РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Раздел I. Социальная психология как наука
Тема 1.1. Предмет, задачи и методы социальной психологии
Цель: сформировать целостное представление у студентов о социальной психологии как науке.
Виды деятельности:
Для овладения знаниями:
разбор основных понятий и положений социальной психологии:
социальная психология;
предмет, задачи социальной психологии;
основные разделы социальной психологии;
методы воздействия, исследования, контроля;
составление словаря психологических терминов по теме:
психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, интеракционизм.
Для закрепления и систематизации знаний: работа с дополнительной литературой
сравнительный анализ основных и специальных методов социальной психологии
Формы отчета:
Терминологический словарь
Конспект
Заполненная таблица
Тема 1.2. Становление и развитие социальной психологии
Цель: сформировать целостное представление у студентов об истории становления и развития социальной психологии.
Виды деятельности:
Для закрепления и систематизации знаний:
Работа с основной и дополнительной литературой
Работа в библиотеке: используя книжный каталог и психологические журналы составить список литературы по теме «История социальной психологии»
Подготовить доклад – сообщение по историческим периодам становления социальной психологии
Возможные темы докладов – сообщений:
«Донаучный этап становления социальной психологии»,
«Научный этап становления социальной психологии»,
«Вклад различных направлений социальной психологии (бихевиоризма, психоанализа, интеракционизма, когнитивизма) в становление социальной психологии»,
«Вклад отечественных психологов в становление и развитие социальной психологии»
Проанализировав литературу по истории социальной психологии заполнить таблицу:
№ п/п Основные течения психологии начала 20в. Представители Вклад в становление социальной психологии Методы исследо-вания
1 2 3 4 5
Заполнение теста-опросника №1 по разделу «Социальная психология как наука»
(см. тесты по разделам)
Формы отчета:
Выступление на семинарском занятии
Реферат
Заполненная таблица
Тест-опрос
Раздел II Типология и социально-психологические характеристики личности
Тема 2.2. Социализация и развитие личности
Цель: сформировать у студентов представление о социализации личности.
Виды деятельности:
Для закрепления и систематизации знаний:
Работа со словарем: выбрать основные понятия по теме и дать им определение
В учебной литературе выбрать и дать краткую характеристику теориям социализации и развития личности
Написать рефераты по теме «Социализация личности». Возможные темы рефератов:
«Проблема социализации личности»,
«Механизмы социализации»,
«Мезофакторы социализации», «Микрофакторы социализации»,
«Макрофакторы социализации» и т. д.
Формы отчета:
Терминологический словарь
Реферат
Выступление на семинарском занятии
Тема 2.3. Межличностные отношения
Цель: познакомить студентов с возможностями построения межличностных взаимоотношений.
Виды деятельности:
Проведите наблюдение за общением и межличностными взаимоотношениями людей в различных житейских ситуациях и определите, какими коммуникативными средствами они пользуются, как и какие цели, на ваш взгляд, они преследуют. Попробуйте определить соответствие выбранных человеком коммуникативных средств поставленной цели общения.
Упражнение: отключите звук у телевизора и, наблюдая за жестами, мимикой, пантомимикой выступающего попробуйте определить, о чем он говорит. Затем включите звук и проверьте свои наблюдения.
Упражнение: когда находитесь в общественных местах, например в транспорте, выберите одного человека и незаметно понаблюдайте за ним. Определите, какое у него настроение, что он переживает. Попробуйте представить себе, как выглядит этот человек, когда он улыбается, грустит, гневается и т.д.
Подобрать комплекс диагностических методик на определение уровня межличностных взаимоотношений
Подобрать, используя психологическую литературу, ряд игр и упражнений на развитие умения строить межличностные взаимоотношения
Заполнение теста-опросника №2 по разделу «Типология и социально-психологические характеристики личности» (см. тесты по разделам)
Формы отчета:
Диагностическое портфолио
Тест-опрос
Раздел III. Психология общения
Тема 3.1. Психологическое общение, его содержание, цели и средства
Цель: познакомить студентов с разными видами общения, его функциями и структурой.
Виды деятельности:
Работа со словарем: найти в словаре и выписать определение основных понятий по изучаемой теме
Составить кроссворд по теме «Общение», используя основные понятия
Подобрать психологические тесты по теме «Общение» и провести самодиагностику
Написать реферат по теме «Общение». Возможные темы рефератов: «Процесс общения», «Коммуникативная сторона общения», «Жесты и их многообразие», «Роль мимики в процессе общения», «Барьеры общения» и т.д.
Формы отчета:
Терминологический словарь
Кроссворд
Диагностическое портфолио
Реферат
Выступление на семинарском занятии
Тема 3.2. Техника и приемы организации коммуникаций
Цель: познакомить студентов с различными техниками и приемами организации эффективных коммуникаций.
Виды деятельности:
Для закрепления и систематизации знаний:
Работа с дополнительной литературой
Написание мини-сочинения «Значение общения в моей жизни»
Подготовить сообщения на тему «Эффективное общение»
Заполнение теста-опросника №3 по разделу «Психология общения»
(см. тесты по разделам)
Формы отчета:
Выступление на семинарском занятии
Мини-сочинение
Реферативное сообщение
Тест-опрос
Раздел IV. Группа как социально-психологический феномен
Тема 4.1. Понятие, виды, структура группы
Цель: сформировать представление у студентов о малой группе, ее видах и структуре.
Виды деятельности:
Для овладения знаниями:
Разбор основных понятий и терминов по теме:
малая группа, большая группа;
формальная, неформальная группа;
референтная группа, нереферентная группа;
лабораторная группа;
корпорации, коллектив
Прочитать и составить конспекты основной и дополнительной литературы к теме семинарского занятия «Формирование и развитие малых групп»
Составить доклады – сообщения
Составить вопросы для обсуждения на занятии
Заполнение теста-опросника №4 по разделу «Группа как социально-психологический феномен» (см. тесты по разделам)
Для формирования умений:
Подобрать 2-3 теста на изучение группы и провести их в любой группе
Провести анализ результатов тестирования
Провести социометрию в группе, составить социоматрицу и таблицу распределения социальных ролей в группе. Определить взаимные выборы в группе
Формы отчета:
Терминологический словарь
Конспект
Диагностическое портфолио
Тема 4.2. Проблема эффективности групповой деятельности
Цель: познакомить с критериями эффективности деятельности педагогического и ученических коллективов.
Виды деятельности:
Для закрепления и систематизации знаний:
работа с дополнительной литературой
составление алгоритма сплочения группы как коллектива;
заполнение теста-опросника №5 по разделу «Феноменология малых групп» (см. тесты по разделам)
Для формирования умений:
подобрать методический комплекс игр на сплочение.
Формы отчета:
Выступление на семинарском занятии
Алгоритм
Портфолио с играми
Раздел V. Конфликт и способы его разрешения
Тема 5.1. Конфликт и способы его разрешения
Цель: дать представление о конфликте и возможных выходах из него.
Виды деятельности:
Для закрепления и систематизации знаний:
Работа со словарем: используя конспекты и учебную литературу выбрать основные понятия по данной теме и в словаре найти их определение
Используя лекции или учебную литературу составить опорные конспекты или планы – конспекты по теме с выделением основных разделов и рассмотрением основных вопросов
Подобрать для обсуждения на занятии ряд конфликтных ситуаций
На примере, какой – либо конфликтной ситуации, рассмотреть варианты исхода конфликта, используя разные способы выхода из конфликта
Заполнение теста-опросника №6 по разделу «Конфликт и способы его разрешения.» (см. тесты по разделам)
Для формирования умений:
Провести тест К. Томаса «Как ты поступаешь в конфликтной ситуации»
По результатам исследования выявить наиболее характерные способы выхода их конфликтов в данной группе.
Понаблюдать за поведением людей в конфликте и определить наиболее конструктивные выходы из него.
Формы отчета:
Терминологический словарь
План-конспект
Портфолио
Раздел VII. Мотивы трудовой деятельности.
Тема 7.1. Психология профессий
Цель: Сформировать представление у студентов о мотивации, профессиональной мотивации
Виды деятельности:
Для закрепления и систематизации знаний:
Работа со словарем: выписать основные понятия, дать им краткую характеристику
Используя основную литературу и дополнительные источники определить влияние условий труда на динамику структуры мотивов, а также психологические факторы управления профессиональной мотивацией
Для формирования умений:
Подобрать психологические тесты на профессиональное самоопределение.
|
|
|
РЕИТИНГ-ПЛАН дисциплины
«Социальная психология»
Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление курс 1, семестр 2 2015/2016 уч.год
Виды учебной деятельности студентов | Балл за конкретное задание | Число заданий за семестр | Баллы | |
Минимальный | Максимальный | |||
Модуль 1. | ||||
Текущий контроль | ||||
1. Аудиторная работа | ||||
2. Тестовый контроль | ||||
Рубежный контроль | ||||
1. Письменная контрольная работа | ||||
Модуль 2. | ||||
Текущий контроль | ||||
1. Аудиторная работа | ||||
2. Тестовый контроль | ||||
Рубежный контроль | ||||
1. Письменная контрольная работа | ||||
Поощрительные баллы | ||||
1. Публикация статей | ||||
2. Участие в конференциях | ||||
Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов) | ||||
1. Посещение лекционных занятий | -6 | |||
2. Посещение практических (семинарских, лабораторных занятий) | -10 | |||
Итоговый контроль | ||||
ЗАЧЕТ | - | |||
ВСЕГО: | 100 (включая 10 поощрительных баллов) |