Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой. | Основным средством выступает устное или печатное слово: фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.);скороговорки, загадки и др. |
Методы практического обучения: • упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые); • приучение; • технические и творческие действия | Основные средства: скороговорки, стихотворения; музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации; дидактические, музыкально-дидактические и подвижные игры; различный материал для продуктивной и творческой деятельности. |
Методы эстетического восприятия: • побуждение к самостоятельному творчеству (описанию, словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.); • побуждение к сопереживанию; • культурный пример; • драматизация. | Средства: - разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (в том числе и этнического) - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины, музыкальные произведения и другие; - личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения; - эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров) |
Проектный метод: • выбор темы для более глубокого изучения и вместе с детьми составить план предстоящей познавательной деятельности • Планирование проектов •Реализация проектов • Презентация проекта | Средства: различный энциклопедии для детей; библиотечный материал; интернет- ресурсы. |
Методы проблемного обучения • проблемная ситуация; • познавательное проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм решения); • диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения | Средства проблемного обучения: рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал, различные приборы и механизмы (компас, барометр, колбы, и т. д.); оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами материалов, явлениями; технические |
|
данной проблемы); • метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного вывода или решения проблемы); • экспериментирование, эвристический или частично-поисковый метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента); • прогнозирование (потенциально-реальной ситуации, фантазийных ситуаций, нелепиц); • метод интеллектуального штурма (как можно больше ответов к вопросу/проблеме, даже супер фантастических) | средства обучения (интерактивная доска, мультимедийное оборудование и др.). |
Методы поддержки эмоциональной активности • игровые и воображаемые ситуации; • похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог, как утешение); • придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.; | Средства поддержки эмоциональной активности: картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного |
• игры-драматизации; • сюрпризные моменты, забавы, фокусы; • элементы творчества и новизны; • юмор и шутки. | материала, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др., инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья; юморески, комиксы и др. |
|
В дошкольном учреждении используются следующие виды современных
образовательных технологий:
Образовательная технология «Ситуация» Зная целостную структуру технологии «Ситуация», воспитатель может использовать её отдельные компоненты в возникновения естественных ситуаций затруднения: например, ребенок не может сам надеть ботинки, у него сломался карандаш, он нечаянно уронил горшок с цветком и пр. В ситуации могут участвовать как один ребенок, так и дети всей группы или подгруппы, либо дети из разных групп, дети разных возрастов, чтобы они могли
учиться друг у друга. Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др
|
Суть образовательной технологии «Ситуация» заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии - «Ситуация», т.к. в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня Технология положена в основу специально моделируемых взрослым ситуаций сходной структуры:
· введение в ситуацию;
· актуализация знаний и умений детей;
· затруднение в ситуации;
· «открытие» ребёнком нового знания (способа действия);
· включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребёнка;
· осмысление ситуации
Игровые технологии, существенный признак которых, четко поставленная
цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Технологии проектной деятельности направленные на развитие творческих способностей, самостоятельности в поиске информации, формирование
социально-коммуникативных навыков и установок толерантного общения детей со сверстниками и взрослыми в ходе проектов.
Этапы в развитии проектной деятельности:
1. Подражателъско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми
трех с половиной - пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «из вторых
ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем
подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка: в этом возрасте
еще сильна как потребность установить и сохранить положительное отношение к
взрослому, так и подражательность
2. Общеразвивающий он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют
опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия,
оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с
просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У
детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно
объективно оценивать как собственные поступки так и поступки сверстников. В
этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать
необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только
проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и
самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих,
исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.
3. Т ворческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на
этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать
условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания
предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности
организовать ее последовательность.
Технологии исследовательской деятельности Этапы становления исследовательской деятельности:
- ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);
- проблематизация (определение способов и средств проведения распределение);
- планирование (формулировка последовательных задач исследования распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);
- эмпирия (сбор эмпирического материала, постановка и проведение исследования,
первичная систематизация полученных данных);
- анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);
выдающихся ученых, с историей великих открытий
Информационно-коммуникативные технологии направленные на формирование
готовности к осуществлению деятельности, основанной на использовании компьютера как одного из средств познания, решения разного рода задач из различных образовательных областей. В образовательном процессе применяются
такие средства информационно-коммуникационных технологий, как использование
мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
Здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление здоровья
детей. Использование развивающих технологий позволяет повысить уровень
развития творческих способностей ребёнка, научить способам обработки
информации, способствует развитию познавательной активности и инициативы Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы должны обеспечивать активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно- развивающий характер взаимодействия и общения и др.
Культурные практики Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
Музыкально-театральная и литературная гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте).
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Региональный компонент
Реализация принципа культуросообразности обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). В нашем дошкольном учреждении педагоги используют рабочую программу по ознакомлению дошкольников с Родным краем.
Паспорт программы
Цель программы: воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем.
Задачи программы:
1. Развивать у старших дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2. Обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине.
3. Поддерживать познавательный интерес к окружающему миру взрослых. Знакомить детей с традициями и обычаями нашего народа, народными промыслами.
4. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному городу. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
6. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
7. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.
Участники программы
Воспитанники, воспитатели, родители, работники краеведческого музея и музея ЦДО
Принципы реализации
· Принцип энциклопедичности;
· краеведческий (региональный) принцип;
· принцип интеграции;
· культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры;
· тематический принцип;
· принцип наглядности.
Ожидаемые результаты
· Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям
· Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу, краю
· Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков.
· Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни родного города.
· Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине.
Компоненты духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на примере истории, быта и культуры малой родины: города Вологда активно включаются во все виды деятельности с детьми и взрослыми:
- в непрерывную непосредственно образовательную деятельность; - в совместную деятельность педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка; - в самостоятельную деятельность детей; - в совместную деятельность с родителями воспитанников» - в работу с социумом.
Примерное содержание регионального компонента по образовательным областям