Это требование относится и к другим работникам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения на предприятии. Оно установлено «Положением о порядке аттестации лиц, занимаю-щих должности исполнительных руководителей и специалистов пред-приятий транспорта» (утв. Приказом Минтранса России и Минтруда России от 11 марта 1994 года № 13/11, далее – ППА).
На основании Приложения 1 к ППА, аттестации подлежат следую-щие работники предприятия:
- директор или заместитель директора, отвечающий за обеспе-чение БДД;
- начальник отдела (службы, группы) эксплуатации;
- начальник отдела (службы, группы) БДД, технического контроля;
- начальник отдела (службы, группы) предприятия (подразделе-ния), связанного с эксплуатацией автотранспорта;
- начальник автомобильной (тракторной) колонны;
- диспетчер;
- механик (контрольный мастер, контролер) контрольно-техни-ческого пункта, отдела (службы) технического контроля и т.п.;
- механик (мастер) автомобильной (тракторной) колонны. Аттестация исполнительных руководителей и специалистов орга-
низаций, независимо от форм собственности, проводится в аттестаци-онных комиссиях региональных или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия в органах, выда-ющих соответствующие лицензии организациям. Аттестация прово-дится один раз в пять лет.
Если в организации выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствия-ми, может быть проведена досрочная аттестация.
Аттестация проводится с целью определения пригодности к работе по обеспечению безопасности движения на автомобильном транспор-те. В процессе аттестации проверяется уровень знаний нормативно-правовых актов и технических норм по безопасности движения, спо-собность применять эти знания в практической деятельности.
|
Аттестация проводится, как правило, после прохождения повы-шения квалификации по направлению «Безопасность дорожного движения», содержательно определяемому приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ от 28.12.1993 № 34 «Об организации специальной подготовки и переподготовки лиц, зани-мающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий автотранспорта и горэлектротранспорта, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения».
Специалисты юридического лица или индивидуального предпри-нимателя обязаны пройти квалификационную подготовку по теме «Ор-ганизация перевозок автомобильным транспортом в пределах Россий-ской Федерации» с получением удостоверения о профессиональной компетенции установленного образца (приказ Минтранса России от 23.07.1998 № 91 «Об утверждении типовых программ квалификаци-онной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимате-лей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте»).
Срок действия данного удостоверения составляет 5 лет. Квалификационной подготовке, необходимой для осуществления
организационной деятельности по выполнению автомобильных пере-возок пассажиров и грузов подлежат:
- специалисты, имеющие, в соответствии с образование «авто-мобильного» профиля (Перечень соответствующих специальностей в соответствии с КТС приведен в Приложении 2) - по истечении 5 лет после окончания учебного заведения для повышения квалификации. Длительность – 32 часа;
|
- специалисты, имеющее высшее, среднее специальное образова-ние «неавтомобильного» профиля, а также лица без специального (ав-тотранспортного) образования – по программе длительностью 82 часа.
Если организация выполняет международные перевозки, подготов-ка специалистов проводится по особой программе.
Первоочередные действия ответственного за ОБДД. Если ор-ганизация вновь создана и (или) должность ответственного за ОБДД вводится в ней впервые, то его первоочередными действиями после издания соответствующего приказа должны быть следующие:
- изучение основных документов, регламентирующих деятель-ность по ОБДД (см. таблицу 1 в введении к настоящему пособию);
- подготовка и утверждение руководителем организации соб-ственной должностной инструкции (см. Приложение 1);
- формирование комплекта документации по ОБДД (см. Прило-жение 3)
- анализ штата водителей организации. На каждого водителя должна быть заведена личная карточка, в которую вносятся следую-щие данные: возраст, данные водительского удостоверения, категории транспортных средств, на которых имеет право работать водитель, об-разование, сведения о переподготовке, стаж работы общий и в дан-ной организации, место жительства, контактные телефоны, данные по медицинскому освидетельствованию, закрепление за транспортным средством, проводимая с водителем предупредительная работа, учет нарушений ПДД, допущенные дорожно-транспортные происшествия. Карточки могут вестись в бумажной или электронной форме. Если учет водителей не ведется, одной из первоочередных задач является его организация;
|
- изучение структуры, численности, технического состояния и особенностей эксплуатации парка подвижного состава организации;
- организация работы контрольно-технического пункта (см.
п. 1.3.5);
- организация проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей (см. п. 1.2.3).
1.1.6. Учет, анализ и расследование ДТП и нарушений правил ОБДД.
Любой субъект транспортной деятельности в соответствии с ФЗ-БДД обязан анализировать и устранять причины ДТП и нару-шений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Работа по анализу ДТП должна быть основана, прежде всего, на правильно организованном учете аварийности, который ведется в соответствии с УДТП. Существует также единая для всех владель-цев автотранспорта «Форма учета ДТП владельцами транспортных средств», утвержденная Приказом Минтранса России от 02 апреля 1996 г. № 22 (см. Приложение 4). В организации, эксплуатирующей автотранспортные средства, должен быть журнал, соответствующий данной форме, куда заносятся данные обо всех ДТП с участием авто-мобилей организации.
Данные учета и анализа ДТП должны храниться в организации не менее трех лет.
ПОБ устанавливают следующий порядок действий в случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспорт-ной деятельности.
1) в отношении водителя устанавливаются:
- фамилия, имя, отчество, общий стаж вождения данной кате-гории транспортного средства, стаж работы у субъекта транспортной деятельности, стаж работы на данном транспортном средстве, а также по возможности те же сведения о других водителях - участниках ДТП;
- прохождение водителем медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В отношении водителя, находившегося во время ДТП в состоянии алкогольного, наркотического или иного ток-сического опьянения, обстоятельства, при которых он оказался за ру-лем в состоянии опьянения;
- соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период ре-жима труда и отдыха;
- соблюдение водителем законодательства Российской Федера-ции о безопасности дорожного движения и требований ПОБ;
- наличие у водителя административных правонарушений в об-ласти дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года, предшествовавшего данному происшествию, наличие взысканий у данного водителя в течение года;
- организация повышения квалификации и профессионального мастерства водителя, соблюдение условий стажировки водителя.
2) в отношении транспортного средства устанавливаются:
- модель транспортного средства;
- государственный регистрационный знак (для городского на-земного электрического транспорта - бортовой номер), расположение рулевого управления на транспортном средстве;
- наличие неисправностей транспортного средства в момент ДТП;
- наличие диагностической карты, подтверждающей прохожде-ние технического осмотра транспортного средства;
- организация технического обслуживания и ремонта транс-портного средства, включая:
- периодичность технического обслуживания транспортного средства и сроки проведения последнего технического обслуживания транспортного средства, а также работник, ответственный за его про-ведение;
- соблюдение межсервисного пробега;
- наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при тех-ническом обслуживании транспортного средства;
- наличие письменных обращений водителя к субъекту транс-портной деятельности о выявленных в процессе эксплуатации транс-портного средства неисправностях.
3) в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятель-ности устанавливаются:
- фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, соответ-ствие указанного лица квалификационным и профессиональным тре-бованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;
- фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных ПОБ случаях), соответствие указанно-го лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблю-дение требований к проведению инструктажа в соответствии с ПОБ;
- фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего предрейсовый медицинский осмотр, соответствие указанного лица квалификацион-ным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и поряд-ка проведения предрейсового медицинского осмотра;
- соблюдение положений законодательства Российской Федера-ции о безопасности дорожного движения и ПОБ;
- меры, принятые субъектом транспортной деятельности к во-дителям, имеющим административные правонарушения в области до-рожного движения.
Учету и анализу, согласно требованию закона, подлежат не толь-ко ДТП, но и зафиксированные случаи нарушения правил дорожно-го движения. Целесообразно вести учет и анализ не только ПДД, но
и всего комплекса правил, которые регламентируют работу по ОБДД
и находятся в сфере внимания работника, ответственного за ОБДД. Форма для ведения такого учета приведена в Приложении 5.
Учет и анализ ДТП и случаев нарушений правил ОБДД позволяет оценивать эффективность проводимой работы по ОБДД, планировать перспективные мероприятия по ОБДД, оценивать личные качества во-дителей и выявлять водителей, относящихся к «группе риска», гото-вить данные для материального поощрения или наказания водителей по показателям аварийности (если в организации существует подоб-ная практика).
Необходимо учитывать, что, в соответствии с УДТП, владельцы ав-тотранспорта должны ежемесячно сверять сведения о ДТП с участием принадлежащих им транспортных средств с управлением (отделом) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям. Данное требование часто игнорируется на практике, однако его выполнение может быть предметом проверки со стороны надзорных органов.
Рекомендуется проводить сверку, направляя в органы внутренних дел официальный запрос от организации – субъекта транспортной де-ятельности.
1.1.7. Планирование, контроль и надзор деятельности по ОБДД Работа по обеспечению БДД, проводимая в организации, должна
осуществляться на основе соответствующего плана мероприятий и периодически контролироваться. Помимо внутреннего контроля, эта работа является объектом проверок со стороны надзорных органов.
План мероприятий формируется на ежегодной основе. Примерная форма и структура плана приведены в Приложении 6. Перечень обязательных мероприятий по подготовке работников к
безопасной работе, а транспортных средств - к безопасной эксплуата-ции, а также периодичность проведения соответствующих проверок в отношении работника, ответственного за ОБДД, установлен ПОБ (см. таблицу 1.1).
Таблица 1.1