Общие требования к организации и осуществлению дея-тельности по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов




 

1.1.1. Обеспечение безопасности движения – обязанность субъек-та транспортной деятельности.


 


Одной из установленных законом обязанностей субъектов транс-портной деятельности2 является организация и осуществление меро-приятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

 

Соответствующие требования сформулированы в статье 20 ФЗ БДД. В соответствии с нею, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Фе-дерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

 

- соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пас-сажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке го-сударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

 

- организовывать работу водителей в соответствии с требовани-ями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

 

- соблюдать установленный законодательством Российской Фе-дерации режим труда и отдыха водителей;

- создавать условия для повышения квалификации водителей

и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

 

- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

 

- организовывать проведение обязательных медицинских осмо-тров и мероприятий по совершенствованию водителями транспорт-ных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в до-рожно-транспортных происшествиях3;

 

- обеспечивать соответствие технического состояния транс-портных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

 

- обеспечивать исполнение установленной федеральным зако-ном обязанности по страхованию гражданской ответственности вла-дельцев транспортных средств;

 

2 Субъект транспортной деятельности - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий на территории Российской Федерации деятель-ность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для пере-возок пассажиров и грузов.

 

3 В соответствии с требованиями ФЗ - БДД, а также ФЗ-ООЗ.


 


- оснащать транспортные средства тахографами - техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректи-руемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспорт-ных средств.

 

Перечисленные обязанности направлены, в первую очередь, на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных про-исшествий и снижение тяжести их последствий, что и составляет предмет ОБДД.

 

1.1.2. Коммерческая выгода и безопасность автотранспортной де-ятельности.

 

Существует мнение, что реализация мер по обеспечению безопас-ности, как правило, находится в противоречии с коммерческими инте-ресами субъекта транспортной деятельности. Любые мероприятия по ОБДД требуют затрат средств и времени; сотрудники отвлекаются от «производительной» работы. Водители, строго выполняющие все тре-бования по обеспечению безопасности, приносят предприятию мень-ше доходов чем те, которые «ездят быстро» и не соблюдают режимов труда и отдыха.

 

Многолетняя отечественная и мировая практика опровергает эту точку зрения. Действительно, экономия на безопасности и рискован-ное вождение могут дать сиюминутную выгоду. Однако в долгосроч-ном аспекте предприятие с высоким уровнем безопасности имеет и более высокую рыночную репутацию, которая более всего ценится потребителями транспортных услуг. Такое предприятие также избе-гает штрафов и платежей, связанных с возмещением собственного и чужого ущерба, наносимого ДТП. Кроме того, высокая дисциплина и требовательность в отношении требований по обеспечению безопас-ности заставляет персонал быть более дисциплинированным также и в производственной и коммерческой деятельности.

Закон однозначно разрешает противоречие между безопасностью

и коммерческой выгодой в пользу безопасности, декларируя приори-тет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности4. При этом он запрещает юридическим лицам и индивидуальным предпри-нимателям в какой бы то ни было форме понуждать водителей к на-рушению ими требований безопасности дорожного движения или по-ощрять за такое нарушение.

 

4 Ст. 3 ФЗ - БДД


 


1.1.3. Правила обеспечения безопасности перевозок.

Законом установлено, что субъекты транспортной деятельности обязаны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пас-сажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке го-сударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

 

Такими правилами являются, в частности, «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транс-портом и городским наземным электрическим транспортом (утв. при-казом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7, далее – ПОБ).

 

ПОБ является наиболее актуальным документом, регламентирую-щим обязанности субъектов транспортной деятельности в части ОБДД. Содержащиеся в этом документе требования разбиты на три группы:

 

1) обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности;

 

2) обеспечение соответствия транспортных средств, используе-мых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Россий-ской Федерации о техническом регулировании;

 

3) обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и гру-зов, включая перевозки в особых условиях.

 

Вопросы обеспечения профессиональной компетентности и про-фессиональной пригодности работников субъекта транспортной дея-тельности, а также обеспечения соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодатель-ства Российской Федерации о техническом регулировании рассмотре-ны в настоящем учебном модуле.

 

Методы обеспечения безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях, рассмотрены в модуле 2.

 

Модуль 3 посвящен вопросам обеспечения безопасности при пере-возках автомобильным транспортом крупногабаритных, тяжеловес-ных и опасных грузов.

 

Наряду с ПОБ, в отрасли действует значительное число норматив-ных правовых актов, регламентирующих различные аспекты ОБДД. К их числу относятся как документы, разработанные в последние годы, так и нормативные правовые акты, которые были введены в действие еще в советский период, однако не отменены и не утратили своей юри-дической силы.


 


Первоочередной задачей работников, связанных с ОБДД, является постоянное изучение содержания нормативных правовых актов с тем, чтобы они могли достаточно свободно ориентироваться в их положе-ниях и использовать их в своей деятельности.

 

1.1.4. Особые требования к организациям, выполняющим перевозки.

