1.3.1. Общие положения.
В соответствии с ФЗ-БДД, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Феде-рации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транс-портных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения
Выполнение этого требования обеспечивается комплексом меро-приятий организационного и технического характера.
1.3.2. Ответственность за обеспечение технического состояния транспортных средств.
В любой организации, эксплуатирующей автотранспорт, должен быть определен и назначен приказом сотрудник, который отвечает за обеспечение технического состояния транспортных средств и обеспе-чение их безопасной эксплуатации.
В организациях, эксплуатирующих значительный парк автотран-спортных средств и имеющих собственную ремонтно-техническую базу, эти обязанности обычно возлагаются на руководителя техниче-ской службы. В небольших организациях их выполняет лицо, ответ-ственное за обеспечение безопасности дорожного движения.
Основными обязанностями сотрудника, ответственного за обеспе-чение технического состояния транспортных средств и их безопасную эксплуатацию, являются:
- обеспечение безаварийной работы транспортных средств на линии, выпуск их на линию и выявление неисправностей при приеме
с линии по окончании работы;
- контроль правильности эксплуатации транспортных средств и надзор за состоянием транспортных средств на линии;
|
- организация периодических ТО ТС в соответствии с требова-ниями изготовителей на основе соответствующего плана-графика;
- контроль качества работ по техническому обслуживанию транспортных средств;
- оформление документации, необходимой для ремонта транс-портных средств с аварийными повреждениями;
- контроль правильности межсменного хранения транспортных средств;
- организация своевременного проведения технического осмо-тра транспортных средств;
- организация (и/или непосредственное участие) в ежедневном технический контроле технического состояния транспортных средств, выходящих на линию и возвращающихся на места хранения;
- контроль выполнения условий договора с организацией, ко-торая выполняет техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (если ТО и ТР выполняются силами сторонней организации);
- контроль за техническим состоянием спидометров и тахографов. Сотрудник, ответственный за обеспечение технического состояния
транспортных средств и их безопасную эксплуатацию, должен быть наделен следующими полномочиями:
- не выпускать на линию транспортные средства с технически-ми неисправностями;
- не принимать из ТО и ТР транспортные средства с невыпол-ненным объемом работ или имеющие неисправности;
- запрещать выпуск на линию транспортных средств, не про-шедших периодический технический осмотр или не зарегистрирован-ных в установленном порядке.
Указанные обязанности и полномочия должно быть отражены в должностной инструкции сотрудника, ответственного за обеспечение технического состояния транспортных средств и их безопасную экс-плуатацию.
|
1.3.3. Регистрация транспортных средств.
Для выполнения перевозок пассажиров и грузов необходимо ис-пользовать транспортные средства, допущенные к эксплуатации в установленном порядке. Это означает следующее:
- транспортные средства должны быть в установленном поряд-ке зарегистрированы и иметь государственные номерные знаки;
- на каждое транспортное средство должен быть оформлен доку-мент, подтверждающий осуществление владельцем обязательного стра-хования своей гражданской ответственности в соответствии с законом;
- транспортные средства должны проходить периодический технический осмотр в соответствии с требованиями, установленными для данного типа транспортных средств.
Если в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополни-тельного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияю-щих на обеспечение безопасности дорожного движения, вносятся из-менения (т.е. производится переоборудование транспортных средств), для допуска автотранспортного средства необходимо проведение предусмотренных законодательством процедур:
- получение разрешения;
- оформление заключения о проведенном переоборудовании;
- внесение изменений в регистрационные документы.
1.3.4. Организация технического обслуживания и ремонта транс-портных средств.
Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить организа-цию технического обслуживания и ремонта используемых транспорт-ных средств в соответствии с предписаниями изготовителя.
|
Документом, на основе которого организуется своевременное тех-ническое обслуживание и ремонт транспортных средств, является План-график технического обслуживания транспортных средств.
Такой план-график разрабатывается сотрудником, ответственным за обеспечение технического состояния транспортных средств и их безопасную эксплуатацию, согласовывается со службой эксплуатации и утверждается руководителем организации.
1.3.5. Предрейсовый и послерейсовый контроль технического со-стояния транспортных средств.
Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведе-ние предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния, запрещается.
