Характеристика развивающей предметно-пространственной среды




Критерий Характеристика
    1. Насыщенность Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Оснащение образовательного пространства обеспечивает: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; - возможность самовыражения детей; Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
  2.Трансформируемость Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей
  3.Полифункциональность Полифункциональность материалов предполагает: - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, ширм, модулей и т.д.) - наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)
4. Вариативность Вариативность среды предполагает: - наличие в ДОУ различных пространств (для игры, конструирования, уединения и т.д.), а также разнообразных материалов и игрового оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
5. Доступность Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников, где осуществляется образовательная деятельность; - свободный доступ детей к играм, игровому оборудованию и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования
6. Безопасность Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования

Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.

Все предназначенное для детей в группе находится в мини-центрах:

· Речевой мини-центр

· Мини-центр безопасности

· Мини-центр экспериментирования

· Познавательный мини-центр

· Физкультурный мини-центр

· Мини-центр творчества

· Игровой мини-центр

· Региональный мини-центр

· Мини-центр музыкально-театрализованной деятельности и др.

Количество и организация мини-центров варьируются в зависимости от условий группового помещения и возраста детей.

Материалы в мини-центрах располагаются в соответствии с тематическим принципом, а также по принципу доступности, что предполагает свободный доступ детей к играм, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности в течение дня.

Сменяемость материалов осуществляется по мере необходимости и в соответствии с изучаемой темой, с целью стимулирования познавательной и игровой активности детей.

Насыщенность среды представлена достаточным количеством разнообразных материалов, что способствует развитию игровой, познавательной и творческой активности дошкольников, а также организации исследовательской и экспериментальной деятельности

Насыщенность среды подробно представлена в Паспорте группы №3

3.5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной Программы дошкольного образования.

Освоение основной общеобразовательной Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Оценка индивидуального развития детей проводится педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.

В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного возраста. Для построения развивающего образования система мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка учитывает необходимость организации образовательной работы в зоне ближайшего развития. Поэтому диапазон оценки выделенных показателей определяется уровнем развития интегральной характеристики – от возможностей, которые еще не доступны ребенку, до способности проявлять характеристики в самостоятельной деятельности и поведении.

Общая картина по группе позволяет выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагогических работников и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Данные мониторинга отражают динамику становления основных (ключевых) характеристик, которые развиваются у детей на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, дается общая психолого-педагогическая оценка успешности образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделяются направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период адаптации к новым условиям развития на следующем уровне образования.

Оценка индивидуального развития детей связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в основе их дальнейшего планирования.

Основным механизмом оценки является фиксация показателей развития воспитанника, посредством наблюдения

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

· не сформирован;

· находится в стадии формирования;

· сформирован.

Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих образовательных задач:

· индивидуализация образования

· оптимизация работы с группой.

Результаты оценки используются руководителей ДОУ для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности педагогических действий и их дальнейшего планирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: