускаются к перевозке на-валом/насыпью, указание в этой колонке не имеет значения.
3.2.6. Порядок получения специальных разрешений для перевозки грузов повышенной опасности.
Получение специального разрешения необходимо в случае пере-возки грузов повышенной опасности (см. п. 3.2.5), перечень которых определен п.п. 1.10.3.1 Приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ.
Специальные разрешения для перевозки ОГ повышенной опасности выдаются в порядке, установленном Приказом Минтранса РФ от 4 июля 2011 г. № 179 «Об утверждении Порядка выдачи специального разреше-ния на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов» (далее – ПС-ОГ).
Заявление о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов подается перевозчиком или его представи-телем в уполномоченные органы. Такими органами являются:
- если маршрут, часть маршрута проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации -
в управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по месту государственной ре-гистрации перевозчика или местонахождения его филиала (представи-тельства);
- если маршрут, часть маршрута проходят по автомобильным до-рогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образо-ваний (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и не проходят по автомобильным до-рогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- если маршрут, часть маршрута проходят по автомобильным дорогам местного значения муниципального района, по автомобиль-ным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более поселений в границах муниципального района, и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межму-ниципального значения, участкам таких автомобильных дорог - в ор-ган местного самоуправления муниципального района;
- если маршрут, часть маршрута проходят по автомобильным дорогам местного значения поселения при условии, что маршрут та-кого транспортного средства проходит в границах такого поселения и
не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участкам таких автомобильных дорог - в орган местного самоуправле-ния поселения;
- если маршрут, часть маршрута указанного транспортного сред-ства проходят по автомобильным дорогам местного значения городского округа и не проходят по автомобильным дорогам федерального, реги-онального или межмуниципального значения, участкам таких автомо-бильных дорог - в орган местного самоуправления городского округа;
- если маршрут указанного транспортного средства проходит по частной автомобильной дороге - собственнику автомобильной дороги.
К заявлению прилагаются:
- копия свидетельства о регистрации транспортного средства, предполагаемого к использованию для перевозки опасных грузов, а также документа, подтверждающего право владения таким транспорт-ным средством на законных основаниях, если оно не является соб-ственностью перевозчика;
- копия свидетельства о допуске транспортного средства EX/II, EX/III, FL, ОХ и AT и MEMU к перевозке опасных грузов;
- копия свидетельства о подготовке водителя транспортного средства, перевозящего опасные грузы;
- документы, подтверждающие полномочия представителя, в случае подачи заявления в уполномоченный орган представителем перевозчика.
Решение о выдаче специального разрешения или об отказе в его вы-даче принимается уполномоченным органом в течение двух рабочих дней со дня поступления от всех владельцев автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства, осуществляюще-го перевозку опасных грузов, согласований такого маршрута или от-каза в его согласовании.
Специальное разрешение оформляется уполномоченным органом на самодвижущееся автотранспортное средство (тягач или одиночное транспортное средство, предназначенное для перевозки опасных гру-зов) в течение одного рабочего дня с момента принятия решения о выдаче специального разрешения.
Передача специального разрешения третьим лицам запрещается.
3.2.7. Подвижной состав для перевозки опасных грузов.
Особые требования к транспортным средствам. Для перевозкиопасных грузов могут использоваться транспортные средства, соот-ветствующие общим техническим требованиям и прошедшие в уста-новленном порядке государственный технический осмотр.
Исключение составляют транспортные средства, используемые для перевозки некоторых видов опасных грузов, к которым предъявляют-ся особые требования, изложенные в главах 9.2 - 9.8 Приложения В ДОПОГ.
В соответствии с главой 9.1 Приложения В ДОПОГ, транспортные средства, используемые для перевозок опасных грузов и требующие специального допущения, имеют следующие обозначения:
EX/II или ЕХ/III -транспортное средство,предназначенное дляперевозки взрывчатых веществ и изделий (класс 1);
FL -транспортное средство для перевозки жидкостей с темпера-турой вспышки не выше 60°С (для дизельного топлива, газойля и то-плива печного - с иной температурой вспышки) и транспортное сред-ство для перевозки легковоспламеняющихся газов во встроенных или съемных цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-ци-стернах или переносных цистернах вместимостью более 3 м3, а также транспортное средство-батарея общей вместимостью 1 м3;
ОХ -транспортное средство,предназначенное для перевозки пе-роксида водорода или его водного раствора (содержащего более 60% пероксида водорода), во встроенных цистернах или съемных цистер-нах вместимостью более 1 м3 или в контейнерах-цистернах и перенос-ных цистернах вместимостью более 3 м3;
АТ -транспортное средство,кроме ЕХ/III, FL, OXилиMEMU,дляперевозки опасных грузов во встроенных либо съемных цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК вместимостью более 3 м3;
MEMU -транспортное средство,отвечающее определению«сме-сительно-зарядная машина», состоит из различных цистерн и контей-неров, технологического оборудования, насосов и других устройств (раздел 1.2.1 Приложения А ДОПОГ).
Указанные транспортные средства допускаются к перевозке опас-ных грузов после получения перевозчиком свидетельства о допуще-нии, выдаваемого подразделениями ГИБДД МВД России по месту ре-гистрации транспортного средства после технического осмотра.
Основными требованиями к транспортным средствам, перевоз-ящим ОГ, являются следующие.
Транспортные средства типа ЕХ/III, FL, OX и АТ должны быть обо-рудованы антиблокировочной и износостойкой тормозной системой (АВС) установленного типа. Соответствие этим требованиям является обязательным для механических транспортных средств максимальной массой более 16 т и механических транспортных средств, допущен-
ных к буксировке прицепов и полуприцепов максимальной массой бо-лее 10 т, а также для самих прицепов и полуприцепов максимальной массой более 10 т.
Автоцистерны, транспортные средства, перевозящие съемные ци-стерны, транспортные средства-батареи должны быть оснащены с задней стороны по всей ширине цистерны - защитным устройством. Расстояние между задней стенкой цистерны и задней частью защит-ного устройства должно составлять не менее 100 мм.
Трубопроводы и вспомогательное оборудование цистерн, установ-ленные в верхней части резервуара, должны быть защищены от по-вреждений в случае опрокидывания.
Электропроводка рассчитывается таким образом, чтобы полностью предотвратить ее нагревание, должна быть надежно закреплена и хо-рошо защищена от механических и термических воздействий.
Все электрические цепи (кроме цепей: аккумуляторная батарея - система холодного запуска и остановки двигателя; аккумуляторная батарея - генератор; генератор - блок плавких предохранителей или выключателей; аккумуляторная батарея - стартер двигателя; аккуму-ляторная батарея - корпус системы включения износостойкой тормоз-ной системы; аккумуляторная батарея - электрический механизм для подъема оси балансира тележки) должны быть защищены плавкими предохранителями или автоматическими выключателями.
Транспортное средство должно иметь выключатель для отсоедине-ния аккумуляторной батареи от электрической цепи, расположенный как можно ближе к аккумуляторной батарее. Один привод выключате-ля (прямой или дистанционный) должен находиться в кабине водителя, другой - снаружи транспортного средства. Они должны быть легко до-ступными и четко различимыми. Срабатывание выключателя не долж-но быть сопряжено с риском возникновения пожара во взрывоопасной среде. Если используется однополюсной выключатель, то он должен быть установлен на проводе питания, а не на проводе заземления.
Выводы аккумуляторной батареи должны быть электроизолирова-ны или закрыты изолирующей крышкой. Если аккумуляторные бата-реи расположены не под капотом двигателя, то они должны находить-ся в вентилируемом отсеке.
Электрические соединения между механическими транспортными средствами и прицепами должны быть устроены таким образом, что-бы исключать возможность случайных отсоединений;
Прицеп должен быть оснащен эффективной системой торможения или удерживания в случае разрыва сцепки с буксирующим его транс-портным средством;
Топливный бак для подачи горючего в двигатель транспортного средства должен отвечать следующим требованиям:
а) в случае любой утечки топливо должно стекать на землю, не попадая на нагретые части транспортного средства или на груз;
б) топливный бак с бензином должен быть оснащен эффектив-ным пламегасителем, расположенным у заливного отверстия, или устройством, позволяющим герметично закрывать это отверстие.
Двигатель, приводящий транспортное средство в движение, дол-жен быть оборудован и расположен таким образом, чтобы груз не под-вергался никакой опасности перегрева или воспламенения. В случае транспортных средств EX/II и EX/III в качестве двигателя должен ис-пользоваться двигатель с воспламенением от сжатия.
Система выпуска выхлопных газов, а также выхлопные трубы должны быть расположены или защищены таким образом, чтобы груз не подвергался никакой опасности перегрева или воспламенения. Части выхлопной системы, расположенные непосредственно под то-пливным баком (дизельное топливо), должны быть удалены от него минимум на 100 мм или отделены от бака теплозащитным экраном.
Транспортные средства, оборудованные агрегатами, нагревающи-мися при эксплуатации и расположенными за задней стенкой кабины (двигатель, трансмиссия, тормоз-замедлитель), должны быть оснаще-ны надежно закрепленным теплозащитным экраном, установленным между этими агрегатами и цистерной или грузом, позволяющим избе-гать любого, даже локального, нагрева стенок цистерны или груза. Те-плозащитный экран должен защищать указанные агрегаты от любых, даже аварийных утечек или выбросов перевозимого груза.
Топливные обогревательные приборы, установленные в кабине во-дителя, и их система выпуска выхлопных газов должны быть сконстру-ированы, размещены и защищены таким образом, чтобы исключить любую опасность перегрева или воспламенения груза. Использование топливных обогревательных приборов, работающих на газообразном топливе, а также установка топливных обогревательных приборов в грузовых отделениях запрещается.
Транспортные средства (механические транспортные средства на жесткой раме и тягачи для полуприцепов) максимальной массой более 3,5 т должны быть оборудованы устройством ограничения скорости (УОС) и отрегулировано таким образом, чтобы скорость не могла пре-вышать 90 км/ч.
Номинальное напряжение электрооборудования при перевозках гру-зов класса I не должно превышать 24 В. Электрооборудование, распо-ложенное в грузовом отделении, должно быть пыленепроницаемым, а в случае перевозки отдельных грузов этого класса - взрывобезопасным.
Дополнительные требования к транспортным средствам для пере-возки опасных грузов класса I, опасных грузов в упаковках, опасных грузов навалом/насыпью, опасных грузов, перевозимых при регули-руемой температуре, в цистернах и др. приведены в главах 9.3-9.8 Приложения В ДОПОГ.
Маркировка транспортных средств. Транспортные средства,пе-ревозящие опасные грузы, должны иметь маркировку в виде инфор-мационных табло и табличек оранжевого цвета.
Информационные табло соответствуют знакам опасности(см.п. 3.2.4). Они располагаются на контрастном фоне или обводятся пун-ктирным или сплошным внешним контуром.
Таблички оранжевого цвета размещаются на транспортных сред-ствах, перевозящих упакованные опасные грузы.
На табличках указан идентификационный номер опасности и но-мер опасного груза по классификации ООН.
Таблички должны крепиться одна спереди, а другая – сзади, при-чем обе – перпендикулярно продольной оси транспортного средства.
Таблички оранжевого цвета должны быть светоотражающимии должны иметь 40 см в основании, а их высота должна составлять 30 см; они должны иметь черную окантовку шириной 15 мм.
Таблички оранжевого цвета могут быть разделены посередине го-ризонтальной линией черного цвета шириной 15 мм.
Идентификационный номер опасности состоит из двух или трех цифр. Как правило, цифры обозначают следующие виды опасности:
0 - нет дополнительной опасности
Х - вещество вступает в опасную реакцию с водой
2 - Выделение газа в результате давления или химической реак-
ции; 3 - Воспламеняемость жидкостей (паров) и газов или самонагре-
вающейся жидкости; 4 - Воспламеняемость твердых веществ или самонагревающего-
ся твердого вещества; 5 - Окисляющий эффект (эффект интенсификации горения);
6 - Токсичность или опасность инфекции;
7 - Радиоактивность;
8 - Коррозионная активность;
9 - Опасность самопроизвольной бурной реакции.
Удвоение цифры обозначает усиление соответствующего вида опасности.
Идентификационные номера опасности приведены в колонке 20 та-блицы А главы 3.2 Приложения А ДОПОГ.
Дополнительное оборудование транспортных средств при пере-возке ОГ. Согласно разделу 8.1.5 ДОПОГ каждое транспортное сред-ство, перевозящее опасные грузы, должно быть снабжено предметами снаряжения для общей и индивидуальной защиты. Предметы снаряже-ния выбираются в соответствии с номером знака опасности перевози-мого груза. Номера знаков указаны в транспортном документе на груз. На транспортном средстве должно иметься следующее снаряжение.
1. Противооткатный башмак (для каждого транспортного сред-ства) - размер которого должен соответствовать максимальной массе транспортного средства и диаметру колес.
2. Два предупреждающих знака с собственной опорой (знаки аварийной остановки, мигающие фонари или конусы).
3. Жидкость для промывания глаз (не требуется в случае знаков опасности 1, 1.4, 1.5, 1.6, 2.1, 2.2 и 2.3).
4. Аварийный жилет (для каждого члена экипажа).
5. Фонарик ручной (для каждого члена экипажа). Он не должны иметь металлических поверхностей, способных приводить к искроо-бразованию.
6. Пара защитных перчаток (для каждого члена экипажа). Мате-риал перчаток не регламентирован.
7. Средство защиты глаз (для каждого члена экипажа). Могут ис-пользоваться очки или маска.
8. Лопата (требуется только в случае знаков опасности 3, 4.1, 4.3, 8 и 9). Материал, размеры лопаты не регламентированы.
9. Дренажная ловушка (требуется только в случае знаков опасно-сти 3, 4.1, 4.3, 8 и 9). Размер и материал дренажной ловушки ДОПОГ не регламентированы. Она используется для закрытия дождеприемни-ков при утечке опасного груза и исключения попадания их в канализа-ционную систему.
10. Сборный контейнер (емкость) (требуется только в случае зна-ков опасности 3, 4.1, 4.3, 8 и 9.). Объем контейнера и материал, из которого он изготовлен, не регламентированы.
11. Маска для аварийного покидания транспортного средства - для каждого члена экипажа транспортного средства, которая должна пере-возиться на транспортном средстве в случае знаков опасности 2.3 и 6.1.
12. Огнетушители. Каждое транспортное средство должно быть оснащено, по крайней мере, двумя огнетушителями, минимальная емкость сухого порошка для тушения пожара которых составляет для транспортного средства с максимально допустимой массой:
- до 3,5 т - 4 кг;
- свыше 3,5 т до 7,5 т - 8 кг; - свыше 7,5 т - 12 кг
13. Медицинская аптечка первой помощи. ДОПОГ не регламен-тирует содержание медицинской аптечки первой помощи. В нашей стране ее содержание (минимальный перечень медикаментов и мате-риалов) должно соответствовать рекомендациям Минздрава России и приводится в Правилах дорожного движения. Такая аптечка должна быть на каждом транспортном средстве.
14. Проблесковый маячок. Согласно Правилам дорожного движе-ния Российской Федерации при перевозке взрывчатых, легковос-пла-меняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности на транспортном средстве должен быть включен проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета. Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преиму-щества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.
Проблесковые маячки устанавливаются на крышу транспортного средства или над ней. Способы крепления должны обеспечивать на-дежность установки на всех режимах движения транспортного сред-ства. При этом должна быть обеспечена видимость светового сигнала на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости, для грузовых авто-мобилей допускается уменьшение угла видимости проблескового ма-ячка до 180 градусов при условии видимости его со стороны передней части транспортного средства для обеспечения контроля за движени-ем автомобиля и режимом труда и отдыха водителя.
15. Бортовые устройства ГЛОНАСС/GPS. Автотранспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны быть оснащены бортовыми устройствами (навигационной аппарату-рой) ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, способствующими значительно-му повышению безопасности перевозок опасных грузов во всех видах автомобильного сообщения, с учетом реализации системы ЭРА ГЛО-НАСС (экстренное реагирование при авариях) с использованием гло-бальной навигационной спутниковой системы.
3.2.8. Организация перевозки опасных грузов.
Подготовка к перевозке. Подготовка к перевозке отправлений,содержащих опасные грузы, является обязанностью грузоотправите-ля. Это обуславливается тем, что грузоотправитель обладает большей информацией о свойствах перевозимых веществ и изделий, а также лучше знает возможные опасности и меры защиты от них. При этом грузоотправитель должен применять и выполнять все предписания, которые в целях безопасности перевозок опасных грузов автомобиль-ным транспортом были разработаны соответствующими националь-ными компетентными органами и международными организациями.
Для подготовки к перевозке отправлений, содержащих опасные вещества и изделия, грузоотправитель должен привлекать такой пер-сонал, который знает требования Правил и ДОПОГ к упаковыванию, маркировке, погрузке, а также другие предписания.
Перед началом перевозки опасных грузов грузоотправитель дол-жен идентифицировать опасный груз и определить его номер ООН, надлежащее отгрузочное наименование, основную и дополнительные виды опасности, а для веществ классов 3, 4.1 (кроме самореактивных веществ), 4.2, 4.3, 5.1, 6.1, 8 и 9 дополнительно - группу упаковки.