Хорошей практикой является также проведение послерейсового контроля подвижного состава при возврате с линии. Его организация позволяет немедленно выявить возникшие неисправности (в том чис-ле, по замечаниям водителя) и в кратчайший срок подготовить транс-портное средство к дальнейшей безопасной эксплуатации.
Контроль технического состояния транспортных средств при вы-пуске на линию и возврате с линии, а также проверка качества выпол-нения технического обслуживания производится на контрольно-тех-ническом пункте (КTП).
КТП должен иметь следующее основное оборудование:
- смотровая канава (эстакада, подъемник) для осмотра ходoвой чaсти, трaнсмиссии, тормoзных систeм и рулeвого управлeния;
- приборы для измерения люфта рулевого управления, для прoверки и рeгулировки свeта фaр, для прoверки сoдержания врeдных вещeств в отработaвших газаx двигaтеля автoмобиля, для проверки давления в шинах колес;
- комплект слесарного инструмента.
Все измеритeльные прибoры дoлжны имeть свидетельство о государ-ственной поверке и проходить ее ежегодно в уполномоченных органах.
Для эффективного контроля технического состояния целесообраз-на разработка комплекта технологических карт, которыми должен руководствоваться персонал КТП. Технологические карты разрабаты-ваются для каждого вида контроля, в частности – для контроля при выпуске на линию, для контроля при возврате с линии, по контролю качества выполнения ТО-1 и ТО-2.
При разработке технологических карт следует руководствоваться положениями следующих документов:
- «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению без-опасности дорожного движения» и «Перечeнь нeисправностей и ус-ловий, при котoрых запрещается выпyск автомобилeй нa линию (оба документа даны приложением к ПДД);
- ГOСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
На КТП должны также иметься контрольно-регулировочные дан-ные для всех типов и марок подвижного состава, эксплуатируемого организацией.
Если проведенный контроль выявил наличие неисправностей, ис-ключающих выпуск автотранспортного средства на линию, необходи-мо устранение выявленных несоответствий и проведение повторного контроля технического состояния.
Сведения о контроле технического состояния транспортного сред-ства фиксируются в путевых листах.
1.3.6. Защита транспортных средств от актов незаконного вмеша-тельства.
Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить защиту транспортных средств от актов незаконного вмешательства в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.
Обеспечение транспортной безопасности является важнейшей задачей, методы решения которой разрабатываются компетентными органами применительно к различным видам предприятий и транспортной деятельности.
Наилучшим вариантом обеспечения защиты транспортных средств от актов незаконного вмешательства является обращение в компетентные органы и организация работы на основе полученных от них рекомендаций.
Контрольные вопросы к п. 1.3
1. Каковы основные обязанности сотрудника ответственного за обеспечение технического состояния транспортных средств и их без-опасную эксплуатацию?
2. Что включает понятие «транспортные средства, допущенные к эксплуатации в установленном порядке»?
3. Какие процедуры необходимы для того, чтобы переоборудо-ванное (с внесением изменений в его конструкцию) автотранспортное средство было допущено к дальнейшей эксплуатации?
4. Каким документом обеспечивается организация технического обслуживания и ремонта транспортных средств?
5. В каких целях проводятся предрейсовый и послерейсовый контроль транспортных средств?
6. Что такое контрольно-технический пункт?
7. Какое основное оборудование должен иметь контрольно-технический пункт?
8. Каким целям служат технологические карты, используемые на контрольно-техническом пункте?
9. Как рекомендуется организовать работу по защите транспорт-ных средств от актов незаконного вмешательства?
МОДУЛЬ 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
В результате изучения данного модуля обучаемый должен: Знать:
- общие принципы обеспечения безопасности при перевозках
пассажиров и грузов;
- порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров;
- особенности ОБДД при организации и выполнении перевозок пассажиров по заказам и организованных перевозок детей;
- порядок соблюдения разрешенных весовых и габаритных параметров автотранспортных средств;
- требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях.
Уметь:
- разрабатывать документы, необходимые для обеспечения без-опасности при организации и выполнении различных видов перевозок пассажиров;
- контролировать правильность размещения и закрепления груза на автотранспортных средствах;
- определять предельно допустимые весовые и габаритные параметры при подготовке перевозки по определенному маршруту.
Владеть:
- положениями документов, регламентирующих отдельные виды перевозок пассажиров и грузов;
- методами безопасного размещения и крепления перевозимых
грузов;
- принципами организации безопасной работы автомобилей-такси.