В зависимости от характера эксплуатации автотранспортных средств, все субъекты транспортной деятельности подразделяются на две категории:

 

- субъекты, эксплуатирующие транспортные средства для удов-

летворения собственных нужд; - субъекты, выполняющие перевозки, т.е. оказывающие тре-

 

тьим лицам возмездные транспортные услуги, перевозя пассажиров или грузы на основе соответствующих договоров перевозки.

 

Принадлежность организации к той или иной группе определяется, прежде всего, видами деятельности, указанными в ее уставе, в част-ности – наличием или отсутствием в уставе понятия «перевозка» в том или ином сочетании.

 

Закон устанавливает к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, дополнительные требования по сравнению с прочими субъектами транспортной дея-тельности. Эти требования сформулированы в п. п. 3 и 4 ст. 20 ФЗ-БДД.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осущест-вляющие перевозки автомобильным транспортом и городским назем-ным электрическим транспортом, должны:

 

- обеспечивать наличие в организации должностного лица, от-ветственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

 

- обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществле-нии перевозок и установленным федеральным органом исполнитель-ной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспор-та, если иное не устанавливается федеральным законом;

 

- обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволя-ющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключение договоров со специализиро-ванными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ре-монте транспортных средств;

 

- организовывать и проводить предрейсовый контроль техниче-ского состояния транспортных средств.


 


Кроме того, юридические лица, осуществляющие перевозки авто-мобильным и наземным городским электрическим транспортом (это положение не относится к индивидуальным предпринимателям), име-ют право устанавливать специальные правила и предъявлять к водите-лям транспортных средств дополнительные требования для обеспече-ния безопасности дорожного движения.

 

Такие правила или требования должны разрабатываться с учетом особенностей выполняемых перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

 

Необходимо учитывать, что, в соответствии с хорошей практикой, даже в тех организациях, которые осуществляют транспортировку лю-дей и грузов исключительно для собственных нужд, эксплуатируя при этом значительный парк автомобилей, имеет смысл создание системы обеспечения безопасности дорожного движения, аналогичной той, ко-торая обязательна для предприятий, выполняющих перевозки.

 

1.1.5. Ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения. Служба безопасности дорожного движения.

 

Важным требованием закона является требование наличия в организации, выполняющей автомобильные перевозки, долж-ностного лица, ответственного за обеспечение безопасности до-рожного движения.

 

При этом следует иметь в виду, что данное требование не означает обязательного наличия соответствующей должности в штатном рас-писании организации.

 

Речь идет о возложении приказом по организации на того или ино-го сотрудника соответствующих обязанностей и об отражении этих обязанностей в его должностной инструкции. Именно эти документы являются объектом проверок, проводимых надзорными органами.

 

Основными функциями лица, ответственного за безопасность до-рожного движения, являются:

 

- разработка мероприятий по предупреждению дорожно-транс-портных происшествий, планирование и контроль их выполнения;

- ведение всей необходимой документации, связанной с ОБДД;

- непосредственная работа с персоналом организации, чья дея-тельность так или иначе влияет на обеспечение безопасности дорож-ного движения;

 

- взаимодействие от имени организации с ГАИ, дорожной ин-спекцией, другими структурами по вопросам ОБДД.

 

На практике часто возникает вопрос - на какое именно должностное лицо организации должны возлагаться соответствующие обязанности?


 


Если в штатном расписании организации имеются должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, связанных с ОБДД и прямо предусмотренные «Положением

 

о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» (далее – ППА), а именно:

 

- руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения;

 

- начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предпри-ятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов;

 

- диспетчеры, механики отдела технического контроля (ОТК), механики (мастера) колонн, отрядов, -

 

то целесообразно возложение данных обязанностей на одного из этих руководителей или специалистов.

 

Если таких должностей в штатном расписании не имеется, то соот-ветствующие обязанности могут быть возложены на любого сотруд-ника предприятия, чьи функции близки к функциям перечисленных выше категорий работников.

 

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозки, может возложить соответствующие обязанности на одного из своих сотрудников (если таковые имеются), либо поручить их выполнение третьему лицу, оформив такое поручение документально.

 

В Приложении 1 приведена примерная должностная инструкция для работника, ответственного за обеспечение безопасности дорож-ного движения.

 

Требование наличия в организации ответственного за ОБДД, явля-ется минимальным. В организациях с большим количеством водите-лей, ответственный за ОБДД, совмещающий эту работу с выполнением иных функций, может просто не справиться со своими обязанностями. В этом случае необходима выделенная штатная единица или специ-альное подразделение – служба обеспечения безопасности движения.

 

При решении вопроса о формировании подразделения ОБДД реко-мендуется ориентироваться на следующие показатели:

 

- при численности водителей менее 50 человек допускается ра-боту по обеспечению БДД возложить на сотрудника, совмещающего ее с другими обязанностями;

 

- при численности водителей 51 – 200 человек необходимо на-личие специальной штатной единицы ответственного за ОБДД;

 

- при численности водителей 201 – 500 человек целесообразно создание службы (отдела) численностью не менее 2 человек;


 


- при численности водителей свыше 500 человек в службе БД на каждые 250 водителей должна вводиться дополнительная штатная единица.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: