В соответствии с положениями п.п. 35-50 ПОБ, при размещении груза учитываются следующие требования:
- более крупные и тяжелые грузы размещаются в нижней части
и ближе к продольной оси симметрии платформы или кузова транс-портного средства, контейнера с учетом установления центра тяжести как можно ниже над настилом платформы (кузова) и в середине длины платформы (кузова);
- однородные штучные грузы в кузове транспортного средства, в контейнере необходимо штабелировать с соблюдением одинаково-го количества ярусов и обеспечением надежного крепления верхнего яруса штабеля;
- грузы с меньшей объемной массой размещаются на грузы с большой объемной массой;
- свободное пространство, зазоры между штабелями груза и стенками кузова заполняются при помощи прокладок, надувных емко-стей и других устройств.
При погрузке и размещении на транспортных средствах длинно-мерных грузов разных размеров, разной длины и толщины следует подбирать их одинаковые габариты в каждом отдельном ряду, более длинные грузы размещать в нижних рядах.
При размещении грузов в кузове транспортного средства или в кон-тейнере допускаются зазоры до 15 см между частями груза, между грузом и боковыми бортами либо боковыми стенками кузова (контей-нера), между грузом и задним бортом либо дверью кузова транспорт-ного средства, контейнера.
Грузы в стандартных транспортных пакетах (таре, упаковках) разме-щаются в кузове транспортного средства, в контейнере в соответствии
с установленной схемой размещения для данного типа (модели) транс-портного средства, контейнера с учетом технических условий изготови-теля соответствующей продукции, предъявленной для перевозки.
|
При перевозках грузов навалом и насыпью (грунт, глина, гравий и др.) грузоотправитель при погрузке должен равномерно размещать их в кузове автомобиля с таким расчетом, чтобы груз не выступал за верхние кромки открытого кузова. Во избежание выпадения груза из кузова во время движения автомобиля субъект транспортной деятель-ности должен дооборудовать кузов средством укрытия.
При перевозках жидких грузов в автоцистернах или контейнерах-цистернах субъект транспортной деятельности обязан соблюдать тре-бования изготовителей цистерн по их заполнению.
Не допускается для перевозки грузов использовать кузова, имеющие:
- повреждения настила пола и бортов;
- неисправные стойки, петли и рукоятки запорных устройств;
- внешние и внутренние повреждения, разрывы, перекосы кузо-ва, а в также тента бортовой платформы.
При определении способов крепления груза учитываются следующие силы, действующие на груз во время движения транспортного средства:
- продольные горизонтальные инерционные силы, возникаю-щие в процессе торможения транспортного средства;
- поперечные горизонтальные силы, возникающие при движе-нии транспортного средства на поворотах и на закруглениях дороги;
- вертикальные силы, возникающие при колебаниях движуще-гося транспортного средства;
- сила трения (сила, действующая за счет трения между грузом и прилегающих поверхностей при движении груза);
- сила тяжести (вес груза).
Величины сил, удерживающих груз от перемещения, должны ком-пенсировать:
|
- силу, равную 0,8 веса груза, в направлении вперед (продоль-ном горизонтальном по ходу движения транспортного средства);
- силу, равную 0,5 веса груза, в обратном направлении движения
и в стороны (влево, вправо) по ходу движения транспортного средства. Бортовые платформы, грузовые площадки для размещения груза,
кузова оборудуются приспособлениями для увязки и крепления груза. Средства крепления, которые предотвращают движение груза, должны находиться максимально близко к полу кузова транспортного средства и угол между средством крепления и поверхностью пола ку-
зова (платформы) должен составлять не более 60 градусов.
Для устойчивости груза необходимо использовать не менее двух крепежных ремней при креплении к платформе и двух пар крепежных ремней при креплении растяжками в продольном и поперечном на-правлениях относительно платформы транспортного средства.
Для крепления груза не применяются:
- совместно различные средства крепления (ремень с тросом, ремень с цепью и другие);
- механические вспомогательные средства (штанги, рычаги, монтировки и т.п.), не предназначенные для крепления груза;
- завязанные узлом крепежные ремни, цепи, тросы. Крепежные ремни, цепи, тросы необходимо защищать от выступа-
ющих поверхностей груза в целях исключения механических повреж-дений посредством защитных приспособлений - уголков, подкладок и других приспособлений.
Таблички с маркировкой крепежных ремней, тросов и цепей не должны иметь повреждений, на них должны быть четкие маркировоч-ные надписи.
|
Крепежные ремни запрещается применять в следующих случаях:
- при образовании разрывов, поперечных трещин или надрезов, расслоений, значительных очагов коррозии металлических частей, по-вреждении зажимных или соединительных элементов;
- при повреждении несущих швов;
- при отсутствии маркировки крепежного ремня.
Крепежные тросы запрещается применять в следующих случаях:
- при износе троса, когда его номинальный диаметр уменьшен более чем на 10%;
- при сплющиваниях, когда трос сдавлен более чем на 15% или если он имеет острый кант.
Крепежные цепи запрещается применять в следующих случаях:
- при уменьшении толщины звеньев в любом месте более чем на 10% номинальной толщины;
- при удлинении звена посредством любой деформации более чем на 5%;
- при наличии надрезов.
Водитель обязан проверять исправность крепежных приспособле-ний на транспортном средстве после приведения их в рабочее состоя-ние, а также во время перевозки груза.
Практика безопасного размещения и крепления грузов. Важ-ность проблемы безопасного размещения и крепления грузов при ав-томобильных перевозках признана повсеместно в развитых странах и на международном уровне.
В ряде стран существуют национальные стандарты, регламенти-рующие способы размещения и крепления грузов, применяемую при этом оснастку, методы расчетов, способы контроля и т.д. Так, боль-шинство стран ЕС придерживается стандарта EN 12195:2010 “Сред-ства крепления грузов на дорожных транспортных средствах – без-опасность” и стандарта EN 12 642 «Крепление груза на дорожных транспортных средствах – конструкция кузова коммерческих транс-портных средств – минимальные требования».
Вместе с тем, на территории Европейского Союза не принято еди-ной методики крепления грузов на автомобилях. Например, в Герма-нии применяются более жесткие требования, определенные в реко-мендациях объединения немецких инженеров (VDI-Richtlinien 2700 и
последующие, EN 12 195: 2003).
В Российской Федерации подобный стандарт отсутствует. Его раз-работка намечена на период 2014-2015 г.г. применительно к перевоз-кам опасных грузов.
Учитывая это, многие транспортные организации ориентируются в своей практике на европейские руководства, в частности, на «Руковод-ство по укладке грузов в грузовые транспортные единицы ИМО/МОК/ ЕЭК ООН» и «Руководство по надлежащей европейской практике укладки грузов» (данное руководство переведено на русский язык).
Подобная практика вполне оправдана, поскольку выбор методов крепления и крепежного оборудования, контроль состояния оснастки, оценка качества средств крепления, определение фактических коэф-фициентов трения, определение необходимого количества крепежных элементов, выполнение необходимых расчетов – это работа, требую-щая большого объема знаний и практического опыта.
Рекомендуется провести обучение специалистов по данному во-просу в профильной учебной организации и иметь в транспортной ор-ганизации методические документы и рекомендации. В сомнительных или сложных случаях рекомендуется использовать услуги квалифици-рованных специалистов – сюрвейеров.
Контрольные вопросы к п. 2.2
1. Назовите основные направления работы по обеспечению без-опасности при организации и выполнении грузовых перевозок авто-мобильным транспортом.
2. Какие габаритные и весовые ограничения действуют в отно-шении транспортных средств при перевозках грузов?
3. Чем могут ограничиваться разрешенные габаритные и осевые параметры транспортных средств помимо предельных значений, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом?
4. В каких случаях грузовая перевозка попадает в категорию пе-ревозки крупногабаритного или тяжеловесного груза?
5. Кто из участников перевозки несет ответственность за пра-вильность размещения и крепления грузов?
6. Почему перевозчик должен в обязательном порядке контроли-ровать размещение и крепление груза?
7. Какие основные правила следует соблюдать для обеспечения безопасного размещения и крепления груза?
8. В каких случаях запрещается применять крепежные ремни?
9. Какими нормативными документами рекомендуется руковод-ствоваться на практике для обеспечения безопасного размещения и крепления груза?