Обеспечение безопасности при организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом.




3.2.1. Общие положения.

 

Опасные грузы – это любые вещества, материалы, изделия или от-ходы, которые в силу присущих им свойств могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружа-ющей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

 

Доля опасных грузов в мировом грузообороте в настоящее время до-стигает, согласно данным ООН, почти 50%. В основном, это нефть и продукты ее переработки. К опасным грузам относятся также взрывча-тые, легковоспламеняющиеся, токсичные, коррозионные, радиоактив-ные и другие вещества. Ужесточение экологических требований и появ-ление на рынке все новых веществ, обладающих опасными свойствами, влечет за собой постоянное расширение номенклатуры опасных грузов.

 

Проблема обеспечения безопасности при транспортировке опасных грузов носит глобальный характер и решается на международном уров-не. Нормативные правовые акты, регламентирующие перевозки опасных грузов, разрабатываются исходя из принципов международного одобре-ния соответствующих норм, их гармонизации с действующими между-народными соглашениями, экономической целесообразности устанав-ливаемых требований, нейтральности в отношении участников рынка, а также возможности применения на различных видах транспорта.

 

Методической основой для разработки соответствующих между-народных соглашений и национальных нормативных правовых актов является так называемая «Оранжевая книга ООН» - сборник типовых правил перевозки опасных грузов, разработанный Комитетом экспер-тов по перевозке опасных грузов Экономического и Социального Со-вета Организации Объединенных Наций. Этот документ устанавлива-ет классификацию опасных грузов и их перечень, общие положения по обеспечению безопасности, требования к подготовке персонала и ряд других положений.

 

Нормы «Оранжевой книги» применительно к отдельным видам транспорта конкретизируются в соответствующих международных соглашениях и в национальном законодательстве. Так, правила меж-дународных перевозок опасных грузов автомобильным транспортом устанавливаются Европейским соглашением о международной до-рожной перевозке опасных грузов – ДОПОГ.

 

Номенклатура опасных грузов насчитывает не менее четырех ты-сяч наименований, а их объем перевозок на автомобильном транспорте России составляет примерно 400 млн. т в год. На выполнении перевоз-


 


ок опасных грузов занято не менее 200 тысяч водителей, а также зна-чительное количество иных работников, обеспечивающих безопасное выполнение перевозок. Поэтому обеспечение безопасности при пере-возках опасных грузов (далее – ОГ) является важной проблемой для автомобильного транспорта и отраслей, которые им обслуживаются.

Различают следующие способы перевозки опасных грузов:

 

а) в упаковках – перевозка опасных грузов в упаковках, включая контейнеры средней грузоподъемности для массовых грузов и круп-ногабаритную тару;

 

б) в цистернах – перевозка жидких, порошкообразных, гранули-рованных или газообразных опасных грузов в автоцистернах, съем-ных цистернах, контейнерах-цистернах, транспортных средствах-ба-тареях12, вакуумных цистернах для отходов, переносных цистернах и многоэлементных газовых контейнерах;

 

в) навалом (насыпью) – перевозка неупакованных твердых ве-ществ и изделий в транспортных средствах или контейнерах.

 

Перевозки опасных грузов являются специфическим видом транс-портной деятельности. Их осуществление предполагает использова-ние специально оборудованных транспортных средств, а также знание персоналом компании-оператора классификации опасных грузов, мер предосторожности при их хранении, погрузке и выгрузке, перевозке, требований к маркировке грузов, правил поведения при авариях и про-исшествиях.

 

3.2.2. Нормативная правовая база, регламентирующая перевозки опасных грузов.

 

Как уже отмечалось, основным документом, в котором обобщен значительный опыт обеспечения безопасности при перевозках ОГ в ряде стран, является Европейское соглашение о международной до-рожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

 

Российская Федерация присоединилась к этому Соглашению в 1994 году, что позволило реализовать установленные ДОПОГ пред-писания при осуществлении перевозок опасных грузов в международ-ном автомобильном сообщении.

 

В 2011 году с принятием ППГ требования указанного Соглашения были распространены на все перевозки опасных грузов внутри стра-ны, включая в городском, пригородном и междугородном сообщении.

 

12 Транспортное средство-батарея: специализированное транспортное средство со стационарно установленным комплектом элементов, соединенных между собой кол-лектором. Элементами транспортного средства-батареи считаются баллоны, трубки, связки баллонов, барабаны под давлением, а также цистерны, предназначенные для перевозки газов 2-го класса, вместимостью более 0,45 м3 (450 л).


 


В соответствии с п. 3 ППГ, «Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и B Европейского соглашения о международной до-рожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами (т.е. ППГ)».

 

Поскольку ППГ распространяются на перевозки, связанные с пре-доставлением транспортных услуг третьим лицам, то и нормы ДОПОГ распространяются только на перевозки опасных грузов, выполняемые в рамках предоставления транспортных услуг.

 

В отношении транспортировки опасных грузов для собственных нужд продолжают применяться Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (Утв. Приказом Минтранса России от 08.08.1995г. № 73, далее - ПОГАТ).

 

3.2.3. Основные сведения об опасных грузах.

Все опасные вещества, подпадающие под действие правил ООН, относятся к одному из девяти классов в зависимости от вида опас-ности. Некоторые из этих классов подразделяются, в свою очередь, на подклассы (см. табл. 3.2). Каждое из веществ, относящихся к кате-гории опасных грузов, имеет единое международное название и уни-кальный четырехзначный номер (так называемый «номер ООН»).

 

Правилами перевозки опасных грузов предусмотрена обязательная их маркировка и включение соответствующей информации в транс-портные документы. Это делается для того, чтобы все лица, которые в процессе транспортировки могут так или иначе иметь дело с опасны-ми грузами, были уведомлены об их потенциальной опасности. Знаки опасности в случае аварии позволяют сотрудникам аварийно-спаса-тельных служб, обученным использованию кодированной информа-ции, быстро и с большого расстояния определить виды и степень опас-ности груза и принять эффективные и адекватные меры.

 

Таблица 3.2

Классы опасных грузов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: