Обеспечение профессиональной компетентности и профес-сиональной пригодности работников автомобильного транспорта




с позиций обеспечения безопасности перевозок

1.2.1. Общие положения.

Профессиональная компетентность и профессиональная пригод-

ность являются важнейшими характеристиками персонала организа-ций, эксплуатирующих автотранспортные средства, от которых напря-мую зависит уровень безопасности движения и перевозок.

Профессиональная компетентность представляет собой совокуп-ность профессиональных знаний, навыков и умений, которая форми-руется в результате профессиональной подготовки, переподготовки и накопления практического опыта.

Для успешного выполнения конкретной работы профессиональная компетентность должна быть дополнена профессиональной пригод-ностью – комплексом профессионально значимых качеств личности

 

и ее психо-физиологических возможностей, включая состояние здоро-вья на момент выполнения конкретной работы.

Основной акцент в обеспечении профессиональной надежности персонала в организациях, эксплуатирующих автомобильный транс-порт, по понятным причинам делается на работу с водителями.

Профессиональная компетентность и профессиональная пригод-ность водителей обеспечиваются на основе следующих мероприятий:

 

- контроля допуска к работе в качестве водителей только лиц, имеющих соответствующие этой работе документы;

- контроля состояния здоровья водителей в рамках системы обе-спечения медицинской безопасности дорожного движения;

- контроля режима труда и отдыха водителей;

- стажировок водителей;

- инструктажей водителей;

- периодического повышения квалификации в рамках прохож-дения программы обучения;

- периодического информирования водителей путем проведения бесед, собраний, подготовки информационных бюллетеней и листков, размещения на видных местах информационных табло и т.п.

 

Профессиональная компетентность и профессиональная пригод-ность работников, непосредственно связанных с движением транс-портных средств (за исключением водителей), обеспечивается:

- проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки соответствующих категорий работников;

- наличием у субъекта транспортной деятельности должностно-го лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного дви-жения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.


 


1.2.2. Допуск к управлению транспортными средствами. Профес-сиональный отбор и профессиональная подготовка.

 

Понятие «водитель». Важно учитывать, что в контексте обеспе-чения безопасности дорожного движения (в частности – в контексте ст. 20 ФЗ-БДД) водителем считается любое лицо, которое управляет автотранспортным средством, эксплуатируемым данной организаци-ей, независимо от его должности в штатном расписании.

 

Таким образом, все положения соответствующих нормативных пра-вовых актов относятся не только к сотрудникам, занимающим в орга-низации должности водителей согласно штатному расписанию, но ко всем, кто в силу производственной необходимости и, выполняя свои обязанности, садится за руль автотранспортного средства. В частно-сти, если руководитель организации, совершая деловые поездки, сам управляет принадлежащим организации автомобилем, то он должен проходить медицинские осмотры, инструктажи, а в его должностной инструкции должны быть соответствующие функции. Это относится

 

и к ситуации, когда сотрудник использует для деловых поездок соб-ственный автомобиль, а организация на основании соответствующего договора компенсирует ему эксплуатационные расходы.

Водительское удостоверение. Юридическим лицам и индиви-дуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских на-циональных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий;

 

Управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, не допускается.

 

Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств. В соответствии со статьей 328 ТК РФ, работ-ники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движени-ем транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выра-ботке государственной политики и нормативно-правовому регулиро-ванию в области транспорта.

В действующем законодательстве отсутствует понятие «ра-

боты, непосредственно связанной с движением транспортных средств». Постановлением Правительства России от 19.01.2008 № 16


 


(далее – ПРП) утвержден перечень работ, профессий, должностей, не-посредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Соответствую-щие работы для автомобильного, городского наземного электрическо-го транспорта, промышленного транспорта и дорожного хозяйства, определенные Постановлением Правительства Российской Федера-ции от 19 января 2008 г. № 16 г. Москва «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управле-нием транспортными средствами или управлением движением транс-портных средств» (ПРП), приведены в Приложении 7.

 

В правоприменительной практике принято, что к работам, непо-средственно связанным с движением транспортных средств, относят-ся управление транспортными средствами, их техническое обслужи-вание и т.п.

 

Действующее законодательство не устанавливает обязательных требований к системе профессионального отбора водителей в органи-зациях, эксплуатирующих транспортные средства. Вместе с тем, необ-ходимо учитывать, что профессия водителя сопряжена с повышенным риском и потому объективно предъявляет повышенные требования к памяти, вниманию, координации движений, скорости и точности зри-тельно-двигательных реакций и другим качествам человека. Психо-физиологический отбор водителей, чьи индивидуальные качества в наибольшей степени соответствуют указанным требованиям, может существенно уменьшить аварийность в организации, эксплуатирую-щей автотранспорт.

 

С учетом этого многие субъекты транспортной деятельности вво-дят процедуру контроля профессиональных качеств водителей. Такой контроль проводится как при приеме на работу, так и при периодиче-ской аттестации водителей. При этом субъекты транспортной деятель-ности либо пользуются услугами специализированных организаций, либо применяют аппаратно-программные комплексы, разработанные для такого тестирования.

 

Профессиональный отбор на основе тестирования позволяет:

- оценить степень соответствия профессиональных способно-стей уровню требований профессии водителя при приеме на работу;

 

- группировать действующих водителей организации по степе-ни их профессиональной пригодности, в частности, для решения во-проса об использовании водителей в наиболее сложных условиях вы-полнения перевозок;

 

- оценивать динамику профессионального роста водителей.


 

 


1.2.3. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движе-ния. Контроль состояния здоровья водителей.

 

Система организации медицинского обеспечения безопасности до-рожного движения предусматривает комплекс мероприятий, включа-ющих как медицинскую профилактику дорожно-транспортных проис-шествий, так и медицинскую помощь при их совершении.

 

Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высо-кая интенсивность дорожного движения за счет значительного роста количества автотранспортных средств предъявляет к водителям по-вышенные требования в плане состояния здоровья. Своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей возможно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осви-детельствований и осмотров.

 

Важное значение имеет также проведение санитарно-просвети-тельной и методической работы.

 

В соответствии со ст. 23 ФЗ-БДД, медицинское обеспечение без-опасности дорожного движения включает:

 

- медицинские освидетельствования;

- обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры; - проведение санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортными средствами в состоянии

 

алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; - обучение водителей навыкам оказания первой помощи постра-

 

давшим в ДТП.

Обязательные медицинские освидетельствования проводятся вцелях определения наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограни-чений к управлению транспортными средствами.

 

Обязательные медицинские освидетельствования проводятся в сле-дующих случаях:

 

- обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители;

 

- обязательное медицинское освидетельствование водителей в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством


 


Российской Федерации об административных правонарушениях, либо

 

в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия на-казания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);

 

- внеочередное обязательное медицинское освидетельствование тех водителей, при проведении обязательного периодического меди-цинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состоя-ний), являющихся медицинскими противопоказаниями, либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими огра-ничениями к управлению транспортными средствами и подтвержден-ных по результатам последующих обследования и лечения.

 

Обязательное медицинское освидетельствование проводится за счет средств водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств).

 

Обязательное медицинское освидетельствование проводится в ме-дицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих соответствующую лицензию. При этом обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-нарколо-гом осуществляется только в специализированных медицинских орга-низациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя (кандидата в водители).

 

По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями составляется соответствующее меди-цинское заключение, которое изготавливается в двух экземплярах. Один экземпляр заключения остается в выдавшей его медицинской организации, а другой выдается водителю (кандидату в водители).

 

Обязательные медицинские осмотры проводятся в следующихслучаях:

 

- обязательные предварительные медицинские осмотры прово-дятся при приеме водителей на работу;

 

- обязательные периодические медицинские осмотры проводят-ся в течение всего времени водителя не реже одного раза в два года6.

 

6 Периодичность осмотров установлена п. 27 Приложения № 2 к Приказу Минз-дравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вред-ных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодиче-ских медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах

и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».


 


Субъект транспортной деятельности обязан контролировать сроки прохождения водителями периодических медицинских осмотров и своевременно направлять водителей на такие осмотры;

 

- обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся

 

в течение всего времени работы лица водителя, за исключением во-дителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб;

 

- обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводят-ся в течение всего времени водителя, если такая работа связана с пере-возками пассажиров или опасных грузов.

 

Во всех случаях обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.

 

Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется также и на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки.

 

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих соот-ветствующую лицензию.

 

Медицинское заключение по результатам обязательного предвари-тельного или обязательного периодического медицинского осмотра изготавливается в двух экземплярах, один из которых остается в вы-давшей его медицинской организации, а другой выдается водителю транспортного средства для представления работодателю, у которого хранится.

 

Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмо-тры водителей проводятся как привлекаемыми, так и штатными ме-дицинскими работниками. В последнем случае в организации мо-жет быть создано специализированное подразделение (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинская часть и др.)7.

 

В соответствии с ПОБ, субъект транспортной деятельности обе-спечивает документальный учет и анализ результатов всех видов обязательных медицинских осмотров водителей с целью выявления работников, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употреблению наркотических или иных средств, страдающих хрониче-скими заболеваниями, влияющими на выполнение трудовых функций.

 

 

7 См. также Методические рекомендации по медицинскому обеспечению безопас-ности дорожного движения (МОБД).


 


1.2.4. Соблюдение режима труда и отдыха водителей.

Согласно ПОБ, субъект транспортной деятельности должен обе-спечивать контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей.

 

Все вопросы организации работы и отдыха водителей, работаю-щих на территории Российской Федерации, регламентируются «Поло-жением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 (далее – ПРВ)8.

 

ПРВ устанавливает продолжительность рабочего времени и време-ни отдыха для различных видов деятельности и условий выполнения перевозок, порядок учета рабочего времени и времени отдыха, поря-док организации сверхурочной работы водителей, другие особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей.

 

Соблюдение в организации режима рабочего времени и времени отдыха водителей является одним из предметов проверок, проводи-мых надзорными организациями. Непосредственным объектом про-верки при этом являются графики работы (сменности) на линии. В соответствии с ПРВ такие графики составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения во-дителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

 

Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменно-го) и еженедельного отдыха.

 

График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

 

На междугородных перевозках при направлении водителей в даль-ние рейсы, при которых водитель за установленную графиком рабо-ты (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм ПРВ.

 

Дополнительным требованием, связанным с контролем соблю-дения режимов труда и отдыха водителей, является необходимость оснащения автомобилей определенных категорий тахографами –

 

8 Необходимо иметь в виду, что требования этого документа не распространяются на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.


 


устройствами, которые обеспечивают непрерывную некорректируе-мую регистрацию информации о параметрах движения автомобиля, а также о режиме труда и отдыха водителей.

 

Требования к тахографам, категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, а также правила использования, контроля и обслуживания тахографов установлены Приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахогра-фам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использова-ния, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее – ТТТ).

 

Порядок оснащения автомобилей тахографами установлен Приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273 «Об утверждении Поряд-ка оснащения транспортных средств тахографами» (далее – ОТТ).

 

Обязательное применение тахографов на автомобильном транс-порте в России (за исключением международных перевозок) началось относительно недавно. Поэтому предусмотрено последовательное оснащение парка автомобилей тахографами по категориям авто-транспортных средств, которое должно быть завершено в период до 2018 года (см. Приложение 8).

 

1.2.5. Стажировка водителей.

Необходимость проведения стажировки водителей определяется Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников органи-заций» (далее – ПООТ). В соответствии с этим документом, работода-тель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и/или опасными условиями труда, безопасным методам и приемам вы-полнения работ со стажировкой на рабочем месте.

 

Управление транспортными средствами относятся к работам с вред-ными и/или опасными условиями труда. Таким образом, стажировка водителей необходима для любого субъекта транспортной деятельно-сти, независимо от характера использования транспортных средств.

 

При организации и проведении стажировки на практике це-лесообразно руководствоваться «Положением о повышении про-фессионального мастерства и стажировке водителей» (РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, далее - ПППМ).

 

Основной задачей стажировки является обеспечение профессио-нальной надёжности водительского состава и повышение мастерства путём адаптации водителя к условиям работы на конкретном маршру-


 


те и конкретной марке автомобиля, а также закрепление и совершен-ствование их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслужи-вании пассажиров.

Стажировка должна проводиться:

- перед началом работы по окончании обучения;

- при приеме на работу на новое предприятие (независимо от имеющихся категорий, стажа на предыдущем месте работы и т.п.);

 

- при перерыве в работе в качестве водителя более 12 месяцев;

- при переводе на новый тип транспортного средства или новый маршрут;

 

- перед началом работы на горных маршрутах.

 

Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещён.

 

Стажировка должна осуществляться на автомобилях того типа и марки, и на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

 

Стажировка должна осуществляться под руководством опытных водителей-наставников, которые назначаются приказом по предпри-ятию. Водители-наставники подбираются из числа наиболее опытных

 

и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобу-сах не менее пяти лет, шасси грузовых автомобилей не менее трёх лет

 

и не допустивших за указанный период нарушений Правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий по своей вине.

 

Стажировка включает обычно следующие этапы:

- проверка знания стажером ПДД;

- внутрипарковая работа (изучение транспортного средства, приобретение и закрепление навыков работы с органами управления, маневрирование на закрытых площадках и внутрипроизводственных территориях, изучение требований охраны труда, пожарной безопас-ности и т.д.);

 

- работа на линии (изучение расположения транспортного сред-ства на проезжей части в различных условиях, обгона, встречного разъ-езда, способов парковки, работы с грузом или с пассажирами и т.д.);

 

- контрольная поездка.

 

Стажировка оформляется стажировочным листом, который заво-дится на каждого стажера. В стажировочный лист вносятся следую-щие данные:

 

- Ф.И.О. и личные данные стажера (должность, номер водитель-ского удостоверения, стаж работы водителем);

 

- вид и объем стажировки;


 


- Ф.И.О. наставника;

- отметки о прохождении этапов стажировки и подписи лиц, проводивших соответствующие этапы;

 

- замечания о работе стажера и заключение о результатах стажи-

ровки.

Стажировочный лист при его оформлении подписывается сотруд-ником кадрового подразделения, а по завершении стажировки – води-телем-наставником и стажером. Заполненные стажировочные листы передаются в кадровое подразделение для учета соответствующих данных в личных делах водителей.

 

Контроль на линии. Контроль за работой транспортных средствна маршрутах и объектах работ (контроль на линии) проводится с це-лью предупреждения дорожно-транспортных происшествий и нару-шений водителями правил дорожного движения. Для осуществления такого контроля привлекается руководящий и инженерно-технический состав организации.

 

Контроль на линии осуществляется в соответствии с графиком, который составляется ежемесячно и утверждается лицом, ответствен-ным за БДД на предприятии. Контроль осуществляется, как правило, на автомобиле службы безопасности движения, а при его отсутствии для этого выделяется другое транспортное средство.

 

При проведении контроля на линии проверяется:

- наличие у водителя удостоверения на право управления транс-портом, путевых документов, правильность их оформления;

 

- соблюдение водителем правил дорожного движения и уста-новленного маршрута движения;

 

- состояние здоровья водителя;

- укомплектованность автомобиля в соответствии с требования-ми правил дорожного движения, а также снаряжением и оборудовани-ем, предназначенным для данного вида транспортных средств;

 

- при перевозках грузов - правильность размещения и укладки

груза;

- при перевозке пассажиров - соблюдение правил перевозки пассажиров;

 

- техническое состояние транспортного средства (наличие люф-та рулевого колеса, состояние рулевых тяг и шарнирных сочленений, крепление поворотных рычагов и рулевой сошки, состояние и гер-метичность тормозной системы, наличие и правильность установки зеркал заднего вида, исправность замков дверей кабины, состояние и крепление дисков колес, давление воздуха и состояние шин, работо-способность приборов освещения и сигнализации, исправность спи-дометра, тахографа и наличие пломб).


 


В ходе осуществления линейного контроля может проверяться также выполнение водителем дополнительных требований по ОБДД, установленных данной организацией.

 

По результатам контроля составляется акт. Если контроль на ли-нии выявил упущения или нарушения со стороны водителя или лиц, ответственных за выпуск автомобиля на линию, на основании акта к ним могут быть применены соответствующие дисциплинарные меры.

 

1.2.6. Инструктаж водителей по безопасности перевозок.

Целью инструктажа водителей является обеспечение их информаци-ей, необходимой, прежде всего, для безопасного выполнения перевозок.

 

Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить водителей следующей информацией:

1) о погодных условиях движения на маршруте;

2) о местах организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового обслуживания;

 

3) о местах стоянки транспортных средств;

4) о телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспек-ции МВД России по маршруту движения;

 

5) об особенностях обеспечения безопасности движения и экс-плуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных

 

и дорожных условий;

6) о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, наруше-ний Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности до-рожного движения, произошедших с участием водителей субъекта транспортной деятельности;

 

7) о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов управления движением транспортными сред-ствами и о порядке связи с этими пунктами;

 

8) о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюде-нием графика движения транспортного средства по не зависящим от него причинам;

 

9) о маршруте движения транспортного средства, перевозящего пассажиров, условиях и режимах движения на маршруте, местах кон-центрации ДТП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров;

 

10) о порядке определения полной и осевой массы транспортного средства, о правилах загрузки транспортных средств и проведения ве-сового и габаритного контроля при перевозке грузов.

 

В зависимости от периодичности проведения инструктажа и харак-тера сообщаемой водителям информации различают вводный, пред-рейсовый, сезонный и специальный инструктаж.


 


Вводный инструктаж проводится со всеми водителями при при-еме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы.

В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:

 

- общие сведения о субъекте транспортной деятельности (раз-мер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок);

 

- требования по организации и безопасной эксплуатации транс-портных средств, предъявляемые к водителю в данной организации;

 

- правила внутреннего трудового распорядка;

- порядок прохождения предрейсового и послерейсового меди-цинских осмотров;

 

- порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;

 

- нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских пе-ревозок - пассажировместимость);

 

- особенности обслуживания лиц с ограниченными возможно-стями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-дви-гательного аппарата, зрения, слуха (для пассажирских перевозок);

 

- основные данные об аварийности на маршрутной сети, обсто-ятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;

 

- документы, необходимые для осуществления перевозок пасса-жиров и (или) грузов.

 

Предрейсовый инструктаж проводится при отправлении водителяпо данному маршруту движения впервые, при перевозке детей, а также при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

 

В тематику предрейсового инструктажа включаются следующие вопросы:

 

- протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опас-ных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;

 

- конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транс-портных средств;

 

- расположение на маршруте пунктов медицинской и техниче-ской помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций;

 

- условия работы водителя при увеличении интенсивности дви-жения транспортных и пешеходных потоков;

 

- особые меры по обеспечению безопасности движения в пери-од каникул учащихся;

 

- информация об изменениях в организации перевозок, об осо-бенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и


 


других искусственных сооружений, пользования паромными перепра-вами и наплавными мостами;

 

- меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов;

 

- действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по не зависящим от него причинам (при перевозки пассажиров по регулярным маршрутам);

 

- особенности посадки, высадки и перевозки лиц с ограничен-ными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функ-ций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, применительно к конкретному маршруту движения (при перевозке пассажиров);

 

- особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей);

 

- особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимо-действия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей).

Сезонный инструктаж проводится со всеми водителями два раза

в год - в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

 

В тематику сезонных инструктажей включаются вопросы, опре-деляющие особенности эксплуатации и управления транспортных средств в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связан-ные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных по-годных и дорожных условиях.

 

Специальный инструктаж проводится со всеми водителями при не-обходимости срочного доведения до них информации в случаях:

 

- вступления в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей;

 

- изменения маршрута движения и условий движения, влияю-щих на безопасность дорожного движения;

 

- получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;

 

- совершения и (или) угрозы совершения террористических актов. При проведении инструктажа дается оценка сложившейся ситуа-

 

ции и порядок необходимых действий водителя.

Проведение инструктажей является обязательным требованием! Субъекту транспортной деятельности запрещается допускать водите-лей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей.

 

Для правильной организации и проведения инструктажей субъек-том транспортной деятельности разрабатываются соответствующие планово-распорядительные документы. Обычно к их числу относятся:


 


- приказ об организации инструктажей водителей. Этим прика-зом определяются общие цели проведения инструктажей, назначаются ответственные за проведение различных видов инструктажей, а также ответственный за организацию и контроль проведения инструктажей всех видов (обычно эта обязанность возлагается на должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения). Приказом утверждается также положение о проведении инструктажей

и программа проведения инструктажей;

- положение об организации инструктажей определяет виды ин-структажей, обозначает их цели и содержание инструктажей различ-ных видов, периодичность и порядок их проведения, нормативные до-кументы (правила, инструкции и т.п.), используемые при проведении инструктажей. Положением определяется также порядок контроля периодичности и качества проведения инструктажей, а также порядок документального учета проведения инструктажей;

 

- программа проведения инструктажей (могут разрабатываться отдельные программы для разных видов инструктажей). Программа определяет основные вопросы, освещаемые в ходе инструктажа, ис-пользуемые при этом положения нормативных правовых актов, ин-струкций и других документов, а также время, отводимое на инструк-таж по каждому вопросу;

 

- журналы регистрации инструктажей, в которых фиксируется вид инструктажа, дата его проведения, а также фамилии имена, от-чества и должности лиц, проходивших и проводивших инструктаж. Журнал регистрации инструктажей может быть единым (для неболь-шой организации) или вестись по каждому виду инструктажа и/или по каждому подразделению субъекта транспортной деятельности, где проводится инструктаж.

 

1.2.7. Обучение водителей.

ФЗ-БДД требует от субъектов транспортной деятельности созда-вать условия для повышения квалификации водителей.

 

В соответствии с ПОБ, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения с периодично-стью не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам

 

и программам ежегодных занятий с водителями.

 

Реализация этого положения проводится на основе разработан-ного Минтрансом России документа «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных ор-ганизаций» (РД-26127100-1070-01, далее – ПЗВ). Эта так называемая «двадцатичасовая программа» является в настоящее время методиче-


 


ской основой для проведения периодического обучения водителей и в транспортных предприятиях, и в специализированных организациях, осуществляющих подготовку водителей. Ею пользуется абсолютное большинство субъектов транспортной деятельности и учебных ор-ганизаций, несмотря на то, что подзаконный акт, которым она была введена в действие, был отменен9. Необходимо учитывать также, что конкретная транспортная организация имеет право увеличивать объем часов или корректировать программу обучения в соответствии с осо-бенностями выполняемых перевозок.

 

В крупных транспортных организациях обучение по двадцатичасо-вой программе организуется на месте, для чего привлекаются специа-листы по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспорт-ных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, ме-дицинские работники, а также, по необходимости, специалисты дру-гих организаций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: